Файл: Брага, В. В. Основы технологии машинной обработки статистической информации [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
четности. Тем более, что определенные предпосылки для этого созданы.
Действительно, если логический контроль осуществляется на ЭВМ и в ЗУ хранится вся необходимая информация для такого контроля, а ЭВМ позволяет на основании комплекса машинных программ из отдельных показателей сформировать любые задан ные статистические таблицы, то особой необходимости в тради ционных формах статистической отчетности нет. В этих условиях будет реализован один из важнейших принципов МИСС — одно кратный ввод в систему каждого показателя. Таким образом уменьшится объем вводимой информации за счет устранения дуб лирования показателей и их параллельных потоков.
При этом каждому показателю можно присвоить определенный шифр (идентификатор), на основании которого ЭВМ по спе циальной машинной программе сможет сформировать всю необхо димую информацию, которая обеспечивала бы логический кон троль данного показателя, этот же шифр служил бы ключевым признаком для организации с помощью комплекса списков, хра нящихся в памяти ЭВМ, всех тех таблиц, в которых участвует дан ный показатель.
Переход к показателям позволит классифицировать их по источникам возникновения. Показатели, возникающие в ходе про изводства, могут быть введены в систему с помощью различных датчиков, регистраторов производства; показатели, возникающие в административном аппарате на различных его уровнях, — с по мощью суммирующих, бухгалтерских машин, имеющих перфоленточные приставки. Например, «Аскота-170» с перфоленточной при ставкой, пишущие машины с перфоленточной приставкой и т. д.
Таким |
образом, |
использование в качестве |
основного документа |
||||
списков |
показателей и постепенный |
отход от традиционных форм |
|||||
статистической |
отчетности |
является |
одним |
из |
основных |
принци |
|
пов МИСС. |
|
|
|
|
|
|
|
При |
создании выходных |
таблиц |
в МИСС |
возникает |
возмож |
ность объединять показатели в таких сочетаниях, которые сейчас
недоступны в силу того, что они находятся |
в различных отчетных |
|
документах, принадлежащих различным отраслевым |
статистиче |
|
ским отделам. Такая огромная работа не |
может быть |
выполнена |
без проведения глубокого экономического |
исследования. Таким |
образом, существо интеграции обработки статистической отчет ности заключается в однократном вводе в систему минимально не обходимого числа показателей и возможности их совместной обра ботки, в результате чего устраняются параллельные потоки инфор мации и дублирование показателей. Такая организация технологи ческого процесса, реализующего интеграцию обработки, обеспечи вает реальный экономический эффект за счет полной непрерыв
ности |
процессов |
обработки, так |
как все |
стадии |
технологического |
процесса, начиная с подготовки |
данных, |
будут |
автоматизированы. |
||
В |
условиях |
МИСС каждый |
показатель участвует в большом |
200
числе расчетов. Поэтому шифр показателя должен обеспечить, как уже отмечалось доступ к определенной совокупности списков, хра нящихся в ЭВМ, где указано, в каких расчетах этот показатель участвует. Составление таких списков как раз и требует глубокого экономического анализа.
Из изложенного ясно, что базой МИСС являются мощные авто матизированные архивы информации, где в постоянной готовности должны храниться данные прошлых периодов по всем показателям, плановые данные, различная справочная и нормативная информа ция, списки, о назначении которых говорилось выше, программное обеспечение — все это и будет составлять банк данных (БД), являющихся фундаментом МИСС.
Основными направлениями создания и признаками МИСС яв ляются следующие.
На основании анализа показателей статистической информации определяется совокупность показателей, вводимых в систему, при чем каждый показатель вводится только один раз. Из введенных показателей формируются все необходимые сводные статистиче ские формы. В результате обеспечивается полная сопоставимость
всех статистических отчетов, так как они базируются на |
одних к |
тех же значениях показателей. Основой МИСС являются |
мощные |
автоматизированные БД. |
|
Устраняется дублирование показателей и параллельные потоки данных.
Происходит постепенный переход от ввода в систему форм от четности к вводу списков показателей. Это позволяет автоматизи ровать подготовку носителей или использовать человеко-машинные носители, т. е. такие формы документов, которые могут быть про чтены человеком и специальным устройством.
Потоки информации организуются таким образом, что от ниже стоящего уровня информация поступает только в один ВЦ, так как БД доступны для различных пользователей, а информация из них может быть передана для использования в различные уровни си
стемы, |
|
j |
Технологический |
процесс характеризуется |
непрерывностью |
обработки на всех его |
этапах. |
|
Программное обеспечение системы должно быть единым и весьма развитым. Фее технологические приемы обработки, опера ции, их классификация должны быть однотипны.
Система будет иметь высокую гибкость и возможность наращи вания.
По мере развития МИСС третий, а потом и четвертый уровни системы станут единственным местом, где будет осуществляться полный логический и арифметический контроль данных, так как именно эти уровни ближе всего расположены к отчитывающимся организациям.
Машинные носители на всех уровнях МИСС являются юриди ческим эквивалентом отчетов, так как отчеты не пересылаются.
201
Соответственно меняются функции отделов подготовки и выпуска; исчезает функция контроля вводимых данных, зато расширяется функция выпуска в связи с увеличением числа разновидностей таблиц со сложной структурой.
Резко повышается содержательность статистической информа ции благодаря возможности получения новых, ранее недоступных таблиц, применению математических методов и различных гра фиков.
Наличие БД делает возможным автоматически получать в сжатые сроки без дополнительных значительных затрат на про граммирование новые, ранее не предусмотренные таблицы, в том числе таблицы с данными, относящимися к нижестоящим уровням, так как можно по каналам связи получать данные из любого БД.
Учитывая ту особую роль, которую играет БД в условиях МИСС, целесообразно несколько подробнее рассказать о банке данных или точнее, автоматизированном банке данных (АБД).
§ 3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ
Термин «банк данных» или «автоматизированный банк данных» (АБД) появился несколько лет назад. Термин «банк» из области финансов означает, что АБД выполняет в отношении информации то же самое, что финансовый банк для. денежных средств, т. е. по лучает информацию из различных источников, хранит и передает ее в соответствии с требованиями заказчика.
На этом аналогия кончается, так как с помощью АБД воз можно многосторонне комбинировать и связывать в различных со четаниях друг с другом разные показатели и таким образом полу чать качественно новую информацию. Создание АБД стало воз можным лишь с появлением ЭВМ третьего поколения, работающих в режиме «разделения времени». Это означает, что машиной могут одновременно пользоваться при помощи каналов связи несколько потребителей, находящихся на значительном расстоянии от ЭВМ. При этом любой пользователь имеет доступ к памяти машины, где записана в определенной системе хранимая, постоянно обновляю щаяся информация. Таким образом, если в памяти ЭВМ имеется массив информации, находящейся в постоянной готовности, к ко торому имеют доступ различные пользователи, то можно говорить об автоматизированном банке данных.
Информацию в АБД необходимо расположить так, чтобы в лю бое время возможно было получить любое сочетание, любую ком бинацию интересующих нас данных. Для организации АБД ма шина должна иметь многоуровневую память, например большую медленнодействующую память на магнитных лентах, большую и довольно быструю память на магнитных дисках и, наконец, емкую быстродействующую оперативную память. В современных ЭВМ третьего поколения наблюдается тенденция к увеличению емкости оперативной памяти. При организации АБД информация будет
202
размещаться в памяти различных уровней. Совершенно очевидно, что более нужная, более оперативная информация должна распола гаться в быстродействующей памяти, доступ к ней должен быть оперативнее. При размещении информации в АБД необходимо учитывать частоту использования каждого вида информации.
Организация АБД в системе меняет подход к |
структуре ВЦ |
всех уровней, организации потоков статистической |
информации, |
срокам ее представления, ее периодичности, а также способам пе редачи данных. Создание АБД требует установки дорогостоящих ЭВМ, и поэтому нецелесообразно будет организовывать АБД при ВЦ каждого статуправления области, края. Вероятно, на первом этапе потребуется создание АБД лишь кустовых ВЦ, обслуживаю
щих несколько областей. |
Но |
в этих условиях должен быть доступ |
||
к |
АБД |
кустового ВЦ и |
ВЦ |
каждой области (края), входящей |
в |
куст, |
посредством каналов связи. |
||
|
В этом случае возникает |
необходимость обмена информацией |
по горизонтали между ВЦ отдельных статистических управлений,
входящих в сферу действия кустового вычислительного |
центра, так |
и по вертикали между вычислительными центрами |
различных |
уровней. |
|
Создание АБД позволит значительно уменьшить объем инфор мации, передаваемой из одного уровня в другой, так как большая часть ныне передаваемых каждый отчетный период данных будет храниться в АБД в состоянии готовности, для чего в хранимые дан ные будут своевременно вноситься изменения. Это позволит также резко уменьшить объем периодически циркулируемой в системе информации, наряду с этим по многим видам отчетности возникнет потенциальная возможность удлинить период ее представления. Действительно, сейчас довольно много показателей собирается «впрок», для разовых «справок». Наличие АБД позволяет получить данные для этих «справок» только тогда, когда это необходимо.
АБД — это организационно-техническая подсистема, позволяю щая накапливать большие массивы данных, сформированные таким образом, что отдельные данные или группы данных могут комби нироваться в любых сочетаниях с другими данными и выдаваться
влюбое время потребителю.
Влитературе, посвященной АБД, часто выделяются следующие функции АБД: накопление, сочетание (получение любых комбина ций данных), прямое обращение к АБД различных пользователей.
Раньше, чем начать накапливать данные в АБД, необходимо решить, что накапливать, какие показатели, поэтому чрезвычайно важной является работа по отбору информации, подлежащей хра нению в АБД, тем более, что стоимость хранения единицы инфор мации довольно высока. Данные в АБД хранятся, как уже отме чалось, в форме, готовой для пользования. Это значит, что должен происходить постоянный процесс обновления этих данных, приве дение их в соответствие с теми изменениями, которые произошли в отражаемых ими экономических сущностях, например, изменение
203