Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
§ 3. Преимущества социалистического транспорта перед капиталистическим
Транспорт, так же как и другие отрасли материального про изводства, развивается в соответствии с объективными законами той социально-экономической формации, потребности которой он обслуживает. В Советском Союзе транспорт стал общенародной государственной собственностью. Социалистический способ произ водства создает предпосылки для рационального и эффективного
использования его в интересах народного |
хозяйства. Планомер |
||
ное развитие |
транспорта СССР — основное |
преимущество перед |
|
транспортом |
капиталистических стран. |
|
|
Капиталистический |
транспорт, как и весь капиталистический |
||
способ производства, |
постоянно подвержен |
кризисам и депресси |
ям. При капитализме происходит ожесточенная конкурентная борьба между различными видами транспорта. Например, в США существует много параллельных железных и автомобильных до рог, водных путей, принадлежащих различным частным ком паниям. В конкурентной борьбе железные дороги все более вытесняются другими видами транспорта, наблюдается хрониче ская недогрузка значительной части технических средств.
В нашей стране все виды транспорта развиваются как состав ные части единой транспортной системы в соответствии с потреб ностями непрерывно растущего социалистического народного хо зяйства. Достижения в области технического перевооружения транспорта, совершенствование методов управления транспортным процессом, и прежде всего плановых методов руководства, кото рые позволяют централизованно планировать оптимальное рас пределение перевозок между видами транспорта, а также воз можность оперативной координации их работы обеспечивают более высокие, чем в США, эксплуатационные и экономические по
казатели. При меньшей протяженности путей транспортная си |
|
стема в СССР характеризуется большей |
грузонапряженностью, |
чем в США. Грузонапряженность — это |
количество тонно-кило |
метров грузовых перевозок, приходящихся на один километр экс плуатационной длины пути. Например, средняя грузонапряжен ность сети железных дорог СССР в 5 раз выше, чем в США. При средней грузонапряженности более 15 млн. ткм на один километр пути на отдельных участках железнодорожной сети грузонапря женность в СССР составляет свыше 100 млн. ткм. Значительно выше и другие показатели: оборот вагона, его среднесуточная про изводительность и среднесуточный пробег, скорости движения поездов на участках, обслуживаемых электрической и тепловоз ной тягой.
Рациональное размещение производительных сил в нашей стране, комплексное планирование и регулирование подвижным составом позволяют снижать порожние пробеги. Так, на железно дорожном транспорте процент порожних пробегов составляет у нас 38% (к груженому), а в США —63%. Несмотря на высокую
8
степень использования технических средств транспорта и более быстрые темпы роста производительности труда, абсолютный по казатель производительности труда на железных дорогах СССР
все же еще ниже, чем в США. В |
1970 г. |
выработка |
на |
одного |
работника на железных дорогах |
СССР |
составляла |
примерно |
|
80% от уровня ее на железных дорогах США. Однако в |
связи с |
интенсивным использованием технических средств совокупные за траты живого и овеществленного труда на единицу произведенной продукции в СССР примерно в 3 раза меньше, чем на железных дорогах США.
Комплексное развитие транспорта в нашей стране позволяет добиваться оптимального использования сети магистральных тру бопроводов и автомобильных дорог с твердым покрытием, а так же подвижных средств. Показатели по использованию грузоподъ емности морского тоннажа в Советском Союзе значительно выше, чем в США. По применению электрической тяги на железных до рогах СССР занимает первое место в мире.
Анализ эксплуатационно-экономических показателей транс портных систем СССР и США, проведенный за последние годы, показывает, что при меньших вложениях в основные средства в нашей стране достигнуты лучшие экономические показатели. Так, себестоимость перевозок в СССР на железнодорожном и трубопро водном транспорте ниже, чем в США, на морском транспорте — близка к уровню США, но на автомобильном — несколько выше. Последнее объясняется в основном еще недостаточным развитием сети автомобильных дорог и слабым применением для перевозок автопоездов и большегрузных автомашин.
Экономическая неустойчивость капиталистического способа производства приводит к острым формам конкуренции между раз личными видами транспорта. Например, железнодорожный транс порт США и некоторых других развитых капиталистических стран испытывает конкуренцию со стороны быстро развивающих ся автомобильного и внутреннего водного транспорта. За послед нее десятилетие речной транспорт капиталистических стран осо бенно укрепил свои экономические позиции и по темпам роста перевозок далеко обогнал основного конкурента — железнодо рожный транспорт. Так, в США за последние 30 лет грузооборот
железнодорожного транспорта |
вырос на |
92%, а речного — более |
|||
чем на 600%; в ФРГ за |
1936—1967 гг. |
(в сопоставимых услови |
|||
ях)— соответственно на |
14 |
и |
127%; во Франции |
за 1950— |
|
1967 гг. — соответственно |
на |
61 |
и 86%. |
Аналогичное |
положение |
наблюдается в ряде других капиталистических стран — например, Австрии, Бельгии, Нидерландах. Главное преимущество речного транспорта капиталистических стран перед другими видами транс
порта — относительная дешевизна речных |
перевозок. Например, |
в США средняя тарифная ставка за 10 ткм |
при перевозке по |
речным путям примерно в 3 раза ниже, чем по железным доро гам; однако несмотря на низкие тарифы, речной транспорт имеет рентабельность производственных фондов почти в 2 раза выше.
9
На ходе конкурентной борьбы между различными видами транс порта существенно отражается экономическое участие государств в их развитии. О роли государства в финансовой ^поддержке реч ного транспорта можно судить по тому, что если отнести госу дарственные расходы на себестоимость перевозок, то, по пример ным расчетам, себестоимость возрастет в ФРГ и США на 40—50%, а во Франции на 60—80%. В целях рационализации перевозок и координации развития транспорта в некоторых капи талистических странах делается попытка создания единой транс портной системы. Однако государственная политика приходит в противоречие с интересами частных предпринимателей.
В отличие от капиталистического способа производства социа листический способ производства позволяет осуществлять комп лексное планомерное развитие всех видов транспорта не толь ко внутри нашей страны, но и в странах социалистического ла геря.
Экономическое сотрудничество стран социалистического лаге ря, в обеспечении которого крупная роль принадлежит транспор ту, направлено на оптимальное разделение и кооперацию произ водства, рациональное использование ресурсов и возможностей каждой страны. Одной из главных форм сотрудничества между социалистическими странами является создание Совета Экономи ческой Взаимопомощи (СЭВ), который осуществляет сотрудни чество в области государственного планирования, координации научных исследований, внешней торговли, экономических связей.
СЭВ имеет постоянные комиссии по отдельным направлениям, в том числе по различным видам транспорта. Транспортная ко миссия согласовывает планы перевозок, организует обмен более совершенными методами управления транспортным процессом, а также обмен в области науки и прогресса на транспорте. Боль шое место занимает совместное решение проблем, направленных на повышение эффективности распределения перевозок между видами транспорта, учета транспортного фактора в области меж дународного разделения труда. Около 70% всех экспортно-импорт ных перевозок между странами СЭВ выполняет железнодорож ный транспорт. Для лучшего использования и регулирования подвижным составом создан общий парк вагонов стран СЭВ. Зна чительный объем перевозок выполняет морской, речной, трубо проводный, автомобильный и авиационный транспорт.
Планомерная организация работы всех видов транспорта воз можна только в условиях социализма, где нет конкуренции и анархии производства, где действует объективный экономический закон планомерного и пропорционального развития народного хо зяйства. Преимущества социалистического способа производства, дальнейший технический прогресс, внедрение более совершенных методов управления позволяют постоянно укреплять политиче ское, экономическое и оборонное могущество не только нашей страны, но и стран социалистического лагеря.
10
Глава II
ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СССР
И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
§ 4. Единая транспортная система СССР
Социалистические преобразования, осуществленные в СССР, з корне изменили транспортную сеть страны. Обобществление ос новных транспортных средств и сосредоточение их в руках госу дарства устранили всякую возможность конкурентной борьбы между отдельными видами транспорта и создали условия для планомерного, пропорционального их развития. Благодаря обоб ществлению всех видов транспорта в Советском Союзе создана единая транспортная система, включающая железнодорожный, речной, морской, воздушный, трубопроводный и авиационный транспорт.
Плановое ведение народного хозяйства предполагает комп лексное развитие единой транспортной системы СССР. Комплекс ное развитие транспортной системы предусматривает пропорцио нальное сочетание отдельных ее звеньев, дает возможность путем оперативного маневрирования и взаимозаменяемости транс портных средств, организации рациональных грузопотоков осу ществлять перевозки с наименьшими затратами.
План комплексного развития транспорта разрабатывается на основе показателей плана развития всех отраслей народного хо зяйства и экономических районов страны. Это позволяет обеспе чить соответствие между пропускной способностью размещаемой по территории страны сети путей сообщения и провозной способ ностью подвижного состава. Под пропускной способностью системы путей и сооружений следует понимать максимальное количество тонн грузов или транспортных средств (судов, поездов, автома шин, самолетов), проходящих в единицу времени (час, сутки,
месяц, год). Провозная способность транспортных средств —
наибольший грузооборот, который может быть выполнен за опре деленный период времени подвижным составом при наилучших условиях его использования.
Входе коммунистического строительства неузнаваемо преоб разилась материально-техническая база железнодорожного, мор ского и речного транспорта. Появились новые виды транспорта — автомобильный и трубопроводный, которые в настоящее время играют большую роль в единой транспортной системе страны.
В1973 г. по сравнению с 1913 г. грузооборот всех видов транс порта в нашей стране увеличился более чем в 29 раз. Абсолют ный размер грузооборота в 1973 г. составил 4,6 триллиона тонно-
11