Файл: Тема Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Планирование режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников
Режимный момент | Содержание деятельности (цели, задачи, методы и приемы, оборудование) | Время проведения |
Ранний возраст | ||
Дата с 20 декабря 2021 по 24 декабря 2021 | ||
Утро | Прием детей провожу в группе или на участке, в зависимости от времени года и погодных условий. Самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну как дела? Будешь сегодня с нами играть?». Во время утреннего приёма включаю весёлые детские песни: «Буратино», «Антошка», «С голубого ручейка…» и многие другие, они очень хорошо поднимают настроение. Так как дети приходят в садик с самыми разными настроениями. Затем завожу в группу ребёнка и предлагаю ему чем-нибудь поиграть в куклы, машинки, кубики и т. д. Во время приёма, если ребёнок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки «Смотри куда пошла наша игрушка, а пойдем с ней поиграем». | 7:00-7:55 |
Утренняя гимнастика | Для утренней гимнастики в группе я пользуюсь комплексами сюжетной утренней гимнастики, которая выполняется под музыку. Составила картотеку. Один комплекс рассчитан на две недели. | 7:55-8:00 |
Подготовка к завтраку | Обучение гигиеническим навыкам. Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Напоминаю детям правила поведения в умывальной комнате — дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. При умывании использую потешки. Например: Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. После умывания учу правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте. | 8:00-8:10 |
Завтрак | В процессе еды постоянно контролирую осанку детей, мотивирую, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, считаю лучше не заставлять. Во время кормления используем разные потешки: Умница Катенька (имя ребенка), Ешь кашку сладенькую, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Идет коза рогатая Идет коза бодатая Кто кашу не ест, Молоко не пьет – Забодает, забодает Во время еды я слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча. Дети, которые едят медленно я им помогаю. Учу малышей, что, выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул. В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности. | 8:10-8:30 |
НОД | Занятия провожу 2 раза в день (утром и вечером) длительностью 9-10 минут по подгруппам. С другой подгруппой дети находятся под присмотром младшего воспитателя. Она их ведет в раздевалку и играет с ними в разные игры или читает им книжки. | 8:50-9:00 I подгруппа 9:00-9:10 II подгруппа |
НОД | 9:30-9:40 I подгруппа 9:40-9:50 II подгруппа | |
Подготовка к прогулке | Организация и проведение прогулки Прежде чем отправиться на прогулку наводим порядок в группе, собираем с детьми игрушки и расставить их по местам. Перед выходом на прогулку высаживаю детей на горшок, затем все вместе выходим в раздевалку для одевания. К группе на период одевания детей прикреплен еще один сотрудник детского сада, который оказывает помощь при одевании и выходе детей из здания. Слежу чтобы дети одевались правильно, соблюдая принцип последовательности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. | 9:45-10:30 |
Прогулка | Прогулка состоит из следующих частей: Наблюдение; Подвижные игры; Труд на участке; Самостоятельная игровая деятельность детей; Индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств; Самостоятельная двигательная активность. | 10:30-11:15 |
Подготовка к обеду | Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. | 11:15-11:30 |
Обед | Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено. Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. | 11:30-11:55 |
Подготовка ко сну. Сон. | Считаю лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Не рекомендую отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. При раздевании формирую у детей бережное отношение к вещам, аккуратность. Учу детей раздеваться, вешать одежду на спинку стульчика. Подхожу к каждому ребенку и укрываю его одеялом. Потом читаю русские народные сказки и детки засыпают. | 11:55-15:00 |
Гимнастика после сна. | Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках или в спальне проводится бодрящая гимнастика, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой. | 15:00-15:10 |
Вечер | Информирую родителей о достижениях детей в развитии, успехах в группе. Для наглядности показываю работы детей. Мягко информирую родителей и о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю консультации по интересующим родителей вопросам. Считаю ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично и ненавязчиво. И обязательно учитываю индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя. Обращаю внимание на правила хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы, и настраиваю детей на следующие посещения. | 17:10-19:00 |
Режимный момент | Содержание деятельности (цели, задачи, методы и приемы, оборудование) | Время проведения |
Старший дошкольный возраст | ||
Дата с 20 декабря 2021 по 24 декабря 2021 | ||
Утро | Воспитатель, по мере прихода детей, выходит в приемную, здоровается с детьми и родителями, интересуется с каким настроение ребенок пришел в детский сад. | 7:00-8:00 |
Утренняя гимнастика | Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ. Задачи: 1. Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни. 2. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих ДОУ. 3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом. Каждое утро в старшем возрасте утренняя гимнастика проводиться физкультурным работником и выполняется комплекс гимнастики. | 8:00-8:10 |
Подготовка к завтраку | Цель: закреплять у детей навыки дежурства, формировать бережное отношение к вещам обихода (посуда, тарелки), воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам и взрослым, развивать у детей стремление помогать взрослым, развивать у детей КГН ухода за собой. Задачи: 1. Формировать привычку к здоровому образу жизни; культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами; умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. 2.Развивать мелкую моторику 3. Воспитывать вежливость, потребность в чистоте и аккуратности. Методы и приемы: Словесные. Оборудование: Тарелки, чашки, блюдца, столовые приборы. После проведения утренней гимнастики, дети садятся на стульчики. Воспитатель проводится пальчиковые игры, читает сказки или включает прослушивание аудиосказки. | 8:10-8:20 |
Завтрак | Воспитатель напоминает детям, как правильно сидеть за столом. Воспитатель уточняет название блюд. Напоминает о том, что большие кусочки пищи нужно употреблять раздельно и после употребления пищи пользоваться салфеткой. Желает приятного аппетита. В процессе еды при необходимости следит за осанкой детей, добивается, чтобы дети съели всю пищу. Воспитатель напоминает детям, как правильно сидеть за столом. Воспитатель уточняет название блюд. Напоминает о том, что большие кусочки пищи нужно употреблять раздельно и после употребления пищи пользоваться салфеткой. Жела\ет | 8:20-8:40 |
НОД | Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. | 9:00-9:20 |
НОД НОД (среда - физическая культура: бассейн (по подгруппам) | 09:30 – 10:00 09:40 – 10:00 10:10 – 10:30 | |
Подготовка к прогулке | Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: посещение туалетной комнаты. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. | 10:00 – 10:15 |
Прогулка | Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. 3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. 4. Труд детей на участке. 5. Самостоятельная игровая деятельность. | 10:15 – 11:45 |
Подготовка к обеду | Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, накрывать на стол. | 11:45 – 12:05 |
Обед | Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. | 12:05 – 12:30 |
Подготовка ко сну. Сон. | Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон). После приема пищи предлагаю детям пройти в туалетную комнату. Перед сном детям предлагаю проверить порядок на стульях с одеждой. Дети тихо лежат в своих кроватях, закрывают глаза и слушают сказку. Воспитатель детям читает сказку. После сказки засыпают под тихую, спокойную музыку. | 12:30 – 15:00 |
Гимнастика после сна. | Воспитатель проводит в спальне гимнастику после сна по комплексу гимнастики. | 15:00 – 15:10 |
Вечер | Рассказываю родителям, как прошел день в режимных моментах (как их ребенок поел, как поспал, как гулял и т.д.). И родители задают вопросы о том, что их интересует больше всего. Так же они делятся личным опытом (как у них происходит дома тот или иной режимный момент). Приучаю детей перед уходом домой не забывать убирать за собой игрушки. Обращаю внимание детей на правила хорошего тона, напоминаю, что нужно попрощаться с воспитателем, младшим воспитателем и детьми группы, и настраиваю детей на следующие посещения. Я думаю, это формирует положительное отношение ребёнка к детскому саду и даёт настрой на следующее посещение. | 17:20 – 19:00 |
Приложение 5.
Тема 5. Самоанализ режимных моментов.
Для раннего возраста:
Утренний прием. Подготовка к питанию. 2-3 года, 20 детей.
Подготовка к проведению режимного момента предшествовала: проветривание до приема детей.
Прием детей в группу и беседа с родителями о состоянии здоровья детей.
Продолжать работу по развитию привычки у детей, заходя в группу, здороваться.
Продолжать воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки (туалет, умывание, умение пользоваться своим полотенцем), потребность выполнения комплекса утренней гимнастики.
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми.
Продолжать воспитание трудовых навыков, приучать детей убирать игрушки на свои места.
Необходимо выработать в группе приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры.
Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.
Показатели воспитания культурно-гигиенических навыков
2 года – 3 года
• Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё.
• Ест самостоятельно.
• Одевается и раздевается с помощью взрослого.
• Может расстегнуть несколько пуговиц, застегнуть одну-две и развязать шнурки.
• По напоминанию пользуется носовым платком и расчёской.
• Может сам чистить зубы.
• С небольшой помощью взрослого моет руки и лицо.
• Сообщает о физиологических потребностях.
• С помощью взрослого кладет вещи на место, убирает игрушки, поддерживает порядок.
• Пытается исправить погрешность в одежде – отряхнуть курточку, поправить шапку и т.п.
• Здоровается, прощается, благодарит.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.
Для старшего дошкольного возраста:
Утренняя гимнастика. 5-6 лет, 24 детей.
К 6 годам жизни изменяются пропорции тела ребенка. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Дети этого возраста очень подвижны, достаточно хорошо владеют основными видами движений. Ребенок в 5 лет способен самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Эти особенности позволяют усложнять не только физические упражнения, их нагрузку, но и приемы проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика продолжается 8-10 минут, включает 8 упражнений, которые повторяются 8 раз. Длительность бега 30 сек. Применяются различные виды ходьбы в колонне, парами, врассыпную, по диагонали, через центр зала парами. Тип ходьбы может меняться. При ходьбе в разных направлениях нет необходимости использовать зрительные ориентиры.
Детям доступны прыжки с продвижением вперед, поочередные подскоки на правой, левой ноге.
В качестве профилактических упражнений используются ходьба на носках, на пятках, новое – на внешней стороне стопы.
Чаще для ОРУ используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка.
Исходные положения в ОРУ сложнее, чем в предыдущих группах: для ног – сидя по-турецки, врозь, вместе, лежа на спине, животе; для рук – внизу, за спиной, к плечам, перед грудью и т.д.
ОРУ состоят из четырех частей. Упражнения для туловища те же, но усложняются И.П.
Физкультурные пособия для ОРУ дети берут сами по ходу движения
ОРУ для детей старшей группы даются в примерно следующей последовательности:
-
для мышц плечевого пояса и рук; -
для туловища; -
для ног; -
для мышц плечевого пояса и рук из И.п. стоя на коленях, сидя; -
для туловища; -
для ног; -
для плечевого пояса или туловища из И.п. лежа на спине, на животе; -
для ног (подскоки, прыжки, бег на месте с высоким подниманием колена в чередовании с ходьбой).
В старшей группе при проведении упражнений все меньше используется показ движений воспитателем, он больше напоминает детям, объясняет, как выполнить то или иное упражнение, осуществляет частичный показ трудных элементов упражнений.
Подготовка ко сну. Сон. 5-6 лет, 24 детей.