Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учет педагогом актуальных потребностей школьников, их стремления к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.

Создание в учебном процессе предпосылок к тому, чтобы школьники ощущали свою защищенность, самоценность, уважение своей личности со стороны педагога.

Координация действий учителей разных учебных предметов по развитию у школьников адекватного самоконтроля как одной из центральных характеристик их деятельности и личности.

Развитие у школьников готовности к самовоспитанию под влиянием педагогических и иных факторов.

Подводя итоги, можно сказать, что диагностика и самодиагностика в процессе формирования культуры безопасности школьников играет важную роль.

Выводы по второй главе

 обеспечение безопасности образовательного процесса требует выполнения определенных условий, которые должны быть реализованы не только на уровне учебного заведения, но и на внешнем (мир, государство) и внутреннем (регион, муниципалитет) уровнях.

 ведущая роль в условиях формировании культуры безопасности жизнедеятельности, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития ОУ (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями;

 в процессе формирования культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности. Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности;

 к основным педагогическим средствам диагностики относятся: средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.); средства анализа полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности; средства оценки уровня сформированности и эффективности формирования культуры безопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности); средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т.д.).


ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
.1 Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у учащихся в общеобразовательном учреждении
Основной задачей общеобразовательного учреждения является улучшение условий организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества теоретической и практической подготовки учащихся. Учителя находятся в постоянном поиске новых технологий обучения, направленных на гуманизацию образовательных и воспитательных систем, ориентированных на качественное изменение современного педагогического процесса.

Учёные, занимающиеся проблемой качества образования, отмечают три основные тенденции преобразований в образовательной сфере.

Во-первых, - это мировая тенденция смены образования, ведущая к смене классической модели системы образования, разработке новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.

Во-вторых, - движение школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру, что приводит к гуманитаризации и компьютеризации образования, к возникновению на основе самостоятельности школ, сообществ, преподавателей и учащихся.

В-третьих, восстановление традиций русской школы и образования.

Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс (повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик; компьютеризация и телекоммуникационные системы; диверсификация, вариативность образования; индивидуализация; гуманизация и гуманитаризация образования.

Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах.


Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса. Одним из таких методов являются имитационные технологии.

Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.

Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения». Ее специфика состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.

Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

Педагогические задачи имитационных технологий:

формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме;

приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;

развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности;

формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;

создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.

Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии: неигровые имитационные методы и игровые имитационные методы.

К неигровым имитационным методам относятся:

ситуационные задачи и упражнения;

анализ конкретных и случайных технологий;

игровое проектирование;

информационный лабиринт;

групповые дискуссии;

психодиагностика;

моделирование конкретных проблем;

просмотр видеозаписей игр, ситуаций, с обсуждением поведения участников и др.

К игровым имитационным методам относятся:

«инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях;

ролевые игры;

тренинг;

деловые игры (дидактические);

креативные интерактивные технологии;

компьютерные игровые имитационные технологии и др.

Примеры некоторых имитационных неигровых методов.

При проведении учебного занятия в виде игрового ситуационного упражнения или дискуссии обучаемые имеют свободу при выборе стратегии своих действий. При изучении вопросов личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС).


При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся

приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения - приучить учащихся к системе аналитического поведения: предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций.

Основными этапами применения метода АКС является:

ознакомление учащихся с ситуацией;

определение того, что надо выяснить, решить;

дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа;

анализ и обобщение результатов.

Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям.

Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях.

Для проведения уроков, где учащиеся должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать и приводить в систему изученное целесообразно применять метод заданий с моделированием. Учащиеся самостоятельно составляют задания с моделированием опорных таблиц, схем. Это мобилизует учебно-познавательную деятельность школьников, систематизирует знания, способствует формированию ассоциативной и долговременной памяти. Табличные формы могут применятся на всех этапах урока. В схемах и таблицах материал представлен конкретно, лаконично, вместе с тем обобщено. Работа над заданиями с моделированием развивает самостоятельность и активность учащихся, а в целом оптимизирует учебный процесс.

Метод решения ситуаций. Методика организации метода заключается в моделировании нерешенной ситуации. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но и разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется коллективное обсуждение.

Примеры некоторых имитационных игровых методов.

Имитационные игры - это особый класс учебных, производственных,

управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решения на основе индивидуальных подходов.