Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие;
выделяют следующие компоненты культуры безопасности жизнедеятельности учащихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный;
для осуществления формирования безопасности учащихся используются разнообразные формы, методы и средства (семинары, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки; телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ; рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации);
определим следующие основные цели и задачи формирования культуры безопасности в общеобразовательном учреждении: снижение количества происшествий в образовательном учреждении; поддержание интереса к безопасности и охране труда; воспитание сознательного отношения к безопасности и другие.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ДИАГНОСТИКА
1 Условия обеспечения формирования культуры безопасности учащихся в образовательной среде
Достижение безопасности образовательного процесса обеспечивается формированием культуры безопасности обучающихся за счет выполнения определенных условий образовательными учреждениями. Однако следует отметить, что отдельные стихийные меры не способны снизить опасность в окружной образовательной среде. Обеспечение безопасности образовательного процесса требует комплексности, системности, четкости и регулярности вышеперечисленных мероприятий, - от этого зависит их эффективность. Поэтому условия обеспечения безопасности должны быть реализованы не только на уровне учебного заведения, но и на внешнем (мир, государство) и внутреннем (регион, муниципалитет) уровнях.
На внешнем (мировом и государственном) уровне:
1) в нормативно-правовой сфере необходимо провести мониторинг Федерального законодательства по безопасности и создать единый комплексный нормативный документ Федерального уровня о безопасности в образовательной среде, в который войдут основные идеи ранее принятых законов, целевых программ. Это может быть межведомственная Федеральная целевая программа «О безопасности в образовательной среде» с обязательным принятием соответствующих целевых программ на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
2) обеспечить согласованность решений в сфере обеспечения безопасности образовательной среды, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
3) координировать исследования, научные и методические разработки, мониторинги безопасности образовательной среды, обобщать и учитывать полученную информацию при формировании государственных докладов Российской Федерации;
4) включить направление безопасности окружной образовательной среды в ежегодный реестр государственной статистической отчетности;
5) в военно-политической сфере обеспечить защиту территориальных интересов от внешних и внутренних угроз с целью обеспечения охраны региональной образовательной среды (укреплять правопорядок и политическую стабильность, не допускать дестабилизации и расслоения общности, противодействовать различным конфликтогенным факторам: терроризму, экстремизму, сепаратизму, религиозной и национальной неприязни);
6) в социальной сфере гарантировать правовую защиту несовершеннолетних (совершенствовать систему законодательства по защите прав детей; ввести региональные и муниципальные институты уполномоченных по защите прав ребенка; разработать унифицированную систему требований по осуществлению органами опеки и попечительства государственных функций в сфере охраны прав несовершеннолетних (создать единую нормативную базу и механизм реализации охраны прав несовершеннолетних для субъектов Российской Федерации); разработать единый алгоритм работы ведомств социальной защиты населения с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; обеспечить внедрение системы мер по профилактике различных форм девиантного поведения);
7) в экологической сфере сохранять устойчивое экологическое равновесие с целью обеспечения экологически безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства (осуществлять контроль за соблюдением требований к питьевому водоснабжению; проводить постоянный мониторинг состояния воздушного бассейна, земель, водных ресурсов; решить проблему размещения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (особенно экологически опасных); увеличить и обеспечить сохранность зеленых насаждений; создать необходимые условия для получения многоуровневого непрерывного экологического образования и воспитания);
8) в информационной сфере создать общественный центр контроля за нравственностью для повышения воспитательной и образовательной роли средств массовой информации;
9) в здравоохранении искать методы, направленные на снижение уровня заболеваемости и сохранение физического и духовного здоровья детей, формировать у них культуру здоровья;
10) в экономической сфере содействовать увеличению и укреплению доходной части окружного и местных бюджетов с целью повышения финансирования социальной отрасли, в том числе образования;
11) включить в программы образования общей средней школы комментарий проблем глобализации, представляющих угрозу человечеству.
На внутреннем (региональном и муниципальном) уровне в области государственно-общественного управления образованием целесообразны следующие меры:
1) активизировать работу по созданию законодательной базы в субъектах Российской Федерации по регулированию проблем безопасности в сфере образования (согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования);
2) Министерствам образования субъектов Российской Федерации организовать работу межведомственных комиссий (координационных советов) по обеспечению безопасности региональной образовательной среды, в которые войдут представители всех заинтересованных подразделений и ведомств (основные направления деятельности комиссий: межведомственное взаимодействие, поддержка муниципальных образований в целях обеспечения безопасности образовательной среды);
3) оптимизировать взаимодействие органов управления образованием и структур, обеспечивающих безопасность в области образования в округе (органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов, общественных организаций, религиозных объединений, органов социальной защиты, здравоохранения и др.);
4) межведомственным комиссиям осуществлять региональные программы мониторинга безопасности в общем образовании на различных его ступенях;
5) органам государственной власти субъектов Российской Федерации включить вопросы безопасности и здоровьесбережения в региональные компоненты общеобразовательных программ;
6) включить вопрос безопасности образовательной среды в ежегодный отчет органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
7) развивать централизованную региональную сеть образовательных учреждений и служб, осуществляющих психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию детей (оздоровительно-реабилитационные отделения, службу практической психологии образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки
несовершеннолетних с обязательной работой горячей линии телефона «Доверие»);
8) подготовить учебники и учебные комплексы, отражающие факторы опасности и меры по их преодолению;
9) финансировать образовательные учреждения в целях укрепления безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры (включает безопасность состояния зданий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, оснащение образовательных учреждений всеми видами безопасности: противопожарной, антитеррористической и др.) и материально- технической базы (оснащение спортивными площадками, залами, спортивным инвентарем и др.);
10) разработать спецкурсы по безопасности образования в учреждениях по повышению квалификации и переподготовки работников образования; повышать компетенцию педагогов в вопросах: безопасности и здоровьесбережения как в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (лекции, семинары, дискуссии, диспуты, конференции, практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности (организовать работу методического семинара; проводить ежеквартальные совещания, лекционно-семинарские и практические занятия по вопросам безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов, медиков, психологов, участковых уполномоченных, представителей природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);
11) органам государственной, муниципальной власти и отраслевым профсоюзным организациям обеспечить сохранность в государственной и муниципальной собственности санаториев-профилакториев, летних лагерей, спортивно-оздоровительных баз, спортивных, музыкальных, хореографических школ, детских домов творчества и обеспечить их доступность детям;
12) социальным институтам и образовательным учреждениям осуществлять поликультурное воспитание, формировать в детях толерантность;
13) учредить окружной образовательный телевизионный канал, транслирующий передачи, направленные на формирование мотивации здорового и безопасного образа жизни и пропаганду семейных ценностей;
14) органам социальной защиты населения систематически оказывать дополнительные меры социальной поддержки семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (продукты питания, одежда и др.).
Функциями образовательных учреждений в области обеспечения безопасного образовательного пространства являются:
1) обеспечение безопасности образовательного учреждения;
2) нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса;
3) повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности и здоровьесбережения;
4) психолого-педагогическое сопровождение в рамках обеспечения безопасности субъектов образовательного процесса;
5) медико-социальное сопровождение;
6) информационно-просветительская деятельность с родителями.
В научных публикациях современных исследователей обеспечение безопасности образовательного учреждения исследовано детально, поэтому выделим основные рекомендации в этой области.