Файл: Инженеру об изобретении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

век бурного социального и научно-технического прогрес­

са многие из научных понятий подвергаются критическо­ му пересмотру. Это касается, и понятия изобретения.

Слово изобретение многозначно. Изобретением назы­ вают как процесс создания чего-то нового, ранее неиз­ вестного, так и результат этого процесса. Сам результат

может быть различным по характеру: говорят, например,

об изобретении машин и рифм, технологических приемов

и новых обрядов, шахмат, письменности, азбуки, нумера­ ции, системы, счислений.

В изобретательском праве термин изобретение имеет

строго определенное значение. Конкретнее — в праве речь

идет о юридически значимом, охраноспособном изобрете­

нии. Государство регулирует общественные отношения,

связанные с изобретениями, создание, выявление и прак­

тическое использование новых знаний, которые по своей

природе способны найти применение в общественном про­ изводстве, для ускорения научно-технического прогресса

и, в конечном итоге, построения материально-технической

базы коммунизма. Иначе говоря, речь идет о результатах, которые приносит наука (понимаемая в широком смысле слова как отрасль человеческой деятельности, производя­

щая знания), выступая в качестве непосредственной про­ изводительной силы общества.

В социалистическом обществе потребность в правовой охране применяемых в общественном производстве новых

знаний обусловлена рядом причин. Перечислим лишь

главные. Во-первых, для развития этого вида творческой

деятельности людей необходимо моральное и материаль­ ное стимулирование «производителей знаний» — авторов изобретений (а также открытий). Во-вторых, необходимо

обеспечить государственный отбор именно новых и полез­

ных знаний, их планомерное использование в социалисти­

ческом производстве. В-третьих, поскольку существует

международный обмен такого рода знаниями, нужно за­

щитить интересы нашего государства в его внешне-эконо­

мических связях с другими странами.

Все это предполагает четкое определение объекта, ко­

торый подлежит правовой охране, поскольку «отсутствие

четкого определения может породить неясности, недора­

зумения по поводу точного значения термина и, как след­

ствие, нарушение законности» [24].

В законодательстве юридические понятия выража­

ются различными способами.

9



1. Понятие выражается только термином, который

может и не поясняться, так как либо он достаточно изве­

стен и понятен, либо его содержание должно быть опре­ делено практикой соответствующих органов — судебных,

административных и т. п.

Так, до принятия прежнего Положения об открытиях,

изобретениях и ' рационализаторских предложениях

1959 г. понятие изобретения вообще не определялось [6].

2. В некоторых случаях понятие поясняется характе­ ризующими его признаками. Таково, например, понятие дополнительного изобретения, данное в п. 36 Положения

(см. § 1.3).

3. Введя термин, обозначающий понятие, законодатель поясняет термин перечислением объектов, охватываемых

понятием. Напр-имер, в п. 4 Положения говорится, что ли­

ца, оказавшие автору открытия, изобретателю или раци­

онализатору только техническую помощь, не признаются соавторами, в том же п. 4 поясняется, что именно считает­ ся технической помощью — изготовление чертежей и об­ разцов, выполнение расчетов, оформление документов

ит. п..

4.Может быть дано прямое определение понятия, по­

строенное по правилам логики, т. е. в виде так называе­ мого формально-логического определения. Таким являет­ ся, например, данное в п. 10 Положения определение по­

нятия открытия.

5. Определение понятия может быть дано с использо­

ванием более сложного приема, когда в нормативном ак­ те общее определение дополняется, конкретизируется,

либо указываются исключения из общего определения, причем эти дополнения или исключения могут находиться

в других статьях нормативного акта или даже в других

нормативных актах.

В истории советского изобретательского права харак­

теристика понятия изобретения давалась различными

способами.

Так, в Постановлении ЦИК и CHK СССР «О патентах

на изобретения» от 12 сентября 1924 г. использовался

лишь термин изобретение, хотя некоторые признаки этого

понятия, а также исключения из него указывались в ста­

тьях закона: в ст. 1 говорилось о новизне и промышлен­

ной применимости, а также об объектах, не подлежащих

охране; в ст. 2 раскрывалось содержание признака но­

визны.

10


Известно, что предыдущее Положение об открытиях,

изобретениях ’ и рационализаторских предложениях

1959 г. впервые дало легальное определение понятия

изобретения.

Построенное по правилам формально-логических оп­

ределений,’ оно содержало в качестве родового понятия

решение технической задачи, и в качестве видовых отли­ чий— существенную новизну и положительный эффект.

Указанные критерии, в особенности решение технической

задачи и еще более существенная новизна, подвергались

достаточно аргументированным многочисленным крити­

ческим замечаниям.

Новое Положение об открытиях, изобретениях и ра­

ционализаторских предложениях, утвержденное Поста­

новлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г. № 584, содержит следующее определение понятия-изоб­

ретения: Изобретением признается новое и обладающее

существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-куль­ турного строительства или обороны страны, дающее по­ ложительный эффект (п. 21). .

Как можно отметить, приведенное определение также построено по правилам формальной логики, однако кри­

терии охраноспособного' изобретения изменились. Поми­

мо этого, в отличие от прежнего, действующее Положение

не ограничивается лишь перечислением критериев охра­

носпособности, но и непосредственно раскрывает содер­

жание большинства из них, а также регламентирует крут

объектов охраноспособного изобретения. Содержание критериев охраноспособного изобретения конкретизиру­

ется также в ведомственном нормативном акте — Инст­

рукции по государственной научно-технической экспертизе

изобретений ЭЗ-2—74 (в дальнейшем именуется — Инст­

рукция ЭЗ-2—74), — утвержденном Государственным

комитетом Совета Министров по делам изобретений и от­ крытий (в дальнейшем именуется — Госкомитет).

Итак, для признания предложения изобретением оно

должно обладать определенными признаками или, иными словами, отвечать следующим критериям: являться тех­ ническим решением; это решение должно быть новым; оно должно обладать существенными отличиями в срав­ нении с известными решениями; решение должно обла­ дать положительным эффектом. Эти критерий будут рас­

смотрены в следующем параграфе.

II


§ 1.2. КРИТЕРИИ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Техническое решение. Применительно к родовому при­

знаку понятия изобретения возникает вопрос о его связи

с понятием техники. Техника в специальных работах оп­

ределяется в функциональном плане, т. е. как совокуп­

ность средств труда в системе общественного производ­

ства [29]. Основываясь на этом, многие авторы считали,

что родовой признак понятия изобретения «следует пони­

мать как требование, чтобы изобретение относилось к

области техники» [36, 37]. Между тем область промышлен­

ного производства не является единственным предметом

изобретательской деятельности: изобретательство осуще­ ствляется в сферах народного образования, культуры

и пр. Поэтому не случайно уже Положение 1959 г. не вос­

произвело имевшееся в прежних Положениях указание о

том, что изобретение должно быть осуществимо промыш­ ленным путем, поскольку для квалификации решения в

качестве изобретения принадлежность его имённо к обла­

сти техники не являлась обязательной. Помимо, этого

необходимо отметить, что в новейших философских ра­

ботах появилась тенденция к более широкому пониманию

техники, которая не связывается только с производством,

ахарактеризуется как совокупность предметов, использу­

емых в общественной практике для достижения различ­ ных целей [60, 61, 75].

Отсюда следует, что раскрытие понятия техники для

характеристики решаемой задачи не обеспечивало чет­ кого разделения охраняемых и неохраняемых решений.

Содержащийся в Положении 1959 г. критерий решение технической задачи был неудовлетворительным потому,

что правовое значение имеет именно сущность решения,

ане сущность решаемой задачи. Поэтому новое Положе­ ние устанавливает в качестве родового признака изобре­

тения именно техническое решение, что указывает на

строго определенное содержание решения,

а

именно —

связанное с конструкцией технологией

или

материа­

лом [76].

 

 

В связи с этим важное значение приобретает вопрос об объектах изобретения, ранее регламентировавшийся лишь официальными актами Госкомитета. В отличие от

прежнего Положение 1973 г. содержит исчерпывающий

перечень объектов изобретения: это устройство, способ,

вещество, а также применение известных ранее устройств,

12