Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 0
Число кривых на этом графике соответствует числу ступеней в ко робке передач (рис. 40).
В нпжней.части графика нанесены шкалы угловых скоростей сое на различных передачах. Вначале, задавшись размерами графика, по значению максимальной скорости утах определяют длину 1и шкалы скорости. Такая же длина lv
должна быть и у шкалы угловых скоростей на высшей передаче. Эту шкалу наносят ниже шкалы скоро сти и. При постоянной угловой ско рости двигателя значения скорости автомобиля на различных передачах обратно пропорциональны передаточ ным числам коробки передач:
vii = h i:
41 vm —гш • 1п |
и т. д. |
|
Поэтому размер деления шкалы угловой скорости, например, для первой передачи в ц раз меньше раз мера деления шкалы для прямой передачи.
Рис. 40. Тяговая характери стика автомобиля
Пример. |
Построить |
тяговую характеристику легкового |
автомобиля по |
||||
следующим данным: ij = |
3,51; tjj = |
2,20; in i= |
1,45; iiv |
= |
1,00; 1Гл = |
4,!; |
|
г — 0,33 м; |
Т|тр = 0,9. |
Значения |
крутящего |
момента |
М е даны в |
таб |
лице, приведенной в примере построения скоростной характеристики четы
рехтактного |
карбюраторного двигателя. |
|
||
В случае движения автомобиля на первой передаче при сое = 136 рад/с |
||||
и М е = 184 |
Н -м получим |
136 • 0,33 = 3,12 м/с; |
|
|
|
|
|
||
|
1 К г Г Л |
3,51 |
4,1 |
|
|
Р т — Ртр ■Л/^к^гл |
0,9. |
184 • 3,51 • 4,1 = |
7230 Н . |
|
|
|
0,33 |
|
Результаты расчетов Рт и v для других значений |
юе, М е и iK сведены |
в таблицу, а тяговая характеристика рассчитываемого автомобиля изобра
жена па рис. |
41. |
|
|
|
|
|
||
Параметры |
|
Угловая скорость коленчатого вала в рад/с |
|
|||||
136 |
220 |
304 |
388 |
472 |
556 |
|||
|
|
|||||||
Pj в м/с |
3,12 |
5,05 |
7,00 |
8,90 |
10,85 |
12,80 |
||
Уд в м/с |
4,85 |
7,85 |
10,80 |
13,80 |
16,80 |
19,80 |
||
b>yTf в м/с |
7,55 |
12,20 |
16,90 |
21,50 |
26,20 |
30,90 |
||
vjy в м/с |
11,00 |
17,70 |
24,50 |
31,20 |
38,00 |
44,80 |
||
Р т: В |
И |
7230 |
7450 |
7390 |
6820 |
5960 |
4750 |
|
Л и |
в Н |
4660 |
4810 |
.4760 |
4400 |
3850 |
3030 |
|
^ т Ш |
в Н |
2980 |
3080 |
3050 |
2820 |
2460 |
1960 |
|
Л ху В Н |
2060 |
2120 |
2100 |
■1940 |
1700 |
1350 |
93
Если для шкалы скорости выбрать масштаб 4 мм — 1 м с, то при ско рости 45 м/с получим длину шкалы 1и = 180 мм. Такую же длину имеет
шкала со,, iv , крайнее деление которой соответствует угловой скорости колен чатого вала
|
meiv = у/к'гл |
45-1-4,1 |
558 рад/с . |
|
0,33 |
||
|
г |
|
|
Длины шкал угловых скоростей коленчатого вала соответственно равны: |
|||
/щ = |
1В : гш = 180 : 1,45 = 124 |
мм; 1П = 180 : 2,26 « 8 0 mm; l j = 180 : |
|
: 3,51 |
« 5 1 мм. |
|
|
Рис. 41. Тяговая характеристика автомобиля, принятого к расчету
График тяговой характеристики соответствует случаю равно мерного движения автомобиля, которое в эксплуатации встреча ется сравнительно редко. Гораздо чаще автомобиль движется ускоренно и л и замедленно. В этих случаях силу тяги нельзя
определять но формуле (83), так как на ее величину оказывают влияние силы инерции вращающихся деталей двигателя. При не равномерном вращении коленчатого вала возникает инерционный момент (главным образом маховика), направленный в сторону, противоположную направлению углового ускорения или замед ления маховика. Этот момент при разгоне автомобиля равен про
изведению |
/ мем, где / ы — момент инерции маховика в Н-м-с2, |
а ем — его |
угловое ускорение в рад/с2. |
Если не учитывать небольших моментов инерции шестерен и валов трансмиссии, то момент М 0 (в Н-м) на полуосях при раз
гоне автомобиля можно определить по формуле |
|
М0 = Г\Тр(Мв ^мем) гтр- |
(84) |
94
При разгоне возникает также суммарный момент силы инер |
|
ции ведущих колес, равный произведению / 2е2, |
где h — суммар |
ный момент инерции ведущих колес в Н- м- с 2, а |
е2 — их угловое |
ускорение в рад/с2 *.
Следовательно, момент (в Н-м) на ведущих колесах при раз
гоне |
автомобиля |
|
|
|
|
|
|
|
|
М0 —Цтр (Me |
|
Дг£,м) ?'тр li&i' |
(85) |
||||
Исходя из кинематических |
|
соотношений, можно написать, |
||||||
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е2 = у . |
ем = е2?Тр = — «тР ■ |
(86) |
|||||
Подставляя значения е2 и ем |
в выражение (85), получим |
|||||||
|
М0= т)ТрМегтр- |
^ |
^ |
p + /g /, |
(87) |
|||
где ] |
— ускорение центра |
колеса, |
равное при |
прямолинейном |
||||
|
движении ускорению центра тяжести автомобиля, в м/с2. |
|||||||
Тогда окружную силу Р0 (в Н), действующую на ведущие коле |
||||||||
са автомобиля при его |
разгоне, |
можно |
определить по формулам |
|||||
|
М п |
— Лтр |
'тр ^ |
11тр^м'тр ~Ь |
• |
|||
|
Ро --- — |
|
|
|
|
(88) |
||
|
р 0 = |
р . |
^тр^м^тр-^ ^2 |
(89) |
||||
|
|
|
|
|
Из последнего уравнения следует, что при разгоне автомобиля (/ > 0) окружная сила Р.0на ведущих колесах меньше силы тяги Рт вследствие затраты энергии на ускорение маховика двигателя п ведущих колес автомобиля. При замедлении же автомобиля (/ < 0) окружная сила больше силы тяги и энергия, накопленная им во время разгона, может быть использована для продолжения дви жения.
§ 4. СОПРОТИВЛЕНИЕ ДОРОГИ
Взаимодействие автомобиля и дороги сопровождается затратами энергии, которые можно разделить на три группы. Энергия -затрачивается на подъем автомобиля при движении в гору, на деформацию шин и дороги и на колебания частей автомобиля.
Сопротивление подъему (
Автомобильная дорога обычно имеет много чередующихся между собой подъемов и спусков. Крутизну подъема характеризуют вели чиной угла ад в градусах или величиной уклона дороги £, который представляет собой отношение превышения Н к заложению В
(рис. 42).
* Здесь и ниже индексом 2 обозначены величины, относящиеся к задним ведущим'колесам, а индексом 1 — к передним ведомым.
95
Разложим силу тяжести G автомобиля, преодолевающего подъем, который характеризуется углом ад, па две составляющие: на силу G sin ад, параллельную дороге, и силу G cos ад, перпен дикулярную ей.
Силу G sin ад, называют силой сопротивления подъему и обоз начают буквой РП. На автомобильных дорогах с твердым покры
|
тием углы подъема неве |
|||
|
лики |
и |
не |
превышают |
|
4—5°. Для таких углов |
|||
|
можно принять, что одна |
|||
|
сотая доля уклона соот |
|||
|
ветствует 35'' угла ад. При |
|||
|
этом |
уклон |
i = tg а ~ |
|
|
^ sin |
а. Тогда сила (в Н) |
||
|
Pn= G sin а д?%й iG. (90) |
|||
|
Мощпость, |
затрачивае |
||
|
мая на преодоление авто |
|||
|
мобилем подъема с укло |
|||
|
ном i, (в кВт) |
|
||
Рпс. 42. Спла сопротивления подъему |
Nn= |
P nv |
iGv |
|
|
1000 |
1000’ (91) |
Пример. Определить сплу п мощность сопротивления подъему рассчи тываемого легкового автомобиля прп двпжепнп его со скоростью 10 м/с на подъеме, угол которого равен 3°30'. Вес автомобиля G = 17 900 II.
Уклон дорога при ад = 3°30'
t = tg 3 r30' = 0,06.
Сила сопротивления подъему при любой скорости
Рп= гО = 0,06.17 900 = 1070 Н = 1,07 кН.
Мощпость сопротивления подъему при скорости 10 м/с
N п |
Pnv |
1070 • 10 |
10,7 кВт. |
|
1000 |
1000 |
|||
|
|
При движении иа спуске спла Рп направлена в сторону дви жения и является движущей силой. Поэтому угол ад и уклон дороги i считают положительными в случае движения автомобиля на подъеме и отрицательными — при его движении на спуске.
Современные автомобильные' доро'ги, как правило, не имеют четко выраженных участков с постоянным уклоном: их продоль ный профиль имеет плавные очертания. На таких дорогах уклон и сила Рп во время движения автомобиля непрерывно изменяются.
Сопротивление качению
Сопротивление качению зависит от деформации шин и дороги, трения шин по покрытию и трения в подшипниках колес. Основное значение имеет деформация шин и дороги.
96
Шипа соприкасается с дорогой бесконечно большим числом точек. В каждой из пих па шину действует бесконечно малая сила— элементарная реакция дороги. Равнодействующую элементарных сил, действующих со стороны дороги на колесо в области контакта,
называют реакцией дороги. Пространственную реакцию дороги можно представить в виде трех составляющих: нормальной Z, перпендикулярной к дороге; касательной X, действующей в плос кости дороги и в плоскости колеса, и поперечной Y, лежащей в пло скости дороги и перпендикулярной к плоскости колеса. Эти состав ляющие Z, X и Y реакции дороги приложены к шипе в области контакта. При этом возникновение реакций X и Y возможно лишь в том случае, когда на колесо
действует реакция Z. |
|
|
Рг |
X |
|
-----ч |
Если на колесо действуют продоль |
Г |
|
1 |
Рг |
||
ная Рх и поперечная Р у силы (рис. 43), |
|
'l |
(I |
1Р |
||
то в области контакта возникает гори |
\ |
V |
X T j |
|
|
|
N |
|
|
|
|||
зонтальная реакция дороги |
1 Г |
|
_ х |
А |
L r |
|
R = У П + Щ = V X a + Y \ |
|
'/////////, |
Ш 7/, |
|||
|
|
I |
|
|
г |
|
Силой сцепления шин с дорогой Рсц |
■X |
|
----------• |
|
|
|
называют максимальное значение гори |
|
> |
|
|
|
|
[ |
|
|
|
|
||
зонтальной реакции R mах, пропорцио |
|
У |
|
|
|
|
нальное вертикальной нагрузке на |
У |
|
|
|
|
|
колесо: |
Рис. 43. Реакции дороги, |
|||||
Рсц= Rmax = |
действующие на колесо ав |
|||||
томобиля |
|
|
|
где ср — коэффициент сцепления.
Коэффициент сцепления ф численно равен отношению силы, вызывающей равномерное скольжение колеса, к нормальной реак ции дороги. В зависимости от направления скольжения колеса различают коэффициенты продольного ф^и поперечного фусцепления.
Величины коэффициентов фх п фу зависят от типа и состояния дороги, рисунка и степени износа протектора, от давления воз духа в шине, а также от скорости движения и нормальной наг рузки, воспринимаемой колесом.
Коэффициент сцепления часто отождествляют с коэффициентом трения скольжения. Однако это не совсем точно, так как при взаимодействии шины и дороги наблюдается ие только трепне, но и механическое зацепление поверхностей. Для движения колеса без продольного и поперечного проскальзывания необходимо соб
людение условия |
|
Рсц = ц г ^ У Х * + ¥*. |
(92) |
При качении упругого колеса по горизонтальной твердой до роге элементарные нормальные реакции дороги и их равнодейст вующая расположены вертикально. Во время качения колеса между частями шины возникает трение, выделяющееся тепло рас сеивается, п работа, затрачиваемая на деформацию шины, воз-
4 Артамонов н др. |
97 |