Файл: Производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.
Условия адаптации:
а) Физиологические
-Изменение режима дня;
-Необходимость игры;
-Правильная посадка;
-Организация правильного питания;
- Развитие двигательной активности;
б) Психологические:
- психологический климат в семье;
- формирование интереса к школе;
- недопустимость физического воздействия;
- предоставление самостоятельности;
- учёт темперамента ребёнка;
- организация контроля за учёбой;
- поощрение за успехи и достижения;
- моральное стимулирование;
- развитие самоконтроля и объективной самооценки.
На начало учебного года в классе обучаются 10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
До поступления в школу 10 детей воспитывались в детском саду. Но 9 человек посещали «Школу будущего первоклассника». У них разные уровни адаптации.
С высоким уровнем адаптации 2 учащихся. Эти ребята способны работать по аналогии, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить задания самостоятельно, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 3 учащихся. Эти дети понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают. У этих детей наблюдается рассеянность внимания, не умение слушать и слышать учителя и одноклассников.
Низкий уровень адаптации у 4 учащихся первого класса. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность. Цифры и буквы усваивают с трудом. Помощь со стороны родителей невелика.
Двое из этих четырех детей испытывают состояние психологического напряжения и требуют к себе повышенного внимания. У таких детей адаптация находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна.
Очень важно для обучения в период адаптации научить детей организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, цифр, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). 2 детей еще не могут сами приготовиться к урокам и одеться. Но уже родители обратили на это внимание
В 1 классе за истекший период было проведено 2 родительских собрания «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня и его роль в жизни школьника» и 1 конференция для родителей «Стань примером своему ребёнку». Родители получили много важной и полезной информации.
8. Изучение организационно-педагогической деятельности учителя начальных классов до начала учебного года и в первые недели учебного года по созданию предметно-развивающей среды.
Современная школа — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете.
Актуальность: развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Цель: оказать методическую помощь молодому специалисту в создании предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
Задачи:
-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
-обеспечить охрану здоровья детей;
-создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Ожидаемые результаты: создание развивающей среды будет способствовать повышению качества образования и компетенций учеников начальной школы; поможет в решении проблем адаптации; побудит к самообразованию, качественно повысит рост творческих способностей детей.
Принципы создания предметно-развивающей среды
-вариативности
- поли функциональности
- трансформируемой
- педагогическая целесообразность
- положительный педагогический настрой
- доступности
- многофункциональности
Предполагаемые зоны:
Рабочая зона для педагога;
Учебная зона;
Поисково-исследовательская зона;
Информационная зона;
Игровая зона и зона отдыха;
Зелёная зона;
Зона для индивидуальных занятий;
Санитарно-гигиеническая зона.
В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:
- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию;
- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Требования к кабинету начальных классов:
Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:
- освещенность, состояние мебели;
- размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Полы в учебных помещениях и кабинетах, и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.
Этому способствует деление кабинета на зоны:
1)Рабочая зона учителя: помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам:
2)Учебная зона:
Учебная зона предназначена для образовательного процесса.
3)Поисково-исследовательская зона: это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что поисково-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления. Развивается наблюдательность, воображение, фантазию.
4)Информационная зона: располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Развивает наглядно-образное мышление, познавательные процессы эрудицию. Расширяет кругозор.
5)Игровая зона и зона отдыха: расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Организация игровой зоны является необходимыми условиями для сохранения здоровья ребёнка. Создаёт положительный настрой и снимает статическое, психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки.
6)Зелёная зона: многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте. Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
7)Зона для индивидуальных занятий: в этой зоне расположены шкафы с дополнительной литературой, парта. Дети в этой зоне занимаются саморазвитием, прививается интерес к самостоятельной работе, а также проводится рефлексия пройденного материала. При правильной организации данной зоны дети без каких-либо ограничений во времени могут получать дополнительную информацию и делать домашнюю работу. Воспитывает интерес к самостоятельной работе, ответственность.
8)Санитарно-гигиеническая зона: в ней располагается раковина, мыло, бумажные полотенца, мусорное ведро. Воспитывает чистоплотность, опрятность, аккуратность. Способствует развитию самостоятельности.
Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучения.
В классе может быть собрана библиотека детских книги, организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм, трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
9. Разработка проекта сценария праздника 1 сентября в 1 классе на тему «Здравствуй, школа!» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
«Здравствуй, школа!
Цель мероприятия:
Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности
Задачи:
Условия адаптации:
а) Физиологические
-Изменение режима дня;
-Необходимость игры;
-Правильная посадка;
-Организация правильного питания;
- Развитие двигательной активности;
б) Психологические:
- психологический климат в семье;
- формирование интереса к школе;
- недопустимость физического воздействия;
- предоставление самостоятельности;
- учёт темперамента ребёнка;
- организация контроля за учёбой;
- поощрение за успехи и достижения;
- моральное стимулирование;
- развитие самоконтроля и объективной самооценки.
На начало учебного года в классе обучаются 10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
До поступления в школу 10 детей воспитывались в детском саду. Но 9 человек посещали «Школу будущего первоклассника». У них разные уровни адаптации.
С высоким уровнем адаптации 2 учащихся. Эти ребята способны работать по аналогии, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить задания самостоятельно, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.
К среднему уровню я могу отнести 3 учащихся. Эти дети понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают. У этих детей наблюдается рассеянность внимания, не умение слушать и слышать учителя и одноклассников.
Низкий уровень адаптации у 4 учащихся первого класса. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность. Цифры и буквы усваивают с трудом. Помощь со стороны родителей невелика.
Двое из этих четырех детей испытывают состояние психологического напряжения и требуют к себе повышенного внимания. У таких детей адаптация находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна.
Очень важно для обучения в период адаптации научить детей организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, цифр, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). 2 детей еще не могут сами приготовиться к урокам и одеться. Но уже родители обратили на это внимание
В 1 классе за истекший период было проведено 2 родительских собрания «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня и его роль в жизни школьника» и 1 конференция для родителей «Стань примером своему ребёнку». Родители получили много важной и полезной информации.
8. Изучение организационно-педагогической деятельности учителя начальных классов до начала учебного года и в первые недели учебного года по созданию предметно-развивающей среды.
Современная школа — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете.
Актуальность: развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Цель: оказать методическую помощь молодому специалисту в создании предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
Задачи:
-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
-обеспечить охрану здоровья детей;
-создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Ожидаемые результаты: создание развивающей среды будет способствовать повышению качества образования и компетенций учеников начальной школы; поможет в решении проблем адаптации; побудит к самообразованию, качественно повысит рост творческих способностей детей.
Принципы создания предметно-развивающей среды
-вариативности
- поли функциональности
- трансформируемой
- педагогическая целесообразность
- положительный педагогический настрой
- доступности
- многофункциональности
Предполагаемые зоны:
Рабочая зона для педагога;
Учебная зона;
Поисково-исследовательская зона;
Информационная зона;
Игровая зона и зона отдыха;
Зелёная зона;
Зона для индивидуальных занятий;
Санитарно-гигиеническая зона.
В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:
- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию;
- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Требования к кабинету начальных классов:
Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:
- освещенность, состояние мебели;
- размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Полы в учебных помещениях и кабинетах, и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.
Этому способствует деление кабинета на зоны:
1)Рабочая зона учителя: помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам:
-
Мебель для организации рабочего места учителя включает учительский стол и стул; -
Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм. -
Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.
2)Учебная зона:
-
расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; -
стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; -
учебные доски: меловая, интерактивная, -
компьютер, -
шкафы. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии.
Учебная зона предназначена для образовательного процесса.
3)Поисково-исследовательская зона: это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что поисково-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления. Развивается наблюдательность, воображение, фантазию.
4)Информационная зона: располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Развивает наглядно-образное мышление, познавательные процессы эрудицию. Расширяет кругозор.
5)Игровая зона и зона отдыха: расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Организация игровой зоны является необходимыми условиями для сохранения здоровья ребёнка. Создаёт положительный настрой и снимает статическое, психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки.
6)Зелёная зона: многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте. Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
7)Зона для индивидуальных занятий: в этой зоне расположены шкафы с дополнительной литературой, парта. Дети в этой зоне занимаются саморазвитием, прививается интерес к самостоятельной работе, а также проводится рефлексия пройденного материала. При правильной организации данной зоны дети без каких-либо ограничений во времени могут получать дополнительную информацию и делать домашнюю работу. Воспитывает интерес к самостоятельной работе, ответственность.
8)Санитарно-гигиеническая зона: в ней располагается раковина, мыло, бумажные полотенца, мусорное ведро. Воспитывает чистоплотность, опрятность, аккуратность. Способствует развитию самостоятельности.
Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучения.
В классе может быть собрана библиотека детских книги, организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм, трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
9. Разработка проекта сценария праздника 1 сентября в 1 классе на тему «Здравствуй, школа!» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
«Здравствуй, школа!
Цель мероприятия:
Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности
Задачи:
-
создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей друг с другом, учителем, школой; -
способствовать сплоченности ученического коллектива и родителей; -
воспитывать любовь к школе, к школьным традициям; -
развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; -
сформировать положительный настрой на общение; -
воспитывать активность учащихся, интерес к учебным предметам, школе -
совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми обще классным мероприятиям.