Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
Общий характер зависимостей суммарного момента трения Мтг в трансмиссии и его составляющих М г и Мм от передаваемого момента показан на рис. 38, б. Горизонтальные прямые характе ризуют величину М г, а наклонные — величину М ТГ) = М г + Мм. Пусть какому-то периоду времени соответствуют сопротивления М'м, М г и М тр' , изображенные сплошными линиями. Если в резуль тате уменьшения вязкости масла или скорости вращения гидрав лические потери уменьшатся до М\р, то суммарный момент станет равным М ?р (штрихпунктирные линии). Если же увеличатся по-
а — зависимость момента Мг от-
скорости автомобиля; б — измене ние момента Мтр и его составляю
щих; в — определение момента тре ния; 1 —автомобиль «Москвич-408»; 2 — автомобиль ГАЗ-24 «Волга»;
3 — автомобиль ГАЗ-53А; 4 — авто мобиль ЗИЛ-130
тери в зацеплении зубьев шестерен и момент Ммвозрастет до М„' (штриховая линия), то суммарный момент окажется равным ilfjp.
Согласно рис. 38, в можно написать
Мтр = Мг-\-Ми— Мр -)-Meiiр tg схт = Мг-f-Meipр (1 — %), |
(74) |
|
где |
ат — угол наклона прямой к оси абсцисс; |
|
X = |
(1 — tg ат) — коэффициент влияния нагрузки, величину |
|
|
которого можно определить по эмпириче |
|
|
ской формуле: |
|
|
%= 0,98ft • 0,97' • 0,99m; |
(75) |
к, I, т — соответственно числа пар цилиндрических и конических шестерен и число карданов, передающих крутящий момент.
Зная величину момента Мтр, можно определить силу сопротив-
ления-трансмиссии (в Н)
В зависимости от режима работы трансмиссии используют раз личные способы оценки потерь. Так, если энергию трансмиссия
89
передает от двигателя к ведущим колесам, то используют.прямой к. п. д. трансмиссии г|тр, представляющий собой отношение тяговой мощности иа ведущих колесах N т к эффективной мощности или соответствующих им моментов:
Л7Т Л’ р — Л 'тр |
|
Л / Л р — Л /Тр |
|
------— |
= |
• |
( ' 6) |
где /'тр — передаточное число трансмиссии.
При торможении автомобиля двигателем трансмиссия передаст энергию от ведущих колес к двигателю, и потери энергии оценивают по обратному к. п. д. трансмиссии:
_ |
М г д _____ Л/’Гд/т[) |
|
1обр |
дгтд_|_^уТр |
Л/Тд1Тр + Л/тр ’ |
где N Tд — мощность, |
затрачиваемая на трение в двигателе (тор |
мозная мощность), в кВт.
Так как к. и. д. т|тр при расчетах пользуются чаще, чем к. и. д. Цобр, то Для сокращения слово «прямой» в определении к. п. д. трансмиссии обычно опускают.
Во время движения автомобиля по инерции (накатом), когда двигатель отключен от трансмиссии (гтр = 0), выражение (76) теряет смысл, и потери энергии в трансмиссии оценивают по абсолютной их величине, т. е. по величине момента Мтр или мощ ности Агтр.
Из выражений (74) и (76) получим
Лтр = |
X |
|
Л/г |
(78) |
|
М eiТр |
|||||
|
|||||
Так как |
|
|
л/т+ л /г |
|
|
M JTP— Мт |
|
й/рр |
|
||
|
|
|
X
то выражение (78) можно написать также следующим образом:
Цтр — X |
Мг \ |
Л/т -|- Л/р у |
Пример. Определить величину т)Т|, для легкового автомобиля на прямой (iTp = 5,0; А: = 0) и первой (iTp = 15; к = 2) передачах в коробке прп сле дующих значенпях параметров; М е — 100 Н-м; М г — 20 Н-м; г =■ 1 (оди нарная главная передача); т = 3.
На прямой передаче:
X= 0,98Ь • 0,97' • 0,99"’ = 0,97 • 0,993 = 0,94;
|
Л/р |
20 |
Ртр = Х |
0,94 |
0,90. |
Л/р/тр |
100-5 |
На первой передаче:
Х= 0,98* • 0,97 • 0,99” = 0,90;
ОС]
^ р= 0.90- Т О 5 ~ ° - 89-
При работе двигателя на средних нагрузках, например, во время движения автомобиля по горизонтальной ровной дороге,
90
величина i]Tp может быть намного меньше значения % и заметно изменяться с изменением скорости автомобиля. При работе же двигателя с полной нагрузкой величина М г в несколько раз мень ше произведения MeiTp, поэтому их отношением можно пренебречь, принимая ртр « х - В этом случае предполагают, что к. п. д. трансмиссии изменяется только в результате изменения числа пар шестерен в коробке передач, передающих крутящий момент. При приближенных же расчетах не учитывают и этого изменения, считая коэффициент т|тр постоянной величиной.
Примерные значения прямого (для случая работы двигателя
сполной нагрузкой) и обратного к. п. д. трансмиссии приведены
втабл. 2.
2. К. п. д. трансмиссии |
|
|
Автомобили |
’'тр |
^ибр |
Гоночные и спортивные........................ |
0.90—0.95 |
0,80—0.85 |
Л егковы е................................................... |
0.90—0.92 |
0.80—0.82 |
Грузовые и автобусы ........................... |
0.82—0.85 |
0.75—0.78 |
Повышенной проходимости................. |
0.80—0.85 |
0.73—0.70 |
§ 3. ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ
Тяговой характеристикой автомобиля называют изображенную в виде графика зависимость силы тяги от скорости автомобиля. Тяговую характеристику строят по результатам стендовых или дорожных испытаний автомобиля или по расчетным данным. Для проведения стендовых испытаний автомобиль 1 (рис. 39) устанав ливают ведущими колесами на беговые барабаны 4 стенда и при крепляют при помощи троса через динамометр 2 к неподвижной стойке3. При полностью открытой дроссельной заслонке с помощью гидравлического или электрического тормоза создают такое сопро тивление вращению беговых барабанов, при котором их угловая скорость остается постоянной. Замерив тахометром угловую ско рость со„ ведущих колес и зная их радиус, определяют скорость (в м/с), с какой двигался бы автомобиль при той же скорости сок по дороге:
у = сокг. |
(79) |
Угловые скорости ведущих колес сок и коленчатого вала гае связаны между собой равенством
сое = сокгтр = сокгкгдггл,
где гк, £д 1ГЛ передаточные числа соответственно короокн пере
дач, дополнительной коробки и главной передачн.
Поэтому
п = - |
(80) |
'тр |
|
91
Если пренебречь потерей энергии при качении ведущих колес по барабанам стенда, то можно считать, что сила тяги равна силе, нагружающей динамометр, и определять величину силы P .v по
его показаниям. Иногда динамометр соединяют с валом беговых ба рабанов, чтобы замерять момент непосредственно на этом валу.
При дорожных испытаниях автомобиля динамометры исполь зуют для определения момента на карданном валу или иа полуоси автомобиля. С этой же целью на вал или полуось иаклеивают тензометрические датчики, позволяющие записыватьиа ленте осциллографа даже кратковременные изменения момента.
Рпс. 39. Стенд с беговыми барабанами:
1 — автомобиль; 2 —динамометр; 3 — стойка; 4 — беговой барабан
Если нет экспериментальных данных, то величину силы Р т
определяют расчетным путем, используя для этого скоростную характеристику двигателя.
Во время передачи момента М а агрегатами трансмиссии его величина изменяется пропорционально передаточным числам агрегатов. Момент (в Н-м), п о д в о д и м ы й к полуосям при равномер
ном движении автомобиля:
M r — M eirp — М т р = M ei Kiai rл — М т р . |
( 81) |
Учитывая формулу (76), момент Мтможно определять также следующим образом:
м |
т = ц Т р М е г т р , |
|
( 82) |
а силу тяги (в Н) — по формуле |
|
|
|
л/т |
Л'/е1тп Мтр |
Meifр |
|
Рт = г |
-------F-------= |
%р — |
( 83) |
Определив Ме, цтр (или AfTP) и и для нескольких значений сое, можно, пользуясь формулой (83), найти зависимость силы тяги от скорости автомобиля во всем диапазоне изменения угловой ско рости сое и момента Ме и построить тяговую характеристику.
92