Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
помощь от предприятия для разработки изобретения. На изобре тения в таких случаях могут быть выданы только авторские сви детельства.
Авторское свидетельство — это государственный документ, удо стоверяющий заслугу изобретателя перед обществом и его вклад в развитие науки и техники, а также передачу государству исклю чительного права на это изобретение. Авторское свидетельство действует только в пределах Советского Союза.
Авторские свидетельства или патенты выдаются на следующие изобретения:
устройства (установки, агрегаты, машины, приборы, электри ческие схемы) —конструктивные изобретения, характеризующиеся конструктивными решениями;
способы изготовления изделий, технологию получения вещест ва, определенную последовательность операций и приемов;
сплавы, растворы, смеси (вещества), полученные нехимическим путем.
Авторские свидетельства или патенты выдаются также на при менение ранее известных устройств, способов изготовления изде лий и веществ по новому назначению в других областях техники, если такое применение имеет характер существенной новизны и дает положительный эффект.
Предложения, не решающие поставленной задачи или решаю щие ее на более низком техническом уровне, не могут быть приз наны изобретениями.
Авторские свидетельства и патенты не выдаются на предло жения, предметом которых являются: организационные меропри ятия (расстановка рабочей силы, организация труда на производ стве, способы планирования, построение сетевых графиков и т.п.), системы бухгалтерского учета, методы расчетов, правила игры, системы математических построений, выбор абсолютных геометри ческих размеров машин и изделий и т. д.
Совокупность признаков технического решения, необходимых и достаточных для признания решения изобретением, зависит от новизны предложения и его полезности.
По степени новизны изобретения делятся на следующие основ ные группы:
полностью новые устройства, новые вещества, полученные не химическим путем, новые способы, не имеющие прототипа;
частично новые устройства, способы и вещества, представляю щие собой измененные прототипы, если они обладают полезностью и создают положительный эффект;
устройства или способы, представляющие собой совокупность узлов или приемов, создающих положительный технический эф фект, а не отдельный эффект, получаемый от каждого узла или приема, входящего в совокупность.
Полезным признается изобретение, которое может быть ис пользовано в более отдаленном будущем. В этом случае необхо
203
димо, чтобы предложение содержало конкретное решение техни ческой задачи, а не ограничивалось только ее постановкой.
В СССР авторское свидетельство или патент на изобретение выдается и тогда, когда сущность изобретения еще не раскрыта. Заявка на предполагаемое изобретение сначала должна направ ляться в Комитет по делам изобретений и открытий, а после раз решения Комитета — публикация статей, отчетов, диссертаций. Заявка на предполагаемое изобретение оформляется после того, как автором достигнуто существенно новое решение поставленной технической задачи и на основе ее можно реально осуществить предложение.
Описание изобретения включает: название изобретения, введе ние, краткое изложение известного уже технического решения по данному вопросу (описание прототипа, критика известного реше ния), цель изобретения, изложение сущности изобретения, пере чень фигур на чертеже (если требуется), пример внедрения изо бретения, формула изобретения. В тексте не должно быть неоп ределенных выражений, чертежей и схем, зашифрованных и сокращенных обозначений. Единицы измерения следует обозначать в соответствии с государственными стандартами. На первой стра нице описания должно быть указано наименование предприятиязаявителя или фамилия, имя и отчество автора.
Патент обеспечивает исключительное право на изобретение лишь в пределах выдавшего его государства. Поэтому для приоб ретения исключительных прав на советские изобретения за гра ницей необходимо патентовать изобретения во всех странах, где предполагается их использование. Патентование советских изо бретений за границей производится с целью: охраны советского промышленного экспорта в другие страны и защиты отечествен ного приоритета в решении важных научно-технических проблем; продажи лицензий иностранным фирмам на отечественные изо бретения; охраны изобретений, экспонируемых на ярмарках и вы ставках. Лицензия — это предоставление за определенное возна граждение права на производство и продажу машин, механизмов, оборудования, приборов, а также использование технологических процессов, в основу которых положены изобретения или другие научно-технические достижения.
Патентование советских изобретений за границей оформляется через Всесоюзную торговую палату. Комитет по делам изобрете ний, и открытий извещает об этом Всесоюзную торговую палату и направляет ей описание и чертежи изобретения, перечень стран, где должно осуществляться патентование, а также сведения об авторах и патентующей организации. Быстрое внедрение новой техники и появление ряда новых отраслей промышленности дали возможность покупку-продажу и обмен лицензиями превратить в особый вид внешнеторговых операций.
Обязательным условием экспортных поставок является про верка патентной чистоты разработанных на предприятии машин, оборудования, технологических процессов и т. и. Объект обладает
204
патентной чистотой в отношении какой-либо страны в том случае, если в патентных фондах этой страны нет патентов, имеющих от ношение к объекту в целом, его узлам, деталям и элементам. Экспертиза объектов на патентную чистоту оформляется в виде экспертного заключения, из которого можно вынести представле ние о том, какие патентные фонды и за какой срок просмотрены, были ли найдены патенты, имеющие отношение к объекту экспор та, и если были, то на основании каких данных сделан вывод о попадании объекта экспорта под действие найденных патентов. Экспертное заключение служит основанием для заполнения па тентного формуляра на объект в целом.
Список литературы
К. |
Л1 а р к с |
и Ф. Энгельс. |
Соч., |
изд. 2-е. Т. 24, с. 170; Т. 26, ч. |
I, с. 422. |
|
В. |
И. Ленин. Поли. собр. |
соч. |
т. |
40, с. 213—220 и 230—231. |
народного |
|
Директивы |
XXIV съезда КПСС |
по |
пятилетнему плану развития |
хозяйства СССР на 1971—1975 годы. Μ., Госполитиздат, 1971.
Бланк Ш. П., Легостаев В. А., Заваруев В. В. Планирование дохо
дов |
от эксплуатационной деятельности |
речного транспорта. Μ., «Транспорт», |
|
1969. |
80 с. |
∏., M и т а и пі в и л и |
А. А. Экономика внутреннего водного |
Бланк Ш. |
|||
транспорта. Μ., |
«Транспорт», 1972, 486 |
с. |
Иттенберг И. А., Легостаев В. А. Техтрансфинплан порта (приста ни). Μ., «Транспорт», 1972. 103 с.
Козлова О. В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления произ водством. Μ., «Экономика», 1970. 285 с.
К о г а й А. В., Тишина А. А. Финансы и экономическое стимулирование
производства. Лениздат, 1968. 91 с.
Ляхов К. C., Медведев Н. К. Экономика, организация и планирова ние работы флота, Μ., «Транспорт», 1970. 352 с.
Кучкин С. А. К новым рубежам. Μ., «Транспорт», 1971. 47 с. Герхард Фрон. Рационально управлять. Μ., «Экономика, 1972. 166 с. Производственно-технический сборник № 88. Μ., «Транспорт», 1970. 142 с.
Экономика и |
эксплуатация, зарубежного |
речного |
транспорта. Под ред. |
Г. А. Аграната. |
Труды ЦНИИЭВТа, вып. 82, |
Μ., 1971. |
147 с. |
Оглавление
стр.
Предисловие .......................................................................................... |
3 |
Глава I. Общая характеристика транспорта
§1. Транспорт — самостоятельная отрасль материального
§ |
2. |
производства |
................................................ |
|
|
? |
4 |
Роль транспорта в коммунистическом строительстве |
6 |
||||||
§ |
3. |
Преимущества |
социалистического |
транспорта |
перед |
8 |
|
|
|
капиталистическим ........................................................... |
|
технико-экономиче |
|||
Глава П. Единая транспортная |
система СССР и |
|
|||||
ские |
особенности различных |
видов транспорта |
11 |
|
|||
§ |
4. Единая транспортная |
система СССР............... |
|
§5. Технико-экономические особенностижелезнодорож
ного транспорта |
13 |
§6. Технико-экономические особенности речного тран
§ |
спорта |
морского тран |
14 |
|
7. |
Технико-экономические.особенности..... |
17 |
||
§ |
спорта |
. .- |
||
8. |
Технико-экономические особенности |
автомобильного |
18 |
|
|
транспорта ................................................. |
..... |
§9. Технико-экономическиеособенности трубопроводного
транспорта ........................................................................... |
- |
20 |
§10. Технико-экономические особенности авиационного
Глава Ш. |
Материально-техническая база речного транспорта |
|
|
||||||
|
§ |
13. |
Портовое хозяйство................................................................. |
|
|
|
ɜɜ |
||
|
§ |
14. |
Промышленные предприятия.................................................. |
|
is |
36 |
|||
Глава IV. |
§ |
15. |
Средства |
связи............................................................... |
|
|
39 |
||
Основы управления |
производством |
..... |
40 |
||||||
|
§ |
16. |
Роль и |
основные принципы управления........................... |
|
||||
|
§ |
17. |
Методы |
управления............................................................ |
|
|
52 |
||
|
§ |
18. |
Технология управления |
и научная организация уп |
54 |
||||
Глава V. |
|
|
равленческого |
труда...................................................... |
|
|
|||
Планирование |
грузовых и пассажирских перевозок |
58 |
|||||||
|
§ 19. |
Основные принципы и задачи планирования |
.... |
||||||
|
§ 20. Планирование перевозок грузов................................... |
|
61 |
||||||
Глава VI. |
§ 21. |
Планирование |
пассажирских |
перевозок.......................... |
|
68 |
|||
Планирование деятельности речного |
транспорта |
70 |
|
||||||
|
§ 22. |
Планирование |
работы |
флота........................................ |
|
||||
|
§ 23. |
Планирование |
работы |
судов.................................... |
74 |
79 |
|||
|
§ 24. |
Планирование |
работы портов (пристаней) |
.... |
|||||
|
§ 25. |
Планирование |
комплексного обслуживания флота в |
|
|||||
|
§ 26. |
портах............................................................................ |
|
|
|
|
83 |
85 |
|
|
Технический план работы флота и портов |
.... |
|||||||
|
§ 27. |
Планирование |
работы |
промышленных предприятий |
87 |
207
Глава VII. Основные фонды и капитальное строительство
|
§ |
29. |
Экономическая сущность основных фондов .... |
92 |
|||||||||||
|
§ 30. |
Экономическое обоснование |
проектов |
и |
эффектив |
96 |
|||||||||
|
|
ность капитальных |
вложений.................................................. |
|
|
|
|||||||||
|
§ 31. |
Планирование |
капитальных |
вложений............................. |
|
на речном |
101 |
||||||||
Г л а в а VIIL Производительность |
труда |
и заработная плата |
|
||||||||||||
|
транспорте |
|
измерения |
производительности |
труда . . . |
103 |
|||||||||
|
§ |
32. |
Методы |
||||||||||||
|
§ 33. |
Организация |
заработной |
платы....................................... |
|
|
|
106 |
|||||||
Глава IX. |
§ |
34. |
Планирование |
труда |
и |
заработной платы . . . . |
113 |
||||||||
Себестоимость перевозок |
и погрузочно-разгрузочных работ |
|
|||||||||||||
|
§ 35. |
Показатель себестоимости. Группировка затрат, |
119 |
||||||||||||
|
§ 36. |
включаемых |
в себестоимость............................................ |
|
|
|
|||||||||
|
Себестоимость |
перевозок...................................................... |
|
работ . . |
121 |
||||||||||
Глава X. |
§ |
37. |
Себестоимость |
погрузочно-разгрузочных |
136 |
||||||||||
Тарифы речного транспорта |
|
|
|
|
|
141 |
|||||||||
|
§ |
38. |
Общие |
понятия о |
тарифах................................................. |
|
|
. , |
|||||||
|
§ 39. |
Развитие |
грузовых |
тарифов |
речного транспорта |
143 |
|||||||||
Глава XI. |
§ |
40.. Система |
тарифов |
речного транспорта............................. |
|
|
|
145 |
|||||||
Хозяйственный |
расчет и |
финансы |
речного транспорта |
, . |
153 |
||||||||||
|
§ 41. |
Хозяйственный расчет на речном транспорте . |
|||||||||||||
|
§ 42. |
Финансовое |
планирование.................................................. |
|
|
|
159 |
||||||||
|
§ 43. Организация расчетов на речном транспорте ... |
188 |
|||||||||||||
Глава XII. Основы трудового законодательства |
|
|
|
197 |
|||||||||||
|
§ |
44. |
Трудовой договор и рабочее время.................................. |
рассмотрения |
|||||||||||
|
§ |
45. |
Выплата |
заработной |
платы. |
Порядок |
199 |
||||||||
|
§ 46. |
трудовых |
споров............................................ |
патентное право |
|
|
|
||||||||
|
Изобретательство |
и |
|
|
|
202 |
|||||||||
Список литературы и , |
, |
, |
.............................................................................. ; |
206 |
ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕГОСТАЕВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ ТИМОНИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕЛЯНИН
ЭКОНОМИКА РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Редактор Н. А. Федяева Обложка художника С. Н. Голубева Технический редактор Н. Б, Усанова
Корректоры: В. Г. Комарова, Л. Н. Остапова
Сдано в набор 19/Ш 1974 г. Подписано к печати 29/ѴІІ 1974 г. Бумага 60×90,∕ιe, типограф ская № 2. Печатных листов 13. Учетно-изд. листов 15,08. Тираж 10 000. Т—09125. Изд.
№ 1-1-2/12 № 5299. Заказ тип. 6712. Цена 60 коп. Изд-во »ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а
Типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книжной торговли, г, Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.