Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
S(u)-10] |
л' |
\ |
|
м2/съ |
Ч' i |
Рис. 22. Функции спектральной плотности вертикальных ускоре ний машины и человека для трех реализаций:
------------ человек;------------- машина
Рис. 23. Функции спектральной плотности ускоре ний человека и машины:
1 — вертикальные; 2 — боковые; |
3 — продольные |
ускоре |
ния машины; 4 — вертикальные |
ускорения тела |
человека |
63
вляется движение машин. Поскольку при проектировании вне дорожных машин следует ориентироваться на такие условия, представляется необходимым иметь какие-либо количественные характеристики этих дорог. Такие характеристики могут послу жить исходными данными для проведения расчета.
Существующие нормы и правила СНиГ! Г1-Д-5—62 не пре дусматривают специальных количественных требований к ров ности микропрофиля даже для дорог автомобильного класса. Тем не менее, автомобилисты изучили микропрофили дорог до статочно хорошо [3, 18, 21, 25, 29, 35]. Обычно под микропро филем дороги понимают такой профиль идеализированной до роги, на котором характер колебаний машины не отличается от ее колебаний при движении по действительной дороге при про чих равных условиях.
Количественные характеристики микропрофиля опреде ляются путем экспериментальных замеров. Поэтому для нашего случая результаты, полученные на автомобильных дорогах, мо гут служить только критерием для сравнения. При этом аппара тура и методы получения и обработки результатов могут быть широко использованы.
Процесс получения статистических характеристик микропро филя можно разделить на два этапа: сбор исходных данных и их математическая обработка. Оба этапа весьма трудоемки и имеют некоторые особенности.
Методы замера неровностей микропрофиля различаются по способу получения (прямые и косвенные) и по способу фикса ции экспериментальных данных (непрерывные и дискретные).
При прямых методах непосредственно регистрируют высоту неровностей относительно какой-либо базовой прямой, прини маемой за начало отсчета. При косвенных методах воссоздают
искомый микропрофиль |
путем обратного |
преобразования |
по |
возмущенному движению некоторого колебательного звена. |
|
||
Прямые дискретные |
замеры являются |
наиболее простыми. |
|
Они осуществляются с помощью рейки и базовой прямой |
или |
||
I еодезическим способом. |
При этом необходимо выполнять |
два |
условия: удельное давление, оказываемое мерительной рейкой на грунт, не должно быть меньше удельного давления колеса машины на грунт; при выборе длины отрезка базовой прямой L, спрямляющей микропрофиль, общей длины обследуемой реали зации nL и минимальной длины шага дискретизации АI необхо
димо руководствоваться определенными |
правилами. |
Правиль |
|||
ный выбор этих параметров существенно определяет |
трудоем |
||||
кость работ, а также точность и достоверность |
получаемых ре |
||||
зультатов. |
замеров |
микропрофиля. |
Здесь |
||
На рис. 24 показана схема |
|||||
A iB i =A2B2— отрезки базовой |
прямой L, |
вдоль |
которой |
отно |
|
сительно принятой высоты h производятся замеры h i , |
h 2, |
..., h i |
|||
в точках 1\, 12, ..., /;. |
|
|
|
|
|
64
Рис. 24. Схема замеров микропрофиля
На рис. 25 изображены совместный график амплитудночастотной характеристики машины (на примере скрепера землевоза с ковшом емкостью 4 м3) и зависимость частоты возму щений от длины условных синусоидальных неровностей на различных скоростях движения машины. Амплитудно-частотные характеристики \ W(m)\ для других типов машин этого класса имеют аналогичный вид с изменением только области резонанс ных частот. (Для тяжелых машин она смещается в области
1,2—1,5 Гц).
График на рис. 25 полностью определяет вопрос, о значе ниях параметров L, nL, Д/. Из графика следует, что с точ ностью до 5% движение системы повторяет возмущающее воз действие при частоте последнего не более 0,5 Гц. Для области скоростей движения 1—10 м/с и средних значений высот про филя эта полоса частот соответствует длине неровностей, не пре вышающих 15—30 м, следовательно, неровности большей длины могут не учитываться. При малых скоростях движения неров ности длиной 0,2—0,3 м соответствуют возмущениям, лежащим в зарезонансной области, и, таким образом, не оказывают за метного влияния па колебания машины. Величина А/ = 0,3-у- -р-0,5 м соответствует средней длине площадки контакта шины с дорогой и. таким образом, эти частоты также «зарезаются» системой. Таким образом, значения L и Д/ можно считать опре деленными. Длину участка nL молено задать исходя из требо вания, что длина обрабатываемой реализации должна примерно в 10 раз превышать длину, соответствующую наименее низкой из фиксируемых частот. В нашем случае nL должно быть около
300 м.
Стремление механизировать процесс получения исходных данных, а также желание иметь непрерывный вид реализации объясняет появление таких приборов, как профилографы для автоматической записи. Наиболее совершенным из них является профиллограф, разработанный И. Н. Яценко, В. С. Шупляковым и др. [35]. Прибор работает по схеме непосредственного замера относительно неподвижной базовой линии. Он состоит
3 Зак. 673 |
65 |
из несущей фермы, определяющей базовую прямую, и собст венно прибора профилографа-регистратора, перемещающегося вдоль базовой прямой.
Базовая ферма представляет собой полуприцеп и букси руется автомобилем. Передний конец фермы снабжен сцепным устройством, задний опирается на одноосную тележку с управ ляемыми колесами. Регистраторвыполнен в виде специального щупа, который реагирует на не ровности при передвижении реги стратора относительно фермы.
Техническая производительность, прибора 50—80 м/ч. Прибор по зволяет подготовить данные для последующей статистической об работки на специализированном вычислительном устройстве (элек тронном анализаторе типа ЭАСП-С или приборе типа «Си луэт», позволяющем преобразо вывать график к виду, пригод ному для ввода в ЭЦВМ).
Известно большое количество профилографов, работающих по принципу косвенной записи сиг нала [18]. Наибольший интерес представляет прибор, созданный в МАДИ [3]. Система прибора включает в себя динамический преобразователь, блок магнитной записи, электронный блок вос произведения, пересчетиое уст ройство на базе аналоговой вы числительной машины и регист рирующий прибор. Динамический преобразователь представляет собой маятник, установленный на колесе с пневматической шиной.
Параметры прибора (колеса,, грузы, упругие и демпфирующие элементы) подобраны так, чтобы полоса пропускания частот
прибором была значительно шире полосы частот, воспринимае мых системой подвески исследуемых машин при движении в широком диапазоне скоростей. Результаты измерений обраба тываются в лабораторных условиях. Сигнал с магнитной ленты
с помощью блока воспроизведения усиливается и передается на пересчетиое устройство.
66
Описанный прибор пропускает частоты от 0,35 до 16 Гц и показывает сопоставимые статистические характеристики ми кропрофиля при различных скоростях буксирования за базо вым автомобилем. Скорость записи микропрофиля соответст вует скорости движения буксирующего автомобиля и состав ляет 30—60 км/ч. Следует отметить, что все известные приборы для регистрации микропрофилей разработаны в основном для автомобильных дорог.
Надежного прибора для фиксирования микропрофиля в ус ловиях бездорожья пока не создано. Еще не создан достаточно простой и универсальный прибор для оперативной количествен ной оценки ровности микропрофиля дороги. Указанные выше устройства являются скорее лабораторными установками. Все они после регистрации требуют длительной последующей про цедуры обработки данных. Поэтому экспериментальные дан ные, относящиеся к условиям тяжелого бездорожья, чаще всего получают при прямых геодезических обмерах. Основные извест ные статистические характеристики этих дорог сведены в табл. 4. 'Здесь же для сравнения и ориентировки приведены данные, характеризующие некоторые типы автомобильных дорог. Рас- -смотрение табл. 4 позволяет выявить определенные закономер ности. Так, переход от улучшенных автомобильных дорог к ус ловиям тяжелого бездорожья сопровождается постоянным уве личением среднеквадратичной высоты неровности от 0,8—1,2 до 9—11 см. В большинстве случаев автокорреляционная функция обычно хорошо аппроксимируется зависимостью вида
р(I) = ахе а‘ 11 1+ а2е |
”2111cosf>'l, |
а при известной скорости движения |
V, т. е. при l = v т, |
р (т) = a1e~“iT + а2е~а2Т cos рт.
В этом случае соответствующая функция спектра быть записана так:
S„ И = 2Dq |
сцоци |
а2 |
f |
а2и |
со2 4- (ацу)2 |
Т |
V |
(со + Р)2 + (а2у)2 |
_____ агУ_____ \ "
(и — Р)2 4- (а2у)2 j _
(111)
(112)
может
(113)
Периодическая составляющая вовсе не является обязатель ной особенностью микропрофиля, поэтому в большинстве слу
чаев |
представляется возможным принять «1 = 1 |
и a2= 0 и тем |
самым |
сильно упростить расчеты. Показатель |
экспоненты си |
изменяется в широких пределах (0,08—0,4). |
|
Наиболее существенной характеристикой микропрофиля яв ляется величина Dq (или соответственно aq). Опыт исследова ния дорог, характерных для движения тяжелых шарнирных ма-
3; 67
Т а б л и ц а 4
Статистические свойства некоторых автомобильных и временных дорог в условиях строительства
Источник
Пархиловский И. Г., Певзнер Я. М., Афанасьев В. Л.
Певзнер Я. М.
Яценко Н. Н. и др.
Замеры ВНИИСтройдормаша
|
Длина обсле |
Среднеквад |
|
Дорога |
ратичная вы |
||
дованного участ |
|||
|
ка в м |
сота неров |
|
|
ности в см |
||
|
|
Асфальтовая хорошего |
Десятки |
0,8—1,26 |
качества |
километров |
|
Цементно-бетонная |
900 |
0,5—1,24 |
Разбитый булыжник |
900 |
2 ,5 -3 ,2 8 |
Булыжник удовлетво |
3200 |
1,35—2,29 |
рительного качества |
|
|
Грунтовая |
500 |
6,34 |
Скреперная, периодичес |
350 |
4,15 |
ки планируемая грей |
200 |
5,2 |
дером |
|
|
|
350 |
5,6 |
Аппроксимирующее выражение нормированной корреляционной функции
р(/) = 0,85е~°'2|/| -{-
+0,15е 0’151,1 cos 0,6/
р(/) = е - ° '15|,1
р(/) = е—*М5]Л
р(/) = О .бе-0’08!'1+
+0,4е- 0 , I5^ cos 0,125/
р(/) = е- 0 , 111/1
р(/) = е~0' 16|/1
Сведения о
взаимокорреляции пра вой и левой колеи
Неизвестно
«
«
«
Связь
отсутствует
То же
Источник
Замеры
ВНИИСтройдормаша
|
Дорога |
Длина обсле |
|
дованного участ |
|
|
|
ка в м |
Скреперная, периодичес |
200 |
|
ки планируемая грей |
|
|
|
дером |
|
Тяжелая |
разбитая колея, |
200 |
не |
улучшаемая |
|
грейдером |
|
|
Тяжелая разбитая |
2 (1900+350) |
|
проселочная |
|
Продолжение табл. 4
Среднеквад ратичная вы сота неров ности в см
7,4
8,7
9—11
Аппроксимирующее выражение нормированной корреляционной функции
Р(0 = 0,65 е—°’1210 _|_
+ 0,35 е_ 0 -021/1 cos 0,18/
p(l) = 0,65e-(U 7 |/| + 0 ,3 5 е - ° '051/|Х
Xcos 0,15/
р(/) = е—0 >2бЮ
Сведения о взаимокорреляции пра вой и левой колеи
Связь от сутствует
То же
«
Силаев А. А. |
Проселочная неулучшен |
12 (80—120) |
15—25 |
р (/) = |
cos (3/ |
Неизвестно |
|
ная |
|
« = |
0,014-1-0,111; р = 0 ,025 + 0,14 |
|
|
|
|
|
|
|||
Рыскин Ю. Е. |
Трелевочная |
4400 |
5,1—7,1 |
р (/) = е—0,45Bl cos 0,29/ |
« |
|
|
|
|
р (1) = 0,84е~'°>51г1+ |
0,16 cos 1,681 |
|