Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.

Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачёва, относится познавательный интерес и любознательность, перерастающие в знания, их практическом применении. [2,278]

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка[25].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается форсированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией.

Опираясь на природную детскую любознательность, самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника[14].


Важную роль в формировании младшего школьника играет развитие устной речи, в том числе и усвоение фонетических норм русского языка.

Повышение качества учёбы школьников – одна из важнейших задач школы, поставленной перед педагогами. Её осуществление должно проходить не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов, отработку содержания обучения. В решении этого вопроса важное значение отводить развитию познавательного интереса у младших школьников к учению, процессу знания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес, и познавательная активность не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе.

Ещё педагоги-классики, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развития трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. [3,412,414]В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательный интерес находится на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у младшего школьника, это и подтверждает актуальность выбора нашей темы исследования.

Таким образом, актуальность нашей работы определяет то, что при обучении детей фонетическим нормам, прежде всего, необходимо переосмыслить стратегию современного обучения русскому языку - его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге и знаниям, на становление у школьников самого главного учебного умения – умения и желания учиться. Произносительные нормы должны усваиваться параллельно с другими (орфографическими, грамматическими нормами) и восприниматься детьми как единственно правильные, образцовые.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов образования при изучение фонетических норм. В школе достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.



Характеризуя степень научной разработанности проблематики. Изучение фонетических норм в школе, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у следующих авторов: А.Н. Гвоздев, М.В. Панов, Д.Э. Розенталь, Л.А. Вербитская, Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и многими другими и в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики.

Таким образом, возникает проблема: приходится констатировать, что, к сожалению, при всех стараниях ученых, методистов, педагогов система обучения орфоэпическим нормам, особенно в начальной школе, не сложилась, и не разработана в полной мере.

Тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость, поэтому нужно совершенствовать произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: "... мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать".[2] Внимание к фонетической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.

Проблема познавательного интереса - сильный мотив учения, который, становится устойчивым образованием самой личности, мощной побудительной силой её деятельности и отдельных действий.


Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нём отчётливо выражена направленность на определённую предметную область, к более глубокому сознанию, которой школьник стремится.

Интерес-форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание цели деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами и более полному и глубокому отражению действительности. ".

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников.

Предмет исследования: орфоэпические упражнения как один из путей формирования познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования: выявить влияние орфоэпических упражнений на формирование познавательного интереса младших школьников.

Гипотеза исследования: орфоэпические упражнения будут способствовать формированию познавательного интереса младших школьников, если:

- систематически проводить занятия с использованием орфоэпических упражнений, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников;

- будут созданы условия, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников.

Задачи исследования:

1. изучить сущность понятия «познавательный интерес»;

2. изучить существующие виды работ и упражнений по орфоэпии;

3. проанализировать использование орфоэпических упражнений, влияющих на формирование познавательного интереса;

4. выявить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников;

5. разработать и апробировать серию упражнений с использованием орфоэпических упражнений, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников;


6. экспериментально проверить эффективность влияния орфоэпических упражнений на процесс формирования познавательного интереса младших школьников.

Методы:

-изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-диагностическое анкетирование учащихся;

-наблюдение за учащимися;

-психолого-педагогический эксперимент;

-математическая обработка данных экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в разработке орфоэпических упражнений, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников, которые могут быть использованы как учителями начальных классов, так и студентами практикантами.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в 1 классе Плавской школы №1 им. Б.Ф. Сафонова в Плавском районе, Тульской области.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в одной из которых раскрывается теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников с помощью орфоэпических упражнений. Во второй главе исследуется влияние орфоэпических упражнений на формирование познавательного интереса младших школьников. Также в состав работы входит заключение, список литературы и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ОРФОЭПИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

§1. Понятие познавательного интереса и его структура.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание, как психологов, так и педагогов, так и учителей – практиков. Понятие “интерес” имеет множество трактовок:

- интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности;

- интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания ( Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин ), его мыслей, помыслов ( С.Л. Рубинштейн);

- интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности ( Е.К. Стронг, С.Л. Рубинштейн );

- интерес – это активное познавательное ( В.Г. Иванов, В.Н. Мясищев), эмоционально-познавательное ( Н.Г. Морозова) отношение человека к миру.[6,87]

Первое серьезное упоминание об интересе содержится в трудах Яна Амоса Коменского. Решение проблемы формирования и развития интереса он связывал с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемирной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей