Файл: Литвиненко, П. А. Слесарь по обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ УСТАНОВОК СЖИЖЕННОГО ГАЗА

§ 104. Требования к сжиженным газам

Состав сжиженных углеводородных газов должен быть постоян­ ным и соответствовать государственным стандартам. Технические условия на них приведены в табл. 27.

Таблица 27

Технические условия на сжиженные углеводородные газы (ГОСТ 10196—62)

Нормы по маркам

Показатели

технический

смесь техни­

технический

ческого

пропан

бутан

пропана

 

 

и бутана

Компонентный состав, %

об.:

этан —этилен ...................................

 

пропан—п р оп и л ен ........................

^

бутан — бутелен ................................

 

пентан —а м и л е н ...............................

 

Жидкий остаток (% об.)

при темпера­

туре, °С:

 

- 2 0 .............................................

 

+ 2 0 .............................................

Давление насыщенных паров (кгс/см2)

при температуре, °С:

-2 0 .............................................

+ 4 5 .......................................................

Содержание сероводорода на 100 м3, г

Запах . . . . ...........................................

Не более

Отсутствие

Не более

4,0

Не более

4,0

Не менее

 

93,0

4,0

 

Не более

Не менее

3,0

93,0

Не более

Не более

 

3,0

3,0

Не более

Не норнш руется

2,0

 

 

Не более 2,0

Не менее

Не норми-

____

1,6

руется

Не более

Не более

4,2-5,0

16,0

Не более 5,0

16,0

 

 

Должен ощущаться при содержа- НИИ в воздухе 0,5% газа

(по объему)

Обычно применяют сжиженные газы, состоящие из пропана, изобутана, н-бутана с примесью пентана и этана, а сжиженные газы, полученные в процессе нефтепереработки, могут содержать также пропилен, этилен и бутелен.

230


Поскольку теплота сгорания сжиженных газов достигает 30000 ккал/м3, для их сжигания необходимо большое количество воздуха. Газовые приборы, оборудованные инжекционными горелками, по­ лучают необходимое количество первичного воздуха вследствие подачи повышенного давления газа (220—300 мм вод. ст.), давление же природного газа составляет 120—180 мм вод. ст. Чтобы избежать увеличения тепловой нагрузки приборов от повышения давления газа, соответственно уменьшают форсунки горелок.

Важная

особенность паров сжиженных газов — их высокая

плотность

(1,8—2,2, кг/м3),

которая

превосходит плотность воз­

духа

(1,29

кг/м3). Поэтому

приборы,

работающие на сжиженном

газе,

не разрешается устанавливать в

подвальных помещениях.

 

§

105. Газоприемораздаточные станции (ГПРС)

ГПРС служат для приема (слива), хранения и розлива сжижен­ ного газа, а также доставки его в емкостях (баллонах или цистернах), железнодорожным, водным или автомобильным транспортом и по трубопроводам с предприятий, производящих его, потребителям. Если емкость хранилища сжиженных газов превышает 600 т газа, такое хранилище называют кустовой базой (КБ).

Площадка ГПРС и КБ состоит из рабочей и вспомогательной зон. В первой находятся:

а) железнодорожный двухпутный тупик со сливными устрой­ ствами (при транспортировке сжиженного газа по железной дороге); причал со сливными устройствами (при поступлении газа морским или речным транспортом); ввод трубопровода с отключающими устройствами, фильтрами, расходомерами (при транспортировке

газа

по трубопроводу);

б)

насосно-компрессорное отделение или другие установки, пред­

назначенные для отсасывания остаточных паров газов из железо­ дорожных цистерн и резервуаров хранилищ;

в) база хранения сжиженных газов — подземные и наземные металлические резервуары, работающие под давлением, изотерми­ ческие или подземные хранилища;

г) блок производственных помещений — сливное и наполни­ тельное отделения, при необходимости отделение по регазификации с подачей газов в распределительные газопроводы;

д) колонки наполнения автоцистерн и газобаллонных автомоби­ лей;

е) склад суточного запаса пустых и заправленных баллонов — навес из сборного железобетона и кирпича;

ж) блок вспомогательных помещений с мастерскими по ремонту

оборудования

и баллонов и их освидетельствованию;

з)

колонки

для заправки автомашин сжиженным газом;

и)

гараж с

открытой стоянкой

автомашин;

к) напорная башня и резервуар

для противопожарного запаса

воды;

 

 

 

231


л) сооружения канализации и водоснабжения; м) склад смазочных и горючих материалов.

Участок станции по периметру обносят решетчатым забором из несгораемых материалов высотой 2,4 м; рабочую зону от вспомога­ тельной отделяют легкой оградой высотой 1,2 м. Подходы и подъ­ езды к сооружениям асфальтируют, а остальные участки озеленяют. Вне территории станции по периметру оставляют свободную по­ лосу шириной не менее ^10 м. ГПРС создают вне черты земельной площади населенных пунктов, занятой постройками, дорогами и садами. Их строят не в густонаселенном районе и обязательно с под­ ветренной стороны господствующих ветров. Не разрешается соору­ жать ГПРС в местах горных выработок и карстовых явлений. ГПРС соединяют с основными путями перевозки баллонов хорошей до­ рогой. Трубопроводы, эстакады и ГПРС окрашивают в светлые цвета.

ГПРС принимают газ от заводов поставщиков, сливает в резер­ вуары — хранилища, перекачивает в мелкую тару и доставляет потребителям; заправляет автомашины, работающие на сжиженном газе; сливает тяжелые неиспаряющиеся остатки (вручную на стан­ ках и автоматически на карусельных агрегатах) из баллонов, бо­ чек и автоцистерн; обеспечивает технологическое обслуживание и ремонт энергетического, механического, теплового, транспорт­ ного и другого оборудования; иногда испаряет газ с подачей в рас­ пределительные газопроводы.

Из железнодорожных цистерн (их закрепляют на рельсовом пути башмаками и заземляют, а паровоз удаляют на расстояние не менее 20 м от границы станции) и автомобильных, расположенных выше хранилищ, сжиженный газ сливают самотеком. К сливной эстакаде подведены два трубопровода: для жидкой и паровой фаз. Система сливного устройства представляет собой вертикальные стояки, к которым подведены трубопроводы жидкой и паровой фаз. К вертикальным стоякам через каждые 12 м от трубопровода жид­ кой фазы сделаны ответвления, на которых установлены отключа­ ющие устройства и обратные клапаны. Стояк жидкой фазы закан­ чивается двумя резиновыми шлангами с наконечниками для при­ соединения их к угловым вентилям жидкой фазы железнодорожных цистерн. От коллектора паровой фазы ответвление с отключающими устройствами переходит в вертикальный стояк паровой фазы, за­ канчивающийся резиновым шлангом с наконечником для присоеди­ нения к угловому вентилю паровой фазы железнодорожных цистерн.

Иногда газ

нагнетают

компрессором (рис.

124), а слив из цистерн,

у которых

арматура

внизу, обходится без

эстакад.

О прекращении слива судят по шуму и вибрации шланга, да­ влению газа и с помощью дренажных трубок.

Для слива газа из железнодорожной цистерны, прибывшей на ГРП, выполняют следующие работы:

1)мастер наполнительного цеха вместе со сливщиком принимают

еепо акту, при этом проверяют пломбы на предохранительном кла­

232


пане и колпаках цистерны, целость корпуса й правильность напол­ нения цистерны сжиженным газом (при открытии контрольного вентиля красного цвета должен выходить газ, а из вентиля зеленого цвета — жидкость в виде белого ту­ мана), качество газа, ис­ правность запорной арма­ туры жидкой и паровой фаз (кратковременным от­ крытием вентилей);

2)устанавливают ци­ стерну под слив;

3)закончив слив ци­

стерны и откачав

пары

из нее до давления

0,5—

0,7 кгс/см2, закрывают вентили паровой фазы на цистерне и на сливных устройствах; выпускают газ из резиновых шлангов сливной эстакады и отсо­ единяют их от угловых вентилей цистерны; заглу­ шив шланги пробками, проверяют их на герме­ тичность мыльной эмуль­ сией; пломбируют колпак цистерны и оформляют отправку ее по железной дороге.

Слив газа из автоци­ стерн, кроме трубопрово­ дов с отключающими ус­ тройствами, никаких спе­

циальных

устройств

не

требует.

Но

необходимо

следить

за

плотностью

шлангов

и их соединений

и, чтобы

при

сливе

они

не имели изломов и кру­ тых изгибов.

Во время опорожне­ ния или наполнения авто­ цистерны двигатель не

должен работать, за исключением случаев перекачки сжиженного газа с приводом от двигателя автомашины. Так, для опорожнения автоцистерны АЦШГ-4-164 без насоса входной патрубок 9 (рис. 125)*

233


шлангом присоединяют к трубопроводу жидкой фазы приемного резервуара, а патрубок паровой фазы — к трубопроводу паровой фазы приемного резервуара. Затем, открывая вентили 2 и 3 и вен­ тиль трубопровода паровой фазы приемного резервуара, выравни­ вают давление. При этом вентиль 8 не открывают. При закрытом вентиле 6 открывают вентиль на трубопроводе жидкой фазы прием­ ного резервуара и вентили 7 и 8, сливают сжиженный газ из авто­ цистерны. Этот способ возможен при условии, что приемные резер­ вуары находятся на более низкой отметке.

При сливе газа с применением насоса сливной патрубок 1 шлан­ гом присоединяют к трубопроводу жидкой фазы приемного резер­ вуара, закрывают вентили 8 и 3, откры­ вают вентили на трубопроводе жидкой фазы приемного резервуара и венти­ ли 2, 4, 6 и 7 автоцистерны, включают

в работу насос.

§106. Устройство, опорожнение

инаполнение емкостей

 

 

 

 

Предназначенные

для

перевозки

 

 

 

 

и хранения

сжиженных газов

сосуды

 

 

 

 

вместимостью до 120 л называют бал­

 

 

 

 

лонами,

вместимостью

до

500 л —

 

 

 

 

бочками

и

свыше

500

л — резервуа­

 

 

 

 

рами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллоны вместимостью 0,9; 4; 27;

Рис.

125.

Принципиальная

40; 50,5;

55 и 80 л неудобны для авто­

схема трубопроводных комму­

матического слива и налива.

Поэтому

никаций и арматуры автоци­

в СССР

выпускаются баллоны вмести­

 

стерны АЦЖГ-4-164.

 

 

 

мостью 5; 12; 27; 50

и 80

л. Общий

 

 

 

 

рис.

 

 

 

вид типового баллона представлен на

126. В горловину баллонов вместимостью 5, 12

и 27

л вверты­

вают самозакрьівающийся клапан КБ-1 (рис. 127), в

баллонах

вместимостью 50 и 80

л имеется угловой вентиль,

а вместо уплот­

няющего

воротника

(в баллонах

до

27

л) — защитный

колпак

и две ручки.

 

красный

цвет

масляными,

эмалевыми

Баллоны окрашивают в

инитрокрасками. Поперек баллона на 1/2 окружности наносят белой краской надпись: «пропан-*— бутан». У горловины баллона приводятся следующие данные: марка и клеймо ОТК завода-изго- товителя и инспектора Госгортехнадзора; тип и номер баллона; номинальная масса в килограммах и вместимость в литрах; рабочее

ипробное гидравлическое давление в кгс/см2; даты изготовления,

дата последнего и очередного испытания и освидетельствования. В соответствии с этими данными заполняют баллоны газом.

Причем работать с ними следует осторожно, соблюдая правила, изложенные в рабочих инструкциях. Перед наполнением необходимо

234