Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изделия, впервые осваиваемые в СССР и предназначен­ ные к серийному изготовлению. С течением времени по освоении продукции в серийном производстве временные оптовые цены должны быть заменены постоянными.

Сфера применения временных оптовых цен в радио­ промышленности резко ограничена. Срок действия вре­ менных цен на изделия радиопромышленности с длитель­ ностью производственного цикла до 6 месяцев установлен

в 9 месяцев со дня выпуска первой партии (серии)

про­

дукции, а с длительностью свыше 6 месяцев 15

меся­

цев со дня выпуска первой партии (серии)

продукции

и т. д. Начиная с 1967 г., все временные цены

подлежат

регистрации в Государственном комитете цен Совета Ми­ нистров СССР.

О п т о в а я ц е н а п р о м ы ш л е н н о с т и складывает­ ся (в свою очередь из оптовой цены предприятия, наценки для покрытия расходов сбытовой организации, прибыли этой организации в принятом размере и налога с оборота, устанавливаемого преимущественно на предметы народ­ ного потребления. По этой цене промышленная продук­ ция, предназначенная для народного потребления, реали­ зуется государственным и кооперативным торговым орга­ низациям.

На предметы народного потребления — бытовые ра­ диоприборы— прежде устанавливались расчетные опто­ вые цены промышленности, что вызывало определенные

трудности. В связи с общим

пересмотром цен

на про­

дукцию радиопромышленности разработан

прейску­

рант оптовых цех на товары

народного потребления и,

таким образом, устранена практика расчетных оптовых цен.

Г о с у д а р с т в е н н а я р о з н и ч н а я ц е н а образу­ ется путем прибавления к оптовой цене промышленности торговой накидки для покрытия расходов торговой орга­ низации и обеспечения плановой прибыли, установленной для этой организации.

Розничные цены устанавливаются на предметы народ­ ного потребеления, выпускаемые радиопромышленностью для.реализации по рыночному фонду или внерыночным потребителям — общественным организациям, ремонтным предприятиям и др. Радиоприемники и телевизоры явля­ ются средствами, которыми пользуются при массовом вещании. Поэтому для возмещения затрат по массовому вещанию розничные цены на предметы народного потреб­

249



ления, исполненные на радиоприемной и телевизионной основе, назначаются с -бюджетной надбавкой в установ­ ленном размере.

Цены на продукцию, поставляемую в порядке коопе­ рирования предприятий, подведомственных министерст­ ву (если на эту продукцию не установлены цены в общем порядке), утверждаются министерством.

Цены на продукцию, изготавливаемую по индиви­ дуальным заказам, устанавливаются директорами пред­ приятий по согласованию с заказчиками с таким, однако, расчетом, чтобы они возместили издержки производства и обеспечили получение прибыли в размере, необходи­ мом при новой системе планирования и экономического стимулирования.

В зависимости от порядка оплаты транспортных расходов по доставке продукции к месту нахождения пот­ ребителя различают о п т о в ы е це ны ф р а н к о - с т а - н ци я о т п р а в л е н и я и ф р а н к о - с т а н ц и я н а з ­

н а ч е н и я . В первом случае

потребитель непосредст­

венно оплачивает фактические

транспортные расходы.

Во втором случае транспортные расходы, рассчитанные по действующим тарифам, входят в себестоимость про­ дукции как внепроизводственный расход, а следователь­ но, и в первую цену, оплачиваемую покупателем. Цены франко-станция назначения устанавливаются на продук­ цию, предназначенную для розничной продажи, и преследуют цель стимулирования сокращения расходов сбытовых организаций по реализации и транспортиро­ ванию продукции.

Наряду с действием общего порядка ценообразования государство в отдельных случаях использует цены в качестве рычага для решения важных задач, как, напри­ мер, освоения новой техники, экономии остродефицитных материалов и др. В этой связи в отдельных случаях, при установлении цены, предусматривается дифференциро­ ванный размер прибыли.

Как известно, себестоимость продукции непрерывно из года в год снижается. Цены же пересматриваются периодически через сравнительно длительные промежут­ ки времени. Стабильность цен является одной из пред­ посылок улучшения экономического планирования пред­ приятий, в частности правильного определения динамики выпуска продукции.

250

Общий порядок ценообразования промышленной продукции показан в схеме (рис. 9-2).

Общий уровень оптовых и розничных цен на промыш­ ленную продукцию устанавливается решениями Совета

Рис. 9-2. Схема ценообразования промышленной продукции

Министров СССР и этим обеспечивается единство эко­ номической политики Советского государства в области ценообразования.

Совершенствование системы оптовых цен имеет ис­ ключительно важное значение в новых условиях плани­ рования и экономического стимулирования, «Цены дол-

251


жыы во все большей степени отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и получение прибы­ ли каждым нормально работающим предприятием» 5

Иеоооснованные цены вызывают нарушение хозрас­ чета, задерживают технический прогресс и снижают экономичность производства и эксплуатации выпуска­ емой продукции.

Цены устанавливаются с таким расчетом, чтобы поощрить выпуск продукции повышенного качества, способствовать устранению дефицитности той или другой продукции. С этой целью цены на изделия дифференци­ руются в зависимости от их потребительных свойств.

Б Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 4 октября 1665 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышлен­ ного производства» были даны следующие указания по повышению качества продукции, положенные в основу разработки новых оптовых цен:

а) пересмотреть оптовые цены наряду^с введением новых стандартов и ТУ, предусматривающих рост качества, потребительных стоимостей, а также надеж­ ности и долговечности. При этом предприятиям-изгото- вителям предоставляется право при индивидуальном производстве продукции, по договоренности с потреби­ телем, получать с последнего единовременные доплаты за достижение больших, чем это оговорено, потребитель­ ных свойств изделий;

б) устанавливать оптовые цены на новую продукцию на уровне, который стимулирует повышение качества изделия и обеспечивает хозрасчетные интересы произ­ водителей и потребителей. Цены на новую продукцию, как правило, должны обеспечивать потребителям повы­ шенную рентабельность по сравлению с ранее потреб­ лявшейся или аналогичной продукцией.

Известно, что между ценой и качеством продукции существует определенная зависимость. В части радио­ аппаратуры и другой продукции, выпускаемой радио­ промышленностью, основные требования заказчиков (потребителей) сводятся к обеспечению надежности (безотказности) работы в различных заданных эксилуа-1

1 Косыгин А. Н. Об улучшении управления промышленностью,

совершенствовании планирования и усилении экономического стиму­ лирования промышленного производства. М., 1965, с. 39,

252

тациоиных условиях, что вызывает дополнительные зат­ раты производства. В результате произведенных допол­ нительных затрат повышается экономическая эффектив­ ность выпущенной радиоаппаратуры в процессе ее эксплуатации. Ута эффективность должна быть рассчи­

тана по принятой

методике (см. гл. 1U) и учтена при

назначении цены.

• ■

С 1 июля 1УЬ/ г. введены в действие оптовые цены на всю продукцию тяжелой промышленности, машинострое­ ния и оборонных отраслей производства.

Преимущество введенных оптовых цен состоит в том, что они в большей степени, чем прежние, отражают общественно необходимые затраты труда. Поэтому каж­ дое нормально работающее предприятие имеет теперь возможность полностью возместить свои издержки про­ изводства и получить от реализации продукции прибыль, достаточную для того, чтобы, внести плату за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи в бюджет, внести проценты за банковский кредит, а также обеспе­ чить образование своих поощрительных фондов.

Б результате пересмотра цены в ряде отраслей про­ мышленности претерпели изменения в сторону увеличе­ ния, особенно в сырьевых отраслях тяжелой промыш­ ленности, что должно было отразиться и на уровне цен на продукцию перерабатывающих отраслей.

Повышение цен было продиктовано необходимостью создания нормальных хозрасчетных условий для работы предприятии по новой системе планирования и экономи­ ческого стимулирования. Прежние оптовые цены не возмещали полностью затраты на производство продук­ ции, особенно в сырьевых отраслях, которые считались по существу планово-убыточными. Это приводило в ряде случаев к отрыву цен от общественно необходимых затрат труда не только в сырьевых отраслях, но и в последующих перерабатывающих отраслях.

Несмотря на повышение цен на исходные материалы, цены на продукцию радиопромышленности не повы­ сились.

На XXIV съезде КПСС указывалось на дальнейшее совершенствование оптовых цен на промышленную про­ дукцию, повышение роли, оптовых цен в стимулировании технического прогресса и в улучшении качества про­ дукции.

253


Ценообразование промышленной продукции тесным образом связано с прибылью, рентабельностью предпри­ ятия. Сумма, вырученная от реализации продукции по действующим оптовым ценам, превышает расходы на ее производство и сбыт на величину прибыли, которая определяет рентабельность работы предприятия.

Различают общую сумму балансовой прибыли, по­ лучаемую в результате всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и рентабельность, измеря­ емую отношением этой суммы к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Предприятиям и отраслям промышленности утверждается:

а) о б щ а я р е н т а б е л ь н о с т ь — отношение плано­ вой суммы балансовой прибыли к планируемой среднего­ довой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах норматива; б) р а с ч е т н а я р е н т а б е л ь н о сть — отношение плановой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных пла­ тежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит, к планируемой среднегодовой стоимости основ­ ных производственных фондов и нормируемых оборот­

ных средств в пределах норматива.

По уровню расчетной рентабельности ведется в дальнейшем оценка выполнения плана, определяются нормативы отчислений от прибыли в фонды поощрения и образуются эти фонды.

Общая сумма прибыли получается путем сложения прибыли от реализации продукции с результатами ос­ тальной финансово-хозяйственной деятельности пред­ приятия, нашедшими отражение на счете прибылей и убытков в балансе предприятия. В ряде случаев убытки от остальной хозяйственной деятельности предприятия значительно снижают рентабельность.

П р и м е р . Сумма, вырученная от реализации продукции по оптовым ценам, за год составляет 63,0 млн. руб. Полная себестои­

мость s'jpft продукции составляет 60,0 млн. руб. Следовательно,

при­

быль от реализации

составляет разницу:

63,0 млн. руб. — 60,0

млн.

руб.=3,0 млн. руб.,

или по отношению

к себестоимости

3,0-100

 

— =

 

 

,

60,0

 

=5%. Убытки от остальной Хозяйственной деятельности

за

год со­

ставляют 1,5 млн. руб. Поэтому прибыль предприятия равна:

3

млн.

254