Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал.


  1. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильности, но и от неправильности произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова. С той целью рекомендуется использование упражнений, показывающих смыслоразличительную функцию русского ударения.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

(Какой?) хло́пок, (какой?) хлопо́к;(сколько?) сто́ит, (как?) стои́т; (какие?) кру́жки, (какие?) кружки́; (где?) пропа́сть, (какая?) про́пасть.

  1. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, которая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

  1. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Цель: правильное произношение слоговых и звуковых рядов, поговорок, скороговорок. С различной интонацией. Например, В.Н. Всеволодский-Гернгросс насчитывает в русской речи 16 интонаций:

  1. Вопросительная;

  2. Восклицательная;

  3. Интонация удивления;

  4. Звательная-произнесения обращения с усиленным ударением;

  5. Утвердительная;

  6. Убедительная(поучительная);

  7. Положительная-восторг восхищение умиление;

  8. Пригласительная;

  9. Увещевательная;

  10. Повелительная;

  11. Сопоставительная;

  12. Интонация перерыва или связи;

  13. Перечислительная;

  14. Повествовательная;

  15. Индифферентная-более строгая интонация;

  16. Просительная;


Серия 1: КГ (чередуя 10 раз) К’ - Г’ (чередуя 10 раз);

Серия 2: КА - КО - КУ - КЭ - КЫ – КИ; ГА - ГО - ГУ - ГЭ - ГЫ – ГИ; ХА - ХО - ХУ - ХЭ - ХЫ – ХИ;

Серия 3: КАГГА - КОГГО - КУГГУ - КЭГГЭ - КЫГГЫ – КИГГИ; ГАККА - ГОККО - ГУККУ - ГЭККЭ - ГЫККЫ – ГИККИ;

Серия 4: КАГА – КАГГА; КОГО – КОГГО; КУГУ- КУГГУ; КЭГЭ – КЭГГЭ; КЫГЫ – КЫГГЫ; КИГИ- КИГГИ; ГАКА – ГАККА; ГОКО- ГОККО; ГУКУ- ГУККУ; ГЭКЭ – ГЭККЭ; ГЫКЫ – ГЫККЫ; ГИКИ – ГИККИ;

Серия 5: ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА – ГЯ; ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО – ГЁ; ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ – ГЮ; ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ – ГЕ; ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ – ГИ;

Серия 6: ХАХ- ХОХ -ХУХ - ХЭХ - ХЫХ – ХИХ; ХАК - ХОК - ХУК - ХЭК - ХЫК – ХИК;

Серия 7: ГА - ГА - ГА - ГА – ГАКК; ГО - ГО - ГО - ГО – ГОКК; ГУ - ГУ - ГУ - ГУ – ГУКК; ГЭ - ГЭ - ГЭ - ГЭ – ГЭКК; ГЫ - ГЫ - ГЫ - ГЫ – ГЫКК; ГИ - ГИ - ГИ - ГИ – ГИКК; ХА - ХА - ХА -ХА – ХАХХ; ХО - ХО - ХО - ХО – ХОХХ; ХУ - ХУ - ХУ - ХУ – ХУХХ; ХЭ - ХЭ - ХЭ - ХЭ – ХЭХХ; ХЫ - ХЫ - ХЫ -ХЫ –ХЫХХ; ХИ- ХИ - ХИ - ХИ – ХИХХ;

Серия 8: КПТА, ГБДА, КПНА, ГБНА, АКХТА - АХКТА, КВАСТ - ГВАСТ - ХВАСТ, КРАКТ;

Серия 9 пословицы:

  1. Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

  2. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

  3. Ни себе не гож, ни людям не пригож.

  4. Не грози на грязи - грози грязь переехавши.

  5. Хиханьки да хаханьки - доходишки махоньки.

  6. Иная хвала хуже поношения.

  7. Хвастать не косить: спина не заболит.

  8. От глупого риска до беды близко.

  9. В храбром уборе ездит, а храбрость его под кустом лежит.

  10. Дело в руках, - и хлеб в устах.

  11. Люди - пахать, а он - руками махать.

Серия 10 скороговорки:

  1. Хвала халве, похвала пахлаве, хвалю халву, похвалю пахлаву.

  2. Вставай, Архип, петух охрип.

  3. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

  4. У ёлки иголки колки.

  5. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

  6. Купи кипу пик, кипу пик купи, купи кипу книг, купи кипу пуха.

  7. К Габсбургам из Страсбурга.

  8. У нас гость унес трость.

  9. Гонец с галер сгорел.

  10. Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.

  11. До города дорога в гору, от города с горы.

  12. Коли Коля около колли, то колли около Коли.

  13. Курьера курьер обгоняет в карьер.

  14. Кутюрьма вокруг Кутюрье.

  15. Птаха хохолок хорохорила да выхорохорила.

  16. Хек не хариус, с хариус не вуалехвост.

  17. Хохотунья выхухоль перехитрила хмурого хвастливого охотника.

  18. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.


  1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.

Цель - совершенствование произносительных навыков школьников.

1.Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости-звонкости:

Серия 1: дуб, мода, гриб, нюня;

Серия 2: жёлудь, подлиза, грипп;

2.Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].

I. Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.

II. Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей, неологизм, пресса, протест, текст.

  1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.

Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.

1. Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

2.Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.

  1. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

Цель – учить школьников различать эмоциональную окраску слов в словосочетаниях и предложениях.

Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.

Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.

В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок можно предложить ряд упражнений аналитического характера:

  1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.

Цель – развитие артикуляционно-произносительных навыков.

Задание:

  1. Произнесите несколько раз подряд сочетания расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо.

  2. Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:


Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.

  1. Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория, параллелограмм (и подобные). Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.

  1. Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.

Цель – научиться на слух определять место ударения в словах.

  • отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов;

  • искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (ко'мната, комна'та, комната'), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным;

  • сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;

  • скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.

А также можно использовать на уроке составление схем стихотворных и не стихотворных текстов посредством обозначения ударных (/) и неударных (и) слогов.

Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?

Цель - научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

2. Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Упражнений позволяет не только закрепить и развить конкретные орфоэпические умения и навыки, но и значительно усовершенствовать языковой слух, выработать у учащихся внимательное и требовательное отношение к звучащей речи, её особенностям. В связи с тем, что обучение орфоэпии – процесс достаточно сложный и продолжительный, необходимо проводить работу в течение всех лет обучения младшего звена, увязав решение орфоэпических задач с изучением основного курса русского языка.

Анализируя разработанную систему орфоэпический упражнений, необходимо отметить, что данная система направлена на не только на развитие правильного произношения, но и на развитие познавательного интереса.