Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
масштаба по науке, технике, строительству, рассчитан ных на длительный период выполнения.
При разработке долгосрочной перспективы развития народного хозяйства СССР используются прогнозы научно-технического развития, роста населения, природ ных ресурсов и др. Однако научно-технические прогнозы имеют первостепенное значение, обусловленное их ве дущей ролью в решении задачи дальнейшего эконо мического роста, построения материально-технической базы коммунизма. Из этого следует, что научно-техни ческое прогнозирование является составной и в то же время важнейшей частью долгосрочного прогнозирова ния всего экономического развития страны.
На основе научно-технических прогнозов по важней шим проблемам, а также прогнозов технического и эко номического развития отдельных отраслей народного хозяйства разрабатываются проекты технико-эконо мических показателей предприятий и производств на длительную перспективу (10—15 лет). Установленные технико-экономические показатели должны быть поло жены в основу проектных, исследовательских, конструк торских и технологических разработок. В новых разра ботках необходимо предусмотреть комплекс мероприя тий, обеспечивающих повышение качества продукции и техническое совершенствование процессов производ ства.
Так как научно-технические прогнозы должны служить отправной базой для перспективного планирова ния — к ним предъявляется в первую очередь требование высокой степени достоверности и надежности предсказа ний. С этой точки зрения важное значение приобретает и вся методология научно-технического, прогнозирования.
На основе имеющихся работ по прогнозированию 1 можно прийти к общему выводу о необходимости систем ного подхода к научно-техническому прогнозированию. Для этого имеется ряд оснований. Во-первых, взаимо связь между научно-техническим прогрессом и разви тием народного хозяйства, особенно в части влияния прогресса на показатели экономического развития, но сит системный характер. Во-вторых, научно-технический прогресс представляет собой сложную развивающуюся
1 В частности, «Методология прогнозирования экономического развития СССР». М., 1971.
27
систему, состоящую из двух подразделов (подсистем) — научных исследований и технических разработок.
Рассматривая содержание этих двух частей, можно в пределах каждой из них найти подсистемы второго и третьего порядка, имеющие внутренние связи и связи с другими подсистемами.
Научные исследования охватывают совокупность (систему) всех наук с их многочисленными связями, а область каждой науки также является совокупностью (системой), состоящей из отдельных звеньев — научных дисциплин с различными направлениями, например, раз делы физики.
В сфере техники существует разнообразное взаимное влияние средств труда, предметов труда и технологии. Технические разработки распространяются на всю сово купность (систему) технических средств, имеющих раз личное назначение, а каждое звено с определенным об щим назначением составляет в свою очередь совокуп ность (систему) средств с более узкими назначениями. Например, совокупность средств связи можно расчле
нить по характеру использования |
(для научных иссле |
|||
дований, технических разработок, |
материального про |
|||
изводства, |
системы обучения, |
личного |
пользования) |
|
и по видам |
(телеграф, телефон, |
радио, |
телевизионная |
связь).
Наряду с материальными средствами, в состав систе мы технических разработок входит и совокупность эле ментов, образующих технологию, являющуюся активным звеном, через которое передается влияние науки на раз витие средств производства.
Учитывая многочисленные внутренние и взаимные связи научных исследований и технических разработок можно заключить, что без раскрытия всех этих связей нельзя установить полных и всесторонне обоснованных прогнозов научно-технического прогресса, отвечающих требованиям экономического планирования. Прогнози рование отдельных открытий и технических разработок может служить лишь частичным решением вопроса, зат рагивающим отдельные слагаемые научно-технического прогресса.
Применяются различные методы долгосрочного прог нозирования научно-технического прогресса и прежде всего экстраполяционный и нормативный.
28
Экстраполяционный метод исходит из существующего уровня возможностей и, прогнозируя их последующее развитие, находит ориентацию на будущее.
Нормативный метод ориентируется на поставленные Цели, на то, что требуется, должно быть достигнуто и опирается при этом не только на существующие возмож ности, но и на те, которые откроются в прогнозируемом периоде. В этом случае стремление к поставленной цели известным образом активизирует прогнозирование, кон центрирует фронт работы (ресурсы), мобилизует все возможности, расширяет масштабы научных исследо ваний, технических разработок на решающих участках и ускоряет реализацию полученных результатов. Активи зирующее свойство нормативного прогнозирования, как показывает опыт, служит во многих случаях фактором ускорения, приближающим сроки решения крупных научно-технических задач.
Рассматриваемые методы не носят взаимно исклю чающего характера. Обязательным условием использо вания и того и другого метода является системный под ход, т. е. представление прогнозируемого объекта как многозвеньевой сложной системы, имеющей кроме внут
ренних связей значительные связи |
и с другими |
смеж |
|
ными системами. |
|
таким |
обра |
Разницу между прогнозами выражают |
|||
зом: нормативный прогноз характеризует |
потребности, |
||
экстраполяционный — возможности. |
Это |
подчеркивает |
активный характер первого метода и пассивный-—вто рого.
В рамках нормативного прогнозирования различают два подхода к определению объектов прогнозирования: в одном случае объектом совершенствования служит ма териальный комплекс (в обычном понимании — пред мет), в другом — выполняемые функции. Соответственно
первый называют предметным подходом, второй — функ циональным.
В первом случае прогнозирование связано сложив шимися представлениями и параметрами объекта (ору дия или предмета труда) и этим ограничены поиски бу дущего его развития. Поэтому нельзя ожидать коренно го перелома в новых решениях.
Во втором случае поиски других решений для выпол няемых функций позволяют рассмотреть широкий круг возможностей и выбрать из них оптимальный вариант.
29
При этом скорее всего можно ожидать прогнозирования новых способов выполнения функций, совершенно отлич ных от ранее существовавших.
Преимущества функционального подхода в прогнози ровании подтверждаются целым рядом революционных изменений, в частности в области радиоэлектроники, нап ример, использование полупроводниковых приборов вместо электровакуумных (радиоламп); переход от обычных методов объемного монтажа к применению принципиально новых методов печатного монтажа; осво ение новых диапазонов радиоволн с помощью лазерной техники; переход от обычных схемных решений к интег ральным схемам.
Большое значение имеет вопрос о длительности прог нозируемого периода. Период долгосрочного прогнози рования в 10—15 лет еще не означает, что за этот срок по всем прогнозируемым проблемам проходят все этапы развития от начала и до конца. Многое зависит от сос тояния прогнозируемых научно-технических проблем к началу периода, наличия задела по ним, степени их го товности. С этой точки зрения прогнозируемые проблемы (исключая некоторые случаи) можно было бы разделить условно на следующие группы:
научно-технические вопросы, в принципе разрешенные и доведенные к началу прогнозируемого периода до производства. В этом случае прогнозируется только ос тавшийся последний этап — освоение новой техники в производстве, внедрение ее в эксплуатацию и получение экономических результатов;
научные вопросы, законченные в своей исследова тельской части, ожидающие технической разработки, последующего проектно-конструкторского оформления и освоения в производстве. В этих случаях прогнозируется в первую очередь техническая разработка, а в зависи мости от результатов — остальные оставшиеся этапы;
научные вопросы, разрабатываемые, но еще не раз решенные, требующие продолжения исследовательских поисков. Первоочередная задача прогнозирования в этих случаях должна состоять в использовании новых резер вов, ускорении научных поисков в данной области с рас ширением одновременно и фронта этих поисков.
Приведенная условная группировка прогнозируемых научно-технических проблем по степени их готовности говорит о том, что установленный 10—15 - летний пе
30
риод не может быть предельным для прогноза сложных научно-технических проблем от начала развития и до завершающего конца. Такой срок может быть доста точным для полного практического претворения ранее найденных научно-технических решении.
В речи на XV съезде профсоюзов СССР Л. И. Бреж нев подчеркнул, что «глубокая перестройка, серьезное совершенствование нашей деятельности в хозяйстве, да и в других областях, которые потребовал XXIV съезд, уже начались... В ближайшее время мы приступаем к раз работке долгосрочной перспективы хозяйственного раз вития страны, вплоть до 1990 года. А в его основе долж ны лежать самые точные, научно обоснованные рас четы...» Г
2-3. ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
Основной формой государственного планирования науки и техники установлен пятилетний план, разра батываемый исходя из задач развития экономики стра ны и основных направлений развития науки и техники на перспективный период.
Предложения об основных направлениях развития науки и техники, а также перечень основных научнотехнических проблем, подлежащих решению в плани руемом периоде, разрабатываются до составления пятилетнего плана Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Ака демией наук СССР и с участием министерств и ведомств
СССР, Советов Министров союзных республик и науч но-технических обществ и представляются совместно с Госпланом СССР в Совет Министров СССР на рассмот рение. В этих предложениях определяются уровень тех нического развития отраслей народного хозяйства, ко торый намечается достигнуть к концу планируемого пе риода, а также' важнейшие научные исследования и технические разработки, необходимые для создания научно-технического задела.
В целях улучшения научного и технического руко водства работами по решению основных научно-тех-1
1 Материалы XV съезда профсоюзов СССР. М., 1972, с. 10—11.
31
нических проблем назначаются в случае необходимости головные организации по проблемам, а также научные руководители или главные конструкторы из числа ве дущих ученых и специалистов и их заместители из чис ла руководителей ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий, ответственных за решение определенной части проблемы.
Установлены следующие формы планов научно-ис следовательских работ и использования достижений на уки и техники в народном хозяйстве:
1. Государственный пятилетний план научно-иссле довательских работ и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве, состоящий из заданий по решению основных научно-технических проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение, за даний по производству новых видов промышленной про дукции, освоению передовой технологии, механизации и автоматизации производства и созданию автоматизи рованных систем управления. Этот план является со ставной частью Государственного пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.
2. Координационные планы по решению основных научно-технических проблем, включаемых в Государст венный пятилетний план научно-исследовательских ра бот и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве, предусматривающие выполнение всего комплекса работ, начиная от научных иссле дований и кончая использованием результатов их в на родном хозяйстве, и увязку этих работ между испол нителями.
Координационные планы по решению основных науч но-технических проблем разрабатываются министерст вами и ведомствами, ответственными за решение соот ветствующих проблем, и утверждаются Государствен ным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, который затем осуществляет контроль за вы полнением этих планов.
Средства на работы по таким комплексным пробле мам, как правило, предусматриваются тем министерст вам и ведомствам, которые являются ответственными за решение соответствующих проблем в целом. Научно-ис следовательские, проектно-конструкторские и техноло гические организации и предприятия других минис терств и ведомств, а также высшие учебные заведения,
32
участвующие в решении отдельных разделов проблем, привлекаются к решению этих проблем в качестве соисполнителей на договорных началах.
Работы, предусмотренные координационными плана ми по решению основных научно-технических проблем, должны быть обеспечены в первоочередном порядке необходимыми денежными и материально-техническими ресурсами в пределах выделенных соответствующим ми нистерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик ассигнований, фондов заработной платы и материально-технических фондов.
3. Государственный годовой план использования в на родном хозяйстве новых важнейших видов продукции, технологических процессов и автоматизированных сис
тем управления, имеющих общегосударственное |
значе |
|
ние, финансирования |
научно-исследовательских |
работ |
и подготовки научных |
кадров. Этот план является |
частью Государственного годового плана развития на родного хозяйства СССР.
4. Отраслевые и республиканские пятилетние и годо вые планы научно-исследовательских работ и использо вания достижений науки и техники в производстве, утверждаемые министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных'республик. В них пре дусматриваются задания государственных планов по решению основных научно-технических проблем, разра ботке проблем, имеющих отраслевое или республикан ское значение, а также задания по освоению в произ водстве новых видов продукции и передовой технологии, механизации и автоматизации производства .и созданию автоматических систем управления.
5. Пятилетние и годовые планы научно-исследова тельских, проектно-конструкторских, технологических работ и использования достижений ■науки и техники в производстве, утверждаемые министерствами и ве домствами СССР и союзных республик, Академией наук
СССР, академиями наук союзных республик и отрасле выми академиями по подведомственным организациям и предприятиям. В этих планах предусматриваются за дания, вытекающие из народнохозяйственных планов, постановлений правительства, координационных планов по решению основных научно-технических проблем, отраслевых и республиканских планов и др.
2—3629 |
33 |