Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Безопасность образовательного учреждения предполагает:

- инженерно-техническое укрепление, защиту здания и прилегающей территории (ограждение, освещение, обходы территории, пропускной режим и др.);

- оснащение учреждения техническими средствами охраны (сигнализация, системы видеонаблюдения, пожаротушения и др.);

- организацию охраны учреждения (охранная служба, оперативное информирование руководителей);

- взаимодействие руководителей с правоохранительными органами и органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стажировки, инструктажи, практические занятия и др.).

Нормативно-правовое, информационно-методическое и организационно- техническое оснащение учебно-воспитательного процесса предполагает решение следующих задач:

- формировать нормативно-ресурсные базы образовательных учреждений по вопросам безопасности (планирование и документация, регламентирующие деятельность образовательного учреждения в плане обеспечения безопасности учреждения и формирования культуры безопасности воспитанников);

- внедрять в работу образовательных учреждений учебные и просветительские программы, направленные на формирование культуры безопасности;

- оптимизировать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса (обеспечить педагогов-психологов оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием; сформировать в каждом образовательном учреждении группу «немедленного реагирования» из числа психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, инспекторов по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и др.);

- создавать экспериментальные педагогические площадки по формированию культуры безопасности;

- анализировать и обобщать полученные результаты, обеспечить создание базы данных.

Ведущая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, с нашей точки зрения, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности (например, при разработке раздела основной образовательной программы в рамках введения ФГОС и т. п.) на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития образовательного учреждения (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями.


Так, работа с педагогами образовательного учреждения может осуществляться в рамках непрерывного образования, повышения квалификации (внешнего - в структурах повышения квалификации, имеющих право на ведение данной деятельности, внутреннего - через семинары, круглые столы, педсоветы, совещания и т. п.), самообразования.

Информационно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) может проводиться с использованием как традиционных форм: родительские собрания, конференции, индивидуальная работа, педагогический лекторий, так и нетрадиционных: обучение в рамках программы внутришкольного обучения. Цель данной работы достаточна проста - дать необходимый объем знаний, навыков, умений в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения и воспитания культуры безопасности у школьников педагогам и родителям.

Основные задачи данной работы заключаются:

в формировании необходимой теоретической базы в области культуры безопасности жизнедеятельности;

ознакомлении с методическими основами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности школьников;

ознакомлении с методическими основами в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях;

расширении представлений о состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире.

После проведенной работы педагоги и родители должны получить представление:

о взаимозависимости безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества;

исторических, философских, социологических и религиозных истоках культуры безопасности жизнедеятельности;

состоянии развития культуры безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом;

После проведенной работы педагоги и родители должны получить знание:

о государственной политике в области формирования культуре безопасности жизнедеятельности населения;

проблемах национальной безопасности России в условиях глобализации;

целях, содержании и средствах воспитания культуры безопасности школьников;

формах и методах работы по формированию культуры безопасности у населения разных категорий.

После проведенной работы педагоги и родители должны получить умения:

оценивать проблемы безопасности в современном мире;

грамотно применять практические навыки по диагностике культуры безопасности школьников в учебном процессе;



формировать у подрастающего поколения культуру безопасности.

Повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности значительно повысит эффективность формирования культуры безопасности детей, проживающих на той или иной этой территориях.

В связи с этим в рамках подготовки и повышения квалификации кадров необходимо:

- повышать компетенцию педагогов в вопросах безопасности как в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (лекции, семинары, дискуссии, диспуты, конференции, практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности (организовать работу методического семинара, проводить ежеквартальные совещания, практические и лекционно-семинарские занятия по вопросам безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов, медицинских работников, психологов, участковых уполномоченных, представителей природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);

- вооружить педагогов новейшими теоретическими и практическими знаниями в вопросе безопасности жизнедеятельности учащихся;

- способствовать обмену знаниями и опытом между педагогами;

- формировать педагогическую компетенцию в вопросе безопасности детей;

- способствовать развитию у педагогов потребности непрерывного самосовершенствования и самообразования в области безопасности.

Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного учреждения осуществляется при наличии специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника.

Выделим основные направления психолого-педагогического сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:

- соответствие учебной нагрузки психофизиологическим возможностям детей;

- своевременность и систематичность психолого-педагогической помощи;

- обеспечение оптимальных педагогических, психологических, социальных условий развития ребенка на каждом возрастном этапе;

- своевременное и систематическое изучение психологических индивидуальных особенностей детей с целью выявления причин их проблем и способов терапии;

- оказание комплексной помощи детям с особенностями развития;

- коррекционная и реабилитационная работа с детьми-инвалидами;

- профилактика девиантного поведения (безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и др.);


- взаимодействие с родителями (психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование).

Выделим основные направления медико-социальное сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:

-организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;

- выполнение санитарно-гигиенических требований;

- соблюдение воздушно-теплового режима и освещения;

- организация горячего питания;

- повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы;

- соблюдение требований организации учебно-воспитательного процесса;

- соответствие программ, методов и методик обучения функциональным и возрастным особенностям детей;

- мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;

- организация профилактической работы по охране жизни и здоровья детей;

- использование средств безмедикаментозного лечения;

- пропаганда здорового и безопасного образа жизни.

Выполняемые в комплексе выделенные условия обеспечат безопасность образования во всех регионах РФ.

Рассмотренные аспекты условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса в этом подпункте позволят обеспечить единство подходов и получения позитивного результата у педагогов, родителей, и в особенности, у обучающихся (детей).
2.2 Диагностика культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении
В процессе формирования культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности.

Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Именно в процессе контроля знаний и умений школьников по основам безопасности диагностика реализуется как этап.

Это функция в управлении процессом развития культуры безопасности школьников. В педагогическом процессе получение информации о ходе и результатах воспитания осуществляется постоянно, именно так диагностика реализуется как непрерывная функция управления.

Это форма обучения и воспитания, если диагностика осуществляется в виде экзамена, урока контроля результатов обучения, соревнований по основам выживания и т.д.

Это закономерность педагогического процесса. Данная закономерность может быть сформулирована следующим образом. Если в педагогическом процессе систематически осуществляется диагностика уровня формирования и развития культуры безопасности учащихся, то это способствует повышению эффективности подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.


Это принцип педагогического процесса. Данный принцип, вытекающий из рассмотренной выше закономерности, может быть сформулирован следующим образом. Принцип диагностики культуры безопасности школьников является одним из основных требований к процессу формирования культуры безопасности, которое ориентирует педагогов и учащихся на систематическое и опережающее получение информации об уровне развития у школьников готовности к безопасной жизнедеятельности.

Можно выявить следующие функции диагностики уровня развития культуры безопасности школьников:

аналитическую (познание объективных свойств культуры безопасности школьников);

оценочную (определение степени соответствия выявленных характеристик культуры безопасности какому-либо критерию);

учетную (систематизация и подготовка к использованию результатов анализа и оценки);

констатирующую (фиксация наличного уровня культуры);

объяснительную (определение причин выявленного уровня культуры безопасности);

прогностическую (прогнозирование характера развития культуры безопасности на основе выявления тенденций ее развития);

корректирующую (устранение выявленных недостатков в направленности, содержании и уровне сформированности культуры безопасности);

превентивную (профилактика негативных тенденций в развитии школьников);

стимулирующую (стимулирование школьников к самосовершенствованию готовности к безопасной жизнедеятельности);

обучающую (формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности);

развивающую (развитие интеллектуальной, психологической, коммуникативной готовности к выживанию);

воспитательную (совершенствование личностных качеств, способствующих безопасности человека и общества);

организационную (координация деятельности педагога и учащихся в процессе формирования культуры безопасности).

В структуре диагностики культуры безопасности школьников выделяются следующие компоненты: анализ, оценка, учет.

Анализ включает выяснение объективных характеристик культуры безопасности школьников (какие именно элементы культуры безопасности присвоены, какие личностные качества сформированы и т.д.). В ходе оценки выясняется степень соответствия выявленных характеристик культуры безопасности различным критериям, используемым в педагогическом процессе. Результаты анализа и оценки обобщаются, систематизируются, оформляются, хранятся, готовятся к использованию на других этапах (помимо диагностики) управления учебным процессом. Этот процесс в педагогике обычно именуется при помощи понятия «учет».