Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

Я использовала два метода исследования познавательного интереса:

  1. Анкетирование;

  2. Наблюдение;

Анкетирование- позволило мне получить «массовый» материал, на основе которого были установлены различные связи между познавательными интересами школьников и их отношением к учению. Вопросы требовали точного, осознанного ответа учащихся. Анкеты проводила с одними, и теми же учениками в разные сроки. Она позволила выявить интересы учащихся: по содержанию, глубине, по устойчивости, осознанности и т.д. Но недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафиксировать процесса формирования интересов, оно лишь зафиксировало факт наличия или отсутствия этих интересов.

Наблюдение- дало возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и развития интересов у отдельных учащихся и в классе, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников с моей стороны. В таблице приведены показатели, по которым обнаруживался познавательный интерес у учащихся.

Проявления, характеризующие познавательную активность учащихся

Эмоциональные проявления

Показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса

  • Вопросы, с которыми учащиеся обращались к учителю, взрослым;

  • Стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований, принять участие в рассмотрение и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;

  • Сосредоточенность произвольного внимания как свидетельство сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

  • Характер процесса деятельности:

  1. Как принимается задание-с готовностью к действию или безразличием;

  2. Как выполняется познавательная задача- самостоятельно или по образцу;

  3. Внимателен ученик или рассеян;

  4. Каково отношение ученика к процессу своей деятельности- увлечён или равнодушен;

  5. Каков результат выполнения познавательной задачи(глубина, основательность

оригинальность или узкость и примитивность в подходе).

  • в речевых реакциях – в восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом;

  • в особом эмоциональном последствии, в наступившей тишине, свидетельствующем о взволнованности, поглощенности только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся;

  • в адекватности реакций, учащихся в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).

  • избирательная направленность круга чтения учащихся;

  • выполнение индивидуальных заданий;

  • характер использования свободного времени.



Наблюдение как метод педагогического исследования познавательных интересов сопутствовал всему процессу их изучения.

Подводя итоги анкетирования и наблюдения, пришли к выводу, что есть необходимость работать над познавательным интересом младших школьников. Поэтому дальнейшей задачей стало повышения уровня познавательного интереса учащихся с помощью орфоэпических упражнений, направленных на формирование правильного произношения слов.


§2. Реализация орфоэпических упражнений, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников

Вторым этапом моей работы является формирующий эксперимент:

Цель формирующего эксперимента – повышение уровня познавательного интереса младших школьников с помощью орфоэпических упражнений.

Практическая направленность преподавания орфоэпии в школе предполагает выработку у обучающихся навыков произношения. Кроме того, учитель должен формировать у школьников навыки речевого самоконтроля, воспитывать неравнодушное отношение к небрежному, ненормированному произношению в своей и чужой речи, а также следить за соблюдением единого орфоэпического режима в школе. К сожалению, приходится признать, что правильно говорить мы учим гораздо меньше, чем правильно писать.

Безусловно, современное состояние русского литературного произношения требует более пристального внимания к нему со стороны учебной программы. На основе анализа произносительных ошибок целесообразно использовать в учебном процессе специально построенную систему работы, которая обеспечивает поэтапное формирование орфоэпического навыка и одновременное развитие речевого слуха. Какие умения необходимо формировать и развивать, чтобы совершенствовать речевой слух, научить слышать звучащее слово, анализировать его фонетические особенности?

Следует отметить основные:

- производить орфоэпический разбор слова;

- анализировать свою речь с позиций правильности / неправильности;

- давать аргументированную оценку речи других носителей языка;

- подражать звучащему образцу, читая или проговаривая текст;

- читать написанное с предварительной орфоэпической подготовкой и без неё;

- правильно и рационально пользоваться орфоэпическим словарём.

Результативность в обучении орфоэпии во многом определяется следующими факторами:

1) Какие упражнения, насколько регулярно и в какой последовательности они выполняются;

2) Качеством дидактического материала;


3) Последовательностью введения теоретического и практического материала по орфоэпии в рамках конкретного урока;

4) Экспериментальной работой учителя, направленной на выявление уровня орфоэпической культуры обучающихся.

Орфоэпические упражнения неодинаковы по своей целенаправленности: одни предназначены для знакомства с основными правилами русского литературного произношения, другие - для закрепления полученных сведений и формирования необходимых умений. Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка. Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы, например, однократное или многократное чтение вслух слов (предложений, текстов) с предшествующей орфоэпической подготовкой или без таковой (но и письменные упражнения не должны игнорироваться). Упражнения включают в себя либо отдельные слова, либо сочетания, либо предложения, либо связанные тексты. Предлагать задания можно 1-2 раза в неделю и отводить на их выполнение от 5 до 15 минут. Естественно, что по мере совершенствования умений время на выполнение упражнений будет сокращаться до 3-10 минут.

На уроках русского языка можно использовать разные упражнения, цель которых состоит в развитии умения воспринимать фонетические особенности звучащего слова, постоянно обращать внимание на произношение и ударение.

Для повышения уровня познавательного интереса на формирующем этапе на уроках русского языка были проведены орфоэпические минутки.

На этапе формирующего эксперимента нами были разработаны и апробированы следующие орфоэпические упражнения;

  1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение)

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  1. Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ. какую работу при этом совершают органы речи?

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

  1. Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.

  2. Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.


Чай, часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо, чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак, чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить, чисто, чиркнуть, чибис, число.

  1. Подумайте, где можно сделать ошибку в произношении этих слов. Произнесите правильно

Цель: правильное произношение слов оканчивающиеся буквой «Г».

Творог, рог, пирог, сапог, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог, бег, берег, друг, вдруг.

  1. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках. Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила произношения.

Рисунки: ( см.приложение)

Серия 1: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, стог;

Серия 2: ирис, замок, замок, стрелки;

Серия 3: капюшон, калачи, щавель, торты.

  1. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки, возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао, радио, паук, патриот, фараон.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение. Прочитайте вслух.