Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
изделия, впервые осваиваемые в СССР и предназначен ные к серийному изготовлению. С течением времени по освоении продукции в серийном производстве временные оптовые цены должны быть заменены постоянными.
Сфера применения временных оптовых цен в радио промышленности резко ограничена. Срок действия вре менных цен на изделия радиопромышленности с длитель ностью производственного цикла до 6 месяцев установлен
в 9 месяцев со дня выпуска первой партии (серии) |
про |
|
дукции, а с длительностью свыше 6 месяцев — 15 |
меся |
|
цев со дня выпуска первой партии (серии) |
продукции |
|
и т. д. Начиная с 1967 г., все временные цены |
подлежат |
регистрации в Государственном комитете цен Совета Ми нистров СССР.
О п т о в а я ц е н а п р о м ы ш л е н н о с т и складывает ся (в свою очередь из оптовой цены предприятия, наценки для покрытия расходов сбытовой организации, прибыли этой организации в принятом размере и налога с оборота, устанавливаемого преимущественно на предметы народ ного потребления. По этой цене промышленная продук ция, предназначенная для народного потребления, реали зуется государственным и кооперативным торговым орга низациям.
На предметы народного потребления — бытовые ра диоприборы— прежде устанавливались расчетные опто вые цены промышленности, что вызывало определенные
трудности. В связи с общим |
пересмотром цен |
на про |
дукцию радиопромышленности разработан |
прейску |
|
рант оптовых цех на товары |
народного потребления и, |
таким образом, устранена практика расчетных оптовых цен.
Г о с у д а р с т в е н н а я р о з н и ч н а я ц е н а образу ется путем прибавления к оптовой цене промышленности торговой накидки для покрытия расходов торговой орга низации и обеспечения плановой прибыли, установленной для этой организации.
Розничные цены устанавливаются на предметы народ ного потребеления, выпускаемые радиопромышленностью для.реализации по рыночному фонду или внерыночным потребителям — общественным организациям, ремонтным предприятиям и др. Радиоприемники и телевизоры явля ются средствами, которыми пользуются при массовом вещании. Поэтому для возмещения затрат по массовому вещанию розничные цены на предметы народного потреб
249
ления, исполненные на радиоприемной и телевизионной основе, назначаются с -бюджетной надбавкой в установ ленном размере.
Цены на продукцию, поставляемую в порядке коопе рирования предприятий, подведомственных министерст ву (если на эту продукцию не установлены цены в общем порядке), утверждаются министерством.
Цены на продукцию, изготавливаемую по индиви дуальным заказам, устанавливаются директорами пред приятий по согласованию с заказчиками с таким, однако, расчетом, чтобы они возместили издержки производства и обеспечили получение прибыли в размере, необходи мом при новой системе планирования и экономического стимулирования.
В зависимости от порядка оплаты транспортных расходов по доставке продукции к месту нахождения пот ребителя различают о п т о в ы е це ны ф р а н к о - с т а - н ци я о т п р а в л е н и я и ф р а н к о - с т а н ц и я н а з
н а ч е н и я . В первом случае |
потребитель непосредст |
венно оплачивает фактические |
транспортные расходы. |
Во втором случае транспортные расходы, рассчитанные по действующим тарифам, входят в себестоимость про дукции как внепроизводственный расход, а следователь но, и в первую цену, оплачиваемую покупателем. Цены франко-станция назначения устанавливаются на продук цию, предназначенную для розничной продажи, и преследуют цель стимулирования сокращения расходов сбытовых организаций по реализации и транспортиро ванию продукции.
Наряду с действием общего порядка ценообразования государство в отдельных случаях использует цены в качестве рычага для решения важных задач, как, напри мер, освоения новой техники, экономии остродефицитных материалов и др. В этой связи в отдельных случаях, при установлении цены, предусматривается дифференциро ванный размер прибыли.
Как известно, себестоимость продукции непрерывно из года в год снижается. Цены же пересматриваются периодически через сравнительно длительные промежут ки времени. Стабильность цен является одной из пред посылок улучшения экономического планирования пред приятий, в частности правильного определения динамики выпуска продукции.
250
Общий порядок ценообразования промышленной продукции показан в схеме (рис. 9-2).
Общий уровень оптовых и розничных цен на промыш ленную продукцию устанавливается решениями Совета
Рис. 9-2. Схема ценообразования промышленной продукции
Министров СССР и этим обеспечивается единство эко номической политики Советского государства в области ценообразования.
Совершенствование системы оптовых цен имеет ис ключительно важное значение в новых условиях плани рования и экономического стимулирования, «Цены дол-
251
жыы во все большей степени отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и получение прибы ли каждым нормально работающим предприятием» 5
Иеоооснованные цены вызывают нарушение хозрас чета, задерживают технический прогресс и снижают экономичность производства и эксплуатации выпуска емой продукции.
Цены устанавливаются с таким расчетом, чтобы поощрить выпуск продукции повышенного качества, способствовать устранению дефицитности той или другой продукции. С этой целью цены на изделия дифференци руются в зависимости от их потребительных свойств.
Б Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 4 октября 1665 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышлен ного производства» были даны следующие указания по повышению качества продукции, положенные в основу разработки новых оптовых цен:
а) пересмотреть оптовые цены наряду^с введением новых стандартов и ТУ, предусматривающих рост качества, потребительных стоимостей, а также надеж ности и долговечности. При этом предприятиям-изгото- вителям предоставляется право при индивидуальном производстве продукции, по договоренности с потреби телем, получать с последнего единовременные доплаты за достижение больших, чем это оговорено, потребитель ных свойств изделий;
б) устанавливать оптовые цены на новую продукцию на уровне, который стимулирует повышение качества изделия и обеспечивает хозрасчетные интересы произ водителей и потребителей. Цены на новую продукцию, как правило, должны обеспечивать потребителям повы шенную рентабельность по сравлению с ранее потреб лявшейся или аналогичной продукцией.
Известно, что между ценой и качеством продукции существует определенная зависимость. В части радио аппаратуры и другой продукции, выпускаемой радио промышленностью, основные требования заказчиков (потребителей) сводятся к обеспечению надежности (безотказности) работы в различных заданных эксилуа-1
1 Косыгин А. Н. Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стиму лирования промышленного производства. М., 1965, с. 39,
252
тациоиных условиях, что вызывает дополнительные зат раты производства. В результате произведенных допол нительных затрат повышается экономическая эффектив ность выпущенной радиоаппаратуры в процессе ее эксплуатации. Ута эффективность должна быть рассчи
тана по принятой |
методике (см. гл. 1U) и учтена при |
назначении цены. |
• ■ |
С 1 июля 1УЬ/ г. введены в действие оптовые цены на всю продукцию тяжелой промышленности, машинострое ния и оборонных отраслей производства.
Преимущество введенных оптовых цен состоит в том, что они в большей степени, чем прежние, отражают общественно необходимые затраты труда. Поэтому каж дое нормально работающее предприятие имеет теперь возможность полностью возместить свои издержки про изводства и получить от реализации продукции прибыль, достаточную для того, чтобы, внести плату за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи в бюджет, внести проценты за банковский кредит, а также обеспе чить образование своих поощрительных фондов.
Б результате пересмотра цены в ряде отраслей про мышленности претерпели изменения в сторону увеличе ния, особенно в сырьевых отраслях тяжелой промыш ленности, что должно было отразиться и на уровне цен на продукцию перерабатывающих отраслей.
Повышение цен было продиктовано необходимостью создания нормальных хозрасчетных условий для работы предприятии по новой системе планирования и экономи ческого стимулирования. Прежние оптовые цены не возмещали полностью затраты на производство продук ции, особенно в сырьевых отраслях, которые считались по существу планово-убыточными. Это приводило в ряде случаев к отрыву цен от общественно необходимых затрат труда не только в сырьевых отраслях, но и в последующих перерабатывающих отраслях.
Несмотря на повышение цен на исходные материалы, цены на продукцию радиопромышленности не повы сились.
На XXIV съезде КПСС указывалось на дальнейшее совершенствование оптовых цен на промышленную про дукцию, повышение роли, оптовых цен в стимулировании технического прогресса и в улучшении качества про дукции.
253
Ценообразование промышленной продукции тесным образом связано с прибылью, рентабельностью предпри ятия. Сумма, вырученная от реализации продукции по действующим оптовым ценам, превышает расходы на ее производство и сбыт на величину прибыли, которая определяет рентабельность работы предприятия.
Различают общую сумму балансовой прибыли, по лучаемую в результате всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и рентабельность, измеря емую отношением этой суммы к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Предприятиям и отраслям промышленности утверждается:
а) о б щ а я р е н т а б е л ь н о с т ь — отношение плано вой суммы балансовой прибыли к планируемой среднего довой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах норматива; б) р а с ч е т н а я р е н т а б е л ь н о сть — отношение плановой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных пла тежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит, к планируемой среднегодовой стоимости основ ных производственных фондов и нормируемых оборот
ных средств в пределах норматива.
По уровню расчетной рентабельности ведется в дальнейшем оценка выполнения плана, определяются нормативы отчислений от прибыли в фонды поощрения и образуются эти фонды.
Общая сумма прибыли получается путем сложения прибыли от реализации продукции с результатами ос тальной финансово-хозяйственной деятельности пред приятия, нашедшими отражение на счете прибылей и убытков в балансе предприятия. В ряде случаев убытки от остальной хозяйственной деятельности предприятия значительно снижают рентабельность.
П р и м е р . Сумма, вырученная от реализации продукции по оптовым ценам, за год составляет 63,0 млн. руб. Полная себестои
мость s'jpft продукции составляет 60,0 млн. руб. Следовательно, |
при |
||||
быль от реализации |
составляет разницу: |
63,0 млн. руб. — 60,0 |
млн. |
||
руб.=3,0 млн. руб., |
или по отношению |
к себестоимости |
3,0-100 |
||
|
— = |
||||
|
|
, |
60,0 |
|
|
=5%. Убытки от остальной Хозяйственной деятельности |
за |
год со |
|||
ставляют 1,5 млн. руб. Поэтому прибыль предприятия равна: |
3 |
млн. |
254