Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безопасность образовательного учреждения предполагает:
- инженерно-техническое укрепление, защиту здания и прилегающей территории (ограждение, освещение, обходы территории, пропускной режим и др.);
- оснащение учреждения техническими средствами охраны (сигнализация, системы видеонаблюдения, пожаротушения и др.);
- организацию охраны учреждения (охранная служба, оперативное информирование руководителей);
- взаимодействие руководителей с правоохранительными органами и органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стажировки, инструктажи, практические занятия и др.).
Нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно- техническое оснащение учебно-воспитательного процесса предполагает решение следующих задач:
- формировать нормативно-ресурсные базы образовательных учреждений по вопросам безопасности (планирование и документация, регламентирующие деятельность образовательного учреждения в плане обеспечения безопасности учреждения и формирования культуры безопасности воспитанников);
- внедрять в работу образовательных учреждений учебные и просветительские программы, направленные на формирование культуры безопасности;
- оптимизировать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса (обеспечить педагогов-психологов оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием; сформировать в каждом образовательном учреждении группу «немедленного реагирования» из числа психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, инспекторов по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и др.);
- создавать экспериментальные педагогические площадки по формированию культуры безопасности;
- анализировать и обобщать полученные результаты, обеспечить создание базы данных.
Ведущая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, с нашей точки зрения, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности (например, при разработке раздела основной образовательной программы в рамках введения ФГОС и т. п.) на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития образовательного учреждения (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями.
Так, работа с педагогами образовательного учреждения может осуществляться в рамках непрерывного образования, повышения квалификации (внешнего - в структурах повышения квалификации, имеющих право на ведение данной деятельности, внутреннего - через семинары, круглые столы, педсоветы, совещания и т. п.), самообразования.
Информационно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) может проводиться с использованием как традиционных форм: родительские собрания, конференции, индивидуальная работа, педагогический лекторий, так и нетрадиционных: обучение в рамках программы внутришкольного обучения. Цель данной работы достаточна проста - дать необходимый объем знаний, навыков, умений в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения и воспитания культуры безопасности у школьников педагогам и родителям.
Основные задачи данной работы заключаются:
в формировании необходимой теоретической базы в области культуры безопасности жизнедеятельности;
ознакомлении с методическими основами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности школьников;
ознакомлении с методическими основами в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях;
расширении представлений о состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире.
После проведенной работы педагоги и родители должны получить представление:
о взаимозависимости безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества;
исторических, философских, социологических и религиозных истоках культуры безопасности жизнедеятельности;
состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом;
После проведенной работы педагоги и родители должны получить знание:
о государственной политике в области формирования культуре безопасности жизнедеятельности населения;
проблемах национальной безопасности России в условиях глобализации;
целях, содержании и средствах воспитания культуры безопасности школьников;
формах и методах работы по формированию культуры безопасности у населения разных категорий.
После проведенной работы педагоги и родители должны получить умения:
оценивать проблемы безопасности в современном мире;
грамотно применять практические навыки по диагностике культуры безопасности школьников в учебном процессе;
формировать у подрастающего поколения культуру безопасности.
Повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности значительно повысит эффективность формирования культуры безопасности детей, проживающих на той или иной этой территориях.
В связи с этим в рамках подготовки и повышения квалификации кадров необходимо:
- повышать компетенцию педагогов в вопросах безопасности как в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (лекции, семинары, дискуссии, диспуты, конференции, практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности (организовать работу методического семинара, проводить ежеквартальные совещания, практические и лекционно-семинарские занятия по вопросам безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов, медицинских работников, психологов, участковых уполномоченных, представителей природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);
- вооружить педагогов новейшими теоретическими и практическими знаниями в вопросе безопасности жизнедеятельности учащихся;
- способствовать обмену знаниями и опытом между педагогами;
- формировать педагогическую компетенцию в вопросе безопасности детей;
- способствовать развитию у педагогов потребности непрерывного самосовершенствования и самообразования в области безопасности.
Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного учреждения осуществляется при наличии специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника.
Выделим основные направления психолого-педагогического сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:
- соответствие учебной нагрузки психофизиологическим возможностям детей;
- своевременность и систематичность психолого-педагогической помощи;
- обеспечение оптимальных педагогических, психологических, социальных условий развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- своевременное и систематическое изучение психологических индивидуальных особенностей детей с целью выявления причин их проблем и способов терапии;
- оказание комплексной помощи детям с особенностями развития;
- коррекционная и реабилитационная работа с детьми-инвалидами;
- профилактика девиантного поведения (безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и др.);
- взаимодействие с родителями (психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование).
Выделим основные направления медико-социальное сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:
-организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- соблюдение воздушно-теплового режима и освещения;
- организация горячего питания;
- повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы;
- соблюдение требований организации учебно-воспитательного процесса;
- соответствие программ, методов и методик обучения функциональным и возрастным особенностям детей;
- мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;
- организация профилактической работы по охране жизни и здоровья детей;
- использование средств безмедикаментозного лечения;
- пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
Выполняемые в комплексе выделенные условия обеспечат безопасность образования во всех регионах РФ.
Рассмотренные аспекты условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса в этом подпункте позволят обеспечить единство подходов и получения позитивного результата у педагогов, родителей, и в особенности, у обучающихся (детей).
2.2 Диагностика культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении
В процессе формирования культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности.
Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Именно в процессе контроля знаний и умений школьников по основам безопасности диагностика реализуется как этап.
Это функция в управлении процессом развития культуры безопасности школьников. В педагогическом процессе получение информации о ходе и результатах воспитания осуществляется постоянно, именно так диагностика реализуется как непрерывная функция управления.
Это форма обучения и воспитания, если диагностика осуществляется в виде экзамена, урока контроля результатов обучения, соревнований по основам выживания и т.д.
Это закономерность педагогического процесса. Данная закономерность может быть сформулирована следующим образом. Если в педагогическом процессе систематически осуществляется диагностика уровня формирования и развития культуры безопасности учащихся, то это способствует повышению эффективности подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.
Это принцип педагогического процесса. Данный принцип, вытекающий из рассмотренной выше закономерности, может быть сформулирован следующим образом. Принцип диагностики культуры безопасности школьников является одним из основных требований к процессу формирования культуры безопасности, которое ориентирует педагогов и учащихся на систематическое и опережающее получение информации об уровне развития у школьников готовности к безопасной жизнедеятельности.
Можно выявить следующие функции диагностики уровня развития культуры безопасности школьников:
аналитическую (познание объективных свойств культуры безопасности школьников);
оценочную (определение степени соответствия выявленных характеристик культуры безопасности какому-либо критерию);
учетную (систематизация и подготовка к использованию результатов анализа и оценки);
констатирующую (фиксация наличного уровня культуры);
объяснительную (определение причин выявленного уровня культуры безопасности);
прогностическую (прогнозирование характера развития культуры безопасности на основе выявления тенденций ее развития);
корректирующую (устранение выявленных недостатков в направленности, содержании и уровне сформированности культуры безопасности);
превентивную (профилактика негативных тенденций в развитии школьников);
стимулирующую (стимулирование школьников к самосовершенствованию готовности к безопасной жизнедеятельности);
обучающую (формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности);
развивающую (развитие интеллектуальной, психологической, коммуникативной готовности к выживанию);
воспитательную (совершенствование личностных качеств, способствующих безопасности человека и общества);
организационную (координация деятельности педагога и учащихся в процессе формирования культуры безопасности).
В структуре диагностики культуры безопасности школьников выделяются следующие компоненты: анализ, оценка, учет.
Анализ включает выяснение объективных характеристик культуры безопасности школьников (какие именно элементы культуры безопасности присвоены, какие личностные качества сформированы и т.д.). В ходе оценки выясняется степень соответствия выявленных характеристик культуры безопасности различным критериям, используемым в педагогическом процессе. Результаты анализа и оценки обобщаются, систематизируются, оформляются, хранятся, готовятся к использованию на других этапах (помимо диагностики) управления учебным процессом. Этот процесс в педагогике обычно именуется при помощи понятия «учет».