Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§3. Анализ результатов исследования уровня познавательного интереса младших школьников на контрольном этапе
Цель контрольного этапа эксперимента – определение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников после использования орфоэпических упражнений, направленных на формирование правильного произношения.
На контрольном этапе эксперимента учащимся была предложена таже анкета, которая была дана на констатирующем этапе. Вопросы позволили узнать уровень сформированности познавательного интереса после проведения системы упражнений на формирующем этапе. Уровень сформированности оценивался по показателям, разработанным на констатирующем этапе эксперимента.
Уровни сформированности познавательного интереса:
Содержание анкеты.
1.С каким настроением ты посещаешь уроки русского языка?
2 - с радостью
1 - моё настроение не зависит от урока
0 - с неохотой и раздражением
2.Всегда ли ты готов к русскому языку?
2 - всегда
1 - иногда бываю не готов
0 - часто не готов
3.Тебе важны отметки по русскому?
2 - да
1 - лишь бы не «2»
0 - лучше бы их не было
4.Ради чего ты стремишься получить высокую отметку?
2 - приятно самому
1 - порадовать родителей
0 - чтобы не портить успеваемость
5.Хотел бы ты заниматься на кружке по русскому?
2 - да
1 - не знаю
0 - нет
6.Как родители относятся к твоим успехам по русскому языку?
2 - интересуются, помогают
1 - хвалят за хорошие отметки, ругают - за плохие
0 - им всё равно
7.В чём для тебя польза уроков русского языка?
2 - дают знания, которые пригодятся в жизни
1 – быть более развитым
0 - нет никакой пользы
Оценивание происходило по следующим критериям:
За ответ на первый вариант ответа присуждается -2балла, максимальное количества баллов, учащиеся могут набрать -14 баллов;
За второй вариант ответа -1баллов, максимальное количество -7 баллов;
А за третий вариант ответа учащиеся и там и там набирают -0баллов.
Для определения уровня сформированности познавательного интереса, после использования системы упражнений, направленной на формирование познавательного интереса отражены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели развития орфоэпических особенностей учащихся на этапе контрольного эксперимента
На контрольном эксперименте в ходе проведенной диагностики было выявлено, что из 20 учащихся показали:
Низкий уровень – 0 человек, что составляет 0%
Средний уровень – 8человек, что составляет 40%
Повышенный уровень – 12человека, что составляет 60%
Результаты экспериментального изучения уровня сформированности познавательного интереса в процессе организации и осуществлении сотрудничества на начальном этапе представлены в таблице 2.
Таким образом, на контрольном этапе мы получили следующие результаты по развитию познавательного результата:
12 (60%) повысили свой интерес к предмету, это на 6 человек, соответственно на 25% больше, чем на констатирующем этапе.
8(40%) повысили свой интерес к предмету, те кто находились на низком уровне познавательного интереса.
На констатирующем этапе познавательный интерес составляет 40,60 %. Это хороший показатель развития познавательного интереса . Повышение уровня интереса можно объяснить тем, что дети, стремятся получить высокую оценку взрослого, его расположение и одобрение.
На основе этих результатов смотреть (рис.2)
Рис.2. Уровни сформированности познавательного интереса
Из приведенных в таблице данных следует, что учащихся изучают 60% русский язык в силу повышенного интереса к предмету. Это высокий процент, который стал результатом после проведения формирующего эксперимента. 40% учащихся, проявляют избирательное отношение к предмету русский язык. И даже тем детям, которые на констатирующем этапе не интересовались предметом русский язык стали заинтересованы. Значит, интерес к предмету - повысился и стал самый сильный стимулом к учению. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Ведь заинтересованный ребёнок хочет узнавать намного больше.
Сопоставив результаты исследования констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что на констатирующем этапе было 20% учеников с низким уровнем, а на контрольном 0% учеников с низким уровнем. Средний уровень изменился в начале было 45% учащихся, а сейчас их 40%. Высокий уровень повысился на 25%.(рис.3)
Рис.3. Сравнительная диаграмма сформированности познавательного интереса на констатирующем и контрольном этапе
По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что количество школьников с высоким уровнем познавательного интереса увеличилось на 25% со средним – уменьшилось на 5%, с низким уровнем познавательного интереса к урокам русского языка нет.
Наблюдая за учащимися, было замечено, что орфоэпические упражнения положительно воздействуют на каждого ученика, активизируют его мыслительную деятельность и развивают устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Полученные данные позволяют с уверенностью сказать, что познавательный интерес учащихся, как и в целом интерес к учению, повысился с помощью орфоэпических упражнений, что было подтверждено в ходе анкетирования и наблюдения, проводимого в ходе выполнения дипломной работы. Следовательно, наша гипотеза о том, что орфоэпические упражнения положительно влияют на развитие познавательно интереса к учению, подтвердилась.
Таким образом, использование орфоэпических упражнений, направленного на формирование познавательного интереса младших школьников, дало положительные результаты. Это подтверждает диаграмма3.
Заключение
В данной работе я попыталась определить степень влияния орфоэпических упражнений на развитие познавательного интереса в педагогическом процессе младших школьников.
Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.
Цель контрольного этапа эксперимента – определение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников после использования орфоэпических упражнений, направленных на формирование правильного произношения.
На контрольном этапе эксперимента учащимся была предложена таже анкета, которая была дана на констатирующем этапе. Вопросы позволили узнать уровень сформированности познавательного интереса после проведения системы упражнений на формирующем этапе. Уровень сформированности оценивался по показателям, разработанным на констатирующем этапе эксперимента.
Уровни сформированности познавательного интереса:
-
11-14 баллов - повышенный интерес к предмету «русский язык» - ученики имеют нацеленность познавательных интересов на определенный учебный предмет; начитанны, стремятся расширить свой кругозор; используют своё свободное время для занятий в интересующей их области, создают что - то своё, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое; -
7-10 баллов - средний (неустойчивый интерес) - младшие школьники проявляют избирательное отношение к определенному предмету; имеет место деятельность по расширению своего кругозора, но не как система, а эпизодически. Свой досуг редко посвящают интересующей их области, но нерегулярно; -
6 и ниже баллов - низкий (проявляет равнодушии к русскому языку, не желает работать на уроке) - интерес учеников не осознан; к учебным предметам интерес то появляется, то затухает в полной зависимости от ситуации. Свободное время заполняется случайными занятиями; круг чтения невелик; выбор книг случаен.
Содержание анкеты.
1.С каким настроением ты посещаешь уроки русского языка?
2 - с радостью
1 - моё настроение не зависит от урока
0 - с неохотой и раздражением
2.Всегда ли ты готов к русскому языку?
2 - всегда
1 - иногда бываю не готов
0 - часто не готов
3.Тебе важны отметки по русскому?
2 - да
1 - лишь бы не «2»
0 - лучше бы их не было
4.Ради чего ты стремишься получить высокую отметку?
2 - приятно самому
1 - порадовать родителей
0 - чтобы не портить успеваемость
5.Хотел бы ты заниматься на кружке по русскому?
2 - да
1 - не знаю
0 - нет
6.Как родители относятся к твоим успехам по русскому языку?
2 - интересуются, помогают
1 - хвалят за хорошие отметки, ругают - за плохие
0 - им всё равно
7.В чём для тебя польза уроков русского языка?
2 - дают знания, которые пригодятся в жизни
1 – быть более развитым
0 - нет никакой пользы
Оценивание происходило по следующим критериям:
За ответ на первый вариант ответа присуждается -2балла, максимальное количества баллов, учащиеся могут набрать -14 баллов;
За второй вариант ответа -1баллов, максимальное количество -7 баллов;
А за третий вариант ответа учащиеся и там и там набирают -0баллов.
Для определения уровня сформированности познавательного интереса, после использования системы упражнений, направленной на формирование познавательного интереса отражены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели развития орфоэпических особенностей учащихся на этапе контрольного эксперимента
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общий балл | Уровни интереса |
1 | Елизавета А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 | Повышенный |
2 | Даша Б. | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 10 | Средний |
3 | Виктория Б. | 2 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 | Средний |
4 | Максим Г. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 | Повышенный |
5 | Артём Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 | Повышенный |
6 | Никита Е. | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 9 | Средний |
7 | Ярослав И. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 | Повышенный |
8 | Валерия К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 11 | Повышенный |
9 | Илья К. | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 8 | Средний |
10 | София К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 12 | Повышенный |
11 | Алина М. | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | Средний |
12 | Ярослав М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Повышенный |
13 | Максим М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 8 | Средний |
14 | Дарья П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Повышенный |
15 | Светлана П. | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 10 | Средний |
16 | Кирилл Р. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 | Средний |
17 | Мария С. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 12 | Повышенный |
18 | Саид Ф. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 | Повышенный |
19 | Тимофей Х. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 | Повышенный |
20 | Евгения Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 214 | Повышенный |
На контрольном эксперименте в ходе проведенной диагностики было выявлено, что из 20 учащихся показали:
Низкий уровень – 0 человек, что составляет 0%
Средний уровень – 8человек, что составляет 40%
Повышенный уровень – 12человека, что составляет 60%
Результаты экспериментального изучения уровня сформированности познавательного интереса в процессе организации и осуществлении сотрудничества на начальном этапе представлены в таблице 2.
Таким образом, на контрольном этапе мы получили следующие результаты по развитию познавательного результата:
12 (60%) повысили свой интерес к предмету, это на 6 человек, соответственно на 25% больше, чем на констатирующем этапе.
8(40%) повысили свой интерес к предмету, те кто находились на низком уровне познавательного интереса.
На констатирующем этапе познавательный интерес составляет 40,60 %. Это хороший показатель развития познавательного интереса . Повышение уровня интереса можно объяснить тем, что дети, стремятся получить высокую оценку взрослого, его расположение и одобрение.
На основе этих результатов смотреть (рис.2)
Рис.2. Уровни сформированности познавательного интереса
Из приведенных в таблице данных следует, что учащихся изучают 60% русский язык в силу повышенного интереса к предмету. Это высокий процент, который стал результатом после проведения формирующего эксперимента. 40% учащихся, проявляют избирательное отношение к предмету русский язык. И даже тем детям, которые на констатирующем этапе не интересовались предметом русский язык стали заинтересованы. Значит, интерес к предмету - повысился и стал самый сильный стимулом к учению. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Ведь заинтересованный ребёнок хочет узнавать намного больше.
Сопоставив результаты исследования констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что на констатирующем этапе было 20% учеников с низким уровнем, а на контрольном 0% учеников с низким уровнем. Средний уровень изменился в начале было 45% учащихся, а сейчас их 40%. Высокий уровень повысился на 25%.(рис.3)
Рис.3. Сравнительная диаграмма сформированности познавательного интереса на констатирующем и контрольном этапе
По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что количество школьников с высоким уровнем познавательного интереса увеличилось на 25% со средним – уменьшилось на 5%, с низким уровнем познавательного интереса к урокам русского языка нет.
Наблюдая за учащимися, было замечено, что орфоэпические упражнения положительно воздействуют на каждого ученика, активизируют его мыслительную деятельность и развивают устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Полученные данные позволяют с уверенностью сказать, что познавательный интерес учащихся, как и в целом интерес к учению, повысился с помощью орфоэпических упражнений, что было подтверждено в ходе анкетирования и наблюдения, проводимого в ходе выполнения дипломной работы. Следовательно, наша гипотеза о том, что орфоэпические упражнения положительно влияют на развитие познавательно интереса к учению, подтвердилась.
Таким образом, использование орфоэпических упражнений, направленного на формирование познавательного интереса младших школьников, дало положительные результаты. Это подтверждает диаграмма3.
Заключение
В данной работе я попыталась определить степень влияния орфоэпических упражнений на развитие познавательного интереса в педагогическом процессе младших школьников.
Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.