Файл: Задание Составьте схему Формы организации обучения. О вспомогательная твет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассматриваемая на данном уроке, изучается шире и глубже. Каждый ученик может проявлять себя в нескольких вопросах и иметь 2-3 позиции. Форма проведения нетрадиционного урока в разных классах будет меняться, так как уровень обучения и активность классов разная. Нетрадиционный урок гораздо глубже и сложнее по своей сути, нежели обычный. Это связано с его подготовкой и проведением.
Подготовка урока в нетрадиционной форме включает три этапа:
1 этап: Выбор темы, разработка сценария урока, планирование этапов урока, предварительная подготовка групп учащихся (если необходимо).
Выбор темы, на которую будет проводиться нетрадиционный урок, очень важен. К выбранной теме всегда ставится конкретная цель, и выдвигаются задачи. Выбор темы, постановка цели и задач поможет грамотно спланировать ход урока, выделить периоды и продумать деятельность учеников и учителя. Конкретная цель урока не обязательно должна быть крупной и глобальной! Она может состоять из малых целей и быть поставлена к каждому пункту каждого этапа урока. По мере изучения материала и прохождения программы цели урока будут становиться сложнее!
Здесь важно, чтобы нужную информацию ребенок вспомнил сам (услышал от товарищей по команде). Первый этап нетрадиционного урока требует времени учителя, желания учащихся и больших возможностей в подготовке и подборе раздаточного материала, дополнительной информации различного характера, заданий, материала для оформления урока, подбор информационных средств.
Главный вопрос, на который учитель должен ответить, прежде всего, себе:
2 этап: Подбор путей развития познавательного интереса
.
Особенностью нетрадиционных уроков является возможность не только вызывать повышенный интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а также развить их творческую самостоятельность, приблизить к работе с различными и самыми необычными источниками знаний. Очень важно, чтобы урок был интересным и познавательным по содержанию и по форме проведения. В процессе подготовки необходимо заинтересовать учащихся. Сообщить им заранее о теме и замысле урока. Обсудить ход урока. Выслушать их пожелания. Распределить задания различного характера группам учащихся – участников данного урока. На этом этапе урока учителю придется самому, а на уроке – вместе с ребятами, четко выделить границу между знанием и незнанием. Интерес детей – это колоссальная сила. Их желание изменить устоявшиеся традиции урока очень велико. И это учитель должен учесть при планировании урока. Ученики с готовностью будут искать нужную информацию по теме: предлагать элементы наглядности, оформления, использовать информационные технологии. Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем). Очень важно – обсуждение будущего урока с ребятами! Иными словами, учащиеся с помощью учителя воплощают свои пожелания, создают структуру урока, тем самым, подсказывая учителю варианты, которыми может быть представлен урок.
Методы, часто используемые на нетрадиционном уроке.
Методы обучения – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение ими образовательных целей. В основную образовательную программу входит несколько межобразовательных дисциплинарных программ: Формирование УУД, ИКТ, проектно-исследовательской деятельности, формирование умений смысловой работы с текстом. Добиться результатов всех четырех программ на уроках невозможно. «Умеет учить тот, кто учит интересно». В рамках ФГОС предполагается использовать активные и интерактивные методы как более действенные и эффективные. В интерактивном методе обучения активный метод обучения носит поисковый, творческий, продуктивный характер
. Сюда относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение
проблемных задач, мозговую атаку, и др. При использовании активных методов ученик превращается в активного ученика образовательного процесса. Это помогает формировать его личность как успешного человека в будущем! Поэтому методы, используемые в нетрадиционном уроке, являются активными и интерактивными. Рассмотрим некоторые из них.
Выбор метода зависит от многих условий:
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Репродуктивный или частично–поисковый методы.
Если у учащихся есть определенный запас теоретических знаний и умений из предшествующих тем и курсов географии, на первое место выдвигается Репродуктивный или частично–поисковый метод. Он включает такие варианты работ как самостоятельная работа на уровне применения учащимися знаний и умений в сходной ситуации, т.е. по образцу. Так же этот метод включает использование проблемных вопросов и заданий. Исходя из предложенных рассуждений и ответов на вопросы и задания, учитель может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов. Также как одним из вариантов этого метода является
эвристическая беседа. Она
основана на анализе различных явлений и процессов, принятии решений, находчивости, изобретательности, и предложении нестандартного решения ситуации.Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель задает отдельным учащимся (группе учащихся, классу) вопрос или представляет некоторую ситуацию и, помогая в логических рассуждениях, подводит их к определенным выводам, ответам.При этом учитель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические знания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие творческого мышления. Эвристическая беседа предполагает знания и умения по другим предметам, что делает ее важным элементом и этапом нетрадиционного урока. В процессе беседы вопросы могут задавать не только учитель ученикам, но и ученики друг другу, ученики – учителю. Эвристическая беседа как метод самостоятельным этапом урока или важным дополнением.
Исследовательский метод используется в том случае, если на уроке планируется использовать учебный материал для создания творческого задания, соответствующего возможностям учащихся. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы или ситуации, описать ход работы и результат.
Проблемный метод целесообразно использовать в средней и старшей школе, в классах по уровню обученности выше среднего. Проблемный метод на первых этапах способствует и стимулирует процессу мышления, в ходе которого решается поставленная проблема. Главное – понять проблему и причины ее появления. На последующих уроках проблемный метод позволяет не просто понять и принять проблему как свершившийся факт, но и представить ее, предложить пути решения и спрогнозировать результат. Так. например, по ОБЖ очень важны причинно-следственные связи!
Перечисленные далее методы и приемы удобны и деятельны в процессе обучения:
Подготовка урока в нетрадиционной форме включает три этапа:
1 этап: Выбор темы, разработка сценария урока, планирование этапов урока, предварительная подготовка групп учащихся (если необходимо).
Выбор темы, на которую будет проводиться нетрадиционный урок, очень важен. К выбранной теме всегда ставится конкретная цель, и выдвигаются задачи. Выбор темы, постановка цели и задач поможет грамотно спланировать ход урока, выделить периоды и продумать деятельность учеников и учителя. Конкретная цель урока не обязательно должна быть крупной и глобальной! Она может состоять из малых целей и быть поставлена к каждому пункту каждого этапа урока. По мере изучения материала и прохождения программы цели урока будут становиться сложнее!
Здесь важно, чтобы нужную информацию ребенок вспомнил сам (услышал от товарищей по команде). Первый этап нетрадиционного урока требует времени учителя, желания учащихся и больших возможностей в подготовке и подборе раздаточного материала, дополнительной информации различного характера, заданий, материала для оформления урока, подбор информационных средств.
Главный вопрос, на который учитель должен ответить, прежде всего, себе:
-
Что вы хотите увидеть на уроке? (Дружный класс? Грамотных и активных ребят? Уровень знаний отдельных учащихся и класса в целом?) -
Чего вы хотите добиться в ходе урока? (Полного изучения и усвоения материала? Объективности изложения материала? Обучения новым способам и методам работы?) -
Что вы хотите раскрыть в ходе урока? (Тему? Таланты учеников и их возможности? Пробелы в знаниях?)
2 этап: Подбор путей развития познавательного интереса
.
Особенностью нетрадиционных уроков является возможность не только вызывать повышенный интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а также развить их творческую самостоятельность, приблизить к работе с различными и самыми необычными источниками знаний. Очень важно, чтобы урок был интересным и познавательным по содержанию и по форме проведения. В процессе подготовки необходимо заинтересовать учащихся. Сообщить им заранее о теме и замысле урока. Обсудить ход урока. Выслушать их пожелания. Распределить задания различного характера группам учащихся – участников данного урока. На этом этапе урока учителю придется самому, а на уроке – вместе с ребятами, четко выделить границу между знанием и незнанием. Интерес детей – это колоссальная сила. Их желание изменить устоявшиеся традиции урока очень велико. И это учитель должен учесть при планировании урока. Ученики с готовностью будут искать нужную информацию по теме: предлагать элементы наглядности, оформления, использовать информационные технологии. Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем). Очень важно – обсуждение будущего урока с ребятами! Иными словами, учащиеся с помощью учителя воплощают свои пожелания, создают структуру урока, тем самым, подсказывая учителю варианты, которыми может быть представлен урок.
Методы, часто используемые на нетрадиционном уроке.
Методы обучения – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение ими образовательных целей. В основную образовательную программу входит несколько межобразовательных дисциплинарных программ: Формирование УУД, ИКТ, проектно-исследовательской деятельности, формирование умений смысловой работы с текстом. Добиться результатов всех четырех программ на уроках невозможно. «Умеет учить тот, кто учит интересно». В рамках ФГОС предполагается использовать активные и интерактивные методы как более действенные и эффективные. В интерактивном методе обучения активный метод обучения носит поисковый, творческий, продуктивный характер
. Сюда относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение
проблемных задач, мозговую атаку, и др. При использовании активных методов ученик превращается в активного ученика образовательного процесса. Это помогает формировать его личность как успешного человека в будущем! Поэтому методы, используемые в нетрадиционном уроке, являются активными и интерактивными. Рассмотрим некоторые из них.
-
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. -
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. -
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления. -
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
-
цели обучения; -
уровня подготовленности учащихся; -
возраста учащихся; -
времени, отведенного на изучение материала; -
оснащенности школы; -
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Репродуктивный или частично–поисковый методы.
Если у учащихся есть определенный запас теоретических знаний и умений из предшествующих тем и курсов географии, на первое место выдвигается Репродуктивный или частично–поисковый метод. Он включает такие варианты работ как самостоятельная работа на уровне применения учащимися знаний и умений в сходной ситуации, т.е. по образцу. Так же этот метод включает использование проблемных вопросов и заданий. Исходя из предложенных рассуждений и ответов на вопросы и задания, учитель может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов. Также как одним из вариантов этого метода является
эвристическая беседа. Она
основана на анализе различных явлений и процессов, принятии решений, находчивости, изобретательности, и предложении нестандартного решения ситуации.Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель задает отдельным учащимся (группе учащихся, классу) вопрос или представляет некоторую ситуацию и, помогая в логических рассуждениях, подводит их к определенным выводам, ответам.При этом учитель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические знания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие творческого мышления. Эвристическая беседа предполагает знания и умения по другим предметам, что делает ее важным элементом и этапом нетрадиционного урока. В процессе беседы вопросы могут задавать не только учитель ученикам, но и ученики друг другу, ученики – учителю. Эвристическая беседа как метод самостоятельным этапом урока или важным дополнением.
Исследовательский метод используется в том случае, если на уроке планируется использовать учебный материал для создания творческого задания, соответствующего возможностям учащихся. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы или ситуации, описать ход работы и результат.
Проблемный метод целесообразно использовать в средней и старшей школе, в классах по уровню обученности выше среднего. Проблемный метод на первых этапах способствует и стимулирует процессу мышления, в ходе которого решается поставленная проблема. Главное – понять проблему и причины ее появления. На последующих уроках проблемный метод позволяет не просто понять и принять проблему как свершившийся факт, но и представить ее, предложить пути решения и спрогнозировать результат. Так. например, по ОБЖ очень важны причинно-следственные связи!
Перечисленные далее методы и приемы удобны и деятельны в процессе обучения:
-
Познавательные задачи. Этот метод интересен своей тематикой, когда описывается природный фрагмент (например, поведение животных) и предлагается эту задачу объяснить. В данном случае необходимы знания, смекалка и сообразительность. Как правило, такие задачи очень хороши как предвестники проблемного метода в обучении. -
Игровые моменты. Этот метод хорош в среднем звене, когда у ребят проявляется неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, пассивность. Этот метод позволяет учитывать возрастные особенности учеников. Методы должны быть отобраны с учетом планирования всей темы.Отбор средств обучения тщательно продумывается на каждом этапе урока.Особенно важно предусмотреть вопросы и задания, позволяющие учащимся самостоятельно извлекать знания из различных средств обучения в целях формирования понятий, представлений, выявления причинно-следственных связей, развития умений работать с разнообразными источниками информации. Безусловно, не все уроки ОБЖ можно проводить в нетрадиционной форме. Учеба – это прежде все труд, пусть даже монотонный, привычный. Предназначение нетрадиционного урока – это дать стимул детям и учителю в изучении предмета, расширить творческий потенциал учителя и его учеников. Следовательно, уроки в обычной и нетрадиционной форме должны чередоваться. Достаточно в год провести 3-4 урока, чтобы оценить результат для себя и ребят. Конечно же, при планировании будущих уроков учителю важно представить его и спрогнозировать возможные результаты. Это позволит найти золотую середину в каждом классе и подобрать темы и задания соответствующего уровня. А также оценить важность урока. Его значимость и место в учебной программе по предмету.