Файл: Краснодарский университет мвд россии северокавказский институт повышения квалификации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с законом предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т.п.
В законе не оговаривается форма предупреждения о применении огнестрельного оружия (словесная, выстрел в воздух), а указывается только на его необходимость.
Значение предупреждения заключается в том, что, во-первых, сотрудник полиции ориентируется на принятие всех других мер для отражения нападения или осуществления задержания; во-вторых, предупреждение нападающего либо задерживаемого голосом или выстрелом дает возможность сотруднику полиции еще раз убедиться в серьезности его намерений и необходимости применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; в-третьих, готовит сам себя к производству выстрела, как правило, повторный выстрел произвести несколько легче; в-четвертых, указание на случаи, когда применение оружия допускается без предупреждения, дает возможность сотруднику полиции эффективно выполнять свои служебные обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
Причинение телесных повреждений, а тем более смерти ни в коей мере не является целью применения силы и оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к физической силе, специальным средствам или огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда.
Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, по возможности он должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам). В рапорте ни в коем случае нельзя указывать, что прицельная стрельба велась по голове или суставам, т.к. в данном случае сложно будет вести речь о стремлении к минимизации ущерба.
В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции», допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, вплоть до лишения жизни. Неслучайно в законе идет речь о жесткой обязанности сотрудников полиции «стремиться к минимизации любого ущерба». Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной, стрессовой обстановке, которая возникает в случае необходимости его применения. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований закона, не несет за это никакой юридической ответственности.
Часть 4 ст. 19 Федерального закона «О полиции» прямо возлагает на сотрудников полиции обязанность оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения силы и оружия - и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись. Неоказание помощи сотрудником полиции таким лицам влечет дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия органы полиции в возможно короткий срок (но не более 24 часов) уведомляют близких родственников или близких лиц гражданина. Обращаем внимание, что выполнить данное требование могут любые должностные лица полиции, а не только сам сотрудник, который причинил ранение. Сообщение может передать оперативный дежурный, непосредственный начальник и т.д. Закон говорит о близких родственниках или близких лиц граждан, в последнюю категорию входят любые лица, которым пожелает передать сообщение раненый гражданин.
О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. Это обусловлено тем, что представитель прокуратуры может определять подследственность дела, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности. Кроме того, прокурор оценивает законность применения оружия и впоследствии может признать постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным. Выполнение данной обязанности позволяет обеспечить эффективность осмотра места происшествия, способствует объективному разбирательству как по факту противоправных действий лица, которые пресекал сотрудник полиции, так и по вопросу о правомерности причинения сотрудником полиции смерти либо вреда здоровью. Уведомление прокурора должно осуществляться, как правило, оперативным дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения оружия.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона «О полиции» превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.
При этом следует подчеркнуть, что специальной статьи об ответственности за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в УК РФ нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) интересов государственной службы либо превышение пределов необходимой обороны.
В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О полиции», применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
В соответствии с ч. 8 ст. 19 Федерального закона «О полиции» о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
Подводя итоги, отметим что под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - это предусмотренная законом процедура, которой должен следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.
Понятие и основания применения физической силы и специальных средств сотрудниками органов внутренних дел
В настоящее время законодатель не дает определения физической силы, разве что в качестве ее разновидности он упоминает о «боевых приемах борьбы», попытаемся классифицировать все проявления физической силы.
-
По объекту воздействия физическая сила может быть применена в отношении:
-
людей; -
животных; -
предметов, веществ, механизмов.
-
По способу применения физическая сила может быть осуществлена:
-
квалифицированно, т.е. с использованием боевых приемов борьбы (боевых приемов рукопашного боя), выполненных технически верно; -
неквалифицированно, т.е. с использованием боевых приемов борьбы (боевых приемов рукопашного боя), выполненных технически неверно либо с использованием способов, приемов, не входящих ни в один из видов боевых искусств.
-
По способу воздействия физическая сила может быть осуществлена:
-
непосредственно, т.е. без применения механизмов, предметов, устройств; -
опосредованно, т.е. с применением разнообразных механизмов, предметов, устройств (например, при взломе замка входной двери может быть использован ломик, металлический прут, труба, молоток; при отражении нападения - подручные средства и т.д.).
-
По характеру воздействия применение физической силы может носить:
-
оборонительный характер; -
инициативный (наступательный) характер.
-
По наступившим последствиям. При применении физической силы:
-
причиняется боль или вред здоровью, наступает смерть людей, животных, разрушаются, повреждаются предметы, вещества, механизмы; -
не наступает указанных последствий, но ограничивается телесная неприкосновенность людей, животных, свобода их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, веществами, механизмами, происходит временное изъятие принадлежащих кому-либо предметов, веществ, механизмов.
Таким образом, под физической силой понимается основанное на законодательстве Российской Федерации, не сопровождающееся применением специальных средств, оружия, боевой и специальной (полицейской) техники прямое физическое воздействие должностных лиц правоохранительных органов Российской Федерации на людей, животных или предметы при помощи мускульной силы, состоящее в причинении боли, вреда здоровью либо смерти людям и животным, разрушении, повреждении предметов, веществ, механизмов или временном их изъятии, в ограничении телесной неприкосновенности людей, животных, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, веществами, механизмами.
Статья 20 Федерального закона «О полиции» разрешает сотрудникам полиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
-
для пресечения преступлений и административных правонарушений; -
доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; -
преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Особо указывается, что сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Первое основание применения физической силы - пресечение преступлений и административных правонарушений - не следует трактовать буквально. Очевидно, что закон имеет в виду не все преступления и административные правонарушения, а только те, которые совершаются путем действия в отличие от бездействия. Применение физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений, которые совершаются путем невыполнения юридически обязательных для данных субъектов действий (например, уклонение от уплаты налогов; проживание без паспорта; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения; выгул собаки без поводка в общественном месте и т.п.), если и может мыслиться, то лишь в виде телесного наказания. Понятно, что такой подход является антиправовым, противоречащим принципам уважения прав и свобод человека и гражданина, которыми, как устанавливает ст. 5 Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции должны руководствоваться во всей своей деятельности. Применение физической силы возможно только для задержания лиц, совершающих правонарушения путем бездействия.
Второе основание применения физической силы - для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц.