Файл: Литвиненко, П. А. Слесарь по обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на 1 км газопровода диаметром 720 мм). Вследствие этого иногда используют съемные кольца и подкладки, сделанные из керамики или меди.

При

э л е к т р о д у г о в о й

с в а р к е в с р е д е з а щ и т ­

н о г о

г а з а

электрическая дуга между свариваемым металлом

и электродом горит в струе газа,

защищающего расплавленный ме­

талл от соединения с окружающим

 

воздухом. Защитой могут служить

 

углекислый газ, аргон и гелий.

 

При сварке плавящимся элек­

 

тродом (рис. 24, а) сварной шов

 

получается за счет расплавленного

 

металла

электрода, а

при

сварке

 

вольфрамовым

или

угольным

 

неплавящимся

электродом

(рис.

 

Рис. 24. Сварка в струе защитного газа:

Рис. 25. Автомат для сварки стыков

а — плавящимся электродом;

б — неплавя-

труб в струе углекислого газа.

щимся

электродом;

1 — токодоводящий му­

1 — электродвигатель

постоянного

тока;

ндштук;

2 — место

выхода газа; 3 — подвод

2 — кассета с проволокой; 3 — электрод­

тока; 4 — плавящийся электрод; 5— газовая

ная проволока; 4

— механизм подачи про­

защита; 6— ванна для расплавленного метал­

волоки, 5 — копирные

ролики;

в — мунд­

ла; 7 — присадочный металл;

8— вольфрамо­

штук для выхода

углекислого

газа;

7

 

вый неплавящийся электрод.

токопровод; 8 — корпус аппарата с редук­

тором.

24, б)— за счет расплавленного металла кромок свариваемых труб или металла присадочного стержня.

Сварку в углекислом газе поворотных стыков труб небольшого диаметра производят, например, автоматом, разработанным в МВТУ им. Баумана (рис. 25), а неповоротных стыков труб больших диаметров (720 мм) — автоматом, разработанным ВНИИСТ. Послед­ ний включает спаренную цепь Галля, надеваемую на свариваемый стык, и сварочную головку, передвигающуюся вокруг стыка по цепям. Применяют и газоэлектрический сварочный пистолет ПТВ с тянущим механизмом подачи электродной проволоки.

Газовая сварка допускается для труб с условным диаметром до 150 мм и толщиной стенки до 5 мм.

67


Стыковая электроконтактная сварка сопротивлением и плавле­ нием относится к прессовой сварке и осуществляется методом опла­ вления или сопротивления; последний не нащел широкого применения.

При э л е к т р о п р е с с о в о й с в а р к е концы труб дагревают током высокой частоты до пластического состояния с последу­ ющим быстрым осаживанием. Перед началом сварки концы труб очищают от ржавчины и окалины, иногда скашивают под неболь­ шим углом (10—15°). Сварные соединения приобретают высокую прочность, но не имеют устойчивой пластичности и вязкости. Пос­ ледние показатели можно улучшить, если в процессе сварки создать газовую защиту нагретого металла от воздуха. Однако условия строительства при этом усложняются, повышается стоимость работы и снижается производительность труда сварщиков. Поэтому данный

способ

также не получил широкого применения.

Г а

з о п р е с с о в а я

с в а р к а

используется при инду­

стриальном изготовлении деталей и узлов газопровода диаметром до 150 мм. Главное преимущество ее — малая трудоемкость; недо­ статки — большой расход ацетилена и кислорода, неустойчивость сварных соединений при отклонении от оптимального режима сварки.

Сварочно-монтажные работы можно производить в любое время года. Качество их зависит от марки стали труб, электрода, правиль­ ной подготовки стыка, квалификации сварщика и контроля. Основ­ ные трудности возникают при понижении температуры воздуха, когда повышаются скорость охлаждения и кристаллизация напла­ вленного в шве металла. В результате газы и окислы труднее выходят на поверхность сварочной ванны и задерживаются в металле свар­ ного шва, что приводит к образованию пор и трещин и снижает свой­ ства металла. Сварку и контроль за качеством производят в соответ­ ствии с правилами в газовом хозяйстве.

§ 39. Правила разборки и сборки арматуры газопроводов

Непроницаемость арматуры для газа обеспечивается плотной пригонкой деталей — притиркой пробок, клапанов и дисков к гне­ здам, постановкой качественных уплотнительных прокладок и плот­ ной набивкой сальников. Для выполнения этого необходимо соблюдать следующие правила.

1.Разбирать фланцевые и резьбовые соединения газопроводов высокого и среднего давления, резервуаров сжиженного газа и т. п., только убедившись в отсутствии в них давления.

2.Заглушки, установленные на ответвлениях и на вводах в цехи, котельные и к другим потребителям, удалять по указанию лица, руководящего работами по пуску газа, после осмотра и опрессовки газопроводов согласно Правилам безопасности в газовом хозяйстве.

3. Замену деталей задвижек, их прочистку, смену прокладок на фланцах газопроводов и другие подобные работы производить при сниженном давлении газа (от 30 до 120 мм вод. ст.) по наряду-

68


плану работы, утвержденному главным инженером предприятия (организации), в ведении которого находится участок. Разборку резьбовых соединений конденсатосборников среднего и высокого давления производить при избыточном давлении газа не выше 1 кгс/см2. Снимать крышку корпуса и поднимать клинкеты на за­ движках большого диаметра только лебедкой или краном.

Фланцевые и резьбовые соединения, разобранные при ликвида­ ции закупорок в газопроводах, после сборки проверять на плотность мыльным раствором.

Параллельные задвижки демонтировать в следующем порядке: открыть задвижку, выдвигая шпиндель вверх; гаечным ключом отвинтить гайки болтов, соединяющие крышку с корпусом задвижки (нельзя допускать повреждения гаек и болтов); осторожно поднять крышку со шпинделем и дисками, не допуская повреждения про­ кладки; снять обойму дисков и освободить их. Если необходимо демонтировать краны или вентили, то отвернуть крышку корпуса крана (вентиля) и вынуть пробку или шпиндель с клапаном.

После разборки арматуру очистить от смазки и промыть детали; осмотреть каждую из них для выяснения дефектов; сменить набивку сальников, произвести притирку клапанов и гнезд, шабровку и пришлифовку уплотнительных колец у задвижек, заменить погнутый шток и др.

Выполнив эту работу, арматуру собрать и испытать на плотность. Нельзя устанавливать арматуру без предварительной и тщательной проверки. При сборке задвижек, кранов, вентилей и т. п. соблюдать те же правила, что и при их разборке.

При сборке крана все части необходимо смазать, а хвостовую

гайку

затянуть так, чтобы пробка проворачивалась от небольшого

усилия

при помощи съемного накидного ключа.

Прокладку крепить

на клапане пайкой.

'

4.

Работы в колодце * выполнять после

того, как снято пере­

крытие.

 

В колодце можно находиться только в шланговых противогазах, иногда с принудительным дутьем и с надетым спасательным поясом, концы веревки от которого должны быть выведены на поверхность. У колодца должно находиться не менее двух человек. Они должны держать в руках концы веревок от спасательных поясов рабочих, находящихся в колодце, непрерывно наблюдать за ними.

Если в процессе работы возможен внезапный выход газа из газо­ провода или агрегата, рабочие должны быть в противогазах.

§ 40. Правила набивки сальников и смены прокладок

Для набивки сальников отвертывают накидную гайку, удаляют втулку и заменяют старую набивку новой, прижав ее втулкой и обес­ печив свободное вращение шпинделя. Например, чтобы набить

* Подробнее см. § 43.

69


сальник задвижки, снимают сальниковую крышку и вокруг шпинделя кольцами (одно на другое со смещением стыков на 90°) укладывают сальниковую набивку. Закончив укладку набивки, крышку ставят на прежнее место и стягивают ее болтами, убеждаясь, что шпиндель свободно повертывается. Сальниковую набивку у кранов и вентилей делают в виде плетенки, обернутой несколько раз вокруг шпинделя. Закончив закладку набивки, завертывают накидную гайку. При этом уплотняют сальниковую набивку втулкой.

При смене прокладок между фланцами последние следует раз­ жимать специальными приспособлениями (разжимными болтами

идр.).

§41. Правила и приемы притирки плоскостей шиберов, дисков задвижек и пробочных кранов

Правила и приемы притирки и проверки ее плотности аналогичны выполняемым слесарями-сантехниками. Для притирки используют приспособление В. С. Богословского и приспособление к сверлиль­ ному станку для притирки дисков и задвижек. Кроме того, разрабо­ тан станок (рис; 26) для притирки одновременно трех задвижек диаметром 100—400 мм. Притирка уплотнительных поверхностей производится методом качания шпинделей, шарнирно соединенных с ползунами. Под действием шатунов и кривошипно-шатунного меха­ низма ползуны делают возвратно-поступательное движение по на­ правляющим. Диски кривошипно-шатунного механизма вращаются от электродвигателя через червячный редуктор.

Применяют также более мощные станки, при помощи которых можно одновременно выполнять притирку 4—18 задвижек диаметром 50—500 мм. Притирку производят мелко истолченным и просеянным через мелкое сито стеклом, окисью хрома, трепелом, корундом, карборундом, притирочными пастами ГОИ и наждаком М-10 и М-14, для чугунных кранов — пастой ГОИ, наждаком М-10, М-20 и ко­ рундом. Твердые материалы притирают твердыми притирами, на­ пример чугунными, удерживающими мелкие зерна абразива (трепел, окись хрома, пасты ГОИ и др.), а мягкие металлы — мягкими при­ тирами (медью, свинцом), удерживающими крупные зерна абразива (корунд, наждак, карборунд и др.).

При притирке используют смазывающие жидкости. Для мягких притиров — машинное масло, керосин и бензин; для твердых — деревянное масло (притирка легких сплавов), газолин (притирка стали). Эти жидкости способствуют режущим зернам абразива более длительное время сохранять остроту кромок, и притирка ускоряется.

§ 42. Способы испытания задвижек, кранов и вентилей

Проверка арматуры заканчивается испытанием ее под давлением, предусмотренным при эксплуатации газопровода. Существуют два способа испытания — пневматический и гидравлический.

70


i m

Рис. 26. Станок для притирки уплотнительных поверхно­ стей параллельных задвижек с выдвижным штоком,

1 , 9 — ползуны; 2 — направляющие; з , 8 — шатуны; 4 , 5 — диски; 6 — редуктор; 7 — электродвигатель.

Закончив притирку или прокладку и набивку, сальники, вентили и другую арматуру проверяют на плотность опрессовкой.

Задвижки перед установкой на газопровод испытывают, как ука­ зано в § 35, на плотность под давлением воздуха, равным 1,5 рабочего давления газа, и на станке для гидравлического испытания арма­ туры (рис. 27). На раме станка неподвижно насажен нажимной диск (заглушка) А, скрепленный со столом 5, на котором располагают заглушку. К нажимному диску подводят трубку от гидравлического пресса. На винт 2 насажен нажимной диск Б, который при помощи

ворота

можно

поднимать и опускать.

Задвижку зажимают между

 

 

 

 

 

 

дисками

А

и

Б

и

заполняют

 

 

 

 

 

 

водой, подкачивая ее до со­

 

 

 

 

 

 

здания

необходимого

давления

 

 

 

 

 

 

в корпусе задвижки.

эксплуата­

 

 

 

 

 

 

 

Поступающие

в

 

 

 

 

 

 

цию

задвижки

подвергают

 

 

 

 

 

 

осмотру, проверке и испыта­

 

 

 

 

 

 

нию.

Они

должны плотно

за­

 

 

 

 

 

 

крывать

сечение

газопровода.

 

 

 

 

 

 

 

Краны при

наличии

смазки

 

 

 

 

 

 

испытывают

под

„избыточным

 

 

 

 

 

 

давлением

воздуха,

равным

 

 

 

 

 

 

1 кгс/см2. Для этого трубопро­

 

 

 

 

 

 

вод с испытуемым и рабочим

 

 

 

 

 

 

кранами

помещают

в

ванну

Рис. 27.

Станок

для гидравлического

с водой.

Чтобы проверить плот­

 

испытания арматуры.

 

ность

прилегания

пробки кра­

1 — нажимной

диск

 

(заглушка);

2 — винт’

на,

к

коническому

отверстию

3 — задвижка;

4 — прокладка;

S — стол;

корпуса

при

закрытом

рабо­

6 — трубка для подвода воды от

гидравли­

 

 

ческого

пресса.

 

чем кране

и

открытом

испы­

подают

сжатый

воздух.

 

туемом

кране

в

трубопровод

Если через

слой

воды

не

пойдут

пу­

зырьки воздуха, кран обладает необходимой плотностью. Чтобы проверить, не пропускает ли кран воздух на проход, закрывают ис­ пытуемый кран и открывают рабочий, а трубопровод после испыта­ ния крана заполняют водой до уровня воды в трубке. Затем в трубо­ провод опять подают сжатый воздух. Если на уровне воды в трубке не появятся пузырьки воздуха, кран не пропускает воздух на проход.

Перед установкой на газопроводах сальниковые краны дополни­ тельно притирают и испытывают воздухом на герметичность под давлением в 1,25 раза больше рабочего, но не ниже 0,5 кгс/см2 при погружении в воду. Пропуска воздуха через пробку при нормальной смазке не должно быть.

Вентили, устанавливаемые на газопроводах среднего давления, испытывают под избыточным давлением воздуха, равным 1,5 рабо­ чего давления газа, но не менее 1 кгс/см2, а вентили, устанавлива­

емые на

газопроводах низкого давления, — под

давлением

700 мм вод.

ст. В обоих случаях пропуск воздуха не

допускается.

72