Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учет педагогом актуальных потребностей школьников, их стремления к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.
Создание в учебном процессе предпосылок к тому, чтобы школьники ощущали свою защищенность, самоценность, уважение своей личности со стороны педагога.
Координация действий учителей разных учебных предметов по развитию у школьников адекватного самоконтроля как одной из центральных характеристик их деятельности и личности.
Развитие у школьников готовности к самовоспитанию под влиянием педагогических и иных факторов.
Подводя итоги, можно сказать, что диагностика и самодиагностика в процессе формирования культуры безопасности школьников играет важную роль.
Выводы по второй главе
обеспечение безопасности образовательного процесса требует выполнения определенных условий, которые должны быть реализованы не только на уровне учебного заведения, но и на внешнем (мир, государство) и внутреннем (регион, муниципалитет) уровнях.
ведущая роль в условиях формировании культуры безопасности жизнедеятельности, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития ОУ (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями;
в процессе формирования культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности. Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности;
к основным педагогическим средствам диагностики относятся: средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.); средства анализа полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности; средства оценки уровня сформированности и эффективности формирования культуры безопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности); средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т.д.).
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
.1 Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у учащихся в общеобразовательном учреждении
Основной задачей общеобразовательного учреждения является улучшение условий организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества теоретической и практической подготовки учащихся. Учителя находятся в постоянном поиске новых технологий обучения, направленных на гуманизацию образовательных и воспитательных систем, ориентированных на качественное изменение современного педагогического процесса.
Учёные, занимающиеся проблемой качества образования, отмечают три основные тенденции преобразований в образовательной сфере.
Во-первых, - это мировая тенденция смены образования, ведущая к смене классической модели системы образования, разработке новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.
Во-вторых, - движение школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру, что приводит к гуманитаризации и компьютеризации образования, к возникновению на основе самостоятельности школ, сообществ, преподавателей и учащихся.
В-третьих, восстановление традиций русской школы и образования.
Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс (повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик; компьютеризация и телекоммуникационные системы; диверсификация, вариативность образования; индивидуализация; гуманизация и гуманитаризация образования.
Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах.
Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса. Одним из таких методов являются имитационные технологии.
Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.
Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения». Ее специфика состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.
Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Педагогические задачи имитационных технологий:
формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме;
приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;
развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности;
формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;
создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.
Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии: неигровые имитационные методы и игровые имитационные методы.
К неигровым имитационным методам относятся:
ситуационные задачи и упражнения;
анализ конкретных и случайных технологий;
игровое проектирование;
информационный лабиринт;
групповые дискуссии;
психодиагностика;
моделирование конкретных проблем;
просмотр видеозаписей игр, ситуаций, с обсуждением поведения участников и др.
К игровым имитационным методам относятся:
«инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях;
ролевые игры;
тренинг;
деловые игры (дидактические);
креативные интерактивные технологии;
компьютерные игровые имитационные технологии и др.
Примеры некоторых имитационных неигровых методов.
При проведении учебного занятия в виде игрового ситуационного упражнения или дискуссии обучаемые имеют свободу при выборе стратегии своих действий. При изучении вопросов личной безопасности необходимо не только информировать учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС).
При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся
приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения - приучить учащихся к системе аналитического поведения: предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций.
Основными этапами применения метода АКС является:
ознакомление учащихся с ситуацией;
определение того, что надо выяснить, решить;
дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа;
анализ и обобщение результатов.
Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям.
Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях.
Для проведения уроков, где учащиеся должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать и приводить в систему изученное целесообразно применять метод заданий с моделированием. Учащиеся самостоятельно составляют задания с моделированием опорных таблиц, схем. Это мобилизует учебно-познавательную деятельность школьников, систематизирует знания, способствует формированию ассоциативной и долговременной памяти. Табличные формы могут применятся на всех этапах урока. В схемах и таблицах материал представлен конкретно, лаконично, вместе с тем обобщено. Работа над заданиями с моделированием развивает самостоятельность и активность учащихся, а в целом оптимизирует учебный процесс.
Метод решения ситуаций. Методика организации метода заключается в моделировании нерешенной ситуации. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но и разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется коллективное обсуждение.
Примеры некоторых имитационных игровых методов.
Имитационные игры - это особый класс учебных, производственных,
управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решения на основе индивидуальных подходов.