Файл: Литвиненко, П. А. Слесарь по обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
этого сплющивают конец трубы или отрезок от нее между параллель ными плоскостяи до заданного расстояния между этими плоско стями. Труба считается выдержавшей испытание, если на ней после сплющивания не появятся надрывы или трещины. Берется проба труб и на бортование. Для этого отрезают от конца трубы образец длиной не менее 0,5D (диаметра) и испытывают его плавной отбор товкой на 90° при помощи оправки до получения заданного диа метра. Выдержавшей испытание считается образец, не получивший после отбортовки трещин или надрывов.
Испытание труб на загиб производится следующим образом. От конца трубы отрезают образец длиной, достаточной для его загиба на заданный угол и радиус. При плавном загибе на образце не должно быть нарушения целости металла (расслоений), надрывов, излома.
Трубопроводы для сжиженных газов изготовляют только из бес шовных труб.
§ 33. Фасонные части для соединения газопроводных труб
К фасонным частям относятся: фитинги, отводы,'тройники, кре стовины и др. (см. табл. 2 СНиП І-Г.9—66 и табл. 2, 3, 4 и 5 СНиП І-Г.8—66).
Фитинги служат для соединения труб на цилиндрической резьбе; отводы — для изменения направления газа на необходимый угол (выполняются гнутыми и сварными); крестовины или тройники предназначены для ответвлений от газопровода в одну или две стороны.
§ 34. Материалы для соединения труб
При сварке газопроводов следует применять материалы, обеспе чивающие предел прочности сварного соединения не ниже нижнего предела прочности основного металла труб по государственному стандарту и угол загиба не менее 120° при всех видах электродуговой сварки и не менее 100° — при контактной и газовой сварке. На ис пользуемые электроды, флюсы, проволоку и другие сварочные ма териалы необходимо иметь сертификаты или справки о принадлеж ности их к партии, имеющей сертификат.
Уплотнительные материалы должны обеспечивать герметичность при сборке резьбовых и фланцевых соединений. Перед установкой на место прокладки проваривают в касторовом и л и другом масле и натирают разведенным в масле графитом.
52
§ 35 Арматура газопроводов
Для отключения на длительное время части или всего газопро вода, изменения потока газа до нужных пределов, быстроты отклю чения и включения его, надежности в работе и наименьшего сопроти вления при проходке газа устанавливают запорную арматуру:
задвижки, краны, вентили, гидра влические затворы (табл. 16), кото рую необходимо правильно выбирать для отдельных участков и сооруже ний, а перед установкой тщательно проверять и подготовлять.
|
2 |
т |
1 |
Рис. И . Параллельная задвижка. |
Рис. 12. Задвижка |
с |
двухдисковым кли |
1 — корпус; г — запорные диски; 3 — |
ном и выдвижным шпинделем- |
||
клин; 4 — шпиндель; 5 — сальниковая |
1 — клин; 2 — шаровой грибок. |
||
набивка; б — маховик. |
|
|
|
З а д в и ж к и по устройству затворов подразделяются на парал лельные (рис. 11) и клиновые (рис. 12, 13). У параллельных задвижек уплотнительные поверхности затвора располагаются параллельно, между ними находится распорный клин.
Задвижку «Лудло» закрывают или открывают с помощью махо вика, находящегося на шпинделе, или ключа с квадратным отвер стием. Для закрытия задвижки маховик вращают по часовой стрелке. Опускаясь, шпиндель опустит за собой диски, с помощью клина плотно прижмет их к уплотняющим поверхностям (закрытого) корпуса
53.
Таблица 16
Номенклатура запорной арматуры, используемой при монтаже систем газоснабжения
Тип или условные обозначения
Область применения
вентили |
краны **** |
задвижки |
Условный проход, мм
Рабочее давление, кгс/см2
Системы газо |
— |
ИБЮбк; ИБНбк; |
|
|
— |
|
— |
— |
снабжения низ |
|
ЦчЗбк |
|
|
|
|||
кого давления |
|
|
|
|
|
|
|
|
до 0,05 кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Газопроводы |
|
ИБНбк; 11ч5бк |
30ч2ббк |
Клиновые |
двуXдисковые |
500, 000,800 |
2,5; |
|
с давлением |
|
|
30ч52ббк |
фланцевые с выдвижным шпин |
|
1,5** |
||
до 1 ,кгс/см2 |
|
|
|
делем, |
с ручным приводомили |
|
|
|
|
|
|
|
с конической передачей |
|
|
||
То же |
— |
— |
30ч92ббк |
То же, с электроприводом * |
600, 800,1000 |
1,5; |
||
|
|
|
|
во взрывобезопасном исполне |
|
1 |
||
|
|
|
|
нии |
|
|
|
|
Газопроводы |
|
|
30ч7бк |
Параллельные двухдисковые |
80,100, 200, |
4 |
||
с давлением |
|
|
|
с выдвижным шпинделем, чу |
250,300, 350, |
|
||
до 3 кгс/см2 |
|
|
|
гунные |
фланцевые без колец |
400 |
|
|
|
|
|
|
с маховиком |
|
|
|
|
Газопроводы |
|
Нчббк; |
30ч17бк |
Клиновые |
двухдисковые |
|
|
|
с давлением |
|
Г1ч7бк; Цч8бк; |
|
с невыдвижным шпинделем, чу |
|
|
||
до 6 кгс/см2 |
|
11ч17бк |
|
гунные |
фланцевые без колец: |
50, 80,100, 150 |
6 |
|
|
|
|
|
а) |
с маховиком |
|||
|
|
|
|
|
|
|
200, 250, 300, |
|
|
|
|
30ч917бк |
б) с электроприводом в |
400, 500, 600 |
6 |
||
|
|
|
50, 80,100,150, |
|||||
|
|
|
|
нормальном или взрыво- |
200, 250, 300, |
|
||
|
|
|
|
безопасном |
исполнении |
400, 500, 600, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
800,1000,1200 |
|
1
.
Газопроводы |
КСР, |
КСИ; Цс20бк **; |
ЗКЛ-2-16 |
с давлением |
11с320бк; 11с321бк; |
|
|
от 6 до 12 кгс/см2 |
для манометров: |
|
|
|
14М1 **, КТК **; |
|
|
|
|
КТС-100-25 ** |
|
|
|
|
ЗКЛПЭ-16 |
|
|
|
30с64нж |
|
|
|
30с564нж |
|
|
|
30с964нж |
Установки сжи |
15кч32бт; |
То же |
То же |
женного газа |
15кч80р **; |
|
|
|
15кч12бт; |
|
|
|
15с12бт **; |
|
|
|
15кч16бт; |
|
|
|
15с13бк1; |
|
|
|
15сЦбк; |
|
|
|
15с18бт; |
|
* |
|
15с29бт |
|
|
Импульсные |
15с10бк ** |
— |
— |
трубопроводы |
15с11бк ** |
|
|
всех давлений
|
|
|
' |
|
|
Клиновые с |
выдвижным |
|
|
||
шпинделем фланцевые или под |
|
|
|||
приварку стальные |
|
у |
50, 80,100,150, |
16 |
|
а) |
с маховиком |
|
|||
|
|
|
|
200, 250,300, |
|
б) с электроприводом в |
400,500 |
16 |
|||
50.80.100.150, |
|||||
|
нормальном |
и |
взрыво- |
200, 250, 300, |
|
в) |
безопасном исполнении |
400, 500.600 |
25 |
||
с маховиком |
|
50.80.100.150, |
|||
с) |
редуктором |
|
|
200, 250 |
25 |
|
|
300 |
|||
д) с электроприводом в |
50, 80, 100,150, |
|
|||
|
нормальном |
и |
взрыво- |
200, 250, 300, |
|
|
безопасном |
исполнении |
800,1000, |
|
|
|
|
|
|
1300 *** |
|
-
— —
Для автоматики 15кч877р(СВВ); 15кч881р(СВА,
*Тип электропривода задвижки определяется при проектировании в зависимости от условий взрываемости
**Только для внутренних газопроводов,
***Для подземных газопроводов,
сл |
**** Все краны, предназначенные для газоснабжения, должны иметь ограничитель поворота пробки, фиксирующей ее на положении |
«Открыто», * |
и закроет проход газу. При вращении маховика против часовой стрелки шпиндель поднимет за собой диски, последние, переместив шись в верхнюю часть задвижки, пропустят газ. Плотность прилега ния шпинделя и крышки обеспечивает находящийся между ними в верхней части задвижки уплотняющий сальник, набитый просмо ленной льняной прядью, сплетенной в шнур и сжимаемой сальнико вой крышкой с помощью болтов. Если набивка ослабнет, болты
Рис. 13. |
Задвижка клиновая с невы- |
Рис. 14. Чугунная газовая задвшк- |
|||
|
движным шпинделем. |
4 — |
ка 30ч17бк клиновая двухдиско- |
||
1 — гайка; |
г — втулка; |
з — буртик; |
вая с невыдвижным шпинделем, |
||
маховик; |
5 |
— сальник; |
6 — шпиндель; |
‘7 — |
|
крышка; |
8 —направляющие ребра; 9 —клин. |
|
подтягивают и восстанавливают плотность сальника. Набивкой саль ника может быть и просаленный шнуровой асбест с графитом или без графита.
Задвижка плотно закрывается при упоре клина в ее дно и раз двигании дисков, вследствие чего последние плотно прижимаются к поверхности корпуса задвижки. В других конструкциях парал лельных задвижек диски разжимаются пружинами, двумя клиньями (в задвижке «Москва») и другими устройствами. Параллельные задвижки целесообразно устанавливать на подземных газопроводах.
В клиновых задвижках уплотняющие поверхности затвора нахо дятся наклонно к вертикальной оси корпуса. Поэтому уплотнитель ные поверхности клиновидного затвора плотно прилегают к таким же поверхностям корпуса и этим обеспечивают герметичность. Кли новые задвижки бывают с шарнирным затвором, состоящим из двух
-56 |
, |
- |
дисков (см. рис. 12) н со сплошным клиновым затвором (см. рис. 13). Плотное прилегание уплотняющих поверхностей затворов к уплот няющим поверхностям корпуса достигается притиркой и шабровкой. Задвижки с невыдвижным шпинделем следует устанавливать на подземных газопроводах, а с выдвижным — на надземных газопро водах, так как легче очищать и смазывать резьбу шпинделя и по числу ниток резьбы на выступающем конце шпинделя над маховиком можно определить, на какую величину открыта задвижка. Этим облегчается регулировка газа.
Двухдисковая с невыдвижным шпинделем задвижка (рис. 14) снабжена указателем степени открытия. Она рассчитана на рабочее
Рис. 15. Краны газовые натяжные муфтовые.
а — НБІОбк; б — ИчЗбк.
давление 6 кгс/см2 при температуре ниже 60° С и пробное давление 9 кгс/см2, ее диаметр 50—600 мм, масса от 17,3 до 987 кг. Задвижки перед установкой ставят в горизонтальное положение и затворы заливают керосином, а другую сторону затворов окрашивают мело вым раствором, после высыхания которого окрашенной стороной поворачивают вниз. На затвор с обратной стороны наливают керо син. Если в течение 1 ч (на газопроводах низкого давления 10 мин) на окрашенной стороне диска не появятся керосиновые пятна, за движка обеспечивает необходимую плотность.
К р а н ы по способу герметизации пробки бывают натяжные и сальниковые, но присоединительным элементам — муфтовые, цапковые и фланцевые, а по материалу — латунные или бронзовые, чугунные или комбинированные — с чугунным корпусом и латунной пробкой. На газопроводах диаметром до І020 мм применяют шаровые краны Dy = 1000 мм. Натяжные краны устанавливают только на газопроводах низкого давления (не выше 1 кгс/см2). Такие краны
с |
бронзовым корпусом (рис. 15, а) выпускают с диаметром 10, 15' |
и |
25 мм и с чугунным корпусом ІІчЗбк (рис. 15, б) с диаметром 25,. |
32, 40, 50, 70 и 80 мм.
Плотность между запирающими поверхностями корпуса и пробки в кранах обеспечивается притиркой и прижатием этих поверхностей друг к другу при помощи гайки. Перед притиркой и по окончании ее корпус и пробку крана промывают керосином и насухо протирают. Притирку производят нанесением мелко истолченного стекла тонким слоем на смазанную маслом пробку, вставляют ее в корпус крана и, слегка прижимая, проворачивают в одну (любую) сторону, доби ваясь плотного прилегания всей поверхности пробки к внутренней поверхности корпуса. На запирающих поверхностях не должно
быть царапин. При сборке крана необхо димо его части смазать, а хвостовую гайку затянуть.
В настоящее время на газопроводах высо- • кого и среднего давления широко при меняются сальниковые муфтовые краны (рис. 16), в которых мягкая набивка укла дывается в пространство между стенками корпуса и верхней частью пробки, прикры ваемое сальниковой крышкой или буксой. Подтягивая гайку у крышки сальника, создают давление через набивку на буртик конусной пробки и этим обеспечивают уплотнение крана. В кольцевое простран ство сальника помещают прямолинейную прядь пеньки, которая уплотняется флан цем с круговым ребром, закрывающим про странство сверху. Можно использовать
другие набивки, например шнуровой асбест, пропитанный жиром
сдобавлением графита, термопласты идр. (Приготовление набивки:
в40 г растопленного технического жира всыпать 10 г графитового порошка и в этот состав уложить 50 г шнурового асбеста).
Пробки сальника при уплотнении крана подтягивают поочередно, не превышая половины оборота каждой гайки, чтобы избежать перекоса сальника. В кранах Dy > 4 0 мм внизу устанавливают нажимной болт, с помощью которого можно отжать пробку вверх при ее заедании и невозможности повернуть обычным ключом. При этом сальниковые гайки отпускают, но не более 0,5—1 оборота. Повернув пробку в' нужное положение, отжимной винт отпускают обратно, а сальниковые гайки снова подтягивают. Так как сальни ковые краны не имеют ограничителя поворота, их устанавливают только во вполне доступных и светлых местах, где хорошо видна риска на пробке. Бронзовые и латунные сальниковые краны изгото
вляют с диаметром 15, 20 и 25 мм, а чугунные — с диаметром 25, 32, 40, 50, 70 и 80 мм. Краны с резьбовыми соединениями устанавли вают только на надземных газопроводах. Для их монтажа и демон тажа на одном из присоединяемых трубопроводов предусматривают сгон. При применении натяжных цапковых кранов необходимость в сгонах отпадает. Уплотнением в них служит длинноволокнистая
58
льняная прядь, пропитанная суриком или свинцовыми бели лами.
Фланцевые сальниковые краны (рис. 4г7) устанавливают на под земных газопроводах при помощи фланцев, привариваемых на конец трубы, как на кране, а между фланцами помещают прокладку из паронита, клингерита или асбестового листа и фланцы сжимают болтами. Подтягивают гайки болтов постепенно, крест накрест, чтобы избежать перекоса фланцев и неплотного их соединения.
Наиболее удобны в эксплуатации краны с принудительной смаз кой (рис. 17, 18), часто называемые самосмазывающимися, 11ч17бк
dn
Рис. 17. Кран со смазкой сальниковый фланцевый 11ч7.бк.
1 — болт нагнетания смазки; 2 — обратный клапан; з — прокладка;
4 — канавки в пробке крана для смазки; |
5 — дно пробки. |
|
муфтовые с диаметром 15, 20, |
25 и 32 мм, |
11ч7бк фланцевые с диа |
метром 15, 20, 25, 32, 40, 50, |
70, 80 и 100 мм. Они используются |
на давление до 6 кгс/см2. Краны (рис. 18) выпускаются для газопро водов с диаметром от 80 до 300 мм на давление до 64 кгс/см2.
Краны (рис. 17) устанавливают на газопроводах при температуре окружающего воздуха не выше 40° С. При вывернутом болте 1 смазку закладывают в пустотелую часть пробки крана и под действием нажимного болта, ввертываемого на резьбе, нагнетают по канавкам 4 пробки к ее боковой поверхности в верхней и нижней части и в про странство под пробку. При этом пробка немного поднимается. Смазка может быть кальциевая (в ее состав входят касторовое масло — 95%, вода — 2,5%, известь — 2,5%) и ЦИАТИМ-15. В нижней части основного канала внутри пробки имеется шариковый обратный клапан и над буртиком пробки — прокладка из листовой латуни.
59
Бронзовые краны протирают пастой ГОИ и наждаком |
М-14 |
II М-10, а чугунные — корундом М-10, М-20, наждаком М-10, |
М-20 |
и пастой ГОИ. |
|
На каждую квадратную головку пробки крана внутренней раз водки газопровода на время работы обязательно должен быть надет
|
|
|
|
|
|
накидной |
ключ |
для |
поворачи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вания пробки крана. По по |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ложению риски, имеющейся на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
головке |
пробки, |
определяют |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
рабочее состояние крана. |
|
Поло |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
жение пробки крана опреде |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ляют по квадрату верхней части |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
пробки, на котором нанесена |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
черта (риска), указывающая |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
направление |
сквозного |
отвер |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
стия |
в пробке. |
Перпендикуляр |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ное |
положение |
|
риски |
|
крана |
||||||
|
|
|
|
|
|
к газопроводу показывает, что |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
кран |
|
закрыт, |
а |
положение ее |
|||||||
|
|
|
|
|
|
по направлению оси газопро |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
вода — кран |
открыт. |
Пробка |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
крана |
должна |
поворачиваться |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
легко и плавно. Устанавлива |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
емые |
|
на |
газопроводах |
краны |
|||||||
|
|
|
|
|
|
должны |
иметь |
ограничители |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
поворота, |
т. |
е. |
выступы на кор |
||||||||
|
|
|
|
|
|
пусе и штифты на пробке, до |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
пускающие |
поворот |
ее |
|
лишь |
|||||||
|
|
|
|
|
|
на 90°. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Если на кран нет заводского |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
паспорта, |
|
подтверждающего |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
проведение испытаний, то до |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
установки каждый кран необ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ходимо разобрать, промыть, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
смазать и испытать на проч |
|||||||||||
Рис. 18. Кран с принудительной смаз |
ность |
и |
плотность |
согласно |
|||||||||||||
ГОСТ 7520-66 и 356-68. |
|
||||||||||||||||
кой |
и |
червячной |
передачей. |
|
|
Наружные |
краны при ре |
||||||||||
1 — штурвал |
червячной |
передачи поворота |
|
||||||||||||||
монте |
и |
монтаже |
перед |
агре |
|||||||||||||
пробки; |
2 — болт нагнетания |
смазки; |
3 — |
||||||||||||||
верхняя крышка; 4 — канавки и каналы смаз |
гатами, где |
температура |
воз |
||||||||||||||
ки в пробке; |
5 — нижняя |
крышка; 6 —• под |
|||||||||||||||
пятник |
и опорный шарик пробки. |
|
духа |
|
выше |
25° С, |
смазывают |
||||||||||
стоящей |
из горного |
воска |
|
термоустойчивой смазкой, со |
|||||||||||||
(50%), |
графитового |
порошка |
|
(10%) |
|||||||||||||
и цилиндрового масла |
(40%), |
а |
при |
более |
высокой |
температуре |
используют смазку 1-13с или колипсолин. При температуре ниже 25° С краны смазывают солидолом или техническим вазелином.
В е н т и л и используют для регулирования поступления газа путем прикрытцЯ^рроходного отверстия затвором (клапаном или
6Ѳ