Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология Культура как основа общественной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, намного превосходящих одно государство или один этнос. Например, такими регионами могут быть: Средиземноморье, Тихоокеанский бассейн, Центральная и Западная Европа, Средняя Азия и другие.
Региональными типами культуры являются:
По региональному типу можно разделить культуры на восточные и западные. Деление на «Восток – Запад» позволяет определить особенности методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, охарактеризовать политические институты и экономические структуры, выделить основные черты в искусстве.
Конкретно-исторические типы культуры. При выделении этих типов учитываются временные, пространственные, мировоззренческо-ментальные, художественно-стилевые и другие характеристики.
К ним относятся:
2. Основные элементы культуры
Эффективность функционирования культуры в обществе во многом зависит от развития ее структурных элементов.
К наиболее устойчивым элементам культуры относятся следующие:
Язык – система знаков и символов, несущих определенное значение. Язык – первоначальное условие формирования любой социальной группы, предпосылка социального взаимодействия. Основные функции: сбор, хранение и передача информации, коммуникативная функция. Язык предопределяет социальное поведение индивида, он выполняет роль ретранслятора культуры. Благодаря языку люди осмысливают окружающий мир.
Социальные ценности – общепринятые и одобряемые обществом убеждения относительно стремлений человека.
Социальные нормы – правила, стандарты и образцы поведения, регулирующие взаимодействия индивидов в соответствии с ценностями той или иной культуры.
Традиции, обычаи, обряды – формы социальной регуляции поведения людей, воспринятые из прошлого.
Этикет – правила поведения в определенных социальных группах.
Привычки – стереотипы поведения в конкретных ситуациях.
Манеры – внешние, подлежащие оценке окружающих, формы поведения.
Мода. Является фактором, определяющим индивидуальность, стремление соответствовать социальному статусу и т.д. [6, с. 85].
Традиции – элементы культурного и социального наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся на протяжении долгого периода; выступают объединяющим началом, способствующим консолидации отдельной социальной группы или целого общества.
Обычаи – исторически сформировавшиеся, рекомендуемые для выполнения массовые образцы действий, неписанные правила поведения.
Нравы – обычаи, играющие моральную роль. Нравы характеризуют существующие в обществе формы поведения, которые можно подвергнуть нравственной оценке. Переходящие из поколения в поколение обычаи становятся традицией.
Обряд – совокупность символических действий, обусловленных традициями и обычаями, несущих определенные ценности и нормы и осуществляемых группой людей. Обряды связаны с самыми важными моментами жизни человека: крещение, свадьба, погребение и др. Обряды оказывают психоэмоциональное воздействие на поведение людей.
С обрядами тесно взаимосвязаны ритуалы и церемонии. Ритуалы подразумевают символические действия (набор слов и жестов, которые должны вызвать определенные групповые чувства и эмоции), связанные со сверхъестественным и священным. Церемония – определенная последовательность символических действий по случаю торжественного события (награждения, коронации и т.д.).
Нормы, ценности и язык образуют ядро социальной культуры как системы регуляции поведения людей [4, с. 19].
3. Основные формы и разновидности культуры в современном обществе
Исследователи форм культуры чаще всего выделяют их по тому показателю, кто их создает. Отсюда выделяют элитарную, народную, массовую и контркультуру.
Элитарная, или ее еще называют высокая, культура предназначена для узкого круга лиц, которые разбираются в искусстве, занимаются им достаточно глубоко, учатся понимать его. Сюда относят классические произведения литературы, классическая музыка, различные виды изящного искусства, новые веяния в искусстве, известные лишь элите общества. «Искусство для искусства» – вот лозунг этой формы, которая достаточно часто критикуется. Ученые считают, что искусство должно быть понятно каждому, оно должно воспитывать чувство прекрасного, а искусство ради самого искусства ничего не дает человечеству. Элитарная культура недоступна обычному народу, поэтому она находится в изоляции [9, с. 598].
Характерной чертой народной культуры является отсутствие конкретного автора, то есть, это народное творчество. Обычно народную культуру противопоставляют элитарной. Думается, такое противопоставление неправомерно, так как это просто две разные формы культуры. Творения народной культуры называют устным народным творчеством или фольклором. К нему относятся сказки, легенды, мифы, предания, пословицы и поговорки, сказания, танцы, частушки, эпос, ритуалы и т.д.
Народная культура в отличие от элитарной, не имеющей границ существования, всегда связана с определенным местом, конкретным народом, с его традициями и нормами [8, с. 28].
Правомерность культур. Противопоставления элитарной и массовой культур вполне очевидна, потому что еще одно название массовой культуры – общедоступная культура. Эта форма культуры – продукт второй половины XX века, в основе создания которого лежит обыкновенная коммерция. Продукт этой культуры должен удовлетворять вкусам большинства, другими словами, это искусство для каждого. Оно невзыскательно и в нем можно выделить интернациональную и национальную составляющие. Массовую культуру отличает от элитарной предназначенность для всех, а от народной – наличие автора.
Кроме того, спецификой массовой культуры можно считать:
Взяв за основу доминирующие ценности культуру в свою очередь можно разделить на следующие виды.
Художественная культура, суть ее заключается в эстетическом освоении мира, ядром является искусство, доминирующей ценностью – красота.
Экономическая культура, сюда входят деятельность человека в хозяйственной отрасли, культура производства, культура управления, хозяйственное право и т. д. Главная ценность – труд.
Правовая культура проявляется в деятельности, направленной на защиту прав человека, отношениях личности и общества, государства. Доминирующая ценность – закон.
Политическая культура ассоциируется с активной позицией человека в организации управления государством, отдельными социальными группами, с функционированием отдельных политических институтов. Главная ценность – власть.
Физическая культура, т.е. сфера культуры, направленная на совершенствование телесной основы человека. Сюда входят спорт, медицина, соответствующие традиции, нормы, действия, формирующие здоровый образ жизни. Главная ценность – здоровье человека.
Религиозная культура связана с направленной деятельностью человека по созданию картины мира на основе иррациональных догм. Ей сопутствует отправление религиозных служб, следование нормам, изложенным в священных текстах, определенная символика и т. д. Доминирующая ценность – вера в бога и на этой основе нравственное совершенствование.
Экологическая культура заключается в разумном и бережном отношении к природе, поддержании гармонии между человеком и окружающей средой. Главная ценность – природа.
Нравственная культура проявляется в следовании особым этическим нормам, вытекающим из традиций, общественных установок, доминирующих в человеческом обществе. Главная ценность – мораль.
4. Культура как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры
Культура – это комплекс ценностей, убеждений и стандартов в поведении, а также материальных предметов, в совокупности определяющих образ жизни людей. Культура включает все то, о чем люди думают, во что верят, как поступают и чем обладают. То есть она может быть духовной и материальной.
1. Духовная культура – это виртуальный мир идей, который создал человек, начиная с греческой мифологии, религии, теории Дарвина и заканчивая философией Ницше и Фукуямы.
2. Материальная культура – это комплекс результатов предметной деятельности людей, начиная каменным топором и заканчивая баллистической ракетой и космическими спутниками.
Культура – значимый фактор социальных изменений. Она остро отвечает на все изменения, которые происходят в обществе, а сама культура оказывает существенное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя множество общественных процессов.
Роль культуры в качестве фактора социальных изменений резко возрастает во время общественных реформ.
В таких условиях особая роль отводится выработке новой культурной политики. Под культурной политикой в данном случае понимают совокупность мер, направленных на регулирование развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.
Новое понимание культурной политики дает возможность осознавать практическую потребность в выработке ценностного представления относительно культурной жизни общества. Культура играет роль создателя ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. культурной политикой предполагается создание условий для личностной самореализации. При этом предполагаются социальные цели культурной политики, решение общественных задач посредством воздействия культуры на духовны мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Помимо этого, речь идет о поддержке культуры обществом, наращиванием потенциала, повышение общественно значимости ценностей культуры во всех отраслях жизни людей.
Ученые считают, что стратегия культурной политики на этой стадии социально-исторического развития государства должна быть направлена на достижение максимального участия культуры в интеграции общественных структур и отношений, их совершенствовании и развитии на основании выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. В таких условиях отрицательные и дестабилизирующие явления духовных процессов будут нейтрализованы и снижены, а позитивные и объединяющие – поддержаны и усилены. Этим определяется цель культурной политики – обеспечить целостность и возвышение общественного престижа и культуры, а также создать максимально благоприятные условия для роста и реализации духовного общественного потенциала, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей [9, с. 597].
Иными словами, в современном российском обществе культура призвана давать нравственно-этический анализ разного рода сторон жизни, соотнося реальные противоречия с ситуациями перехода к рыночным отношениям и общечеловеческим ценностям, демонстрируя возможность общественного прогресса, придавая ему гуманистическую направленность. Социальная функция культуры предполагает формирование модели или стереотипа деятельности разных социальных групп и слоев. На сегодняшний день происходит разрушение сложившихся ориентаций, которые уже не соответствуют реальному положению вещей. Культура должна сохранить положительные нормы и ценности, сформированные ранее, а также создание новых поведенческих и деятельностных моделей и стандартов, оказывая таким образом регулирующее влияние на развитие социальных процессов.
Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики.
Региональными типами культуры являются:
-
культура региона речных цивилизаций древности, ограниченная бассейнами больших рек; -
культура морских цивилизаций – имеется в виду культура государств, расположенных на берегах Средиземного моря; -
культура океанических цивилизаций, которая развивается с открытия Христофором Колумбом Америки, и центрами культурного развития становятся страны, расположенные на побережье Атлантического океана.
По региональному типу можно разделить культуры на восточные и западные. Деление на «Восток – Запад» позволяет определить особенности методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, охарактеризовать политические институты и экономические структуры, выделить основные черты в искусстве.
Конкретно-исторические типы культуры. При выделении этих типов учитываются временные, пространственные, мировоззренческо-ментальные, художественно-стилевые и другие характеристики.
К ним относятся:
-
природно-символический тип (первобытная культура); -
антропокосмогонический тип (Древний мир); -
христианско-религиозный тип (средневековье); -
универсально-гармонический тип (Возрождение); -
протестанско-реформистский тип (XVI в.); -
рационально-нормативный тип (XVII в.); -
критико-просветительский тип (Просвещение); -
индустриально-прагматический тип (XIX- середина XX вв.); -
постиндустриальный тип (XX – XXI вв.) [1, с. 22].
2. Основные элементы культуры
Эффективность функционирования культуры в обществе во многом зависит от развития ее структурных элементов.
К наиболее устойчивым элементам культуры относятся следующие:
Язык – система знаков и символов, несущих определенное значение. Язык – первоначальное условие формирования любой социальной группы, предпосылка социального взаимодействия. Основные функции: сбор, хранение и передача информации, коммуникативная функция. Язык предопределяет социальное поведение индивида, он выполняет роль ретранслятора культуры. Благодаря языку люди осмысливают окружающий мир.
Социальные ценности – общепринятые и одобряемые обществом убеждения относительно стремлений человека.
Социальные нормы – правила, стандарты и образцы поведения, регулирующие взаимодействия индивидов в соответствии с ценностями той или иной культуры.
Традиции, обычаи, обряды – формы социальной регуляции поведения людей, воспринятые из прошлого.
Этикет – правила поведения в определенных социальных группах.
Привычки – стереотипы поведения в конкретных ситуациях.
Манеры – внешние, подлежащие оценке окружающих, формы поведения.
Мода. Является фактором, определяющим индивидуальность, стремление соответствовать социальному статусу и т.д. [6, с. 85].
Традиции – элементы культурного и социального наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся на протяжении долгого периода; выступают объединяющим началом, способствующим консолидации отдельной социальной группы или целого общества.
Обычаи – исторически сформировавшиеся, рекомендуемые для выполнения массовые образцы действий, неписанные правила поведения.
Нравы – обычаи, играющие моральную роль. Нравы характеризуют существующие в обществе формы поведения, которые можно подвергнуть нравственной оценке. Переходящие из поколения в поколение обычаи становятся традицией.
Обряд – совокупность символических действий, обусловленных традициями и обычаями, несущих определенные ценности и нормы и осуществляемых группой людей. Обряды связаны с самыми важными моментами жизни человека: крещение, свадьба, погребение и др. Обряды оказывают психоэмоциональное воздействие на поведение людей.
С обрядами тесно взаимосвязаны ритуалы и церемонии. Ритуалы подразумевают символические действия (набор слов и жестов, которые должны вызвать определенные групповые чувства и эмоции), связанные со сверхъестественным и священным. Церемония – определенная последовательность символических действий по случаю торжественного события (награждения, коронации и т.д.).
Нормы, ценности и язык образуют ядро социальной культуры как системы регуляции поведения людей [4, с. 19].
3. Основные формы и разновидности культуры в современном обществе
Исследователи форм культуры чаще всего выделяют их по тому показателю, кто их создает. Отсюда выделяют элитарную, народную, массовую и контркультуру.
Элитарная, или ее еще называют высокая, культура предназначена для узкого круга лиц, которые разбираются в искусстве, занимаются им достаточно глубоко, учатся понимать его. Сюда относят классические произведения литературы, классическая музыка, различные виды изящного искусства, новые веяния в искусстве, известные лишь элите общества. «Искусство для искусства» – вот лозунг этой формы, которая достаточно часто критикуется. Ученые считают, что искусство должно быть понятно каждому, оно должно воспитывать чувство прекрасного, а искусство ради самого искусства ничего не дает человечеству. Элитарная культура недоступна обычному народу, поэтому она находится в изоляции [9, с. 598].
Характерной чертой народной культуры является отсутствие конкретного автора, то есть, это народное творчество. Обычно народную культуру противопоставляют элитарной. Думается, такое противопоставление неправомерно, так как это просто две разные формы культуры. Творения народной культуры называют устным народным творчеством или фольклором. К нему относятся сказки, легенды, мифы, предания, пословицы и поговорки, сказания, танцы, частушки, эпос, ритуалы и т.д.
Народная культура в отличие от элитарной, не имеющей границ существования, всегда связана с определенным местом, конкретным народом, с его традициями и нормами [8, с. 28].
Правомерность культур. Противопоставления элитарной и массовой культур вполне очевидна, потому что еще одно название массовой культуры – общедоступная культура. Эта форма культуры – продукт второй половины XX века, в основе создания которого лежит обыкновенная коммерция. Продукт этой культуры должен удовлетворять вкусам большинства, другими словами, это искусство для каждого. Оно невзыскательно и в нем можно выделить интернациональную и национальную составляющие. Массовую культуру отличает от элитарной предназначенность для всех, а от народной – наличие автора.
Кроме того, спецификой массовой культуры можно считать:
-
примитивизацию межличностных отношений; -
развлекательность, забавность, сентиментальность; -
натуралистическое смакование сцен насилия и секса; -
культивирование финансового, материального успеха посредственности [11, с. 9].
Взяв за основу доминирующие ценности культуру в свою очередь можно разделить на следующие виды.
Художественная культура, суть ее заключается в эстетическом освоении мира, ядром является искусство, доминирующей ценностью – красота.
Экономическая культура, сюда входят деятельность человека в хозяйственной отрасли, культура производства, культура управления, хозяйственное право и т. д. Главная ценность – труд.
Правовая культура проявляется в деятельности, направленной на защиту прав человека, отношениях личности и общества, государства. Доминирующая ценность – закон.
Политическая культура ассоциируется с активной позицией человека в организации управления государством, отдельными социальными группами, с функционированием отдельных политических институтов. Главная ценность – власть.
Физическая культура, т.е. сфера культуры, направленная на совершенствование телесной основы человека. Сюда входят спорт, медицина, соответствующие традиции, нормы, действия, формирующие здоровый образ жизни. Главная ценность – здоровье человека.
Религиозная культура связана с направленной деятельностью человека по созданию картины мира на основе иррациональных догм. Ей сопутствует отправление религиозных служб, следование нормам, изложенным в священных текстах, определенная символика и т. д. Доминирующая ценность – вера в бога и на этой основе нравственное совершенствование.
Экологическая культура заключается в разумном и бережном отношении к природе, поддержании гармонии между человеком и окружающей средой. Главная ценность – природа.
Нравственная культура проявляется в следовании особым этическим нормам, вытекающим из традиций, общественных установок, доминирующих в человеческом обществе. Главная ценность – мораль.
4. Культура как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры
Культура – это комплекс ценностей, убеждений и стандартов в поведении, а также материальных предметов, в совокупности определяющих образ жизни людей. Культура включает все то, о чем люди думают, во что верят, как поступают и чем обладают. То есть она может быть духовной и материальной.
1. Духовная культура – это виртуальный мир идей, который создал человек, начиная с греческой мифологии, религии, теории Дарвина и заканчивая философией Ницше и Фукуямы.
2. Материальная культура – это комплекс результатов предметной деятельности людей, начиная каменным топором и заканчивая баллистической ракетой и космическими спутниками.
Культура – значимый фактор социальных изменений. Она остро отвечает на все изменения, которые происходят в обществе, а сама культура оказывает существенное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя множество общественных процессов.
Роль культуры в качестве фактора социальных изменений резко возрастает во время общественных реформ.
В таких условиях особая роль отводится выработке новой культурной политики. Под культурной политикой в данном случае понимают совокупность мер, направленных на регулирование развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.
Новое понимание культурной политики дает возможность осознавать практическую потребность в выработке ценностного представления относительно культурной жизни общества. Культура играет роль создателя ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. культурной политикой предполагается создание условий для личностной самореализации. При этом предполагаются социальные цели культурной политики, решение общественных задач посредством воздействия культуры на духовны мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Помимо этого, речь идет о поддержке культуры обществом, наращиванием потенциала, повышение общественно значимости ценностей культуры во всех отраслях жизни людей.
Ученые считают, что стратегия культурной политики на этой стадии социально-исторического развития государства должна быть направлена на достижение максимального участия культуры в интеграции общественных структур и отношений, их совершенствовании и развитии на основании выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. В таких условиях отрицательные и дестабилизирующие явления духовных процессов будут нейтрализованы и снижены, а позитивные и объединяющие – поддержаны и усилены. Этим определяется цель культурной политики – обеспечить целостность и возвышение общественного престижа и культуры, а также создать максимально благоприятные условия для роста и реализации духовного общественного потенциала, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей [9, с. 597].
Иными словами, в современном российском обществе культура призвана давать нравственно-этический анализ разного рода сторон жизни, соотнося реальные противоречия с ситуациями перехода к рыночным отношениям и общечеловеческим ценностям, демонстрируя возможность общественного прогресса, придавая ему гуманистическую направленность. Социальная функция культуры предполагает формирование модели или стереотипа деятельности разных социальных групп и слоев. На сегодняшний день происходит разрушение сложившихся ориентаций, которые уже не соответствуют реальному положению вещей. Культура должна сохранить положительные нормы и ценности, сформированные ранее, а также создание новых поведенческих и деятельностных моделей и стандартов, оказывая таким образом регулирующее влияние на развитие социальных процессов.
Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики.