ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Мент фенотипа клетки — одно из выражений генотипа на клеточной стадип.
Раз па основе одного п того же генотипа в разных условиях развиваются разные фенотипы, значит по своим возможностям (потенциям) генотип богаче фенотипа. Из этого правильного утверждения нередко делают неверный вывод: следовательно, генотип содержит большее количе ство информации, чем каждый отдельный фенотип. Ошиб ка заключается в том, что возможности (потенции) коли чественно сравниваются с действительностью, с конкрет ной реализацией потенций. Новорожденный ребенок по своим возможностям, конечно, богаче взрослого человека, однако кто станет утверждать, что он богаче и информа ционно'.
Генотипические потенции становятся' в ходе индиви дуального развития особи фенотипической действитель ностью. Конкретный ход реализации этих потенций зави сит от факторов среды.
Упротоорганизмов имелась возможность эволюировать
вчеловека. Но ведь нельзя же на этом основании ут верждать, что они информационно были более богатыми, чем мы с вами!
Сторонники представления о большом информацион ном богатстве генотипа по сравнению с фенотипом при водят в подтверждение своих взглядов обнаруженный в последние годы факт избыточности ДНК. Раз наследствен ных молекул ДНК значительно больше, чем требуется для формирования нормального фенотипа, значит в гено типе содержится больше информации, чем в фенотипе. Однако мы еще пока очень мало знаем о функциях ДНК клетки. Трудно предположить, что естественный от бор с таким исключительным упорством сохранял явно избыточные структуры. По-видимому, ДНК кроме извест ных функций несет еще и какие-то неизвестные, но су щественные для жизни клетки.
Кроме того, как уже было сказано, и сама нить ДНК лишь один из элементов фенотипа клетки, и как таковой она, естественно, входит в состав фенотипа ор ганизма. Значит, будучи частью фенотипа, она не может быть больше целого фенотипа!
Проблема соотношения генотипа и фенотипа в пре
дельно ясной форме |
выражена в книге |
П. Эрлиха и |
Р. Холма. «Обычно |
принято проводить |
резкую границу |
125
между генотипом и фенотипом. Как педагогический при ем это полезно, поскольку при этом подчеркивается по стоянство п непрерывность передачи генетической инфор мации; такое разграничение, хотя оно и упрощает дей ствительность, привело к значительному прогрессу в гене тической науке. Одпако в то же время оно создало впечатление, что генотип — это в некотором смысле ос новная сущность, а фенотип — всего лишь грубое отра жение генотипа (образ которого искажен влиянием сре ды). Можно было бы удивляться, почему отбор не раз делался с фенотипом начисто, позволив генотипу разви ваться без «посторонней примеси». Ответ, разумеется, ясен: то, что можно разделить в учебниках или теории, нельзя разделить в живых организмах. Отпрепарировав генетический материал плодовой мушки, мы получили бы длинную, ничего не значащую цепочку нуклеотидов, ко торая сама является компонентом «фенотипа»... Генети ческая информация становится биологически осмысленной только тогда, когда она «расшифровывается» в результате контакта с окружающей средой. В самом деле, о ценно сти информации судят только по ее расшифрованной форме, а не по оригиналу. Естественный отбор воздей ствует на фенотип, а не прямо на генотип, который лишь определяет реакции развивающегося организма на внеш нюю среду» 2Э.
Большое значение внешних факторов в развитии фено типа привело некоторых исследователей к другой край ности — к мысли о необходимости придумать какое-то осо бое обозначение для ненаследственного в организме. В ча стности, известный немецкий генетик Г. Сименс ввел по нятие «паратип». Иогансеи выступил с резкой и вполне справедливой критикой этого нововведения. «Все принад лежащее к фенотипу,— пишет он,— то есть все свойства вообще, наблюдаемые у организма как таковые, не наслед ственны. Они всегда являются выражением прямых или непрямых реакций генотипа (идиотина Симонса) с факто рами среды. Термин Сименса «паратип» как бы указыва ет, что существуют признаки, ничего общего не имеющие с генотипом данного организма, т. е. «чисто фенотипи ческие». Но таких признаков у организма вообще не име ется. Ннчто не может быть «чисто фенотипическим», ибо
и П. Эрлих, Р. Холм. Процесс эволюции. М., «Мир», 1966, етр. 70.
126
фенотипы являются обязательными реакциями генотипа...
Например, особые способы заживления рай, реакции на инфекции, на трансплантацию и другие внешние воздей ствия, конечно, обусловлены прямо или косвенно геноти пом данного организма, например, через внутреннюю се крецию» 30. Говоря коротко, фенотип — не наследуемое — представляет собой форму реализации генотипа, насле дуемого в конкретных условиях жизнп. Все признаки развивающегося организма, включая и клеточные, и раз личные формы поведения, генотипически обусловлены, но не наследственны. Наследуемость и генотипическая обус ловленность — разные явления.
Итак, согласно Иогаисеиу, фенотип — это результат взаимодействия генотипа и среды. Выражаясь несколько иначе, можно сказать: расшифровка в фенотипе геноти пической информации происходит путем поглощения из среды веществ, энергии и внешней информации. Погло щение и переработка информации, поступающей вместе с веществом и энергией, лежат, следовательно, в основе жизнедеятельности, «...если бы живые существа,— пишут А. И. Берг и Б. В. Бирюков,— не обладали органами чувств или иными «приборами» улавливания информации или если бы не существовало «информационного поля», жизнь на Земле не могла нп возникнуть, ни существо вать» 31.
Парадокс индивидуального развития
Проблема соотношения генотипа, среды п фенотипа по лучила новое звучание в связи с теорией информации.
После работ американского математика Клода Шенно на, посвященных передаче определенного количества ин формации по каналам связи, были предприняты попытки использовать полученные им закономерности для количе ственной характеристики некоторых биологических про цессов. С. Данков и Н. Кастлер32, а затем X. Равен33
30 W. Johannsen. Elemente tier exacten Erbliclikeitslehre, S. 70S.
31 A. И. Берг, Б. В. Бирюков. Кибернетика и прогресс науки и техники, Сб.
|
«Ленин и совремеппое естествознание». |
М., «Мысль», 1969, стр. 350. |
32 |
S. Dankofff, II. Quasiler. The information |
content and error rate of living |
|
things. «Information Theory in Biology». |
Univ. Illinois Press, 1053. |
83 |
X. Равен. Оогопез. |
|
127
попробовали подсчитать количество информации, содер жащейся в яйцеклетке п во взрослом многоклеточном ор ганизме. Так как имеются лишь два источника инфор мации, генотип яйцеклетки и внешняя среда, количество информации, заключенной во взрослом организме, мо жет быть представлено как сумма информации, получен
ной по наследству |
(И„) п поглощенной из внешней сре |
|
ды (Иср). |
|
|
Иначе говоря, |
должно соблюдаться |
равенство И„зр = |
= И„ + Иср, где |
И„зр — информация, |
содержащаяся во |
взрослом организме.
Используя подходы теории информации, исследовате ли подсчитали в битах количество информации, содержа щейся в яйцеклетке и во взрослом орТаиизме.
По Данкову и Кастлеру, количество информации, со держащейся в организме взрослого млекопитающего, Ив:1р = Ю25 битов. Применяя тот же метод расчета, Ра вен получил для зародышевой клетки млекопитающего (И„) величину информации порядка 1015 битов. Таким образом, во взрослом организме содержится информации на 10 порядков больше, чем в исходной яйцеклетке. Со отношение исходной и конечной информации по порядку величин аналогично соотношению одного миллиграмма и десяти тонн!
Так как информация не может возникать из ничего, получается, что организм в процессе индивидуального развития извлекает из внешней среды неизмеримо боль шее количество информации, чем ее содержится в исход ной яйцевой клетке.
Обратимся к фактам из другой области. Из яйца ку рицы в самых различных условиях, если только они не препятствуют развитию, всегда развивается курица и ни когда не развивается утка или грач. Для нормального развития куриного яйца требуется определенная темпера тура, кислород, некоторая влажность — условия, несущие, казалось бы, сравнительно малое количество собственной информации.
Питающиеся животные, вместо того чтобы использо вать информацию, содержащуюся в сложных веществах, составляющих тело пищевых организмов, наоборот, сна чала разлагают их на сравнительно простые соедипеппя — аминокислоты, простые сахара и т. д.,— из которых впо следствии заново строят вещества своего тела. Питание
128
набором аминокислот, простых сахаров п витаминов обе спечивает нормальное развитие.
Принимая во внимание подобные факты н основыва ясь на данных молекулярной биологии, многие исследо ватели приходят к выводу, что все особенности индиви
дуального развития |
строго определяются структурой |
ДНК — единственного |
носителя специфической: информа |
ции. Среда — лишь фон, иа котором разыгрываются слож ные процессы перекодирования в разнообразие индиви дуального развития информации, записанной в ДНК. Практически единственным источником , информации, оп ределяющей весьпроцесс развития в целом, является ДНК хромосом, т. е. гены. Общий поток информации всег да направлен от генов к признакам.
Таким образом, с одной стороны, пз приведенных расчетов количества информации вытекает необходимость признания огромной роли внешней среды как источника информации, с другой — повседневный опыт, подкрепляе мый данными молекулярной биологии, свидетельствует о том, что если факторы среды и несут какую-то инфор мацию, то ее объем исчезающе мал по сравнению с инфор мацией, заключенной в наследуемых структурах организ ма. Перед нами явный парадокс: исходная неоднород ность, а следовательно, и количество информации увели чивается на много порядков за счет поглощения веще ства и энергии, несущих как будто бы относительно не большой запас собственной информации.
Конечно, расчеты Данкова и Кастлера, а затем и Равена, как их оценивает известный английский биолог К. Уоддингтон, «фантастически неточны». Одновременно, однако, он вынужден признать, что «с точки зрения здра вого смысла вполне очевидно, что кролик, бегущий по полю, содержит значительно большее количество разнооб разия, чем только что оплодотворенная кроличья яйце клетка... Мог ли взрослый кролик получить дополнитель ную информацию сверх той, что содержалась в зиготе, через траву, которую он ел? Честно говоря, я ие знаю, как ответить на этот вопрос» 34.
Уоддингтон, отдавая должное теории информации в технике связи, считает ее полезной при анализе передачи13
31 |
К. X. Уоддингтон. На пути |
к теоретической биологии. М., «Мир», 1970, |
|
стр. 16—17. |
|
5 |
М. М. Камшилов |
129 |