Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

масштаба по науке, технике, строительству, рассчитан­ ных на длительный период выполнения.

При разработке долгосрочной перспективы развития народного хозяйства СССР используются прогнозы научно-технического развития, роста населения, природ­ ных ресурсов и др. Однако научно-технические прогнозы имеют первостепенное значение, обусловленное их ве­ дущей ролью в решении задачи дальнейшего эконо­ мического роста, построения материально-технической базы коммунизма. Из этого следует, что научно-техни­ ческое прогнозирование является составной и в то же время важнейшей частью долгосрочного прогнозирова­ ния всего экономического развития страны.

На основе научно-технических прогнозов по важней­ шим проблемам, а также прогнозов технического и эко­ номического развития отдельных отраслей народного хозяйства разрабатываются проекты технико-эконо­ мических показателей предприятий и производств на длительную перспективу (10—15 лет). Установленные технико-экономические показатели должны быть поло­ жены в основу проектных, исследовательских, конструк­ торских и технологических разработок. В новых разра­ ботках необходимо предусмотреть комплекс мероприя­ тий, обеспечивающих повышение качества продукции и техническое совершенствование процессов производ­ ства.

Так как научно-технические прогнозы должны служить отправной базой для перспективного планирова­ ния — к ним предъявляется в первую очередь требование высокой степени достоверности и надежности предсказа­ ний. С этой точки зрения важное значение приобретает и вся методология научно-технического, прогнозирования.

На основе имеющихся работ по прогнозированию 1 можно прийти к общему выводу о необходимости систем­ ного подхода к научно-техническому прогнозированию. Для этого имеется ряд оснований. Во-первых, взаимо­ связь между научно-техническим прогрессом и разви­ тием народного хозяйства, особенно в части влияния прогресса на показатели экономического развития, но­ сит системный характер. Во-вторых, научно-технический прогресс представляет собой сложную развивающуюся

1 В частности, «Методология прогнозирования экономического развития СССР». М., 1971.

27

систему, состоящую из двух подразделов (подсистем) — научных исследований и технических разработок.

Рассматривая содержание этих двух частей, можно в пределах каждой из них найти подсистемы второго и третьего порядка, имеющие внутренние связи и связи с другими подсистемами.

Научные исследования охватывают совокупность (систему) всех наук с их многочисленными связями, а область каждой науки также является совокупностью (системой), состоящей из отдельных звеньев — научных дисциплин с различными направлениями, например, раз­ делы физики.

В сфере техники существует разнообразное взаимное влияние средств труда, предметов труда и технологии. Технические разработки распространяются на всю сово­ купность (систему) технических средств, имеющих раз­ личное назначение, а каждое звено с определенным об­ щим назначением составляет в свою очередь совокуп­ ность (систему) средств с более узкими назначениями. Например, совокупность средств связи можно расчле­

нить по характеру использования

(для научных иссле­

дований, технических разработок,

материального про­

изводства,

системы обучения,

личного

пользования)

и по видам

(телеграф, телефон,

радио,

телевизионная

связь).

Наряду с материальными средствами, в состав систе­ мы технических разработок входит и совокупность эле­ ментов, образующих технологию, являющуюся активным звеном, через которое передается влияние науки на раз­ витие средств производства.

Учитывая многочисленные внутренние и взаимные связи научных исследований и технических разработок можно заключить, что без раскрытия всех этих связей нельзя установить полных и всесторонне обоснованных прогнозов научно-технического прогресса, отвечающих требованиям экономического планирования. Прогнози­ рование отдельных открытий и технических разработок может служить лишь частичным решением вопроса, зат­ рагивающим отдельные слагаемые научно-технического прогресса.

Применяются различные методы долгосрочного прог­ нозирования научно-технического прогресса и прежде всего экстраполяционный и нормативный.

28


Экстраполяционный метод исходит из существующего уровня возможностей и, прогнозируя их последующее развитие, находит ориентацию на будущее.

Нормативный метод ориентируется на поставленные Цели, на то, что требуется, должно быть достигнуто и опирается при этом не только на существующие возмож­ ности, но и на те, которые откроются в прогнозируемом периоде. В этом случае стремление к поставленной цели известным образом активизирует прогнозирование, кон­ центрирует фронт работы (ресурсы), мобилизует все возможности, расширяет масштабы научных исследо­ ваний, технических разработок на решающих участках и ускоряет реализацию полученных результатов. Активи­ зирующее свойство нормативного прогнозирования, как показывает опыт, служит во многих случаях фактором ускорения, приближающим сроки решения крупных научно-технических задач.

Рассматриваемые методы не носят взаимно исклю­ чающего характера. Обязательным условием использо­ вания и того и другого метода является системный под­ ход, т. е. представление прогнозируемого объекта как многозвеньевой сложной системы, имеющей кроме внут­

ренних связей значительные связи

и с другими

смеж­

ными системами.

 

таким

обра­

Разницу между прогнозами выражают

зом: нормативный прогноз характеризует

потребности,

экстраполяционный — возможности.

Это

подчеркивает

активный характер первого метода и пассивный-—вто­ рого.

В рамках нормативного прогнозирования различают два подхода к определению объектов прогнозирования: в одном случае объектом совершенствования служит ма­ териальный комплекс (в обычном понимании — пред­ мет), в другом — выполняемые функции. Соответственно

первый называют предметным подходом, второй — функ­ циональным.

В первом случае прогнозирование связано сложив­ шимися представлениями и параметрами объекта (ору­ дия или предмета труда) и этим ограничены поиски бу­ дущего его развития. Поэтому нельзя ожидать коренно­ го перелома в новых решениях.

Во втором случае поиски других решений для выпол­ няемых функций позволяют рассмотреть широкий круг возможностей и выбрать из них оптимальный вариант.

29



При этом скорее всего можно ожидать прогнозирования новых способов выполнения функций, совершенно отлич­ ных от ранее существовавших.

Преимущества функционального подхода в прогнози­ ровании подтверждаются целым рядом революционных изменений, в частности в области радиоэлектроники, нап­ ример, использование полупроводниковых приборов вместо электровакуумных (радиоламп); переход от обычных методов объемного монтажа к применению принципиально новых методов печатного монтажа; осво­ ение новых диапазонов радиоволн с помощью лазерной техники; переход от обычных схемных решений к интег­ ральным схемам.

Большое значение имеет вопрос о длительности прог­ нозируемого периода. Период долгосрочного прогнози­ рования в 10—15 лет еще не означает, что за этот срок по всем прогнозируемым проблемам проходят все этапы развития от начала и до конца. Многое зависит от сос­ тояния прогнозируемых научно-технических проблем к началу периода, наличия задела по ним, степени их го­ товности. С этой точки зрения прогнозируемые проблемы (исключая некоторые случаи) можно было бы разделить условно на следующие группы:

научно-технические вопросы, в принципе разрешенные и доведенные к началу прогнозируемого периода до производства. В этом случае прогнозируется только ос­ тавшийся последний этап — освоение новой техники в производстве, внедрение ее в эксплуатацию и получение экономических результатов;

научные вопросы, законченные в своей исследова­ тельской части, ожидающие технической разработки, последующего проектно-конструкторского оформления и освоения в производстве. В этих случаях прогнозируется в первую очередь техническая разработка, а в зависи­ мости от результатов — остальные оставшиеся этапы;

научные вопросы, разрабатываемые, но еще не раз­ решенные, требующие продолжения исследовательских поисков. Первоочередная задача прогнозирования в этих случаях должна состоять в использовании новых резер­ вов, ускорении научных поисков в данной области с рас­ ширением одновременно и фронта этих поисков.

Приведенная условная группировка прогнозируемых научно-технических проблем по степени их готовности говорит о том, что установленный 10—15 - летний пе­

30

риод не может быть предельным для прогноза сложных научно-технических проблем от начала развития и до завершающего конца. Такой срок может быть доста­ точным для полного практического претворения ранее найденных научно-технических решении.

В речи на XV съезде профсоюзов СССР Л. И. Бреж­ нев подчеркнул, что «глубокая перестройка, серьезное совершенствование нашей деятельности в хозяйстве, да и в других областях, которые потребовал XXIV съезд, уже начались... В ближайшее время мы приступаем к раз­ работке долгосрочной перспективы хозяйственного раз­ вития страны, вплоть до 1990 года. А в его основе долж­ ны лежать самые точные, научно обоснованные рас­ четы...» Г

2-3. ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ

Основной формой государственного планирования науки и техники установлен пятилетний план, разра­ батываемый исходя из задач развития экономики стра­ ны и основных направлений развития науки и техники на перспективный период.

Предложения об основных направлениях развития науки и техники, а также перечень основных научнотехнических проблем, подлежащих решению в плани­ руемом периоде, разрабатываются до составления пятилетнего плана Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Ака­ демией наук СССР и с участием министерств и ведомств

СССР, Советов Министров союзных республик и науч­ но-технических обществ и представляются совместно с Госпланом СССР в Совет Министров СССР на рассмот­ рение. В этих предложениях определяются уровень тех­ нического развития отраслей народного хозяйства, ко­ торый намечается достигнуть к концу планируемого пе­ риода, а также' важнейшие научные исследования и технические разработки, необходимые для создания научно-технического задела.

В целях улучшения научного и технического руко­ водства работами по решению основных научно-тех-1

1 Материалы XV съезда профсоюзов СССР. М., 1972, с. 10—11.

31


нических проблем назначаются в случае необходимости головные организации по проблемам, а также научные руководители или главные конструкторы из числа ве­ дущих ученых и специалистов и их заместители из чис­ ла руководителей ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий, ответственных за решение определенной части проблемы.

Установлены следующие формы планов научно-ис­ следовательских работ и использования достижений на­ уки и техники в народном хозяйстве:

1. Государственный пятилетний план научно-иссле­ довательских работ и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве, состоящий из заданий по решению основных научно-технических проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение, за­ даний по производству новых видов промышленной про­ дукции, освоению передовой технологии, механизации и автоматизации производства и созданию автоматизи­ рованных систем управления. Этот план является со­ ставной частью Государственного пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

2. Координационные планы по решению основных научно-технических проблем, включаемых в Государст­ венный пятилетний план научно-исследовательских ра­ бот и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве, предусматривающие выполнение всего комплекса работ, начиная от научных иссле­ дований и кончая использованием результатов их в на­ родном хозяйстве, и увязку этих работ между испол­ нителями.

Координационные планы по решению основных науч­ но-технических проблем разрабатываются министерст­ вами и ведомствами, ответственными за решение соот­ ветствующих проблем, и утверждаются Государствен­ ным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, который затем осуществляет контроль за вы­ полнением этих планов.

Средства на работы по таким комплексным пробле­ мам, как правило, предусматриваются тем министерст­ вам и ведомствам, которые являются ответственными за решение соответствующих проблем в целом. Научно-ис­ следовательские, проектно-конструкторские и техноло­ гические организации и предприятия других минис­ терств и ведомств, а также высшие учебные заведения,

32

участвующие в решении отдельных разделов проблем, привлекаются к решению этих проблем в качестве соисполнителей на договорных началах.

Работы, предусмотренные координационными плана­ ми по решению основных научно-технических проблем, должны быть обеспечены в первоочередном порядке необходимыми денежными и материально-техническими ресурсами в пределах выделенных соответствующим ми­ нистерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик ассигнований, фондов заработной платы и материально-технических фондов.

3. Государственный годовой план использования в на­ родном хозяйстве новых важнейших видов продукции, технологических процессов и автоматизированных сис­

тем управления, имеющих общегосударственное

значе­

ние, финансирования

научно-исследовательских

работ

и подготовки научных

кадров. Этот план является

частью Государственного годового плана развития на­ родного хозяйства СССР.

4. Отраслевые и республиканские пятилетние и годо­ вые планы научно-исследовательских работ и использо­ вания достижений науки и техники в производстве, утверждаемые министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных'республик. В них пре­ дусматриваются задания государственных планов по решению основных научно-технических проблем, разра­ ботке проблем, имеющих отраслевое или республикан­ ское значение, а также задания по освоению в произ­ водстве новых видов продукции и передовой технологии, механизации и автоматизации производства .и созданию автоматических систем управления.

5. Пятилетние и годовые планы научно-исследова­ тельских, проектно-конструкторских, технологических работ и использования достижений ■науки и техники в производстве, утверждаемые министерствами и ве­ домствами СССР и союзных республик, Академией наук

СССР, академиями наук союзных республик и отрасле­ выми академиями по подведомственным организациям и предприятиям. В этих планах предусматриваются за­ дания, вытекающие из народнохозяйственных планов, постановлений правительства, координационных планов по решению основных научно-технических проблем, отраслевых и республиканских планов и др.

2—3629

33