Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ведущим, получает принудительное движение, а все остальные звенья, называемые ведомыми, будут совершать вполне определен ные движения. Очевидно, что в механизме, обладающем двумя степенями свободы, ведущими должны быть 2 звена.
Г Л А В А II
ТРЕНИЕ В КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАХ И МЕХАНИЗМАХ
§2. ВИДЫ ТРЕНИЯ
Вкинематических парах, в которых существует относительное перемещение звеньев, имеет место трение, оказывающее существен ное влияние на работу механизмов и машин.
Трение может являться как вредным сопротивлением для дан ной машины, так и полезным. Так, например, возможная макси мальная сила тяги локомотива, трамвая, автомашины определяется величиной силы трения между колесами и рельсом или шинами автомобиля и дорогой. В то же время сила трения в подшипниках, вызывающая износ и выделение тепла, является силой вредного сопротивления.
Различают два основных вида трения: 1) трение скольжения, возникающее тогда, когда существует соприкосновение и взаимное скольжение соприкасающихся тел. Это трение всегда имеет место в низших кинематических парах; 2) трение качения, возникающее тогда, когда существует соприкосновение в точке или по линии и относительное перекатывание соприкасающихся тел. Это трение имеет место в высших кинематических парах.
Трение скольжения
Это трение подразделяется на два основных вида трения: а) трение сухих тел и б) жидкостное трение.
При сухом трении происходит относительное скольжение сухих или смазанных поверхностей.
При жидкостном трении соприкасаются и скользят друг подругу' слои жидкости. Очевидно, что явления, протекающие в этих дву'х случаях, совершенно различны, вследствие чего и аналитические зависимости, описывающие эти явления, будут также различными.
Как будет показано ниже, в тех случаях, когда скользящие поверхности покрыты смазывающей жидкостью (но не имеет место жидкостное трение), аналитические зависимости, связанные с та кого рода трением, исходят из законов сухого трения.
Условия возникновения жидкостного трения
Рассмотрим пластину, лежащую на неподвижной плоскости (рис. 7). Предположим, что между пластиной и опорной поверх ностью протекает жидкость со скоростью ѵ. Если пластину нагру
8
зить вертикйлыюй нагрузкой, равнодействующая которой равна Q, то пластина, испытывая со стороны жидкости незначительное про тиводавление, опустится и придет в соприкосновение с неподвижной опорой. Если пластина будет перемещаться относительно поверх ности, то возникнет трение сухих или слегка смазанных тел.
|
& |
|
_уѴ |
I < н |
н |
гг
Т 7 Т Т 7 Т Т Т Т Т Т Т Т ~ ГГП
Рис. 7. Жидкостное трение
Совершенно другое получится, если пластину поставить под некоторым углом (рис. 8а). В этом случае жидкость, протекая со скоростью V и обладая кинетическим напором, создаст давление q нормальное к поверхности пластины. Это давление сможет уравновесить внешнюю
нагрузку Q и обеспечить взвешенное со стояние пластины. Таким образом, в этом случае пластина не ляжет на неподвижную
гг
Рис. 8(7. Силы, действующие в клине
поверхность и, если она будет двигаться относительно неподвиж ной поверхности, возникнет трение между слоями жидкости, т. е. жидкостное трение.
Здесь можно провести некоторую аналогию с механическим клином. Известно, что при действии осевой силы на клин, в опор ных поверхностях возникают нормальные реакции, величина кото рых тем больше, чем меньше угол конусности клина у (рис. 86).
Таким образом, чтобы жидкостной слой обладал грузоподъем ностью (часто говорят несущей способностью), необходимо наличие клинового зазора, в который должна подаваться смазывающая жидкость, и определенной скорости протекания этой смазывающей жидкости.
9
Кроме того, и сама жидкость должна обладать определенными смазывающими свойствами, как-то: вязкостью и прилипаемостью, т. е. ее сцепление со скользящими поверхностями должно быть больше, чем между частицами жидкости.
Величина грузоподъемности жидкостного слоя зависит от многих факторов. Соответствующие аналитические зависимости даются в гидродинамической теории смазки, родоначальниками которой являются известные наши ученые Н. П. Петров и Н. Е. Жу ковский. В настоящее время эта теория достаточно полно разрабо тана рядом советских ученых (И. В. Крагельский, Б. В. Дерягин и др.).
§3. ТРЕНИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ
Впрактике к чисто сухому трению прибегают тогда, когда это трение является полезным. В тех случаях, когда трение является сопротивлением для увеличения коэффициента полезного действия машины или механизма, следует стремиться к уменьшению потерь на трение, что частично достигается введением между трущимися поверхностями смазывающей жидкости. При этом весьма часто не удается обеспечить выполнение условий, необходимых для суще ствования жидкостного трения. В этом случае между трущимися поверхностями возникает полусухое (или полужидкостное) трение, описываемое теми же аналитическими зависимостями, что и сухое
трение.
Вопрос о природе сухого (или полусухого) трения является весьма сложным и до сих пор изучен недостаточно.
В первом приближении наличие сил трения может быть объяс нено тем, что при относительном движении сухих (или полусухих) тел должны быть преодолены сопротивления из-за микронеровно стей соприкасающихся поверхностей, а также силы молекулярного притяжения. Последние сказываются при весьма больших удельных давлениях между поверхностями. Указанные явления учитываются двучленной формулой Кулона, имеющей вид
где Т — сила трения; |
T = , x ( N + No) , |
(5) |
|
давление: |
|
||
УѴ—- нормальное |
|
||
уѴ0—равнодействующая молекулярных сил притяжения; |
|||
а — коэффициент трения. |
одночленной |
||
Однако на |
практике |
пользуются, главным образом, |
|
формулой, |
носящей |
название формулы Амонтона, |
имеющей вид |
|
|
Т = Ыц. |
(6) |
Здесь принимается, что коэффициент трения р не зависит от давления УѴ и скорости относительного движения ѵ. В действи
тельности, при больших удельных давлениях q = у - , где / 0—
площадь контакта, и больших скоростях скольжения ѵ, коэффи циент трения ;і уменьшается с увеличением q и п0.
10
Величина коэффициента трения ц (табл. 2), входящего в фор мулу (6), зависит от многих факторов, из которых основными являются материал и состояние трущихся поверхностей.
П р и м е ч а н и е . Опыты Кулона (1785 |
г.) показали, что зависимость (6) |
справедлива при удельных давлениях до 10 |
кгг/сл/2 и относительной скорости |
скольжения до 3 MjccK. |
|
При больших удельных давлениях и скоростях следует пользо ваться другими зависимостями, приводимыми в соответствующей справочной литературе, или формулой (6), приняв значение коэф фициента трения, соответствующее действующему удельному давлению.
Формула (6) применяется на практике как для случаев сухого трения, так и в случаях, когда между поверхностями находится смазывающая жидкость (полусухое или полужидкостное трение). В последнем случае коэффициент трения зависит также от каче ства смазывающей жидкости и способа смазки.
Таблица 2
|
Материал |
|
а |
Чугун по чугуну или стали: |
0,18 |
0,2 |
|
без |
смазки ........................................................... |
||
со |
смазкой .......................................................... |
0,08-0,12 |
|
('таль по бронзе: |
0,1- 0,12 |
||
без |
смазки ........................................................... |
||
со |
см а зк о й ................................. ......................... |
0,06—0,1 |
|
Сталь по баббиту: со смазкой .................................. |
0,04 |
0,07 |
Сталь или чугун по ферродо: |
0,25-0,35 |
||
без |
смазки .......................................................... |
ц |
|
со |
с м а зк о й ......................... |
0, 1- 0.2 |
|
Сталь по пластмассе |
в масляной ванне . . . . |
0,08-0,1 |
При решении практических задач необходимо помнить сле
дующее:
1) Так как сила трения возникает между трущимися поверхно стями, то эта сила действует одновременно на обе скользящие друг
по другу поверхности; |
силе, стремящейся переместить |
|
2) по отношению к внешней |
||
тело в определенном направлении, сила |
трения является силой |
|
|
, |
W / 7 7 / / Ä г, ' |
|
КчЧЧЧЧЧЧЧЧ 7 |
|
Рис. 9. Скорости скольжения |
Рис. |
10. Направление сил |
|
|
трения при щ > ѵ2 |
сопротивления и направлена против абсолютной скорости сколь жения.
11
Так, если тело А движется со скоростью щ, а тело В со ско ростью ѵ2 (рис. 9), то, если ѵі>ѵ2, направление силы трения будет
таким, |
как показано на рис. 10. |
Если же vt< v 2, то направление сил |
||||
|
ZZZ//7A |
трения будет обратным |
(рис. |
11). |
||
Т |
Рассмотрим |
решение некото |
||||
Рис. 11. Направление сил тренияг |
рых задач. |
|
|
|
|
|
Тело А лежит на неподвижной |
||||||
горизонтальной |
поверхности |
В |
||||
(рис. 12). |
Вес |
тела |
равен |
G. |
||
|
при 1/[ < 1>2 |
Требуется |
определить |
величину |
||
|
|
силы Р, необходимую для перемещения тела А по поверхности.
Со стороны поверхности на тело А действует реакция, в общем случае смещенная относительно G на величину «а». При скольже
нии по поверхности на |
тело будет действовать сила |
трения Т. |
|||
Условие равновесия тела, счи |
|
||||
тая, что оно перемещается рав |
|
||||
номерно, будет |
|
|
|
||
Р = Т, |
G = N, |
Ph = Ga, |
р |
||
но на основании |
формулы (6) |
||||
T= Gp, следовательно, |
|
|
|||
|
|
|
Р Л = п7/. |
|
|
|
|
|
Ü |
|
|
(Заметим, |
что реакция опорной |
|
|||
поверхности не будет равно |
|
||||
мерно |
распределенной, |
вслед |
|
||
ствие |
чего и равнодействующая |
|
будет смещена на величину «а», как это показано на рис. 13).
Так как моменты сил Р и N друг друга уравновешивают, то для составления уравнения равновесия можно силы рассматривать приложенными в одной точке (рис. 14).
а flГ
У,!
Рис. 13. Равнодействующая реактивных сил
Очевидно, что равнодействующая R внешних сил Р и G должна быть равна и прямо противоположна равнодействующей R реактив ных сил N и Т.
12