Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал.
-
Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.
Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильности, но и от неправильности произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова. С той целью рекомендуется использование упражнений, показывающих смыслоразличительную функцию русского ударения.
-
Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это окуни!
Я. Козловский
-
К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.
(Какой?) хло́пок, (какой?) хлопо́к;(сколько?) сто́ит, (как?) стои́т; (какие?) кру́жки, (какие?) кружки́; (где?) пропа́сть, (какая?) про́пасть.
-
Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).
Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.
-
Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?
Заказное из Ростова
Для товарища Житкова.
– Заказное для Житкова?
Извините, нет такого.
С. Маршак.
-
Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, которая поможет в этом.
Есть у нас цветная глина.
Привезли из магазина.
Б. Ивлев.
В мастерскую к столярам
Петя ходит по утрам.
Г. Люшин.
-
Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.
Цель: правильное произношение слоговых и звуковых рядов, поговорок, скороговорок. С различной интонацией. Например, В.Н. Всеволодский-Гернгросс насчитывает в русской речи 16 интонаций:
-
Вопросительная; -
Восклицательная; -
Интонация удивления; -
Звательная-произнесения обращения с усиленным ударением; -
Утвердительная; -
Убедительная(поучительная); -
Положительная-восторг восхищение умиление; -
Пригласительная; -
Увещевательная; -
Повелительная; -
Сопоставительная; -
Интонация перерыва или связи; -
Перечислительная; -
Повествовательная; -
Индифферентная-более строгая интонация; -
Просительная;
Серия 1: КГ (чередуя 10 раз) К’ - Г’ (чередуя 10 раз);
Серия 2: КА - КО - КУ - КЭ - КЫ – КИ; ГА - ГО - ГУ - ГЭ - ГЫ – ГИ; ХА - ХО - ХУ - ХЭ - ХЫ – ХИ;
Серия 3: КАГГА - КОГГО - КУГГУ - КЭГГЭ - КЫГГЫ – КИГГИ; ГАККА - ГОККО - ГУККУ - ГЭККЭ - ГЫККЫ – ГИККИ;
Серия 4: КАГА – КАГГА; КОГО – КОГГО; КУГУ- КУГГУ; КЭГЭ – КЭГГЭ; КЫГЫ – КЫГГЫ; КИГИ- КИГГИ; ГАКА – ГАККА; ГОКО- ГОККО; ГУКУ- ГУККУ; ГЭКЭ – ГЭККЭ; ГЫКЫ – ГЫККЫ; ГИКИ – ГИККИ;
Серия 5: ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА - ГЯ - ГА – ГЯ; ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО - ГЁ - ГО – ГЁ; ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ - ГЮ - ГУ – ГЮ; ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ - ГЕ - ГЭ – ГЕ; ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ - ГИ - ГЫ – ГИ;
Серия 6: ХАХ- ХОХ -ХУХ - ХЭХ - ХЫХ – ХИХ; ХАК - ХОК - ХУК - ХЭК - ХЫК – ХИК;
Серия 7: ГА - ГА - ГА - ГА – ГАКК; ГО - ГО - ГО - ГО – ГОКК; ГУ - ГУ - ГУ - ГУ – ГУКК; ГЭ - ГЭ - ГЭ - ГЭ – ГЭКК; ГЫ - ГЫ - ГЫ - ГЫ – ГЫКК; ГИ - ГИ - ГИ - ГИ – ГИКК; ХА - ХА - ХА -ХА – ХАХХ; ХО - ХО - ХО - ХО – ХОХХ; ХУ - ХУ - ХУ - ХУ – ХУХХ; ХЭ - ХЭ - ХЭ - ХЭ – ХЭХХ; ХЫ - ХЫ - ХЫ -ХЫ –ХЫХХ; ХИ- ХИ - ХИ - ХИ – ХИХХ;
Серия 8: КПТА, ГБДА, КПНА, ГБНА, АКХТА - АХКТА, КВАСТ - ГВАСТ - ХВАСТ, КРАКТ;
Серия 9 пословицы:
-
Зимой съел бы грибок, да снег глубок. -
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. -
Ни себе не гож, ни людям не пригож. -
Не грози на грязи - грози грязь переехавши. -
Хиханьки да хаханьки - доходишки махоньки. -
Иная хвала хуже поношения. -
Хвастать не косить: спина не заболит. -
От глупого риска до беды близко. -
В храбром уборе ездит, а храбрость его под кустом лежит. -
Дело в руках, - и хлеб в устах. -
Люди - пахать, а он - руками махать.
Серия 10 скороговорки:
-
Хвала халве, похвала пахлаве, хвалю халву, похвалю пахлаву. -
Вставай, Архип, петух охрип. -
Колпак на колпаке, под колпаком колпак. -
У ёлки иголки колки. -
Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон. -
Купи кипу пик, кипу пик купи, купи кипу книг, купи кипу пуха. -
К Габсбургам из Страсбурга. -
У нас гость унес трость. -
Гонец с галер сгорел. -
Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат. -
До города дорога в гору, от города с горы. -
Коли Коля около колли, то колли около Коли. -
Курьера курьер обгоняет в карьер. -
Кутюрьма вокруг Кутюрье. -
Птаха хохолок хорохорила да выхорохорила. -
Хек не хариус, с хариус не вуалехвост. -
Хохотунья выхухоль перехитрила хмурого хвастливого охотника. -
Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
-
Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.
Цель - совершенствование произносительных навыков школьников.
1.Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости-звонкости:
Серия 1: дуб, мода, гриб, нюня;
Серия 2: жёлудь, подлиза, грипп;
2.Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].
I. Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.
II. Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей, неологизм, пресса, протест, текст.
-
Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.
Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.
1. Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.
Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.
2.Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.
Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.
-
Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.
Цель – учить школьников различать эмоциональную окраску слов в словосочетаниях и предложениях.
Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.
Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.
В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок можно предложить ряд упражнений аналитического характера:
-
Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.
Цель – развитие артикуляционно-произносительных навыков.
Задание:
-
Произнесите несколько раз подряд сочетания расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо. -
Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)
Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.
-
Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория, параллелограмм (и подобные). Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.
-
Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.
Цель – научиться на слух определять место ударения в словах.
-
отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов; -
искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (ко'мната, комна'та, комната'), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным; -
сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть; -
скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.
А также можно использовать на уроке составление схем стихотворных и не стихотворных текстов посредством обозначения ударных (/) и неударных (и) слогов.
Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?
Цель - научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.
1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
2. Я – сборник карт;
От ударения зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Упражнений позволяет не только закрепить и развить конкретные орфоэпические умения и навыки, но и значительно усовершенствовать языковой слух, выработать у учащихся внимательное и требовательное отношение к звучащей речи, её особенностям. В связи с тем, что обучение орфоэпии – процесс достаточно сложный и продолжительный, необходимо проводить работу в течение всех лет обучения младшего звена, увязав решение орфоэпических задач с изучением основного курса русского языка.
Анализируя разработанную систему орфоэпический упражнений, необходимо отметить, что данная система направлена на не только на развитие правильного произношения, но и на развитие познавательного интереса.