Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. Преимущества социалистического транспорта перед капиталистическим

Транспорт, так же как и другие отрасли материального про­ изводства, развивается в соответствии с объективными законами той социально-экономической формации, потребности которой он обслуживает. В Советском Союзе транспорт стал общенародной государственной собственностью. Социалистический способ произ­ водства создает предпосылки для рационального и эффективного

использования его в интересах народного

хозяйства. Планомер­

ное развитие

транспорта СССР — основное

преимущество перед

транспортом

капиталистических стран.

 

Капиталистический

транспорт, как и весь капиталистический

способ производства,

постоянно подвержен

кризисам и депресси­

ям. При капитализме происходит ожесточенная конкурентная борьба между различными видами транспорта. Например, в США существует много параллельных железных и автомобильных до­ рог, водных путей, принадлежащих различным частным ком­ паниям. В конкурентной борьбе железные дороги все более вытесняются другими видами транспорта, наблюдается хрониче­ ская недогрузка значительной части технических средств.

В нашей стране все виды транспорта развиваются как состав­ ные части единой транспортной системы в соответствии с потреб­ ностями непрерывно растущего социалистического народного хо­ зяйства. Достижения в области технического перевооружения транспорта, совершенствование методов управления транспортным процессом, и прежде всего плановых методов руководства, кото­ рые позволяют централизованно планировать оптимальное рас­ пределение перевозок между видами транспорта, а также воз­ можность оперативной координации их работы обеспечивают более высокие, чем в США, эксплуатационные и экономические по­

казатели. При меньшей протяженности путей транспортная си­

стема в СССР характеризуется большей

грузонапряженностью,

чем в США. Грузонапряженность — это

количество тонно-кило­

метров грузовых перевозок, приходящихся на один километр экс­ плуатационной длины пути. Например, средняя грузонапряжен­ ность сети железных дорог СССР в 5 раз выше, чем в США. При средней грузонапряженности более 15 млн. ткм на один километр пути на отдельных участках железнодорожной сети грузонапря­ женность в СССР составляет свыше 100 млн. ткм. Значительно выше и другие показатели: оборот вагона, его среднесуточная про­ изводительность и среднесуточный пробег, скорости движения поездов на участках, обслуживаемых электрической и тепловоз­ ной тягой.

Рациональное размещение производительных сил в нашей стране, комплексное планирование и регулирование подвижным составом позволяют снижать порожние пробеги. Так, на железно­ дорожном транспорте процент порожних пробегов составляет у нас 38% (к груженому), а в США —63%. Несмотря на высокую

8


степень использования технических средств транспорта и более быстрые темпы роста производительности труда, абсолютный по­ казатель производительности труда на железных дорогах СССР

все же еще ниже, чем в США. В

1970 г.

выработка

на

одного

работника на железных дорогах

СССР

составляла

примерно

80% от уровня ее на железных дорогах США. Однако в

связи с

интенсивным использованием технических средств совокупные за­ траты живого и овеществленного труда на единицу произведенной продукции в СССР примерно в 3 раза меньше, чем на железных дорогах США.

Комплексное развитие транспорта в нашей стране позволяет добиваться оптимального использования сети магистральных тру­ бопроводов и автомобильных дорог с твердым покрытием, а так­ же подвижных средств. Показатели по использованию грузоподъ­ емности морского тоннажа в Советском Союзе значительно выше, чем в США. По применению электрической тяги на железных до­ рогах СССР занимает первое место в мире.

Анализ эксплуатационно-экономических показателей транс­ портных систем СССР и США, проведенный за последние годы, показывает, что при меньших вложениях в основные средства в нашей стране достигнуты лучшие экономические показатели. Так, себестоимость перевозок в СССР на железнодорожном и трубопро­ водном транспорте ниже, чем в США, на морском транспорте — близка к уровню США, но на автомобильном — несколько выше. Последнее объясняется в основном еще недостаточным развитием сети автомобильных дорог и слабым применением для перевозок автопоездов и большегрузных автомашин.

Экономическая неустойчивость капиталистического способа производства приводит к острым формам конкуренции между раз­ личными видами транспорта. Например, железнодорожный транс­ порт США и некоторых других развитых капиталистических стран испытывает конкуренцию со стороны быстро развивающих­ ся автомобильного и внутреннего водного транспорта. За послед­ нее десятилетие речной транспорт капиталистических стран осо­ бенно укрепил свои экономические позиции и по темпам роста перевозок далеко обогнал основного конкурента — железнодо­ рожный транспорт. Так, в США за последние 30 лет грузооборот

железнодорожного транспорта

вырос на

92%, а речного — более

чем на 600%; в ФРГ за

1936—1967 гг.

(в сопоставимых услови­

ях)— соответственно на

14

и

127%; во Франции

за 1950—

1967 гг. — соответственно

на

61

и 86%.

Аналогичное

положение

наблюдается в ряде других капиталистических стран — например, Австрии, Бельгии, Нидерландах. Главное преимущество речного транспорта капиталистических стран перед другими видами транс­

порта — относительная дешевизна речных

перевозок. Например,

в США средняя тарифная ставка за 10 ткм

при перевозке по

речным путям примерно в 3 раза ниже, чем по железным доро­ гам; однако несмотря на низкие тарифы, речной транспорт имеет рентабельность производственных фондов почти в 2 раза выше.

9



На ходе конкурентной борьбы между различными видами транс­ порта существенно отражается экономическое участие государств в их развитии. О роли государства в финансовой ^поддержке реч­ ного транспорта можно судить по тому, что если отнести госу­ дарственные расходы на себестоимость перевозок, то, по пример­ ным расчетам, себестоимость возрастет в ФРГ и США на 40—50%, а во Франции на 60—80%. В целях рационализации перевозок и координации развития транспорта в некоторых капи­ талистических странах делается попытка создания единой транс­ портной системы. Однако государственная политика приходит в противоречие с интересами частных предпринимателей.

В отличие от капиталистического способа производства социа­ листический способ производства позволяет осуществлять комп­ лексное планомерное развитие всех видов транспорта не толь­ ко внутри нашей страны, но и в странах социалистического ла­ геря.

Экономическое сотрудничество стран социалистического лаге­ ря, в обеспечении которого крупная роль принадлежит транспор­ ту, направлено на оптимальное разделение и кооперацию произ­ водства, рациональное использование ресурсов и возможностей каждой страны. Одной из главных форм сотрудничества между социалистическими странами является создание Совета Экономи­ ческой Взаимопомощи (СЭВ), который осуществляет сотрудни­ чество в области государственного планирования, координации научных исследований, внешней торговли, экономических связей.

СЭВ имеет постоянные комиссии по отдельным направлениям, в том числе по различным видам транспорта. Транспортная ко­ миссия согласовывает планы перевозок, организует обмен более совершенными методами управления транспортным процессом, а также обмен в области науки и прогресса на транспорте. Боль­ шое место занимает совместное решение проблем, направленных на повышение эффективности распределения перевозок между видами транспорта, учета транспортного фактора в области меж­ дународного разделения труда. Около 70% всех экспортно-импорт­ ных перевозок между странами СЭВ выполняет железнодорож­ ный транспорт. Для лучшего использования и регулирования подвижным составом создан общий парк вагонов стран СЭВ. Зна­ чительный объем перевозок выполняет морской, речной, трубо­ проводный, автомобильный и авиационный транспорт.

Планомерная организация работы всех видов транспорта воз­ можна только в условиях социализма, где нет конкуренции и анархии производства, где действует объективный экономический закон планомерного и пропорционального развития народного хо­ зяйства. Преимущества социалистического способа производства, дальнейший технический прогресс, внедрение более совершенных методов управления позволяют постоянно укреплять политиче­ ское, экономическое и оборонное могущество не только нашей страны, но и стран социалистического лагеря.

10


Глава II

ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СССР

И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

§ 4. Единая транспортная система СССР

Социалистические преобразования, осуществленные в СССР, з корне изменили транспортную сеть страны. Обобществление ос­ новных транспортных средств и сосредоточение их в руках госу­ дарства устранили всякую возможность конкурентной борьбы между отдельными видами транспорта и создали условия для планомерного, пропорционального их развития. Благодаря обоб­ ществлению всех видов транспорта в Советском Союзе создана единая транспортная система, включающая железнодорожный, речной, морской, воздушный, трубопроводный и авиационный транспорт.

Плановое ведение народного хозяйства предполагает комп­ лексное развитие единой транспортной системы СССР. Комплекс­ ное развитие транспортной системы предусматривает пропорцио­ нальное сочетание отдельных ее звеньев, дает возможность путем оперативного маневрирования и взаимозаменяемости транс­ портных средств, организации рациональных грузопотоков осу­ ществлять перевозки с наименьшими затратами.

План комплексного развития транспорта разрабатывается на основе показателей плана развития всех отраслей народного хо­ зяйства и экономических районов страны. Это позволяет обеспе­ чить соответствие между пропускной способностью размещаемой по территории страны сети путей сообщения и провозной способ­ ностью подвижного состава. Под пропускной способностью системы путей и сооружений следует понимать максимальное количество тонн грузов или транспортных средств (судов, поездов, автома­ шин, самолетов), проходящих в единицу времени (час, сутки,

месяц, год). Провозная способность транспортных средств —

наибольший грузооборот, который может быть выполнен за опре­ деленный период времени подвижным составом при наилучших условиях его использования.

Входе коммунистического строительства неузнаваемо преоб­ разилась материально-техническая база железнодорожного, мор­ ского и речного транспорта. Появились новые виды транспорта — автомобильный и трубопроводный, которые в настоящее время играют большую роль в единой транспортной системе страны.

В1973 г. по сравнению с 1913 г. грузооборот всех видов транс­ порта в нашей стране увеличился более чем в 29 раз. Абсолют­ ный размер грузооборота в 1973 г. составил 4,6 триллиона тонно-

11