Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
условиях нагрузка от экранной системы передается пре имущественно верхней части каркаса.
У прямоточных котлов трубные панели НРЧ, СРЧ и ВРЧ опираются на каркас раздельно, вследствие чего значительная часть нагрузки от их веса передается на среднюю и нижнюю части каркаса. Это позволяет об легчать конструкцию верхней части отдельных колонн
(рис. 14-1).
На рис. 14-2,а схематически в увеличенном виде по казано, как под действием нагрузки прогибаются верх няя балка и колонны каркаса котла с естественной цир-
а) 6) В) г)
Рис. 14-2. Схема прогиба элементов каркаса котла под действием
различных видов |
нагрузки. |
|
|
|
а — прогиб от |
веса |
висящих на каркасе частей котла; б |
— прогиб от нагрева |
|
ния каркаса; |
в — опрокидывание |
каркаса; г — усиление |
каркаса горизонталь |
|
ными балками |
и диагональными |
связями. |
|
куляцией воды. Такой прогиб предотвращают установкой горизонтальных промежуточных балок и ферм.
Вторым видом нагрузки на каркас являются напря жения, возникающие при его собственном неравномер ном расширении от нагревания. Наибольшие перемеще ния происходят в верхней части котла (рис. 14-2,6), но могут стать опасными только в редких случаях при по вреждении обмуровки и чрезмерном нагреве несущих на грузку элементов каркаса. При обнаружении такого опа сного нагрева следует аварийно остановить котел.
Третьим видом нагрузки являются усилия опрокиды вания каркаса (рис. 14-2,в). Возможность опрокидыва ния предотвращается в современных котлах диагональ ными связями между колоннами.
246
Наибольшие опрокидывающие усилия возникают в каркасе котла во время землетрясения. В местности, где бывают землетрясения, должны устанавливаться кот лы с более прочным каркасом. Иногда жестко связыва ют каркасы рядом стоящих котлов.
Четвертым видом нагрузки, которой изредка подвер гается каркас, является кратковременное воздействие сил при взрыве в топке или газоходах. Такие взрывы, очень опасные для людей, возникали в редких случаях явного нарушения правил эксплуатации котла. На сопротивле ние взрывам ни каркас, ни обмуровка не могут быть рассчитаны, и их повреждение при взрыве может быть очень велико.
Котел ТП-10 производительностью 220 т/ч работал при нагрузке 170 т/ч на пыли карагандинского каменного угля при подсвечивании факела мазутом. После переключения подачи мазута от одного бака на другой вместе с ним стало подаваться большое количество воды, из-за чего вскоре произошел обрыв пылеугольного факела. Маши нист, не вентилируя топку, снова зажег мазут. Произошел сильный «хлопок» в топочной камере, чему не придали должного значения. Была включена подача угольной пыли, но при поступлении в топку большого количества воды факел вскоре снова погас. Вахтенные работники не стали выявлять причину плохого горения топлива и, в частности, не обратили внимания на характерный треск при горе нии смешанного с водой мазута. Без вентиляции топки была сделана еще одна попытка зажечь мазут, но тогда произошел сильный взрыв, после которого пришлось заменить отдельные детали каркаса и большую часть обмуровки топочной камеры.
Прочность и устойчивость каркаса значительно воз растают благодаря тому, что все диагональные связи и большинство горизонтальных балок жестко приварены к колоннам. Свободно опираются на каркас и прикреп лены к нему болтами, проходящими через удлиненные отверстия, лишь те балки, которые могут при тепловом расширении или изгибе создавать большие дополнитель ные напряжения в колоннах.
Жесткость каркаса увеличивается дополнительно бла годаря тому, что нижние концы колонн закреплены
вфундаменте котла и забетонированы.
Скаркасом котла жестко связаны помосты для его обслуживания и лестницы. Помосты приваривают к кар касу, и они увеличивают его жесткость. Размеры помо стов и лестниц, угол наклона последних и их другие конструктивные особенности регламентируются правила
ми Госгортехнадзора. |
начали |
внедрять |
щ и т о в ы е кар |
В последние годы |
|||
касы. Над полом зольного |
помещения |
устанавливают |
247
постамент, доходящий по высоте до поверхностей нагре ва, т. е. до пода топочной камеры и до газохода эконо майзера или воздухоподогревателя. На этот постамент устанавливают вертикальные обшивочные щиты с рамой из швеллера или двутавра большого профиля. К щитам прикрепляют поверхности нагрева и обмуровку. Верхние ряды обшивочных щитов опираются на щиты, располо женные под ними. На щиты верхнего ряда устанавлива ют горизонтальные потолочные балки.
Каркас этого типа целесообразен только для прямо точных котлов, где отдельные трубные панели радиаци онной части крепятся .к расположенным за ними обши вочным щитам, а не висят на потолочном перекрытии, как у котлов барабанного типа.
Обшивочные щиты приходится делать более прочны ми, чем в обычном каркасе. Поэтому отказ от примене ния колонн дает лишь сравнительно небольшую (около 5—7%) экономию металла. Но и это обеспечивает у од нокорпусных котлов сверхкритического давления ТПП-312 производительностью 1 000 т/ч экономию около 100 т стали на каждый котельный агрегат. Более зна чительным преимуществом щитового каркаса считают сокращение объема и стоимости работ по монтажу кот лов на электростанциях.
14-2. Обмуровка котлов
Конструкция обмуровки. Обмуровка стен, пода и по толка топочной камеры и газоходов препятствует пере даче тепла из котла окружающему воздуху.
У котлов большой производительности, не имеющих цельносварных трубных панелей, обмуровка состоит обычно из обращенного внутрь топки или газохода огне
упорного слоя и из следующих |
за ним |
изоляционнного |
и наружного уплотнительного |
слоев. |
Наружный слой |
у большинства котлов представляет собой стальную об шивку, но применяют и газонепроницаемые уплотнитель ные обмазки. Обмуровка должна быть огнеупорной, ме ханически прочной, достаточно плотной, обладать высо кими теплоизоляционными свойствами и хорошо сопро тивляться воздействию золы и шлака.
Толщину отдельных слоев обмуровки выбирают та кой, чтобы расчетная температура обращенной к газам поверхности каждого слоя не превышала наибольшего
248
допустимого значения (для асбестового картона и вермИ'кулитовых плит 600 °С, совелитовых плит 450 °С и т. д .). Температура наружной поверхности обмуровки не долж на превышать температуру наружного воздуха более чем на 30 °С.
Обычно наибольшую толщину имеет не обмуровка топки, защищенная экранными трубами от интенсивного нагревания, а обмуровка не защищенных трубами стен газоходов, где расположены ширмы и конвективные трубные пакеты пароперегревателя.
Рис. |
14-3. Узлы щитовой обмуровки котлов. |
|
|
|
|||||
а — узел |
сопряжения щитов обмуровки в углу топочной камеры (горизонталь |
||||||||
ный |
разрез); |
б — в — узлы |
сопряжения щитов |
на вертикальной |
стене |
топки; |
|||
г — щит |
из шамотобетона; |
д — узел обмуровки цельносварной |
трубной |
пане |
|||||
ли; |
/ — шамотобетон; |
2 — термоизоляционный |
бетон; 3 — совелитовые |
плиты; |
|||||
4 — стальная |
обшивка; |
5 — экранная труба; 6 — стальная арматура |
шамото |
||||||
бетонного |
щита 1 ; 7 — трубная панель; 8 — рама обшивочного щита |
каркаса; |
|||||||
9 — плита |
известково-кремнеземистой изоляции. |
|
|
|
|
В котлах старых типов огнеупорный слой обмуровки выложен вручную из шамотных кирпичей. В дальнейшем получила распространение щитовая обмуровка, у кото рой огнеупорной слой представляет собой комплект же лезобетонных щитов. Для их изготовления применяют шамотобетон и другие огнеупорные сорта бетона. С на ружной стороны к этим щитам присоединяют изоляци онные материалы. Обмуровку прикрепляют к рамам об шивочных щитов каркаса (рис. 14-3).
Между соседними бетонными щитами оставляют не большие зазоры для их свободного расширения при на гревании. В изоляционном слое зазоров не делают и теп ловое расширение происходит за счет уменьшения порис тости слоя.
По периметру шамотобенных щитов, где они соприка саются со стальной обшивкр.й, происходит повышенная
249
утечка тепла (рис. 14-3,0). Меньше тепла пропускает на ружу конструкция на рис. 14-3,6, но ее изготовление более сложно.
Для изготовления огнеупорного слоя обмуровки широко исполь зуется шамот, получаемый при длительном нагреве глины до 450—700 °С. В шамотобетонных плитах содержится 75—85% моло того и дробленного шамота. Остальная масса представляет собой цементную связку. Шамотобетон на глиноземистом цементе может работать при температуре до 1 200 °С на портландцементе — до
1000—1 100 °С.
Для изоляционного слоя обмуровки применяют теплоизоляцион ный бетон, который содержит 65—75% молотой горной породы — диатомита — и может работать при нагреве до 900 °С. Широко при меняемые совелитовые плиты изготовляют из смеси обработанного доломита и измельченного (распушенного) асбеста. Плиты толщиной 30—50 мм кладут обычно несколькими слоями.
У котлов с цельносварными трубными панелями от сутствует огнеупорный слой обмуровки. К трубам при легают плиты известковокремнеземистой изоляции (ИКИ) толщиной 105 мм, за которыми устанавливают совелитовые плиты или слой другого изоляционного ма
териала. Стальные листы наружной |
обшивки |
имеют |
в местах -сопряжения изогнутую форму, |
обеспечивающую |
|
герметичность при тепловом удлинении |
панелей |
(рис. 14-3,6). Обшивку прикрепляют -к панелям шпиль ками, приваренными к перемычкам между трубами.
Водяной затвор. Во многих барабанных котлах обму ровку пода или холодной воронки прикрепляют к экран ным трубам, а обмуровку вертикальных стен топки дела ют независимой от труб и присоединенной к каркасу котла. При растопке котла экранные трубы удлиняются и висящая на них -обмуровка перемещается вниз. Щель между ней и обмуровкой вертикальных стен топки уп лотняют с помощью -гидравлического -затвора, пред ставляющего собой присоединенный к трубам длинный узкий сосуд с водой, в который опущен вертикальный стальной нож, присоединенный к неподвижной части обмуроки (рис. 14-4). Такой -затвор расположен по всему периметру топочной камеры. Вода в нем проточная, что предотвращает возможность ее закипания. Периодически сосуд с водой (ванна) должен очищаться от попадающих в него золы и сажи. Необходимо также, чтобы по всей длине ванны нож находился в воде и обеспечивалась плотность затвора.
Котлы ТП-13 производительностью 220 т/ч работали на кара гандинском каменном угле. В первые месяцы эксплуатации произо-
250
б)
Рис. 14-4. Водяной затвор в месте сопряжения щитовой обмуровки вертикальных стен топки и висящей на трубах обмуровки холодной воронки.
а — схема расположения затвора |
(перемещ ающ иеся при нагревании экранные |
|||||
трубы и связанные с ними конструкции показаны условным |
пунктиром); б — |
|||||
конструкция |
затвора; |
1 — нож; |
2 — ванна с |
водой; 3 — экранная |
труба; |
|
4 — огнеупорный бетон; |
5 — термоизоляционный |
бетон; 6 — совелитовые |
плиты; |
|||
7 — наружная |
стальная |
обшивка; |
8 — асбестовая прокладка; |
9 — угольник, з а |
||
щищающий |
водяную ванну от |
загрязнения; |
10 — водяной |
затвор шлаковой |
||
шахты. |
|
|
|
|
|
|
шло несколько разрывов наружных труб ширм вследствие чрезмер ного повышения температуры пара.
Водяной затвор боковых стен топки был расположен в трудно доступном месте, под помостом для обслуживания пылеугольных горелок, и на его неплотность не сразу обратили внимание. Времен ное возрастание температуры пара в ширмах прекратилось после того, как удлинили нож затвора, который на отдельных участках не доходил до уровня воды и не препятствовал присосу наружного воздуха в зону воспламенения угля.
Торкрет, Для защиты от излучения пламени и отмыва ния горячими газами барабанов котла, коллекторов, газовых коробов и других металлических поверхностей применяют плотную огнеупорную массу—торкрет. Огне упорную массу для придания ей прочности наносят на проволочную сетку, которая остается внутри торкрета на глубине 40—50 мм от поверхности, подлежащей тор кретированию.
251