Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

помощь от предприятия для разработки изобретения. На изобре­ тения в таких случаях могут быть выданы только авторские сви­ детельства.

Авторское свидетельство — это государственный документ, удо­ стоверяющий заслугу изобретателя перед обществом и его вклад в развитие науки и техники, а также передачу государству исклю­ чительного права на это изобретение. Авторское свидетельство действует только в пределах Советского Союза.

Авторские свидетельства или патенты выдаются на следующие изобретения:

устройства (установки, агрегаты, машины, приборы, электри­ ческие схемы) —конструктивные изобретения, характеризующиеся конструктивными решениями;

способы изготовления изделий, технологию получения вещест­ ва, определенную последовательность операций и приемов;

сплавы, растворы, смеси (вещества), полученные нехимическим путем.

Авторские свидетельства или патенты выдаются также на при­ менение ранее известных устройств, способов изготовления изде­ лий и веществ по новому назначению в других областях техники, если такое применение имеет характер существенной новизны и дает положительный эффект.

Предложения, не решающие поставленной задачи или решаю­ щие ее на более низком техническом уровне, не могут быть приз­ наны изобретениями.

Авторские свидетельства и патенты не выдаются на предло­ жения, предметом которых являются: организационные меропри­ ятия (расстановка рабочей силы, организация труда на производ­ стве, способы планирования, построение сетевых графиков и т.п.), системы бухгалтерского учета, методы расчетов, правила игры, системы математических построений, выбор абсолютных геометри­ ческих размеров машин и изделий и т. д.

Совокупность признаков технического решения, необходимых и достаточных для признания решения изобретением, зависит от новизны предложения и его полезности.

По степени новизны изобретения делятся на следующие основ­ ные группы:

полностью новые устройства, новые вещества, полученные не­ химическим путем, новые способы, не имеющие прототипа;

частично новые устройства, способы и вещества, представляю­ щие собой измененные прототипы, если они обладают полезностью и создают положительный эффект;

устройства или способы, представляющие собой совокупность узлов или приемов, создающих положительный технический эф­ фект, а не отдельный эффект, получаемый от каждого узла или приема, входящего в совокупность.

Полезным признается изобретение, которое может быть ис­ пользовано в более отдаленном будущем. В этом случае необхо­

203


димо, чтобы предложение содержало конкретное решение техни­ ческой задачи, а не ограничивалось только ее постановкой.

В СССР авторское свидетельство или патент на изобретение выдается и тогда, когда сущность изобретения еще не раскрыта. Заявка на предполагаемое изобретение сначала должна направ­ ляться в Комитет по делам изобретений и открытий, а после раз­ решения Комитета — публикация статей, отчетов, диссертаций. Заявка на предполагаемое изобретение оформляется после того, как автором достигнуто существенно новое решение поставленной технической задачи и на основе ее можно реально осуществить предложение.

Описание изобретения включает: название изобретения, введе­ ние, краткое изложение известного уже технического решения по данному вопросу (описание прототипа, критика известного реше­ ния), цель изобретения, изложение сущности изобретения, пере­ чень фигур на чертеже (если требуется), пример внедрения изо­ бретения, формула изобретения. В тексте не должно быть неоп­ ределенных выражений, чертежей и схем, зашифрованных и сокращенных обозначений. Единицы измерения следует обозначать в соответствии с государственными стандартами. На первой стра­ нице описания должно быть указано наименование предприятиязаявителя или фамилия, имя и отчество автора.

Патент обеспечивает исключительное право на изобретение лишь в пределах выдавшего его государства. Поэтому для приоб­ ретения исключительных прав на советские изобретения за гра­ ницей необходимо патентовать изобретения во всех странах, где предполагается их использование. Патентование советских изо­ бретений за границей производится с целью: охраны советского промышленного экспорта в другие страны и защиты отечествен­ ного приоритета в решении важных научно-технических проблем; продажи лицензий иностранным фирмам на отечественные изо­ бретения; охраны изобретений, экспонируемых на ярмарках и вы­ ставках. Лицензия — это предоставление за определенное возна­ граждение права на производство и продажу машин, механизмов, оборудования, приборов, а также использование технологических процессов, в основу которых положены изобретения или другие научно-технические достижения.

Патентование советских изобретений за границей оформляется через Всесоюзную торговую палату. Комитет по делам изобрете­ ний, и открытий извещает об этом Всесоюзную торговую палату и направляет ей описание и чертежи изобретения, перечень стран, где должно осуществляться патентование, а также сведения об авторах и патентующей организации. Быстрое внедрение новой техники и появление ряда новых отраслей промышленности дали возможность покупку-продажу и обмен лицензиями превратить в особый вид внешнеторговых операций.

Обязательным условием экспортных поставок является про­ верка патентной чистоты разработанных на предприятии машин, оборудования, технологических процессов и т. и. Объект обладает

204


патентной чистотой в отношении какой-либо страны в том случае, если в патентных фондах этой страны нет патентов, имеющих от­ ношение к объекту в целом, его узлам, деталям и элементам. Экспертиза объектов на патентную чистоту оформляется в виде экспертного заключения, из которого можно вынести представле­ ние о том, какие патентные фонды и за какой срок просмотрены, были ли найдены патенты, имеющие отношение к объекту экспор­ та, и если были, то на основании каких данных сделан вывод о попадании объекта экспорта под действие найденных патентов. Экспертное заключение служит основанием для заполнения па­ тентного формуляра на объект в целом.

Список литературы

К.

Л1 а р к с

и Ф. Энгельс.

Соч.,

изд. 2-е. Т. 24, с. 170; Т. 26, ч.

I, с. 422.

В.

И. Ленин. Поли. собр.

соч.

т.

40, с. 213—220 и 230—231.

народного

Директивы

XXIV съезда КПСС

по

пятилетнему плану развития

хозяйства СССР на 1971—1975 годы. Μ., Госполитиздат, 1971.

Бланк Ш. П., Легостаев В. А., Заваруев В. В. Планирование дохо­

дов

от эксплуатационной деятельности

речного транспорта. Μ., «Транспорт»,

1969.

80 с.

∏., M и т а и пі в и л и

А. А. Экономика внутреннего водного

Бланк Ш.

транспорта. Μ.,

«Транспорт», 1972, 486

с.

Иттенберг И. А., Легостаев В. А. Техтрансфинплан порта (приста­ ни). Μ., «Транспорт», 1972. 103 с.

Козлова О. В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления произ­ водством. Μ., «Экономика», 1970. 285 с.

К о г а й А. В., Тишина А. А. Финансы и экономическое стимулирование

производства. Лениздат, 1968. 91 с.

Ляхов К. C., Медведев Н. К. Экономика, организация и планирова­ ние работы флота, Μ., «Транспорт», 1970. 352 с.

Кучкин С. А. К новым рубежам. Μ., «Транспорт», 1971. 47 с. Герхард Фрон. Рационально управлять. Μ., «Экономика, 1972. 166 с. Производственно-технический сборник № 88. Μ., «Транспорт», 1970. 142 с.

Экономика и

эксплуатация, зарубежного

речного

транспорта. Под ред.

Г. А. Аграната.

Труды ЦНИИЭВТа, вып. 82,

Μ., 1971.

147 с.


Оглавление

стр.

Предисловие ..........................................................................................

3

Глава I. Общая характеристика транспорта

§1. Транспорт — самостоятельная отрасль материального

§

2.

производства

................................................

 

 

?

4

Роль транспорта в коммунистическом строительстве

6

§

3.

Преимущества

социалистического

транспорта

перед

8

 

 

капиталистическим ...........................................................

 

технико-экономиче­

Глава П. Единая транспортная

система СССР и

 

ские

особенности различных

видов транспорта

11

 

§

4. Единая транспортная

система СССР...............

 

§5. Технико-экономические особенностижелезнодорож­

ного транспорта

13

§6. Технико-экономические особенности речного тран­

§

спорта

морского тран­

14

7.

Технико-экономические.особенности.....

17

§

спорта

. .-

8.

Технико-экономические особенности

автомобильного

18

 

транспорта .................................................

.....

§9. Технико-экономическиеособенности трубопроводного

транспорта ...........................................................................

-

20

§10. Технико-экономические особенности авиационного

Глава Ш.

Материально-техническая база речного транспорта

 

 

 

§

13.

Портовое хозяйство.................................................................

 

 

 

ɜɜ

 

§

14.

Промышленные предприятия..................................................

 

is

36

Глава IV.

§

15.

Средства

связи...............................................................

 

 

39

Основы управления

производством

.....

40

 

§

16.

Роль и

основные принципы управления...........................

 

 

§

17.

Методы

управления............................................................

 

 

52

 

§

18.

Технология управления

и научная организация уп­

54

Глава V.

 

 

равленческого

труда......................................................

 

 

Планирование

грузовых и пассажирских перевозок

58

 

§ 19.

Основные принципы и задачи планирования

....

 

§ 20. Планирование перевозок грузов...................................

 

61

Глава VI.

§ 21.

Планирование

пассажирских

перевозок..........................

 

68

Планирование деятельности речного

транспорта

70

 

 

§ 22.

Планирование

работы

флота........................................

 

 

§ 23.

Планирование

работы

судов....................................

74

79

 

§ 24.

Планирование

работы портов (пристаней)

....

 

§ 25.

Планирование

комплексного обслуживания флота в

 

 

§ 26.

портах............................................................................

 

 

 

 

83

85

 

Технический план работы флота и портов

....

 

§ 27.

Планирование

работы

промышленных предприятий

87

207


Глава VII. Основные фонды и капитальное строительство

 

§

29.

Экономическая сущность основных фондов ....

92

 

§ 30.

Экономическое обоснование

проектов

и

эффектив­

96

 

 

ность капитальных

вложений..................................................

 

 

 

 

§ 31.

Планирование

капитальных

вложений.............................

 

на речном

101

Г л а в а VIIL Производительность

труда

и заработная плата

 

 

транспорте

 

измерения

производительности

труда . . .

103

 

§

32.

Методы

 

§ 33.

Организация

заработной

платы.......................................

 

 

 

106

Глава IX.

§

34.

Планирование

труда

и

заработной платы . . . .

113

Себестоимость перевозок

и погрузочно-разгрузочных работ

 

 

§ 35.

Показатель себестоимости. Группировка затрат,

119

 

§ 36.

включаемых

в себестоимость............................................

 

 

 

 

Себестоимость

перевозок......................................................

 

работ . .

121

Глава X.

§

37.

Себестоимость

погрузочно-разгрузочных

136

Тарифы речного транспорта

 

 

 

 

 

141

 

§

38.

Общие

понятия о

тарифах.................................................

 

 

. ,

 

§ 39.

Развитие

грузовых

тарифов

речного транспорта

143

Глава XI.

§

40.. Система

тарифов

речного транспорта.............................

 

 

 

145

Хозяйственный

расчет и

финансы

речного транспорта

, .

153

 

§ 41.

Хозяйственный расчет на речном транспорте .

 

§ 42.

Финансовое

планирование..................................................

 

 

 

159

 

§ 43. Организация расчетов на речном транспорте ...

188

Глава XII. Основы трудового законодательства

 

 

 

197

 

§

44.

Трудовой договор и рабочее время..................................

рассмотрения

 

§

45.

Выплата

заработной

платы.

Порядок

199

 

§ 46.

трудовых

споров............................................

патентное право

 

 

 

 

Изобретательство

и

 

 

 

202

Список литературы и ,

,

,

.............................................................................. ;

206

ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕГОСТАЕВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ ТИМОНИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕЛЯНИН

ЭКОНОМИКА РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Редактор Н. А. Федяева Обложка художника С. Н. Голубева Технический редактор Н. Б, Усанова

Корректоры: В. Г. Комарова, Л. Н. Остапова

Сдано в набор 19/Ш 1974 г. Подписано к печати 29/ѴІІ 1974 г. Бумага 60×90,∕ιe, типограф­ ская № 2. Печатных листов 13. Учетно-изд. листов 15,08. Тираж 10 000. Т—09125. Изд.

№ 1-1-2/12 № 5299. Заказ тип. 6712. Цена 60 коп. Изд-во »ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а

Типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книжной торговли, г, Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.