Файл: Производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, классный час прошел активно, оживленно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
18. Анализ эффективных методических приемов в обучении первоклассников.
Учитель начальных классов каждые четыре года набирает новых питомцев. И каждый раз приходится придумывать что-то такое, что поможет быстрее организовать малышей на серьёзную работу, включить их с первых уроков в быстротечную школьную жизнь.
На уроках в первом классе учитель чувствует себя в какой-то степени дрессировщицей, которая даёт кусочек сахара своим воспитанникам за хорошее поведение, внимание на уроках, активную работу. У Елены Николаевны кусочками сахара для первоклассников являются наборы призов. Это маленькие картинки, которые она распечатывает из интернета, нарезает на квадратики, размером 3x3 см. Важно, чтобы эти картинки были чёрно-белыми, а не цветными. Я считаю, что эти «призы» убивают сразу двух зайцев. Во-первых, ребёнок старается получить этот кусочек сахара от учителя во время урока. А во-вторых, на перемене, дети закрашивают эти черно-белые картинки теми цветами, которыми они хотят. А значит, перемены будут проходить гораздо тише и спокойнее. Потому, что дети на них заняты любимым делом - раскрашиванием. Для этих призов у ребят специальные конвертики-«кошельки».
Учитель объясняет детям, что эти призы – их зарплата за труд в школе, которую они зарабатывают своим знаниями, своей дисциплинированностью. Этот приём очень хорошо помогает, так как современные дети хорошо понимают, что деньги надо уметь зарабатывать. Плюс ещё момент соревнования. В конце каждой недели подсчитывают призы и выявляем самого «богатого» ученика в классе за неделю. При подведении итогов учитель подчёркивает, что богатство зависит от собственного труда и от вложения личных сил каждого ученика. Этот приём дисциплинирует учащихся, повышает мотивацию к обучению.
Ещё в своей работе по организации первоклассников педагог использует листы достижений учащихся. Это половинка листа, формата А-4, которая лежит у каждого ученика на столе. Детям сначала выдаётся чистый лист бумаги. Потом по ходу работы, они заполняют этот лист. Осенью можно рисовать на нём листочки, яблочки, грибочки. Зимой – снежинки и снеговиков. Весной – солнышко и цветочки. В конце каждого урока, во время рефлексии, а иногда, и по ходу урока, дети заполняют эти листы достижений. Кто на уроке был активен – рисует листочек. Кто очень активен может нарисовать 2 или 3 листочка. Кто не принимал участие в работе – ничего не рисует, а на следующем уроке он постарается включиться в работу и тогда заполнит свой лист достижений новым символом. Можно ввести цветовую гамму. Допустим, кто просто работал на уроке -рисует зелёный листочек, кто очень активно – жёлтый листочек. А самые-самые активные и внимательные рисуют красные листочки. Можно варьировать рисунки по размеру. Большие снежинки рисуют дети, которые очень хорошо отвечали на уроке. Средние -рисуют активные дети, но у которых были замечания по поведению. А маленькие снежинки рисуют дети, которые пытались давать ответ, но ответ был недостаточно полным или не совсем правильным.
В классе Елены Николаевны живёт домовёнок Кузя. Это хранитель классного очага. С первых дней пребывания в школе педагог старается сплотить ребят. Говорит им, что мы теперь с вами одна большая семья, а хранителем нашего очага является Кузька. Он всегда в классе. Наблюдает за нами. Радуется, когда в классе мирно и спокойно, все ребята вежливые и воспитанные. С Кузькой ребята могут поделиться своими секретами, рассказать ему о своих обидах, ссорах, или наоборот о радостных моментах своей жизни в школе и вне школы. Кузька помогает вести уроки, классные часы. Он определяет порядок ответов на уроках. Кто будет первым, кто последним. Следит за самостоятельностью во время выполнения контрольных работ. Во время диалогов говорит только тот ученик, кому в руки учитель даст Кузю. Таким образом, этот герой помогает в классе установить определенные правила поведения для учащихся, которые ребята принимают и выполняют.
Вот такими педагогическими приёмами я узнала и почерпнула у Елены Николаевны. С помощью них ей удаётся управлять большими классами, укрощать энергию, порой неуправляемых девчонок и мальчишек.
Тема 4. Особенности организации и проведения диагностической работы учителя начальных классов в период адаптации первоклассников к школьному обучению
19.Изучение деятельности учителя начальных классов по диагностике и коррекции готовности детей к обучению в школе.
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
-
уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы; -
степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива; -
стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях; -
уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
-
определяются дети, попадающие в группу риска; -
вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики.
Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
-
малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул); -
индивидуальных консультаций; -
родительского собрания.
Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
-
групповые занятия; -
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение; -
индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности.
Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:
-
опрос родителей; -
интервьюирование учителей; -
изучение медицинских карт детей.
Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.
20. Подбор диагностических методик и проведение диагностики.
Обследование готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 2 неделе учебного года. Организацию и проведение диагностики в образовательных учреждениях осуществляет психолог совместно с учителем.
Диагностика готовности первоклассника к обучению в начальной школе включает пять методик:
-
Рисунок человека -
Графический диктант -
Образец и правило -
Первая буква -
Беседа о школе.
Обследование проводится во всех первых классах образовательного учреждения.
Описание процедуры проведения обследования дается в разделе 3.
Работы первоклассников оцениваются психологом школы. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий даются в разделе 4.
При проведении работы в образовательном учреждении необходимо строго соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.
Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом. Надо следить, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу.
Тесты проводятся двумя проверяющими. Желательно, чтобы это были учительница и школьный психолог. Учительница дает инструкции, а психолог ходит по рядам, наблюдает за детьми, подбадривает чересчур робких и т.п.
Проведение тестов занимает два часа внеурочной деятельности: на каждом занятии дается по два теста. Если продолжительность занятия составляет 35 минут, то между двумя тестами делается очень короткий перерыв (на 1-2 минуты).
За исключением тех случаев, когда это специально указано в инструкции к проведению теста, время выполнения жестко не ограничивается. Второй проверяющий (психолог), ходя по классу, следит за тем, кто из детей закончил работу, и предлагает им отложить тестовый лист на край стола (парты). Отстающих ободряют и поторапливают, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огорчения.
Когда все дети или, по крайней мере, подавляющее большинство из них окончили работу, проверяющий говорит: «Все, мы закончили это задание. Переходим к следующему» (или «Идем на перемену»). Иногда один-два ребенка оказываются намного медлительнее, чем остальной класс. Когда все остальные закончили работу, надо объяснить этим детям, что задание не обязательно выполнить до конца. Ничего страшного, если оно окажется немного недоделанным.
На первом «тестовом» уроке проводятся методики «Рисунок человека» и «Графический диктант», на втором – «Внутренняя позиция школьника», «Образец и правило» и «Первая буква».
На рис. 1-2, 4(а, б), 6 и 7 приводятся листы, на которых учащиеся выполняют задания. Каждый лист подписывается, указывается фамилия и имя ученика. На всех листах в левом верхнем углу стоят номера: