ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
функционирования ядра благоприятствует течению одних процессов и тормозит ход других, обусловливая конкрет ное направление ядерной активности. Под влиянием этой активности происходит изменение цитоплазмы, создающее новые возможности для функций ядра. Следовательно, «ядро и цитоплазма только совместно определяют специ фику формообразования» 20. Не ядро и не цитоплазма по рознь ответственны за ход развития — он определяется их взаимодействием.
Эпигенез преформироваппого
Как возникает структура клетки? Иначе говоря, каким образом создается преформпрованное? Выражаясь попу лярно, каким путем родители передают информацию о развитии своим детям? При решении этого вопроса мы опять встречаемся с двумя противоположными точками зрения. Они ведут свое начало от высказываний Гиппо крата и Аристотеля. Гиппократ считал, что в половые клетки поступают особые представители от всех частей тела, что и обеспечивает воспроизведение этих частей у детей. Аристотель, возражая Гиппократу, видел основу развития в некоем нематериальном формирующем принци пе, в неизменном виде переходящем с мужским семенем из поколения в поколение. Грубая материя, переходящая от матери, сама по себе не способна к развитию. Суть развития нематериальна. Как маляр сохраняет в ведре краску для того, чтобы окрасить несколько предметов в один и тот же цвет, так и сходство признаков в после дующих поколениях достигается сохранением в семени в неизменном виде пекоего формирующего начала. Идеи Гиппократа и Аристотеля возродились во второй половине XIX в., с одной стороны, в дарвиновской гипотезе панге незиса, с другой — в учении Ф. Гальтона и А. Вейсмана о бессмертной зародышевой плазме, материализованной в так называемом зародышевом пути.
Дарвин, как и Гиппократ, предполагал, что все клетки тела отделяют от себя особые материальные частицы —
геммулы, которые, |
собираясь в зародышевых клетках, |
|
20 II. II. Шмалъгаузен. |
Регуляция |
формообразования в индивидуальном |
развитии. М., «Наука», 1964, стр. |
78. |
1.17
обусловливают передачу детям свойств родителей. Двою родный брат Дарвина, Фрэнсис Гальтои, поставив специ альные опыты по переливанию крови у кроликов, не об наружил транспорта геммул. Ои предложил свою теорию наследственности, известную под именем «теории корне вища», получившую дальнейшее развитие в «теории за родышевой плазмы» Вейсмапа. «Зародышевая плазма вида никогда не зарождается вновь,— пишет Вейсман,— она лишь растет и размножается, оиа продолжается из одного поколения в другое, подобно длинному, ползущему по зем ле корню, от которого на правильных расстояниях от ходят побеги и становятся растеньицами, особями сле дующих друг за другом поколений» 21.
Представления Вейсмапа получили некоторое подтвер ждение при изучении формирования половых клеток у ряда организмов. Так, немецкий биолог Т. Бовери в 1899 г. обнаружил, что при дроблении яиц паразитиче ского круглого червя лошадиной аскариды уже два пер вых бластомера оказываются различными: один дает на чало клеткам тела, из другого формируется зачаток го нады (половой, железы). Аналогичное явление наблюда ется у рачков-циклопов и у многих насекомых. Однако раннее обособление зачатка гоиад не является общим правилом. В частности, у позвоночных животных половой зачаток развивается сравнительно поздно, у растений по ловые клетки всегда происходят из клеток тела.
С современными представлениями лучше гармонируют не односторонние представления Вейсмапа, а взгляды од ного из основателей экспериментальной биологии, фран цузского ученого Клода Бернара. В лекциях, прочитан ных в Париже в 1870 г., ои говорил: «Прежде чем до стигнуть состояния свободного существа, независимого и полного, словом состояния индивидуума, животное прош ло через состояние клетки-яйца, которое само было жи вым элементом, эпителиальной клеткой материнского ор ганизма» 2223.
Иначе говоря, формирование яйцеклетки со всеми ее наследственными особенностями определяется эпигенезом материнского организма. Причиной развития детей явля
ется развитие их |
родителей. Американский цитолог Эд |
31 А. Вейсман. Лекции |
по эволюционной теории. СПб., 1918, стр. 505. |
23 К. Бернар. Курс общей физиологии, стр. 53.
118
мунд Ёильсон, автор известной монографии «Клетка и ее роль в развитии и наследственности», также рассмат ривал строение яйцевой клетки как результат «предше ствующего эпигенетического процесса».
В настоящее время ученые далеки от примитивного представления, согласно которому формирование яйце клетки сводится к вложению совокупности наследствен ных задатков (генов) в относительно инертную цитоплаз му. Образование яйцеклетки в действительности представ ляет собой сложный эпигенетический процесс, в котором (особенно у высших организмов) принимает участие весь материнский организм. В ходе согревательных делений (мейоза) в ооцит (созревающую яйцевую клетку) пере дается материнская ДНК, происходит формирование цито плазмы и особого поверхностного (кортикального) слоя. Вместе с цитоплазмой передаются содержащие ДНК мито хондрии. У растений, кроме того, в цитоплазму расту щей яйцеклетки переходят хлоропласты со своей ДНК. Рост ооцита высших организмов осуществляется во мно гих случаях в результате активной деятельности особых клеток, поставляющих питательные вещества и передаю щих свои митохондрии (жук-плавунец, мушка-дрозо фила) .
У многих животных важную роль в формировании ооцита играют окружающие клетки, так называемый фол ликул. Фолликул не' только синтезирует вещества, по ступающие в растущий ооцит, но одновременно выпол няют роль шлюза, сортирующего вещества, идущие извне. Особое значение имеет поверхностный слой протоплаз мы — носитель кортикального ноля, по-видимому содер жащий собственную ДНК. Голландский эмбриолог X. Ра вен 23 считает, что кортикальное поле представляет собой как бы «отпечаток» на яйце окружающих структур яич ника. Особенности кортикального слоя обусловливают оп ределенную организацию яйца, ответственную за ход ран них стадий развития.
Таким образом, будущему организму передается не только наследственный код в виде специфического чере дования азотистых оснований в цепочке ДНК, но и де кодирующая организация — декорг, который может рас шифровать этот код. Чем сложнее организм, тем, по-види-
13 X. Равен. Оогеиез. М., «Мир», 1964.
119
МОМу, сложнее наследственный код п совершеннее Дёкорг. Он ведь должен воспринимать и расшифровывать заключенную в ДЫК информацию. В противном случае эта информация так и останется мертвым капиталом
(рис. 35).
«Когда я слушаю музыкальную пьесу,— пишет осно ватель кибернетики Вииер,— то большая часть звука воз действует на мои органы чувств и достигает мозга. Однако, если у меня нет навыков, необходимых для эс
g
Рис. 35. Схема строения зиготы
1 — ДНК |
(наследственный |
код); |
||
2 — ядерная оболочка; |
з — яд |
|||
рышко; 1 — оболочка клетки; |
5 — |
|||
кортикальная |
плазма; |
С — эндо |
||
плазматическая |
сеть; 7 — рибосо |
|||
мы; S — митохондрии; |
9 — цен |
|||
тросома; |
10 — пищевые |
гранулы |
||
(2—9 — декорг) |
|
|
|
тетического понимания музыкального произведения, и со ответствующей способности к его восприятию, эта ин формация натолкнется на препятствие» 24.
Еще более наглядная аналогия. Знания, содержащиеся в книгах, могут быть восприняты и использованы чело веком, имеющим какое-то образование и способность к мышлению. Способность воспринимать и расшифровывать информацию, таким образом, зависит от структуры, ор ганизации, эрудиции воспринимающего аппарата. Если в цепочке ДНК заключен наследственный код, декорг дол жен уметь его расшифровывать. Это в действительности и осуществляется. Происходят порой даже более удиви тельные явления. Например, цитоплазматическая органи зация бактерий может расшифровать не только код своей ДНК, но и код ДНК вируса. При межвидовой гибриди зации декоргу приходится также расшифровывать разные коды.
!* Н. Винер. Кибернетика и общество. М., ИЛ, 1958, стр. 102.
120
Наследственный код в ходе эксперимента может быть вместе с ядром изъят из клетки и заменен другим, как это проделывалось при пересадках ядер из дифференци рованных клеток в яйцевые или при пересадке ядра из цитоплазмы амебы одного вида в цитоплазму другого вида. После подобных микрохирургических операций клетки продолжают функционировать. Обнаружилась спо собность цитоплазмы «читать» информацию, поступаю щую из разных ядер. Таким образом, развитие организма обусловлено взаимодействием по крайней мере трех ком понентов: а) наследственной программой, преформированной в структуре ДНК; б) декодирующей организацией, развивающейся эпигенетически (декорг); в) внешними условиями развития. В декорг все время вносятся кор рективы, с одной стороны, от ДНК, с другой — от внеш них факторов, в результате чего увеличивается способ ность к расшифровке наследственного кода.
Чтобы расшифровать сложный наследственный код или, как теперь нередко выражаются, извлечь из него информацию, декорг должен обладать не меньшей слож ностью. Сложность декорга можно объяснить двумя спо собами: он может быть сложным с самого начала или усложняется по мере взаимодействия с наследственным кодом.
В индивидуальном развитии организмов наблюдается второй вариант. Декорг сам развивается, увеличивая спо собность декодирования по мере расшифровки наследст венной информации и по мере поглощения дополнитель ной информации из внешней среды.
Ясно, что полная расшифровка наследственной ин формации, заложенной в нити ДНК, возможна только по мере усложнения развивающегося организма. При отсут ствии соответствующих условий наследственная информа ций: не может быть прочтена. Она будет, как иногда выражаются, репрессирована. Оплодотворенное яйцо мле копитающего развивается во взрослый организм со всеми его многообразными признаками. Тождественный ему в наследственном отношении лейкоцит из кровяного русла выполняет лишь весьма ограниченные функции. Различие между ними — это различие в декоргах.
При искусственном культивирований клеток различ ных тканей различие между клетками, как правило, со храняется в течение большого (можно думать, неопре-
Ш
деленного) числа поколений. Эти различия нельзя назвать наследственными, так как ткани взяты из одного орга низма и, следовательно, несут одну и ту же наследствен ную информацию. Видимо, за эти так называемые эпигеномные различия несут ответственность различия в де портах клеток разных тканей.
В литературе описаны попытки количественно оценить информацию, заключенную в различных компонентах оп лодотворенного яйца или в бактериальной клетке (Кастлер, Моровитц, Линшиц). X. Равен25, приводя эти под счеты, приходит к выводу, что информация, заложенная в структуре цитоплазмы, включая кортикальное поле, не может быть меньше информации, заключенной в ДНК. Можно не соглашаться с расчетами и конкретными оцен ками Равена, имеющими относительное значение, однако совершенно ясно, что информация, передаваемая яйцу взрослым организмом, не ограничивается информацией, поступающей от ДНК. «Слишком много факторов,— пи сал Браше,— показывает, что на самых ранних стадиях развития цитоплазматическая организация играет веду щую роль» 2б.
Таким образом, говоря об индивидуальном развитии, мы имеем в виду преформпрованный эпигенез, говоря же об организации половых клеток, вынуждены конста тировать эпигенез преформпрованного. Иначе говоря, не может быть преформацип без эпигенеза, точно так же, как невозможен эпигенез без преформации. Следователь но, в современном представлении осуществляется своеоб разный синтез положительных моментов дарвиновского пангенезиса и вейсмаповской идеи о непрерывности за родышевой плазмы. Непрерывность процесса развития до стигается путем эпигенеза половых клеток. Преемствен ность жизни осуществляется не только благодаря преем ственности всей клеточной организации, т. е. не только за счет наследственного кода, ио и в результате форми рования специфического декорга. Дети получают от своих родителей не только наследственный код, но и развиваю щееся в ходе онтогенеза дешифровальное устройство!
25 X. Равен. Оогепез.
“ J. Bracket. The role оГ nucleic acids in morphogenesis. «Progress in Biophy- "" sics», vol. 15, Oxford — London, 1965.
Фенотип п генотип
В 1909 г. датский физиолог В. Иогапсеи сформули ровал получившие всеобщее признание научные терми ны — ген, генотип, фенотип. Под фенотипом понималась совокупность признаков, обнаруживающихся непосред ственно, под генотипом — совокупность наследственных задатков или генов. В последующих публикациях Иогансен значительно уточнил содержание этих терминов. В 1926 г. в третьем издании своего классического труда «Элементы точного учения о наследственности» он писал: «Основа всего индивидуума дается, конечно, конституци ей обеих гамет, в результате слияния которых возникает организм... Генотип, как он представлен в зиготе, обуслов ливает все возможности развития особп, возникшей в ито ге оплодотворения, и означает, следовательно, норму реак ции данного организма... Фенотип особи мы определяем как совокупность доступных непосредственному наблюде нию или анализу признаков. Описательно он представ ляется крайне расчлененным: морфологически — как эле менты при постройке, физиологически — как отдельные свойства или функции, химически — в виде отдельных составных частей и пр. Но живой организм нужно пони мать как целое, как единую систему ие только во взрослом состоянии, но и в течение всего развития... Фенотип не просто сумма признаков, он является выражением очень запутанных взаимоотношений... часто весьма запутанные взаимоотношения генотипа и среды определяют фактиче ские свойства каждого организма, его фенотип» 27.
В. Иогаисеи не связывал понятие геи с каким-либо материальным элементом клетки, понимая под геном еди ницу наследственного отличия. Развитие генетики не по шло, однако, по намеченному им пути. Суттон и Бовери в 1903 г. обнаружили связь моделирующих факторов с хромосомами. Успехам школы американского ученого Т. Моргана генетика обязана отождествлению гена с ча стью хромосомы. Ген стал частью (локусом), хромосомы. Так как генотип по определению Иогансена представ ляет собой совокупность генов, то в новой моргановской трактовке он отождествляется с хромосомным аппаратом..S*
21 W. |
Johannsen. Elemente der cxacten Erbliclikeitslehre. G. Fischer, 1926, |
S. |
165—170. |
123
Развитие сначала биохимической, а затем молекуляр ной генетики позволило определить наследственно значи мую часть хромосомы или ее аналогов у бактерий и ви русов. Таковой оказалась ДНК (у некоторых вирусов РНК). Логика развития генетики привела таким образом к равенству: генотип= хромосомная ДНК. Из этого равен ства следует, что генотип в современном понимании су щественно отличается от генотипа в понимании Иогансена: современное содержание этого понятия значительно уже. По-видимому, лучшим выходом из создавшихся тер минологических трудностей может быть следующий: со хранить за понятием генотип содержание, вложенное в него Иогансеиом,— наследственная структура организма. Совокупность генов, как это часто и делается, называть геномом.
Отдельные органоиды клетки, в том числе и такие существенные, как нить ДНК, представляют собой части клеточного фенотипа, т. е. конкретную форму существо вания и выражения геиотппа на клеточной стадии.
Н. П. Дубинин, рассматривая взаимоотношение гено типа и фенотипа в плане философских категорий, пи шет: «Фенотип — это явление, а генотип — это сущ ность» 28. При такой трактовке, которая представляется совершенно правильной, генотип должен полностью прояв ляться в фенотипе, в то время как фенотип, являясь результатом взаимодействия генотипа и среды, всегда будет сложнее и многообразнее генотипа. Поэтому можно утверждать, что организмы, имеющие одинаковые геноти пы, могут различаться как фенотипы. Противоположное утверждение о возможности существования генотипиче ских различий вне их фенотипической реализации с фи лософской точки зрения, по-видимому, неправильно. Раз личия в сущностях должны обнаруживаться как различия в явлениях. В частности, особенности чередования азо тистых оснований в нити ДНК — не только выражение наследственной сущности, но и один из фенотипических признаков клетки. Как это ни парадоксально, но и геном как совокупность хромосомных генов следует, видимо, отнести к категории фенотипических признаков. Этот эле-
иН. П. Дубинин. Современная генетика в свете марксистско-ленинской ■философии. Сб. «Ленин и современное естествознание». М., «Мысль», 1969, стр. 303.
124