Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

S(u)-10]

л'

\

м2/съ

Ч' i

Рис. 22. Функции спектральной плотности вертикальных ускоре­ ний машины и человека для трех реализаций:

------------ человек;------------- машина

Рис. 23. Функции спектральной плотности ускоре­ ний человека и машины:

1 — вертикальные; 2 — боковые;

3 — продольные

ускоре­

ния машины; 4 — вертикальные

ускорения тела

человека

63

вляется движение машин. Поскольку при проектировании вне­ дорожных машин следует ориентироваться на такие условия, представляется необходимым иметь какие-либо количественные характеристики этих дорог. Такие характеристики могут послу­ жить исходными данными для проведения расчета.

Существующие нормы и правила СНиГ! Г1-Д-5—62 не пре­ дусматривают специальных количественных требований к ров­ ности микропрофиля даже для дорог автомобильного класса. Тем не менее, автомобилисты изучили микропрофили дорог до­ статочно хорошо [3, 18, 21, 25, 29, 35]. Обычно под микропро­ филем дороги понимают такой профиль идеализированной до­ роги, на котором характер колебаний машины не отличается от ее колебаний при движении по действительной дороге при про­ чих равных условиях.

Количественные характеристики микропрофиля опреде­ ляются путем экспериментальных замеров. Поэтому для нашего случая результаты, полученные на автомобильных дорогах, мо­ гут служить только критерием для сравнения. При этом аппара­ тура и методы получения и обработки результатов могут быть широко использованы.

Процесс получения статистических характеристик микропро­ филя можно разделить на два этапа: сбор исходных данных и их математическая обработка. Оба этапа весьма трудоемки и имеют некоторые особенности.

Методы замера неровностей микропрофиля различаются по способу получения (прямые и косвенные) и по способу фикса­ ции экспериментальных данных (непрерывные и дискретные).

При прямых методах непосредственно регистрируют высоту неровностей относительно какой-либо базовой прямой, прини­ маемой за начало отсчета. При косвенных методах воссоздают

искомый микропрофиль

путем обратного

преобразования

по

возмущенному движению некоторого колебательного звена.

 

Прямые дискретные

замеры являются

наиболее простыми.

Они осуществляются с помощью рейки и базовой прямой

или

I еодезическим способом.

При этом необходимо выполнять

два

условия: удельное давление, оказываемое мерительной рейкой на грунт, не должно быть меньше удельного давления колеса машины на грунт; при выборе длины отрезка базовой прямой L, спрямляющей микропрофиль, общей длины обследуемой реали­ зации nL и минимальной длины шага дискретизации АI необхо­

димо руководствоваться определенными

правилами.

Правиль­

ный выбор этих параметров существенно определяет

трудоем­

кость работ, а также точность и достоверность

получаемых ре­

зультатов.

замеров

микропрофиля.

Здесь

На рис. 24 показана схема

A iB i =A2B2— отрезки базовой

прямой L,

вдоль

которой

отно­

сительно принятой высоты h производятся замеры h i ,

h 2,

..., h i

в точках 1\, 12, ..., /;.

 

 

 

 

 

64


Рис. 24. Схема замеров микропрофиля

На рис. 25 изображены совместный график амплитудночастотной характеристики машины (на примере скрепера землевоза с ковшом емкостью 4 м3) и зависимость частоты возму­ щений от длины условных синусоидальных неровностей на различных скоростях движения машины. Амплитудно-частотные характеристики \ W(m)\ для других типов машин этого класса имеют аналогичный вид с изменением только области резонанс­ ных частот. (Для тяжелых машин она смещается в области

1,2—1,5 Гц).

График на рис. 25 полностью определяет вопрос, о значе­ ниях параметров L, nL, Д/. Из графика следует, что с точ­ ностью до 5% движение системы повторяет возмущающее воз­ действие при частоте последнего не более 0,5 Гц. Для области скоростей движения 1—10 м/с и средних значений высот про­ филя эта полоса частот соответствует длине неровностей, не пре­ вышающих 15—30 м, следовательно, неровности большей длины могут не учитываться. При малых скоростях движения неров­ ности длиной 0,2—0,3 м соответствуют возмущениям, лежащим в зарезонансной области, и, таким образом, не оказывают за­ метного влияния па колебания машины. Величина А/ = 0,3-у- -р-0,5 м соответствует средней длине площадки контакта шины с дорогой и. таким образом, эти частоты также «зарезаются» системой. Таким образом, значения L и Д/ можно считать опре­ деленными. Длину участка nL молено задать исходя из требо­ вания, что длина обрабатываемой реализации должна примерно в 10 раз превышать длину, соответствующую наименее низкой из фиксируемых частот. В нашем случае nL должно быть около

300 м.

Стремление механизировать процесс получения исходных данных, а также желание иметь непрерывный вид реализации объясняет появление таких приборов, как профилографы для автоматической записи. Наиболее совершенным из них является профиллограф, разработанный И. Н. Яценко, В. С. Шупляковым и др. [35]. Прибор работает по схеме непосредственного замера относительно неподвижной базовой линии. Он состоит

3 Зак. 673

65

Рис. 25. Сопоставление ампли­ тудно-частотной характеристи­ ки вертикальных перемещений машины и соответствующих длин условных неровностей для
скоростей машины:
/ — 5,0 м/с; 2 — 2.5 м/с; 5 — 1,0 м/с
\W(i c j )\

из несущей фермы, определяющей базовую прямую, и собст­ венно прибора профилографа-регистратора, перемещающегося вдоль базовой прямой.

Базовая ферма представляет собой полуприцеп и букси­ руется автомобилем. Передний конец фермы снабжен сцепным устройством, задний опирается на одноосную тележку с управ­ ляемыми колесами. Регистраторвыполнен в виде специального щупа, который реагирует на не­ ровности при передвижении реги­ стратора относительно фермы.

Техническая производительность, прибора 50—80 м/ч. Прибор по­ зволяет подготовить данные для последующей статистической об­ работки на специализированном вычислительном устройстве (элек­ тронном анализаторе типа ЭАСП-С или приборе типа «Си­ луэт», позволяющем преобразо­ вывать график к виду, пригод­ ному для ввода в ЭЦВМ).

Известно большое количество профилографов, работающих по принципу косвенной записи сиг­ нала [18]. Наибольший интерес представляет прибор, созданный в МАДИ [3]. Система прибора включает в себя динамический преобразователь, блок магнитной записи, электронный блок вос­ произведения, пересчетиое уст­ ройство на базе аналоговой вы­ числительной машины и регист­ рирующий прибор. Динамический преобразователь представляет собой маятник, установленный на колесе с пневматической шиной.

Параметры прибора (колеса,, грузы, упругие и демпфирующие элементы) подобраны так, чтобы полоса пропускания частот

прибором была значительно шире полосы частот, воспринимае­ мых системой подвески исследуемых машин при движении в широком диапазоне скоростей. Результаты измерений обраба­ тываются в лабораторных условиях. Сигнал с магнитной ленты

с помощью блока воспроизведения усиливается и передается на пересчетиое устройство.

66


Описанный прибор пропускает частоты от 0,35 до 16 Гц и показывает сопоставимые статистические характеристики ми­ кропрофиля при различных скоростях буксирования за базо­ вым автомобилем. Скорость записи микропрофиля соответст­ вует скорости движения буксирующего автомобиля и состав­ ляет 30—60 км/ч. Следует отметить, что все известные приборы для регистрации микропрофилей разработаны в основном для автомобильных дорог.

Надежного прибора для фиксирования микропрофиля в ус­ ловиях бездорожья пока не создано. Еще не создан достаточно простой и универсальный прибор для оперативной количествен­ ной оценки ровности микропрофиля дороги. Указанные выше устройства являются скорее лабораторными установками. Все они после регистрации требуют длительной последующей про­ цедуры обработки данных. Поэтому экспериментальные дан­ ные, относящиеся к условиям тяжелого бездорожья, чаще всего получают при прямых геодезических обмерах. Основные извест­ ные статистические характеристики этих дорог сведены в табл. 4. 'Здесь же для сравнения и ориентировки приведены данные, характеризующие некоторые типы автомобильных дорог. Рас- -смотрение табл. 4 позволяет выявить определенные закономер­ ности. Так, переход от улучшенных автомобильных дорог к ус­ ловиям тяжелого бездорожья сопровождается постоянным уве­ личением среднеквадратичной высоты неровности от 0,8—1,2 до 9—11 см. В большинстве случаев автокорреляционная функция обычно хорошо аппроксимируется зависимостью вида

р(I) = ахе а‘ 11 1+ а2е

”2111cosf>'l,

а при известной скорости движения

V, т. е. при l = v т,

р (т) = a1e~“iT + а2е~а2Т cos рт.

В этом случае соответствующая функция спектра быть записана так:

S„ И = 2Dq

сцоци

а2

f

а2и

со2 4- (ацу)2

Т

V

(со + Р)2 + (а2у)2

_____ агУ_____ \ "

(и — Р)2 4- (а2у)2 j _

(111)

(112)

может

(113)

Периодическая составляющая вовсе не является обязатель­ ной особенностью микропрофиля, поэтому в большинстве слу­

чаев

представляется возможным принять «1 = 1

и a2= 0 и тем

самым

сильно упростить расчеты. Показатель

экспоненты си

изменяется в широких пределах (0,08—0,4).

 

Наиболее существенной характеристикой микропрофиля яв­ ляется величина Dq (или соответственно aq). Опыт исследова­ ния дорог, характерных для движения тяжелых шарнирных ма-

3; 67


Т а б л и ц а 4

Статистические свойства некоторых автомобильных и временных дорог в условиях строительства

Источник

Пархиловский И. Г., Певзнер Я. М., Афанасьев В. Л.

Певзнер Я. М.

Яценко Н. Н. и др.

Замеры ВНИИСтройдормаша

 

Длина обсле­

Среднеквад­

Дорога

ратичная вы­

дованного участ­

 

ка в м

сота неров­

 

ности в см

 

 

Асфальтовая хорошего

Десятки

0,8—1,26

качества

километров

 

Цементно-бетонная

900

0,5—1,24

Разбитый булыжник

900

2 ,5 -3 ,2 8

Булыжник удовлетво­

3200

1,35—2,29

рительного качества

 

 

Грунтовая

500

6,34

Скреперная, периодичес­

350

4,15

ки планируемая грей­

200

5,2

дером

 

 

 

350

5,6

Аппроксимирующее выражение нормированной корреляционной функции

р(/) = 0,85е~°'2|/| -{-

+0,15е 0’151,1 cos 0,6/

р(/) = е - ° '15|,1

р(/) = е—*М5]Л

р(/) = О .бе-0’08!'1+

+0,4е- 0 , I5^ cos 0,125/

р(/) = е- 0 , 111/1

р(/) = е~0' 16|/1

Сведения о

взаимокорреляции пра­ вой и левой колеи

Неизвестно

«

«

«

Связь

отсутствует

То же


Источник

Замеры

ВНИИСтройдормаша

 

Дорога

Длина обсле­

 

дованного участ­

 

 

ка в м

Скреперная, периодичес­

200

ки планируемая грей­

 

 

дером

 

Тяжелая

разбитая колея,

200

не

улучшаемая

 

грейдером

 

Тяжелая разбитая

2 (1900+350)

проселочная

 

Продолжение табл. 4

Среднеквад­ ратичная вы­ сота неров­ ности в см

7,4

8,7

9—11

Аппроксимирующее выражение нормированной корреляционной функции

Р(0 = 0,65 е—°’1210 _|_

+ 0,35 е_ 0 -021/1 cos 0,18/

p(l) = 0,65e-(U 7 |/| + 0 ,3 5 е - ° '051/|Х

Xcos 0,15/

р(/) = е—0 >2бЮ

Сведения о взаимокорреляции пра­ вой и левой колеи

Связь от­ сутствует

То же

«

Силаев А. А.

Проселочная неулучшен­

12 (80—120)

15—25

р (/) =

cos (3/

Неизвестно

 

ная

 

« =

0,014-1-0,111; р = 0 ,025 + 0,14

 

 

 

 

 

Рыскин Ю. Е.

Трелевочная

4400

5,1—7,1

р (/) = е—0,45Bl cos 0,29/

«

 

 

 

р (1) = 0,84е~'°>51г1+

0,16 cos 1,681