Файл: Литвиненко, П. А. Слесарь по обслуживанию газового оборудования промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
сделать разбраковку баллонов. Разбракованные баллоны передают в сливные отделения, где неиспарившийся остаток сливают в спе циальные емкости — отстойники (необходимо иметь не менее двух сливных резервуаров: один — отстойник, другой — для сжижен ного газа из неисправных баллонов). Из сливного отделения исправ ные баллоны поступают в наполнительное отделение, неисправные — на ремонт. Если при наполнении выявится неисправный баллон, его возвращают на слив.
Не наполняются баллоны, у которых поврежден корпус (имеется вмятина, трещина) либо башмак или последний слабо насажен;
неисправен |
вентиль; отсутствуют клеймо, необходимая покраска |
и надписи; |
истек срок переосвидетельствования. |
Рис. 126. Типовой баллон для сжи |
Рис. 127. Клапан КБ-1. |
|
|
женных газов. |
|
|
|
1 — ручка; 2 — горловина под вентиль; з — |
В сливное отделение введен |
||
верхнее днище; 4 — подкладное кольцо; 5 — |
|||
обечайка баллона; |
6 — нижнее днище балло |
трубопровод паровой фазы |
из |
на; |
S' — башмак. |
||
|
|
компрессорного отделения, |
за |
канчивающийся напорной рампой, к которой через редукторы присоединяют баллоны со сжатым азотом или непосредственно исправные баллоны, наполненные сжиженным газом.
Сливная рампа находится ниже уровня пола в приямке, трубо провод от рампы проходит к подземному сливному резервуару. Сливная и напорная рампы соединены между собой. На рампе на ходится манометр, а у приямка — станок с ручным или электриче ским приводом для опрокидывания баллонов и весы для взвешива ния баллонов перед сливом. Баллоны устанавливают в станок, закрепляют попарно прижимами и при помощи струбцины и шлангов присоединяют к сливной рампе. Вручную или электроприводом станок поворачивают, и баллоны опрокидываются вентилями вниз.
При открытии вентилей сливных баллонов и вентиля на трубо
проводе, |
идущем из компрессорного отделения или от баллонов |
с азотом, |
вентиль на сливном резервуаре должен быть закрыт. При |
235
подаче сжиженного газа необходимо следить, чтобы давление на рампе не превышало 16 кгс/см2. В это время газ проходит череа жидкость в сливных баллонах и создает в них давление. Об окон чании наполнения судят по прекращению булькания. Тогда пре кращают подачу азота или паров сжиженного газа, открывают вен тиль на сливном резервуаре и перепускают в него из баллонов жид кость. Если сливают полные баллоны, то несколько раз создают давление в них и переключают вентили напорной рампы сливного резервуара.
Наполняют баллоны в изолированном помещении, оборудованной принудительной проточной вентиляцией (в южных районах можно
1 — механизм вращения; 2 — .трубопровод ожиженного газа; 3 — трубопровод сжатого воздуха; 4 — весы; 5 — загрузочный и 12 — разгрувочный рольганги; 6 — баллоны; 7 — загрузочный и 9 — разгрузочный транспортеры; 8 — при
водные станции; 10 — контрольные весы; 11 — привод рольганга.
на открытых площадках и под навесом), вручную на весах и авто матически на карусельных наполнительных агрегатах (рис. 128). Норма заполнения баллонов сжиженным газом, приведенная в табл. 28, принимается в зависимости от плотности газа и разности его температуры при заполнении и последующем хранении. Если разность температуры в пределах 40° С, степень заполнения прини мается 85%, при большей разности температуры, степень заполне ния снижается. При наполнении газом баллон ставят на весы, при помощи струбцины прикрепляют шланг к штуцеру (коромысло весов укажет массу незаполненного баллона), устанавливают дви жок на рейке весов на цифре, указывающей массу, на которую необходимо наполнить баллон, открывают вентиль на баллоне и вентиль на рампе. Когда баллон наполнится, закрывают вентиль на рампе, затем на баллоне, отсоединяют шланг от штуцера баллона вручную, снимают баллон с весов, закрывают штуцер вентиля бал лона заглушкой и, открыв вентиль, проверяют его на герметичность
236
обмыливанием мест возможных утечек газа. Проверив герметичность баллона, закрывают его вентиль, производят контрольное взвеши вание, вкладывают контрольный талон (в нем указывают массу газа и кто наполнил баллон), а в специальном журнале записывают номер баллона, дату наполнения и последнего освидетельствования, а также массу залитого газа.
Таблица 28
Норма наполнения резервуаров и баллонов сжиженными газами
|
Масса гааа |
Вместимость |
|
Масса газа (кг) в баллоне |
|
|||
|
|
вместимостью, |
л |
|
||||
|
|
резервуара |
|
|
|
|
|
|
Гав |
стимости |
(баллона), |
|
|
|
|
|
|
резервуара |
приходящая |
|
|
|
|
|
|
|
|
(баллона), не |
ся на і кг |
|
12 |
|
50 |
55 |
80 |
|
газа, не ме |
4 |
27 |
|||||
|
более, кг |
|||||||
|
|
нее, л |
|
|
|
|
|
|
Бутан |
0,488 |
2,05 |
1,75 |
5,26 |
11,8 |
21,9 |
24,0 |
35,0 |
Бутилен |
0,526 |
1,90 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Изобутилен |
0,526 |
1,90 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Пропан |
0,425 |
2,35 |
1,70 |
5,10 |
11,5 |
21,2 |
23,4 |
34,0 |
Пропилен |
0,445 |
2,25 |
|
— |
— |
|
— |
— |
Этилен |
0,286 |
3,50 |
|
|
|
|
|
|
Нельзя выпускать из наполнительного цеха баллоны с газом без предохранительных колпаков и заглушек и без контрольного взвешивания.
Проводятся работы по автоматическому наполнению баллонов при круговом движении с помощью карусельного исполнительного аппарата (по типу карусели), автоматически отключающемуся по достижении заданной массы. Весы, находящиеся на карусели, обору дованы механическим отсекателем наполнения. Поступающий по конвейеру на карусель пустой баллон один оператор может в тече ние 5—10 с присоединить к наполнительной головке, а по цифер блатной головке весов установить конечную массу баллона и от крыть вентиль с помощью пневматического приспособления. Другой оператор, находящийся на выходной стороне карусельного агрегата, может в течение 3—4 с закрыть вентиль баллона и отсоединить наполнительную головку.
§ 107. Железнодорожные цистерны для сжиженных газов
Перевозить сжиженный газ на расстояние более 300 км целе сообразно в железнодорожных цистернах, каждая из которых рас полагается на четырехосной платформе.
Железнодорожная цистерна представляет собой сварную ци линдрическую емкость с двумя сферическими днищами. Верхняя часть цистерны до ее предельной горизонтальной оси, покрыта те невым кожухом из листовой стали толщиной 2 мм, который крепится
237
так, что зазор между корпусом цистерны и кожухом составляет 60 мм.
В верхней части обечайки цистерны вварена горловина — люк-лаз
ввиде фланца, на котором крепится арматура цистерны, кроме манометра. Цистерна имеет площадку с поручнями. Рядом с ней под колпаком установлен манометр с трехходовым краном. На крыше люка-лаза установлен пружинный предохранительный клапан, по обе стороны которого вдоль оси цистерны смонтировано два сливно наливных угловых вентиля, соединенных внутри со сливно-налив ными трубами через скоростные клапаны. В этой же крышке крепится вентиль, оборудованный скоростным клапаном, служащий для подачи в цистерну или отбора из нее через трубу паровой фазы при сливе цистерны.
Правильность наполнения цистерны контролируют вентилями, заканчивающимися внутри цистерны трубками на уровне наиболь шего наполнения ее. Для замера температуры газа в крышке люка имеется патрон длиной 2550 мм, заканчивающийся внутри цистерны.
Цистерна окрашена алюминиевой краской. Вдоль боковой ее поверхности по нижней образующей теневого кожуха нанесена красная полоса с надписью: «Цропан. Огнеопасно». На кожухе указывают полную и полезную емкость и номер цистерны, а на ци линдрической нижней части ее — рабочее и гидравлическое испы тательное давление, дату последних и следующих испытаний ее.
Перевозку сжиженных газод по железной дороге производят
в строгом соответствии |
с установленными для этого правилами. |
§ 108. |
Автомобильные цистерны |
Для доставки сжиженных газов промышленным и бытовым по требителям, газонаполнительным пунктам и ГПРС в радиусе не более 100 км используют автомобильные цистерны АЦЖГ-4-164 на шасси автомашины ЗИЛ-164 и АЦЖГ-12-200-В (на раме полу прицепа 5215 Б автотягача МАЗ-200-В).
В цистерне АЦЖГ-4-164 полезная емкость 4 м3 (при коэффи циенте наполнения 0,85). Она представляет собой горизонтальный цилиндрический резервуар, выполненный сваркой из листовой стали толщиной стенки обечайки 12 мм, а переднего и заднего днищ 14 мм. В верхней передней части цистерны установлен предохрани тельный клапан.
Резервуар (рис. 129) крепится на раме шасси двумя опорами. Он защищен теневым кожухом. Внизу резервуара справа вварена труба жидкой фазы 1, а слева — труба паровой фазы 2 (нагнетатель ная трубка).
Цистерна может быть использована и как раздаточная. Для этого, а также для ускорения слива сжиженного газа, ее оборудуют вихревым самовсасывающим насосом С5/200, приводящимся в дви жение от двигателя автомашины через коробку отбора мощности, располагаемой на коробке скоростей автомашины.
Сливно-наливная арматура смонтирована внизу задней части
238
цистерны с боковым обслуживанием сливно-наливных вентилей» Основной шланг и шланг вставка укладывают между резервуаром
и теневым кожухом |
на полках-ящиках. Один огнетушитель |
ОУ-2 устанавливают |
на |
кабине водителя, а второй на шасси. Глушитель при переоборудовании автома шины под автоцистерну выводят вперед.
В центре заднего днища резервуара к втулке, при варенной к кольцу люка, на 16 болтах присоединен люк цистерны диаметром 510 мм. На вогнутой крышке люка расположе ны ртутный технический угловой (120°) термометр ТК-121 для измерения температур, манометр и аварийный вентильІбсІЗбк для контроля уровня за полнения цистерны.
Аварийный |
вентиль |
||
ввинчен |
в муфту, |
вварён- |
|
ную |
в |
вогнутое |
днище. |
На |
наконечник |
вентиля |
навинчена пробка с от верстием для периодиче ского выпуска сжиженного газа при контроле напол нения цистерны. В муфту, в которую ввинчен ава рийный вентиль, ввернута также трубка, положение
и длина |
которой берутся |
с таким |
расчетом, чтобы |
верхний открытый ее ко нец был на линии наи большего заполнения ре зервуара. Вентили и крыш ка люка уплотнены паронитовыми прокладками.
По вертикальной оси люка размещен указатель уровня (рис. 130), представляющий собой стеклянную трубку 5, заключенную в сталь ную трубку с пазами. На концах гибких медных трубок приварены ниппеля 3, через которые с помощью накидных гаек 2 и 4 они при соединены к запорным вентилям и указателю уровня. Зазоры между
239
ниппелями, указателем уровня и патрубками вентиля уплотнены паронитовыми прокладками 1. В защитном кожухе указателя уровня сделаны прорези для наблюдения за уровнем газа в стеклянной трубке. Наружная поверхность, цистерны окрашена светло-серой или алюминиевой краской. На кожухе (или на резервуаре) по всей длине с обеих сторон посередине сделана красная опознавательная полоса шириной 200 мм и над ней черными буквами размером не менее 100 мм нанесена надпись: «Пропан. Огнеопасно».
Завод-изготовитель выбивает по окружности фланца или лаза клеймо, в котором указывается: наименование завода-изготовителя, номер автоцистерны по списку этого завода, год изготовления, дата освидетельствования, общая масса в тоннах, вместимость в куби ческих метрах, рабочее и пробное давление.
§ 109. Автомобиль для транспортировки баллонов
Баллоны для сжиженных газов можно перевозить как в обычных бортовых, так и в специальных автомобилях.
Автомобиль АТБ-1-51 (рис. 131) для транспортировки баллонов смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51. Кузов машины АТБ-1-51 представляет собой сваренный из труб и уголков каркас 2, в ячейки которого помещают в горизонтальном положении вентилями к се редине кузова баллоны 1. Баллоны укладывают на подвесные ро лики 6, обтянутые резиновыми трубками, смягчающими удары. Подвесные ролики облегчают погрузку и разгрузку баллонов в ав томобиль. В кузове баллоны укладывают в шахматном порядке.
Верхней частью баллоны упираются в деревянную перегородку S с отверстиями для колпаков с вентилями, что исключает их стал кивание. Чтобы баллоны не выпадали из ячеек при перевозке, их запирают штангами 3, помещенными в специальные кронштейны. Каркас для размещения баллонов устанавливается на раме шасси и крепится к ней системой уголков 5.
В ячейке 7 помещается тележка для развозки баллонов.
От нагрева солнечными лучами баллоны защищает теневой ко жух 4, выполненный в виде разделенной брезентовой крыши, со бранной на каркасе из дюралевых уголков.
-! Автомобиль АТБ-1-51 снабжается двумя огнетушителями ОУ-2. Глушитель двигателя вынесен вперед. По обеим сторонам кабины проходит красная полоса с надписью: «Пропан. Огнеопасно».
Автомобиль АТБ-1-51 рассчитан на перевозку баллонов длиной до ИЗО мм и диаметром до 310 мм.
§ 110. Транспортировка сжиженных газов по трубопроводам
Сжиженные газы Можно транспортировать по трубопроводам, сооружаемым из стальных, медных и алюминиевых бесшовных труб, которые соединены сваркой. Только в местах присоединения к ар
240
матуре и емкостям, как исключение, допускаются фланцы. Для шютнения применяют свинцовые, алюминиевые и асбестовые про кладки. Резьбовые соединения уплотняют густой пастой из свинцоюго глета (окись свинца с примесью других металлов) и гли церина.
Перекачивают газ насосами, при этом возникают большие потери давления от трения. В связи с этим при перекачке газа на большие расстояния, насосные станции строят в 120—160 км одна от другой я на всех участках трубопровода поддерживают давление выше упругости паров сжиженного газа при наиболее возможной темпе ратуре. Обычно давление в нагнетательных патрубках насосов
Узел А
Рис. 130. Указатель уровня автоцистерны АЦЖГ-4-164.
составляет 50—60 кгс/см2, а во всасывающих — 20 кгс/см2. За движки устанавливают через каждые 3 км, если по условиям мест ности не вызывается необходимость устанавливать их чаще. Трубо проводы в начале, конце и на всех ответвлениях заземляют. При необходимости сооружают катодную защиту. Последний участок трубопровода должен обеспечить поступление сжиженного газа на ГПРС под давлением на 5 кгс/см2 выше давления насыщенных паров. На территории станции трубопроводы должны быть надзем ными на опорах из негорючих материалов высотой не менее 0,5 м над уровнем земли и окрашены в светлый цвет.
Трубопроводы, по которым поступает газ, соединяют с цистер нами при помощи резинотканевых рукавов (гибких шлангов) типа Б, выдерживающих давление 15 кгс/см2.
16 П. А. Литвиненко |
241 |
Б Й т g О О
й с и
о § о •
<! а<а4-1
. * Ю И
3 0 2 5
§ 111. Баллонные установки
Баллонные установки для сжиженного газа подразделяются на индивидуальные, групповые и резервуарные групповые.
Индивидуальная газобаллонная установка состоит из баллона
;с сжиженным газом, газового редуктора, газопровода, газового при бора, отключающего устройства перед ним и металлического шкафа
(при установке баллонов вне помещений). Такие установки пред назначены для снабжения газом отдельных квартир, коммунально бытовых и других предприятий. Газовые приборы получают газ от одного баллона (однобаллонная установка) или от двух (двух баллонная установка). В первом случае баллон с газом снабжают редуктором РДГ-6 или «Балтика-1» и в вертикальном положении устанавливают в кухне квартиры в легкодоступном для осмотра месте, прочно прикрепив к стене специальными хомутами на рас стоянии не менее 1 м от газовой плиты или других отопительных и нагревательных приборов и не менее 1 м от газового прибора.
Групповые баллонные установки используются для снабжения газом жилых малоквартирных зданий, мелких коммунально-быто вых и других предприятий (например, отопительных котлов ВНИИ- СТО-Мч.
Суммарная вместимость баллонов для промышленных предприя тий 1000 л при размещении у стены здания и 1500 л при размещении на определенном расстоянии от здания. Групповая баллонная уста новка оборудуется регулятором для снижения давления газа, за порным и сбросным предохранительными клапанами. Установки
располагают |
в местах, |
удобных |
для |
подъезда |
автотранспорта, |
и ограждают |
огнеупорным материалом |
на высоту не менее 1,2 м. |
|||
§ 112. Обязанности |
слесаря |
при испытании и |
пуске газа |
||
|
в приборы газобаллонных установок |
|
Газораздаточные станции общего назначения, станции сжижен ного газа на промышленных предприятиях и групповые установки по окончании их сооружения, реконструкции и капитального ремонта испытываются и принимаются комиссией в составе представителей заказчика, строительной организации, треста или конторы газового хозяйства (если сжиженные газы получают помимо треста или кон торы газового хозяйства, то их представитель не приглашается) и местного органа Госгортехнадзора СССР. Комиссия определяет
соответствие |
выполненных |
работ проекту, техническим условиям |
|
и правилам |
безопасности |
в газовом |
хозяйстве. |
Газ пропускает в приборы установки в дневное время: бригада |
|||
слесарей (не |
менее двух), |
руководимая |
мастером или инженером |
по наряду на газоопасные работы.
Перед пуском газа слесарь обязан: осмотреть всю газовую си стему в газифицируемом помещении и за его пределами, прове рить качество монтажа и исправность кранов на газопроводах;
16* |
243 |