Файл: Краснодарский университет мвд россии северокавказский институт повышения квалификации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом случае речь идет о доставлении весьма широкого круга лиц:
-
лиц, совершивших административное правонарушение, в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ); -
доставляемых по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы, в т.ч. и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
в) когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в орган полиции лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность;
-
находящихся в розыске в связи с их противоправной деятельностью; -
подлежащих задержанию в порядке исполнения решений суда, прокурора, следователя или органа дознания; -
подлежащих приводу в полицию или иные учреждения в порядке производства по уголовным делам или делам об административных правонарушениях.
В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие наручников) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.
По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила не применяется. Необходимость появляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемых или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае появляется еще и третье предусмотренное законом основание применения сотрудником полиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям.
При наличии противодействия физическая сила может быть применена в ходе задержания субъектов, не подпадающих под категорию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения. Сюда входят, например, подозреваемые в занятии бродяжничеством, страдающие наркоманией, венерическими заболеваниями, задерживаемые с санкции прокурора в порядке осуществления их привода в учреждения здравоохранения, а также подвергаемые принудительному освидетельствованию, госпитализации, досмотру (в т.ч. укладывание на землю, капоты автомобилей) и т.д.
Действующее законодательство различает пять форм наказуемого противодействия законной деятельности сотрудников полиции: неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ); мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ); публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении им своих должностных обязанностей или связанных с их исполнением (ст. 319 УК РФ); применение насилия в отношении сотрудника полиции (ст. 318 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника полиции (ст. 317 УК РФ).
Поскольку перечисленные формы противодействия законной деятельности сотрудника полиции квалифицируются как преступления и административные правонарушения, законодатель, уже разрешивший полиции пресекать подобные деяния, казалось, не должен был бы предусматривать в качестве основания (цели) применение полицией физической силы для преодоления противодействия ее законным требованиям. Однако включение его в закон вполне объяснимо. Во-первых, это необходимо по причине, что противодействие законным требованиям сотрудника полиции, которое подчас невозможно преодолеть без физической силы, может и не заключать в себе состава административного правонарушения (например, в ситуации, когда сотрудники полиции во время концерта на открытой площадке сдерживают толпу «фанатов»). Во-вторых, подобное основание применения физической силы, в отличие от «пресечения преступлений и административных правонарушений», предусмотрено законом с целью ограничения принудительной деятельности сотрудников полиции, когда они сталкиваются с одним лишь невыполнением законных распоряжений.
При рассмотрении третьего основания (цели) применения полицией физической силы возникает вопрос: любое ли законное требование сотрудник полиции вправе поддержать физической силой. Как представляется, нет. Не может быть оправдано использование физической силы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п. По-видимому, применение сотрудниками полиции физической силы следует ограничивать лишь такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования:
а) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть
его;
б) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;
в) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.
Применение специальных средств
Частью 2 ст. 18 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Закон устанавливает 11 оснований применения сотрудниками полиции специальных средств (ст. 21 Федерального закона «О полиции»).
Особо указывается, что сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия.
Рассмотрим основания наиболее часто применяемых сотрудниками полиции специальных средств.
Палки специальные могут применяться:
-
для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; -
пресечения преступления или административного правонарушения; -
пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; -
задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; -
задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; -
освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; -
пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; -
защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
При применении палки специальной не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.
Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции. Пунктом 5 части 2 ст. 21 допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции».
Специальные газовые средства применяются:
-
для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; -
пресечения преступления или административного правонарушения; -
пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; -
задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; -
задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; -
освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; -
пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение спецсредств в пределах зоны поражения в период действия этих веществ. Запрещается применять против правонарушителей, находящихся на дальностях менее минимальной дальности применения.
Средства ограничения подвижности применяются:
-
для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; -
задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.
Необходимо учитывать, что при отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания.
Статьей 22 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
-
в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; -
при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений: