Файл: Литвиненко, П. А. Слесарь по обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
золотником). Корпусы вентилей бывают |
из бронзы, литой стали |
и из ковкого чугуна. Внутри корпуса (рис. |
19) делается перегородка |
с круглым отверстием в центре (седлом), прикрываемым тарелочным клапаном. Открывается вентиль вращением влево маховика 7 и шпин деля 3, к которому прикреплена тарелка 1 клапана, в результате клапан поднимается от седла. Вентиль закрывается при вращении его по часовой стрелке. Плотность прилегания клапана обеспечи вается притиркои уплотнительной поверхности клапана и уплотни тельной поверхности седла.
Седла, клапаны и уплотнитель ные кольца вентилей выполняются
Рис. 19. |
Вентиль запорный муфтовый |
|
Рис. 20. |
Гидравлический затвор. |
||||
|
15кч18. |
|
1 — корпус; |
2 — электрод |
заземления; |
|||
1 — тарелка |
клапана; 2 — крышка; |
з — |
з |
— бетонная подушка под |
ковер; 4 — |
|||
шпиндель; |
4 — сальниковая набивка; |
5 — |
труба для |
залива |
жидкости; |
5 — ковер; |
||
грундбукса сальника; |
6 — нажимная крышка |
в |
— контактная |
пластина; |
7 — места |
|||
сальника; |
7 — маховик. |
|
|
вероятных повреждений. |
из бронзы, чугуна, нержавеющей и углеродистой стали. В некоторых вентилях небольшая тарелка клапана изготовляется с уплотнением из кожи или маслобензостойкой резины.
Г и д р а в л и ч е с к и е з а т в о р ы (рис. 20) в настоящее . время используют только стальные. В них устанавливают дополни тельную продувочную трубку диаметром 40 мм. К трубке в верхней части приваривают отвод диаметром 20 мм с резьбой на конце для навертывания муфты с пробкой. Дюймовую трубку для откачивания жидкости вставляют внутрь продувочного стояка и приваривают к его верхней части. Плечи гидрозатвора приваривают к газопроводу на разных уровнях, что позволяет одновременно отключать газо провод и продувать через него газ. В этих целях достаточно залить
61
кодой (зимой — незамерзающей жидкостью) только часть гидро затвора и вывернуть пробку для продувки газовоздушной смеси. Остальная часть газопровода останется под воздухом, так как путь газу прегражден жидкостью, находящейся в гидрозатворе. В гидро затворах старой конструкции для отключения подачи газа отвинчи вают пробку на стояке и через него заливают в горшок запорную жидкость, уровень которой зависит от давления газа в газопроводе. Уровень жидкости можно замерить металлическим прутком, опу щенным через трубку. При пуске газа жидкость из этого гидрозатвора откачивают ручным насосом или мотонасосом. Сложность и дли тельность работ по заливке и откачке жидкости — основной недо статок таких затворов.
§36. Конденсатосборники
Вземле, в точках встречи уклонов смежных участков газопровода, устанавливают сосуды для сбора и удаления жидких фракций,
называемые к о н д е н с а т о с б о р н и к а м и . Конденсатосбор-
Рис. 21. Конденсатосборники:
|
|
а — низкого давления; б — среднего давления. |
|
|||
1 |
— корпус; |
2 |
— электрод |
заземления; 3 — подушка бетонная; |
4 — ковер; |
|
5 |
— пробка; |
6 |
— контакт |
электрический; |
7 — труба 34 х 4 мм; |
8 -*■ места |
|
вероятных повреждений; 9 — прокладка; |
10 — кран натяжной |
25 мм. |
62
ники бывают двух видов: для влажного газа большей емкости и для сухого газа меньшей емкости. Конденсатосборники низкого давления (рис. 21, а) — это емкость, снабженная выведенной под ковер дюй мовой трубкой. Трубка заканчивается муфтой и пробкой, через которую продувают газом или воздухом скопившуюся влагу и пыль и можно измерять давление в газопроводе. При необходимости трубку используют для замера блуждающих токов путем определения раз ности потенциалов труба — грунт. Пыль и влагу из такого конден сатосборника удаляют с помощью ручных насосов по трубе 34 X X 4 мм, выведенной к поверхности земли. Для этого вывертывают пробку 5 и на ее место ввертывают приемную трубку насоса. Закончив откачку конденсата, пробку завинчивают на прежнее место.
В конденсатосборниках среднего (рис. 21, б) и высокого давления имеются дополнительная защитная трубка или кожух и кран на внутреннем стояке. Под давлением газа конденсат из конденсато сборника вытесняется во внутреннюю трубку и под определенным нажимом автоматически удаляется. Предварительно открывают крышку. Закрыв кран, отвертывают пробку 5 и в кран ввертывают отвод высотой до 1,5 м, к которому присоединяют конец гибкого шланга. Второй конец шланга опускают в цистерну. Затем открывают кран и откачивают конденсат. Закончив откачку, закрывают кран, вывертывают отвод с гибким шлангом и ввертывают дюймовую пробку. Крышку ковера закрывают, убедившись в отсутствии утечек и неисправностей.
§37. Компенсаторы
Ко м п е н с а т о р ы применяют во избежание разрыва труб газопроводов и предохранения их арматуры от воздействия темпера турных изменений, а также для удобства монтажа и демонтажа
Рис. 22. Линзовый компенсатор.
1 — гайка; 2 — тяга; з — полулинза; 4 — кронштейн; 5 — царга; 6 — рубашка; 7 — кронштейн; 8 — патрубок.
R3
фланцевой арматуры и смены прокладок. На подземных газопрово дах, подверженных незначительному температурному изменению, устанавливают линзовые компенсаторы (рис. 22), в основном двухлинзовые, которые состоят из сваренных между собой стальных дисков с волнистой поверхностью. Нижнюю часть компенсаторов заполняют битумом М-2 и перед установкой на газопроводы, работа ющие под давлением 3—6кгс/см2 с одним или двумя фланцами, частично сжимают болтами. После установки компенсаторов болты ослабляют.
§ 38. Способы соединения труб
При строительстве газопроводов трубы соединяют методом сварки. Сварка бывает плавлением, в холодном и в пластическом состоянии. К сварке плавлением относятся: ручная электродуговая сварка
Рис. 23. Проверка концов стальных труб, подготовляемых к сварке.
а —промер штангенциркулем диаметра трубы и проверка эллипсности; б — проверка толщины стенки трубы и притупленности ее конца; я — проверка угла скоса кромок; г — проверка пер пендикулярности торцов труб; 1 — неподвижная губка штангенциркуля; 2 — линейка с де лениями и нониусом; 3 — подвижная губка штангенциркуля 4\ 5 — стенка трубы; в — торец трубы; 7 — угольник с делениями;.« — подвижная линейка шаблона с градусными деления ми; 9 — угольник шаблона, прикладываемый к торцу трубы; 10 — шарнир; а — а', б—б', я—в', г — г ’ — положения, в которые устанавливают штангенциркуль; Г>н — наружный диа_
метр трубы; а° — угол притупленности торца.
металлическим электродом в среде защитного газа, автоматическая электродуговая сварка под флюсом и газовая сварка. Эти виды сварки обеспечивают предел прочности сварного соединения не ниже пре дела прочности металла трубы.
При р у ч н о й э л е к т р о д у г о в о й с в а р к е исполь зуют электроды, приведенные в табл. 17. Электроды подразделяются на голые, тонкопокрытые и толстопокрытые. Качество сварки зави сит от состояния поверхности торцов свариваемых труб, точного совмещения их по всему периметру и правильной окружности концов
труб. Поэтому перед прихваткой |
штангенциркуль устанавливают |
в четырех положениях (рис. 23) |
и промеряют наружный диаметр |
t-i
VO
при сварке труб из низколегированной |
стали |
электродов, применяемых |
и малоуглеродистой |
Основные характеристики |
|
О) 2
О>»
вj*5
о3
SET
« н $К Я
со пз О
Яfe
сб Л
» s
О (О
2 с
Сч С
2S*Bо 3
Йо™
а а>ѵ: « о ч g
он®2
оохЗ
Ä * О
!”ІІ
я 2Ктая
.SSO
О Л
К
« S
с н
X
лсо
|
ОС►о |
|
|
|
|
св |
И |
|
|
° |
о |
- |
|
к =я |
Л |
К |
|
||
“? S |
5 |
|
да |
|
|
||||
а, |
и |
с |
|
л 3 |
С О .И S. н Л; |
|
|||
л г: |
ч Я |
|
4 |
В |
|
= о a |
|
||
« ^ |
|
ш а |
- я s |
I |
|
||||
о И |
K « |
|
|
|
|
ч я 2 |
|
||
о„. |
|
ё 1 5 да О^ |
|
||||||
Sg& g в |
|
о |
2 |
2 |
да |
С |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
ѵ В |
О |
|
|
Z |
в В |
|
5 5 5 |
3 § X |
|
|||
®S 2 ч |
|
£ 8 |
I |
ИСЕФ |
|
||||
Я ffl |
в |
|
А ^ |
ft |
л & |
|
|||
|
И "■* |
|
|||||||
Н в Л** |
|
|
|
О |
|
|
|
||
|
" Он |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
Р =Я |
, |
і |
||
S sf |
|
_г л |
S 5 s |
о |
|||||
|
л |
ч |
|
a s § аё s |
|||||
|
|
» 5 |
и |
|
|
|
|
|
|
CT? |
|
st Р |
аз |
|
I |
и a _ s 2 |
|||
|
2 к в |
|
|||||||
.со |
|
* Н ф |
|
g* |
" . & Я |
е |
ч |
||
|
Ф н |
|
о л о |
s " " |
s " |
||||
юсо |
|
л |
|
||||||
|
|
Фда |
|
8,5 |
я |
в |
=Я « |
О S |
|
|
|
Сч о |
|
ГТ |
“ч |
|
|||
|
|
|
S g |
я |
ч |
гз б , з |
|
||
|
|
|
1=5 |
!|sss |
|
||||
|
|
|
>&ф |
|
КMffig UK
' |
п |
|
|
л |
|
|
|
|
-% |
о |
|
|
я о |
|
|
|
л |
|
иО |
|
|||||
Р ч |
О , |
|
^ л |
н |
|
a |
« |
в |
IГ * tЛЛ |
|
||
Ф Н |
|
л н |
о да |
3 л |
|
|||||||
л ф Г |
со |
Я |
|
|
|
к я |
|
|
|
|||
О |
^ |
|
|
|
Ф |
ч |
|
|
|
|||
S |
К С |
СО |
Л |
ф |
|
|
|
|
|
|||
|
. |
|
ч |
о^. |
^tt ям |
|
|
|
л |
|
||
ыЧс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
л со 2 *“ Я- >5 л |
|
X й я |
|||||||||
|
Ф И |
Ч Й |
Я Ä |
Е |
|
|
||||||
|
§ |
|
ча г |
|
9 |
|
|
|||||
гг |
іс: |
|
ф да |
д |
|
Р |
|
|
дало? |
|||
§ |
|
|
|
|
|
g |
|
|
ч |
я |
со“ |
|
ГГ |
|
|
|
|
|
|
|
л О |
|
|||
л |
|
|
|
|
|
s |
|
|
л |
|
|
|
|
|
vf о л |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
0 0 |
' |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
‘нЧ |
ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф я |
|
« З В |
|
|
|
|
|
с ф |
||||
|
я Ж я |
|
Рч |
|
|
|||||||
|
|
|
S й о |
|
jS |
|
|
|
||||
V Wч ч |
|
Р ч |
|
ф |
|
|
§ а |
|||||
|
' г |
Я |
Я |
|
о |
|
|
|
|
|||
|
л |
ч: |
л « |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
СО О |
е |
|
с |
|
|
|
|
|
|||
|
-Г |
ui |
|
|
о |
|
? |
О |
||||
|
о |
^ |
|
|
|
лЙ |
|
|
||||
|
ü S S S 3 |
|
|
ч |
|
г |
я |
|||||
S |
и н о a ’S |
|
р- |
|
|
|
« о |
|||||
|
Ф |
л |
'S |
да |
|
|
|
|
||||
о |
|
ч |
ä |
|
|
|
|
|
о 54 |
|||
|
|
|
|
â |
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
— Л |
|
л |
|
||
|
|
|
с |
о |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й £" |
|||
|
|
.й a |
|
|
|
|
te |
|
||||
|
|
|
а |
рн |
|
|
|
|
|
о |
с |
|
|
|
|
р Ф |
|
|
|
|
R |
|
3 ° |
||
coB't |
л >©< д |
|
|
|
|
|
||||||
^ч -• ■ |
5 |
|
в |
|
|
|
|
|
Л |
h- |
||
|
|
|
|
р- |
|
|
И |
|||||
*4 S |
- |
К |
- л |
|
|
|
|
_ч |
||||
Л |
н Ч |
|
|
|
U |
|
9 се |
|||||
НН Щ ^ |
С |
g |
|
|
|
|
|
|
|
|||
О ^ |
ЯН] |
В |
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
С Ä:! |
|
|
|
|
|
|
|
|||
>» ^ |
|
|
|
|
|
|
и |
|
||||
НН |
« |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
п
н
л
и
л
fcC
о
—ѵс -
р
л
к
2
л
t=C
|
2 |
|
|
л |
ССS |
|
|
04 к |
|
||
|
о |
a |
|
|
и да |
|
|
£ |
Н я5 |
|
|
ё Й a s ; |
|||
1*5 |
5 о |
S S-: |
|
5 |
о |
||
|
О ф |
|
|
|
t=c да. « g |
||
|
>3 |
t4 |
|
p л
а, а> ь ч
2 к
a Я
%£
л- я ф
ЛА
S 'S
|
|
S |
|
|
|
л |
|
|
|
ьс |
|
|
|
о |
|
|
|
р - |
|
|
|
н |
|
|
|
ф < |
|
л |
|
л о |
|
|
Л |
І-Л |
|
л |
н да О |
||
|
|||
' Р ч |
'2 |
2 |
к - |
Ф |
|
Сѵ] |
|
>0 |
Р ч |
|
|
о |
S |
л |
|
|
" |
gci |
|
|
ф |
со |
|
|
ч Л |
|
|
|
СО |
сО |
|
|
О |
P t |
|
|
P t |
£ |
|
|
^ |
Е- |
|
ев |
й |
|
о |
|
|
о |
|
|
sc |
|
|
о |
ѵо ф |
|
Рч |
||
|
о |
й |
|
3 ® |
|
|
н |
к |
a |
к |
|
й і |
||
a |
о |
|
Р ч |
е |
|
л |
|
|
ф
Рн
ф
-
Гф Р ч
ф
л
Р ч
л
X!
л
ч
ч
Л
fH
ф
, |
л |
|
|
|
|
|
|
|
л |
Ф |
да |
о |
|
Р ч ; |
S £ |
Л |
|
со |
|
ч я |
|
р : |
р ф, |
a |
|||||
ю ч |
С и X |
|
|
|
|
||||
л |
л |
Р з |
X |
? ! |
|
о: « |
я |
Л |
|
ч и |
( |
! Ң Р: ч |
|||||||
к |
К 2 |
« S я |
|
Ф: ч |
|||||
о |
|
К да |
|
|
Ä X я >>S |
1 Ф Л |
|||
л да 3 ф |
|
|
Н |
с н |
|||||
Р ч S н |
В Я |
|
Рч Л |
к й ч s s « |
|||||
е в . § |
|
a |
к g я |
« 5 |
я |
||||
!•->•> |
|
|
|||||||
<я>ѳ< S |
ь-і да |
|
|
5 й § S ч Й |
д |
Я |
|||
5 S |
|
|
S о |
і ч |
2 |
я |
|||
В й |
|
|
У Рч s a g l e i h |
||||||
Я я О |
§ & |
|
л и и |
л; |
fr*S о |
||||
ѵо |
%Рч о |
|
|
ч |
Оч |
|
|
jH |
|
>н Я m |
|
|
|
нлз |
|
||||
п |
|
Очя я |
|
|
|
о |
|||
Ч я о |
|
ѵо |
я я |
|
|
|
со |
||
(нЙЙ |
|
|
о |
|
|
|
|
о |
5 П. А . Литвиненко |
65 |
трубы, выявляют ее эллипсность, определяют толщину стенок труб, а угольником с делениями устанавливают притупленность их концов. Нестандартная толщина стенок труб не допускается, разностенность концов может быть от 12,5 до 15%.
Угол скоса фасок на торцах трубы проверяют шаблоном в ни скольких точках по окружности. При незначительном отклонении скос обрабатывают шлифовальной машинкой, а при большом — фаски предварительно обрезают газовой горелкой. Фаски зачищают напильником или шлифовальной машинкой не ранее чем за 4 ч до сварки, а перед сваркой их протирают щеткой и проверяют пер пендикулярность торцов труб по двум взаимно перпендикулярным диаметрам.
Очищенные от грязи и ржавчины трубы подбирают, чтобы кромки совпадали возможно точно, и раскладывают прямолинейно без изгибов. Трубы большого диаметра сразу же аккуратно сваривают отдельными прихватками, которые распределяют равномерно по окружности трубы, а центратор переносят на другой стык. При хватки труб делают теми же электродами, что и основную сварку. После охлаждения металла поверхность шва немедленно очищают от шлака. Зазор между свариваемыми концами труб должен быть одинаковым по всему периметру стыка и не превышать размеров, предусмотренных техническими условиями.
При наложении первого слоя необходимо сплавить кромки труб с внутренней стороны так, чтобы металл шва, вдаваясь внутрь газо провода в форме валика высотой 1—2 мм, равномерно очерчивался по всему периметру стыка. Перед прихваткой или сваркой стыков
следует убедиться, что внутри каждой трубы, секции или |
плети |
нет посторонних предметов. Во время ветра и при осадках |
сварку |
выполняют под прикрытием (зимой под защитой короба), а швы после сварки немедленно закрывают кольцевыми асбестовыми на
кладками. |
с в а р - |
При а в т о м а т и ч е с к о й э л е к т р о д у г о в о й |
|
к е стальных труб под флюсом используют автоматы ПТ-6 |
(ПТ-56), |
агрегаты АСД-300, АСБ-300-2 и 7, ПАС-400-ѴІ, АСДП-500Г и др. Автоматическая электросварка требует подготовки кромок свари ваемых труб, сборки стыков, удержания расплавленного металла и флюса в сварочной ванне, правильного формирования шва, а также соблюдения сварочного режима. Для получения шва с высокими механическими показателями его следует проверить на всю толщину стенки трубы. Однако при полном проваре необходимо наложить тонкий слой шва ручной дуговой сваркой или применить подкладные кольца из полосовой стали шириной 40—50 мм и толщиной 3—4 мм. Кольцо вставляют на половину его ширины внутрь одной из свари ваемых труб и прихватывают к ней, а вторую трубу подают на вы ступающую часть кольца и прихватывают к первой. Оставшиеся кольца создают дополнительные сопротивления для движения газа, особенно в газопроводах небольшого диаметра. Кроме того, с при менением этих колец увеличивается расход металла (350—400 кг
66