Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще быстрее снижается прочность стали, если под действием высокой температуры ускоряется сфероидизация или иное изменение строения металла.

Тепловая усталость стали. Усталостью металла назы­

вают его разрушение в

результате длительной работы

с переменной нагрузкой. В колесах, валах машин и дру­

гих деталях появляются

трещины в местах, где при на­

грузке возникают наибольшие

напряжения (например,

в надрезах, острых выточках,

незакругленных гранях

и т. и.). Сначала появляются небольшие трещинки, но при каждом изменении нагрузки их края то расходятся, то смыкаются, и размеры трещин постепенно увеличива­ ются.

Усталостные трещины изредка возникают в турбинах, насосах и в вспомогательных механизмах котельного це­ ха. Но для самих котлов опасность представляет тепло­ вая усталость стали, возникающая при многократном быстром изменении ее температуры. При этом отдельные участки труб, 'барабанов и коллекторов оказываются бо­ лее нагретыми и стремятся расшириться, чему препятст­ вуют сопряженные с ними менее нагретые участки. На­ пример, при резком изменении температуры пара проис­ ходит расширение или сжатие соприкасающегося с ним слоя металла на внутренней поверхности коллектора па­ роперегревателя, но у основной массы металла этого коллектора температура изменяется не сразу. При этом во внутреннем слое металла на короткое время возника­ ет дополнительное напряжение, именуемое тепловым или термическим. Многократное быстрое нагревание или ох­ лаждение отдельных элементов котла сопровождается соответствующим многократным изменением таких на­ пряжений, в результате чего на поверхности стали появ­ ляются трещины.

При внедрении одной из конструкций пароохладителя (гл. 11) оказалось, что у котлов, установленных на ТЭЦ металлургических заводов, в пароохладителях появлялись трещины тепловой усталости после одного года эксплуатации. Но у таких же котлов, работавших на районных электростанциях, пароохладители работали без ремонта от трех до пяти лет. Объяснялось это тем, что на металлургических заводах в котлах сжигали излишек доменного газа, добавка кото­ рого в основное топливо приводит к значительному возрастанию температуры пара и соответствующему увеличению подачи в паро­ охладитель охлаждающей воды. Подача в котлы доменного газа периодически изменялась в больших пределах. Столь же резко изме­ нялась температура отдельных деталей пароохладителей (их трубных досок), которые с одной стороны омывались водой, а р другой сторо­ ны — паром.

46


У котлов районных электростанций колебания режима работы йароохладителей были гораздо меньшими.

Наиболее опасно резкое изменение температуры тол­ стостенных коллекторов и барабанов котла, в которых выравнивание температуры по толщине металла проис­ ходит медленнее, чем в тонкостенных трубах, вследствие чего в их стенках возникают более высокие напряжения. Отдельные режимы, связанные с быстрым нагреванием или охлаждением барабана и коллекторов, почти неиз­ бежны при различных затруднительных условиях, на­ пример в периоды аварийных остановок котла. Тем бо­ лее недопустимо неоправданное увеличение числа рез­ ких изменений температуры металла.

Котел ТП-85 производительностью 420 т/ч на 140 кгс/см2 работал на донецком каменном угле. Концы вертикальных змеевиков его па­ роперегревателя были приварены к коротким промежуточным шту­

церам, а те — к

горизонтальным сборным коллекторам.

После пяти

лет эксплуатации

2 из этих штуцеров оторвались от

коллектора,

а в 16 других штуцерах были обнаружены глубокие поперечные тре­ щины в непосредственной близости от сварных швов, соединявших их с коллекторами. Все повреждения были в средней части газохода, где змеевики пароперегревателя более всего нагреваются дымовыми газами.

При изучении причин аварии обратили внимание на то, что в пер­ вые годы эксплуатации котел работал с пониженной нагрузкой. В его топку через различные неплотности проходило большое количе­ ство наружного воздуха. Сгорание угля затягивалось, и языки пла­ мени систематически омывали отдельные змеевики пароперегревате­ ля. Произошло несколько аварийных разрывов этих змеевиков вслед­ ствие их чрезмерного нагрева.

В необогреваемые толстостенные коллекторы поступал пар из большого количества змеевиков, и температура стенок коллекторов была значительно ниже, чем температура пара в тех трубах, которые дополнительно обогревались языками пламени. Каждый раз, когда пламя достигало нескольких змеевиков, возникал большой перепад температур в зоне приварки к коллекторам промежуточных шту­ церов. В этой зоне появились трещины тепловой усталости, размеры которых постепенно увеличивались.

Наиболее опасна тепловая усталость аустенитной стали, в которой тепло передается примерно в 1,5 раза медленнее, чем в перлитной, вследствие чего выравни­ вание температуры продолжается большее время. В ча­ стности, опыт эксплуатации как отечественных, так и за­ рубежных электростанций свидетельствует о нежела­ тельности изготовления из аустенитной стали паропрово­ дов между котлом и турбиной, поскольку в толстостен­ ных трубах таких паропроводов почти всегда возникали трещины тепловой усталости.

47


Коррозия стали. Латинское слово к о р р о з и я означа­ ет разъедание. Примером коррозии металла является процесс ржавления стальных деталей. При этом проис­ ходит химическое соединение поверхностного слоя желе­ за с кислородом и водой и образуется лишенный проч­ ности слой ржавчины. По мере развития процесса кор­ розии прочность стальной детали постепенно уменьша­ ется.

В большинстве случаев процесс коррозии не ограни­ чивается химической реакцией поверхностного слоя ме­ талла с кислородом, серой или каким-либо иным веще­ ством. Обычно коррозия протекает в более сложных условиях. Известно, что сухая поверхность стальных де­ талей не ржавеет. На влажной же металлической по­ верхности могут оказаться участки, в которых начинают циркулировать слабые электрические токи. При этом одним из полюсов (анодом) становятся зерна самого металла, а другим полюсом (катодом)— всевозможные загрязнения и неметаллические включения в стали, а также находящиеся на ее поверхности ржавчина и окалина. Размеры элементарных анодов и катодов могут различаться во много раз.

Каждый из элементарных электрических токов обыч­ но очень слаб, и его действие сначала кажется ничтож­ ным. Но под действием такого тока происходит посте­ пенный перенос атомов металла от анода к катоду. По­ верхность стальных труб медленно, но непрерывно раз­ рушается.

Из физики известно, что электрические заряды кон­ центрируются преимущественно на различных острых углах, трещинах и других неровностях детали. В этих неровностях и особенно в трещинах коррозия металла протекает наиболее интенсивно.

Условия возникновения коррозии в отдельных эле­ ментах котлов описаны в § 10-6 и 12-4. В этой главе мы рассмотрим лишь с т о я н о ч н у ю коррозию, которая мо­ жет одновременно поражать разные элементы котельно­ го агрегата.

Стояночная коррозия. При наличии в энергетической системе достаточной мощности часть оборудования и прежде всего старые, менее экономичные котлы и турби­ ны периодически останавливают и оставляют в резерве. В нерабочем состоянии в поверхностном слое металла котлов иногда возникают различные химические процес-

48

еы, именуемые стояночной коррозией. Такая же корро­ зия может происходить и в периоды ремонта котлов.

Опасна не только стояночная коррозия самих котлов, но и коррозия при остановках оборудования во всем во­ дяном тракте электростанции — в подогревателях, тепло­ обменниках и т. д. После пуска в работу котла и турби­ ны возникшие в результате этой коррозии мельчайшие частицы окислов железа и меди вносятся в котлы, где, отлагаясь на внутренней поверхности труб, ухудшают условия передачи тепла. Было замечено, что такие ча­ стицы выпадают внутри труб преимущественно там, где передается максимальное количество тепла, т. е. в зоне «ядра» факела, где их отложение наиболее опасно.

Борьба со стояночной коррозией водяного тракта электростанции более всего затруднительна в прямоточ­ ных котлах, где очистка питательной воды должна про­ изводиться наиболее тщательно и недопустимо даже не­ большое ее загрязнение продуктами коррозии.

Стояночная коррозия наружной поверхности труб возникает иногда в случаях, когда очистка топки и газо­ ходов осуществляется путем их обмывки струей воды и когда после этой обмывки остаются неудаленными от­ дельные смоченные водой отложения золы и сажи. У кот­ лов, работающих на тощих углях и антраците, такие влажные отложения иногда оставались после водяной обмывки нижней части топки, в пространстве между трубами и обмуровкой. Смоченная водой зола, прилегая к трубам, способствовала очень быстрой их коррозии со стороны, обращенной к обмуровке.

Отдельные электростанции во избежание такой кор­ розии были вынуждены отказаться от обмывки экран­ ных труб струей воды и очищать эти трубы менее эффек­ тивными способами.

У других котлов влажная зола оставалась после во­ дяной обмывки между опорными конструкциями, под­ держивающими горизонтальные трубы. Коррозия этих труб возникала только между опорными стойками и име­ ла вид круглых или овальных язвин в металле.

3- 4. Консервация котлов

Различные мероприятия по предотвращению корро­ зии металла в период остановки котла (его консерва­ ция) осуществляются раздельно для наружной и вну­ тренней поверхностей труб.

4—

281

49



Для консервации наружной поверхности труб нужно следить за тем, чтобы после водной обмывки не остава­ лись не удаленными отложения влажной золы. При об­ наружении влаги, удаление которой затруднительно, ре­ комендуется установка перед трубами противней с не­ гашеной известью или другим поглощающим воду ве­ ществом.

Консервация внутренней поверхности труб, бараба­ нов и коллекторов котла достигается различными способами. Весьма эффективно введение в питательную воду перед остановкой котла либо аммиака, либо веще­ ства, по составу близкого аммиаку, но еще более хими­ чески активного и ядовитого — гидразина. Рекомендуют либо вводить аммиак на все время остановки котла, либо аммиак или гидразин для «выварки» работающего к-отла перед его остановкой для того, чтобы после его опорожнения остался препятствующий коррозии тонкий

защитный слой

на внутренней поверхности труб.

П а р о в а я

консервация остановленного котла за­

ключается в непрерывном поддержании в нем неболь­ шого избыточного давления. Для этого, например, кон­ сервируемый котел соединяют с деаэратором соседнего, работающего энергоблока. Предварительно проверяют отсутствие растворенного кислорода в котловой воде останавливаемого котла. Подача продувочной воды из соседнего котла не рекомендуется ввиду опасности за­

грязнения консервируемого котла шламом.

Если при консервации в зимнее время вода из котла не сливается, нужен контроль за температурой в нижней части котла во избежание замерзания воды. Иногда во избежание ее замерзания применяют с у х у ю консерва­ цию. После опорожнения и очистки котла устанавливают в барабане противни с поглощающим воду веществом.

Котел ТП-230-2 работал в первый период эксплуатации лишь около 4 суток в месяц с нагрузкой 30—40% от расчетной. Остальное время котел либо отключался без консервации, либо находился в го­ рячем резерве при 10 кгс/^м2, для чего в его топке периодически сжигался доменный газ, а питание водой производилось кратковре­ менно по 2—3 раза в смену.

В периоды сжигания топлива частично испарялась неподвижная вода в горизонтальных трубах экономайзера и внутри труб образо­ вывались паровые пузыри, заполнявшие все их сечение. Когда после этого котел включали в работу с низкой нагрузкой, то медленно

протекавшая

через

экономайзер вода не выдувала паровые пузыри

из

отдельных

труб.

Эти трубы с неподвижным паром нагревались

до

500—540 “С и начиналась интенсивная коррозия

их внутренней

поверхности.

После

непродолжительной работы к от рч

обычно оста-

50