Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
шин, |
показывает, |
что, |
по-видимому, наиболее |
характерными |
||||
следует считать следующие данные: 0<?= |
4-f-5 см — для времен |
|||||||
ных |
дорог, периодически |
улучшаемых |
грейдерами; |
aq — 6^r |
||||
-f-8 |
см — для тяжелых, |
никогда не улучшенных |
проселочных |
|||||
дорог. |
|
|
|
|
aq и а\ |
обычно |
||
Следует отметить, что, поскольку величины |
||||||||
должны вводиться |
в расчет |
в качестве |
исходных |
данных для |
оценки уровня колебаний машины на стадии ее проектирова ния, целесообразно в ближайшее время регламентировать их (например, в рамкам ГОСТа). Такая регламентация позволит производить сопоставимые сравнения колебаний различных ма шин и сделает возможным сопоставлять уровень колебаний с паспортной скоростью машины.
При динамическом расчете системы нас, как обычно, будет интересовать математическая модель дороги. Ясно, что в том случае, если предполагается численный расчет системы, то ма тематической моделью дороги будет выражение (ИЗ). Если же исследуется математическая модель системы с помощью АВМ, то задача отработки сигнала, эквивалентного возмущению, действующему на машину со стороны дороги, может быть вы полнена с использованием генератора белого шума и некото рого набора фильтров. Рассмотрим эту задачу подробнее.
Генератор белого шума (например, типа ГШ-1) обычно ха рактеризуется некоторым постоянным значением Афш спектраль ной функции в заданной полосе частот Асо. Ширина полосы Асо оговаривается в паспорте генератора. У разных экземпляров прибора величина NTm может сильно отличаться, поэтому чаще всего приходится тарировать источник шума, определяя любым доступным способом дисперсию выходного сигнала DTUl. Зная эту величину, можно в соответствии с формулой (ПО) опре делить
Дсо
Предположим, что мы ограничимся синтезированием сигна ла, спектр которого будет задан функцией
S » = 2ZV |
. |
(115) |
(сю)2 + ой
Для построения фильтра, преобразующего белый шум в сиг нал с таким спектральным составом, удобно воспользоваться простым апериодическим звеном, характеризующимся коэффи циентом усиления k и постоянной времени Т. Для такого звена
| W (гео) |2 = ----- ------ . |
(116) |
1 + 7’2ш2 |
v |
Тогда в соответствии с формулой (109) и учитывая, |
что |
Sbx(m) определяется величиной Угш, a SBbIX(to) формулой |
(115), |
можем записать |
|
70
2D |
|
|
( 1 1?) |
|
или |
4 (ого)2 + со2 |
1 + Г 2ш2 ’ |
||
|
|
|
|
|
2D, |
av |
|
|
(118) |
(ay)2 + |
со2 |
|
||
q |
|
|
||
откуда |
|
|
|
|
Т = |
аи |
И |
|
(119> |
Формула (119) определяет параметры простейшего фильтра. Из анализа ее, в частности, следует, что простым апериодиче ским звеном можно ограничиться только в том случае, если принять, что скорость движения машины постоянна. В другом случае фильтр должен иметь переменные параметры, изменяю щиеся в функции V.
Подобные схемы, а также схемы формирования возмущаю щего воздействия для более сложных случаев (наличие перио дической составляющей и взаимной связи микропрофилей пра вой и левой колеи) рассмотрены в работах кафедры теоретиче ской механики МАДИ [31].
4. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ МАШИНА — ДОРОГА
Рассмотрим возможности человека, связанные с восприятием низкочастотных непериодических колебаний. Большинство ис следователей придерживается мнения, что в интересующей нас области частот, определяемых движением колесной машины, уровень колебаний, воспринимаемых человеком, может опре деляться среднеквадратичной величиной о у ускорений тела
человека. Эта величина обычно измеряется в долях g — уско рения свободного падения и фиксируется прибором в точках контакта тела человека с рабочими поверхностями. Всякий по верочный расчет колебаний машины должен заканчиваться
определением величины сг-у, которая должна быть сравнена с соответствующими допустимыми значениями [ау]. При выпол нении проектного расчета машины величиной [ay] необходимо задаться.
Отметим, что до настоящего времени официальных нормати вов для задания [а у ] не существовало. Даже в практике авто мобилестроения известные значения [ay ] сильно различались
между собой. Приводимые в этом параграфе данные могут служить исходными для расчетов и сравнений.
Принято считать, что машина обладает удовлетворительны ми качествами по плавности хода, если колебания ее не вызы-
71
вают чрезмерного утомления оператора, заставляющего его прерывать работу для отдыха в течение смены, а длительная работа на машине не вызывает необратимых физиологических изменений в организме. Если машина имеет такие свойства, то можно принять, что по уровню колебаний она удовлетворяет значению [оу]. Чтобы исключить элемент субъективизма в
•определении [сту], требуются длительные и всесторонние наблю
дения с привлечением средств медицинского контроля состоя ния человека.
Опросы показывают, что трактористы, скреперисты и буль дозеристы чаще, чем рабочие других специальностей, страдают заболеваниями желудка, позвоночника, а также расстройствами других функций организма. Повышенная усталость после рабо ты и отсутствие аппетита обычно связывают с воздействием «тряски».
Человек, как известно, не имеет специального органа ощу щения колебаний, поэтому действующие колебания человек определяет комплексом психофизиологических сигналов, фор мируемых вестибулярным аппаратом, зрением, кожными рецеп торами. Человеческий организм в разной степени реагирует на такие параметры колебаний, как амплитуда, скорость, ускоре ние и скорость нарастания ускорения колебаний. Особенно важ ной оказывается связь этих параметров с действующей ча стотой.
X. Гирке [5], изучивший упругие свойства тела человека, построил его биодинамическую модель (рис. 26). Эта модель учитывает распределение масс тела человека (голова 1, верх ний плечевой пояс 2, тазовая область 5, колени и ступни 6, 7) и соответствующие упругие свойства позвоночного столба 4 и
-диафрагмы 3. Однако сравнение испытаний манекена, постро енного в соответствии с этой моделью, и человека показали су щественно несопоставимые результаты, особенно в области ча
стот выше 6—8 Гц. Уточненные экспериментальные исследова ния позволили выявить следующее (рис. 27). При возбуждении (колебании) в области частот 0—4 Гц тело человека ведет себя как некоторая единая масса; в области частот 4—8 Гц в теле человека проявляются различные резонансные явления, в основном связанные с интенсивными относительными колеба ниями верхнего плечевого пояса и таза, на частотах выше 8 Гц — человек уже с определенными затратами энергии спосо бен активно противодействовать возмущениям.
Тот факт, что при частотах 0—4 Гц тело человека не возбуж дает резонансных колебаний, не свидетельствует о том, что че ловек безразличен к ним, ибо они в полной мере восприни маются вестибулярным аппаратом, зрением и т. д. Однако от сюда следует, что если в интересующем нас колебательном про цессе основная энергия приходится на область низких частот
72
(до 4 Гц), то в расчетной схеме человека на сиденьи можнорассматривать в виде одной сосредоточенной массы. В другом случае эквивалентная расчетная схема человека будет более сложной.
Как уже упоминалось, большинство исследователей считает, что в полосе частот 0—8 Гц в качестве критерия оценки уровня следует принимать среднеквадратичное ускорение как для ста-
Рис. 26. Биодинамическая модель |
Рис. 27. |
Рассеивание энергии |
в теле |
|||
человека |
человека при различных позах |
на ис |
||||
|
|
пытательном сидении: |
|
|||
|
/ — при |
замене |
человека |
эквивалентной |
||
|
массой; |
1 — стоя |
прямо; |
2 — сидя прямо; |
||
|
3 — сидя |
в |
расслабленной |
позе; |
4 — сидя |
|
|
прямо |
с поясом вокруг живота |
ционарных колебаний, так и для колебаний, носящих случай ный характер.
В качестве примера определения абсолютной величины до пускаемых ускорений в полосе частот 0—30 Гц можно привести результаты испытаний, проведенных с военнослужащими бро нетанковых войск [38]. Суть испытания состояла в следующем. Испытуемые (мужчины в возрасте 21—50 лет) находились на сиденьи, установленном на вибрирующей платформе; задава лась определенная частота вибрации платформы, амплитуда по степенно повышалась. Испытуемый давал команду прекратить увеличение амплитуды, когда колебания становились ощутимо неудобными, мешали вести наблюдения и управление.
Результаты совокупности экспериментов изображены на рис. 28. На графике заштрихована полоса, соответствующая ин тервалу 90% достоверности для значений о у . Видно, чтооу в
полосе частот от 1 до 5—7 Гц равно примерно 0,3 g. Обобщенные результаты по данным многих исследователей
показаны на рис. 29 [34]. В интересующей нас полосе частот, соответствующей движению колесной машины, уровень колеба ний, беспокоящих человека, вновь приближается к значению
0,2-0,3 g.
73