Файл: Задание Составьте схему Формы организации обучения. О вспомогательная твет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Самостоятельная работа по теме 3.5.


Цель занятия: закрепление знаний о формах организации обучения, формирование умения применять их в практической педагогической деятельности.

Задание 1. Составьте схему «Формы организации обучения».

О
Вспомогательная
твет:



Организационная

Психологическая





Формы организации обучения



Координирующая

Развивающая

Стимулирующая

Комплексирующая

Интегрирующая


Задание 2. Разработайте обучающее занятие (или урок – по Вашему выбору) в нетрадиционной форме. Укажите тему, цели, возраст учащихся, подробно опишите деятельность педагога и обучающихся. Обоснуйте выбор формы организации обучения. 

Ответ:

Особенности современного образования

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного цикла. Все меньше отводится программных часов для преподавания географии, биологии, химии, физики, ОБЖ и т.д. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее! Современная школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. 
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения, основным этапам учебного процесса. В ходе урока обязательно должен быть результат: поэтапный и итоговый. На уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;

  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

  • уроки обобщения и систематизации знаний;

  • комбинированные уроки;

  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

ОБЖ, как предмет особенный, охватывает все стороны нашей жизни, затрагивает все предметы общеобразовательной организации, имеет интегрированную связь со многими предметами школьного уровня, базируется на научной основе, предполагает гипотетические представления и прогнозирование по многим вопросам. Поэтому и преподавание данного предмета в школе особенное. Необходимым условием развития и расширение ЗУН является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм уроков.

Часть 2.

Нетрадиционный урок: форма, цели задачи

 Использование традиционных форм обучения привело к тому, что школьникам стало скучно учиться, стала развиваться тенденция невыполнения домашнего задания, на уроках все меньше происходит диалогов и бесед, объяснения учителя во время урока стали заменять активность учащихся, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок как вариант смены деятельности на уроке направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся. Формирование разносторонней личности невозможно без активного овладения знаниями

. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая оснащение кабинета, состав учащихся, уровень образованности каждого класса. При создании новой формы обучения – нетрадиционного урока или отдельных его элементов, учителю нужно отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы учеников, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения. Нетрадиционный урок – это нестандартный урок– это урок, непохожий по своей форме проведения. Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, отработки новых форм деятельности, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В настоящее время ФГОС несколько изменил вектор обучения. Теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Поэтому происходит все большее отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно.

Это такие уроки как:

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

  • Урок-конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

  • Уроки: деловая игра, следствие, ученый совет.

  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

  • Интегрированные уроки.


К вышеперечисленным вариантам можно внести дополнение. Это такие формы нетрадиционных уроков, как:

  • Урок-соревнование. Такие формы уроков актуальны при повторении пройденного материала в конце учебного года.

  • Урок-игра. Эта форма урока подойдет при обобщении и систематизации знаний по теме.

  • Урок-путешествие. Можно использовать разные примеры мультфильмов для объяснения природных явлений. Это развлекательно, познавательно, интересно и нетрадиционно. При таком проведении урока каждый из ребят имеет возможность получить хорошую оценку, при этом показав свои знания.

  • Урок-проблема. Для этой формы урока характерно поступательное движение. Знакомить ребят с такой формой проведения уроков нужно постепенно, начиная с предложения небольших проблем в среднем звене и усложняя проблему в старших классах. К тому же есть разные варианты представления и объяснения проблем, ее путей решения. Все это делает урок нетрадиционным, познавательным и глубоким.

  • Урок-представление. Это форма урока, когда предлагается включить все свои органы чувств и представить конкретную ситуацию изнутри. Мы часто забываем, что у человека 5 органов чувств и еще интуиция. Необходимо создать условия, при котором у ребенка сложится образ и ощущения конкретной ситуации. Он должен почувствовать! Результат такого урока может быть выражен любым творческим вариантом: описанием, рисунком, видео, аппликацией и т.д. Такие формы урока важны в любом возрасте. Этим мы подтверждаем правило: «Чувства развиваются с детства».

  • Урок-устный иллюстрированный журнал. Такая форма урока интересна в разных своих проявлениях, начиная с фрагментарного представления и заканчивая представлением публичным, показательным.

Нетрадиционный урок требует немалой подготовки, даже, порой, более значительной, чем обычный урок. Цели и задачи такого урока могут совпадать или отличаться от обычного урока.

Цели нетрадиционных уроков:

- отработка новых методов, способов, форм, приемов и средств обучения;

- усвоение программного материала более качественно и в полном объеме;

- разнообразие учебной деятельности;

- выход за рамки учебника, обогащение новыми знаниями и возможностями.

Любая цель урока ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи.

Задачи нетрадиционных уроков:


  1. Обучающая – формирование специальных умений и общенаучных знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения.

  2. Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь.

  3. Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических отношений.

  4. Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, в разных сферах деятельности, выражение своего эмоционального отношения.

Применение нетрадиционных уроков в учебном и воспитательном процессе приводят к:

  • использованию коллективных форм работы;

  • проявлению интереса к предмету;

  • развитию умений и навыков самостоятельной работы;

  • активизации деятельности учащихся;

  • развитию творческого потенциала;

  • расширению кругозора учащихся (при подготовке к уроку ребята сами ищут интересный материал);

  • более полному осуществлению практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

  • становлению новых отношений между учителем и учениками.

Часть 3.

Структура нетрадиционного урока

Нетрадиционный урок готовится заранее, и, как уже отмечалось ранее, для нетрадиционного урока нет готового шаблона. Особенностью урока, проводимого в нетрадиционной форме, является:

- выбор темы (часто тематика урока может выходить за рамки учебника, но быть приближена к изучаемой теме);

новая форма подачи материала (изучение материала, его усвоение, обсуждение, закрепление проходят в разных вариантах, отличных от традиционного урока). Это позволяет сделать урок насыщенным, информационно полезным, раскрепощенным;

- тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя. Разграничения в деятельности ученика и учителя необходимы. На обычном уроке учитель играет центральную, ведущую роль. На нетрадиционном уроке учитель может занимать позицию слушателя, ненавязчиво руководя уроком и регулируя отведенное для урока время (уроки могут быть спаренными или проводится по модульному методу). Это приводит к тому, что тема,