Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

странами практикуется редко. Большей частью расчеты ведут в порядке документальных аккредитивов. В этом случае импортер обращается в банк своей страны с просьбой об открытии аккре­ дитива для оплаты товарных документов экспортера. Банк импор­

тера вступает

в аккредитивные

отношения с банком экспортера

и перечисляет

банку экспортера

соответствующую денежную сум­

му или подтверждает, что по получении документов перечислит банку страны-экспортера соответствующую сумму в пользу экс­ портера, т. е. поставщика товара.

Лицо (импортер), которое дает поручение своему банку от­ крыть аккредитив в пользу другого лица, именуется приказодателем. Банк, где открывается аккредитив, называется банком-эмите-

том, а

банк, выполняющий приказ об уплате,— исполняющим.

Лицо,

в пользу которого открыт аккредитив, именуется бенефи­

циаром.

Аккредитивы могут быть отзывные или безотзывные. Безотзыв­ ной аккредитив в отличие от отзывного не может быть аннулиро­ ван и подлежит безусловному исполнению при соблюдении усло­ вий аккредитива.

К аккредитивным документам относятся отгрузочные докумен­ ты, коммерческий счет, страховой документ, если по условиям по­ ставки груз страхуется. При перевозке грузов морем в судах смешанного плавания отгрузочным документом служит коноса­ мент, подтверждающий, что товар погружен на борт. Он должен быть «чистым», т. е. не должен содержать никаких оговорок о дефектном состоянии товара. Коммерческие счета (фактуры, ин­ войсы) представляют собой документы, где описывается товар и указывается сумма получаемого с аккредитива платежа, цена, лицо, на имя которого открыт аккредитив, и ряд других данных, отражающих содержание сделки купли-продажи. Данные коммер­ ческого счета должны сходиться не только с условиями аккреди­ тива, но и с данными коносаментов, страховых полисов, а также свидетельства о происхождении товара.

Дисбурсментский аккредитив применяется в тех случаях, когда морской агент, обслуживающий суда смешанного река—море пла­ вания в иностранном порту, не берет на себя оплату расходов, связанных с заходом агентируемого судна, в кредит с последую­ щим возмещением этих, так называемых дисбурсментских расхо­ дов пароходством по счету агента.

Если судно обслуживается агентом фрахтователя вместо мор­ ского агента, то на дисбурсментские расходы открывается аккре­ дитив. Пароходство может применять аккредитив при оплате больших сумм за ремонт, топливо, сборы за проход каналов и др. В этих случаях счета открываются через Министерство речного флота и Внешторгбанк с условием оплаты расходов исполняю­ щим банком при предъявлении расходных документов: дисбур-

-сментских счетов, счетов за топливо с распиской капитана, под­

тверждающей его получение, счетов судоремонтного предприятия и др.

194


Капитанский аккредитив используется для получения налич­ ных денег в зарубежном порту в иностранной валюте. Пароходст­ во выдает капитану аккредитивное письмо-просьбу к морскому агенту в иностранном порту на выдачу наличных денег для нужд экипажа судна (заработная плата, представительские и др.). Вы­

данная сумма подтверждается

распиской

капитана и

включается

в дисбурсментский счет вместе

с другими

судовыми

расходами.

Как правило, морской агент, действующий от имени судовладель­ ца, обязан оплачивать по предъявлении счетов все официально установленные судовые сборы, а также все услуги и работы, про­ изведенные по судну.

За услуги и работы предъявляются счета и документы, подпи­ санные капитаном судна.

Стивидорные работы по загрузке или разгрузке судов, рабо­ тающих по чартеру (договору), агент оплачивает в соответствии с условиями рейсового чартера, а по загрузке или разгрузке су­ дов, перевозящих грузы на линейных условиях,— согласно тари­ фам или ставкам, предусмотренным в контракте на стивидорные

работы. В рейсовом чартере должно быть указано

за

чей

счет

относятся стивидорные расходы, т. е. за счет судна или за

счет

грузополучателей (грузоотправителей),

и по какой

причине.

Оп­

лата простоя рабочих во время грузовых операций должна

под­

тверждаться справками, подписанными

капитаном.

В

справках

указываются продолжительность и причина простоя, число рабочих и их специальность, виновная сторона.

Расходы,

понесенные агентом по каждому отдельному судну,

и агентское

вознаграждение пароходства должны выплачивать в

течение 30 дней после получения дисбурсментского счета. Агенты иностранных фирм, обслуживающие советские суда за

границей, по договоренности с пароходством могут оплачивать услуги, которыми пользуются советские суда в иностранных пор­ тах (ввод судов с внешнего рейда в порт и вывод их из порта на внешний рейд, швартовка у причалов и перестановка судов в пре­ делах порта, снабжение водой и бункеровка, аварийный ремонт, приобретение продуктов по безналичному расчету и другие услу­ ги). Возмещение расходов за услуги, связанные с обслуживанием

судов, производится по дисбурсментским счетам

путем банков­

ских переводов, расчетов по инкассо и в форме

аккредитивных

расчетов. Дисбурсментские счета, полученные

от иностранных

фирм через Финансовое управление Министерства речного флота, проверяются финансовым отделом пароходства и пересылаются с письмом обратно в Финансовое управление МРФ для оплаты аген­ там иностранных фирм признанной суммы. В письме должны быть указаны: наименование, адрес фирмы и наименование иностран­ ного банка; номера и даты писем фирм, сопровождающих счета

судовладельцам; даты получения счетов от

иностранных фирм.

Письмо подписывают начальник пароходства или начальник

фи­

нансового

отдела

пароходства, главный

бухгалтер пароходст­

ва (или

лица,

их замещающие). Оно служит основанием

для

13*

19J


оформления банковского перевода иностранной валюты за гра­ ницу.

Все расчеты с иностранными агентскими фирмами за обслу­ живание советских судов в иностранных портах осуществляются через контору «Совфлот» Министерства морского флота СССР не­ посредственно Финансовым управлением Министерства речного флота РСФСР. Пароходства никаких расчетов с иностранными агентскими фирмами за оказанные ими услуги не ведут. На опла­ ченные конторой «Совфлот» дисбурсментские счета иностранных фирм Финансовое управление МРФ высылает пароходствам — вла­ дельцам судов следующие документы: при оплате дисбурсментских

счетов путем

банковских переводов и через

инкассо с пред­

варительным

акцептом — авизо; при оплате дисбурсментских сче­

тов через инкассо с немедленной оплатой или

с аккредитива —

авизо с приложением оправдательных документов. Авизо и прило­ женные к нему документы служат основанием для отражения в учете валютных расходов по судам, находящимся в заграничном плавании.

Финансовый отдел пароходства ведет оперативный учет расхо­ дов в иностранной валюте по каждому судну, находящемуся в заграничном плавании, а также по странам и группам валют (свободно конвертируемые валюты, замкнутые валюты, которые обращаются только в той или иной капиталистической стране, валюты социалистических стран).

Расчеты между пароходствами и внешнеторговыми организа­ циями Министерства внешней торговли, Государственного коми­ тета СССР по внешним экономическим связям, а также Центро­ союзом за перевозку экспортных и импортных грузов произво­ дятся по тарифам, утверждаемым на основе среднемировых фрах­ товых ставок в иностранной валюте и с пересчетом в рубли по официальному курсу.

За перевозку грузов иностранных фрахтователей пароходства рассчитываются в иностранной валюте по ставкам мирового фрах­ тового рынка. Пароходства предъявляют внешнеторговым орга­ низациям счета-платежные требования, составляемые на основе коносаментов. Счета-платежные требования выписываются в ин­ валютных рублях с указанием шифра валюты страны, где нахо­ дится порт назначения экспортных грузов, или страны, где распо­ ложен порт погрузки импортных грузов. Оформленные отдельно за перевозку экспортных и импортных грузов счета-платежные требования сдаются на инкассо обслуживающим их учреждениям Госбанка или отделениям Внешторгбанка. Последние принимают эти счета в обеспечение кредита под расчетные документы в пути. Кредит предоставляется в том случае, если счета-платежные тре­ бования сданы в банк на инкассо не позднее чем через три дня после даты получения пароходством транспортных документов от советского порта (по экспортным грузам) или не позднее чем че­ рез пять дней после даты получения документов по грузам, от­ правленным из иностранных портов.

196


Глава Xll

ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 44. Трудовой договор и рабочее время

Трудовой договор — это соглашение между трудящимися и предприятием. В соответствии с договором трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а предприятие — выплачивать трудящемуся за­ работную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором или согла­ шением сторон.

Трудовые договоры заключаются на неопределенный срок, оп­ ределенный срок (не более трех лет), на время выполнения кон­ кретной работы. Договоры заключаются в устной или письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, который объявляется работнику под расписку.

При приеме на работу рабочего или служащего предприятие имеет право назначать испытательный срок с целью проверки со­ ответствия трудящегося поручаемой ему работы. Условие об испы­ тании должно быть отражено в приказе о приеме на работу.

Испытание не устанавливается: для лиц, не достигших восем­ надцати лет, молодых рабочих по окончании профессиональнотехнических учебных заведений, молодых специалистов по окон­ чании высших и средних специальных учебных заведений, для инвалидов Отечественной войны, а также при переводе на работу на другое предприятие. Испытательный срок назначается не более одной недели для рабочих, двух недель — для служащих, одного месяца — для ответственных работников. Если по истечении ис­ пытательного срока трудящийся продолжает работать, он считается выдержавшим испытание. Работника, не выдержавшего испыта­ ние, администрация предприятия освобождает от работы без со­ гласования с профсоюзной организацией и без выплаты выходного пособия. Однако освобождаемый от работы имеет право обратить­ ся с жалобой в народный суд или в вышестоящую организацию.

Администрация предприятия, как правило, не имеет права без согласия работника переводить его на другую работу (даже па том же предприятии). Перемещение работника на другое рабо­ чее место, не вызывающее изменения специальности, квалифика­ ции, должности, размера заработной платы, льгот и других суще­ ственных условий труда, переводом на другую работу не считает­ ся. В исключительных случаях (ликвидация стихийных бедствии, предотвращение несчастных случаев, простои, гибель или порча государственного имущества и т. п.) администрация может пере­ водить трудящегося сроком на один месяц на работу, не обус-

197


ловленную трудовым договором, с оплатой не ниже среднего зара­ ботка по прежней работе.

Основаниями для прекращения действия трудового договора служат: соглашение сторон о расторжении договора; истечение срока договора; призыв на военную службу; расторжение трудо­ вого договора по желанию работника; перевод работника с его согласия на другую работу или переход на выборную должность; отказ работника от перевода его на работу в другую местность вместе с предприятием; вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы или испра­ вительным работам.

Переход предприятия в подчинение другого вышестоящего ор­ гана не прекращает действия трудового договора.

Если по истечении срока действия трудового договора трудо­ вые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, действие договора считается про­ долженным на неопределенный срок.

Работник может расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели. После этого срока работник имеет пра­ во прекратить работу, а администрация обязана выдать работ­ нику трудовую книжку и произвести расчет. По договоренности трудовой договор допускается расторгнуть и до истечения двух­ недельного срока.

Администрация предприятия может расторгнуть трудовой до­ говор в случае: ликвидации предприятия или сокращения штата работников; несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе; систематического невыполнения работ­

ником

(без

уважительных причин) своих обязанностей, если к

нему

ранее

применялись меры дисциплинарного или обществен­

ного взыскания; прогула без уважительных причин; появления на работе в нетрезвом состоянии; неявки на работу по истечении че­ тырех месяцев (подряд) вследствие временной нетрудоспособно­ сти (не считая отпуска по беременности); восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу.

Увольнение работника по инициативе администрации не допус­ кается в период временной нетрудоспособности (менее четырех месяцев) и в период пребывания работника в ежегодном отпуске, за исключением случаев полной ликвидации предприятия.

При сокращении численности или штата работников преиму­ щественное право на работу остается за работниками, имеющими более высокую производительность труда. При равной производи­ тельности труда предпочтение отдается семейным работникам с длительным стажем работы на данном предприятии, инвалидам войны, работникам, повышающим свою квалификацию без отры­ ва от производства. Как працило, расторжение трудового догово­ ра по инициативе администрации предприятия не допускается без предварительного согласования с местным комитетом профессио­ нального союза. Администрация вправе расторгнуть договор не

198