Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полученным значениям ускорения п скоростн строят график

/ = / (у)-

Время и путь разгона автомобиля можно определить графо­ аналитическим способом. С этой целью кривую ускорений разби­ вают на ряд интервалов, как показано на рис. 57, а для прямой передачи, и считают, что в каждом интервале скоростей автомо­ биль разгоняется с постоянным ускорением /ср. Его величину определяют по формуле

/ер = 0,5 (/L+ /о),

(145)

где ]\ и /2 — ускорения, соответственно, в начале

п в конце ин­

тервала скоростей в м/сй.

 

Для повышения точности расчета интервал скоростей берут равным 0,5—1 м/с на первой передаче, 1—3 м/с — на промежу­ точных и 3—4 м/с — на высшей.

При изменении скоростн от vx до v2 среднее ускорение

V -1 V y

A l/ '!

(146)

7ср - дгх

— АД ■

 

Следовательно, время разгона в том же интервале скоростей

(147)

Время разгона в интервале скоростей v2 — v3 (в с)

Общее время разгона от минимально устойчивой скорости

umin

до конечной Утах

 

 

t АД -(- At2-)-... -|- Д£п.

(148)

По значениям t, определенным для различных скоростей,

строят кривую времени разгона, начиная ее от скорости

i’min,

для

которой t = 0. Для скорости v2 откладывают значение

АД,

для

скорости v3 — значение (ДД -j- ДД) и т. д.

 

Для определения максимальной интенсивности разгона в рас­ чет вводят максимально возможные при данной скорости ускоре­ ния. Поэтому, например, время разгона грузового автомобиля (см. рис. 57, б) определяют в такой последовательности: от ско­

рости ymin до скорости v[ по

кривой Д (участок ab), от скорости

v[ ДО скорости V2 ПО кривой

in (участок Ъс), от скорости v2 до

скорости гД по кривой /ш (участок de) и от скорости гД до макси­ мальной скорости утах по кривой jiy (участок fg). При скоростях v[, v2, v3 целесообразно переключать передачи.

Время переключения передач ta зависит от квалификации водителя, конструкции коробки передач и типа двигателя. У дизе­ лей угловая скорость коленчатого вала уменьшается до скорости холостого хода медленнее, чем у карбюраторных двигателей из-за

135


больших инерционных масс дизеля. Для водителя высшей квали­ фикации характерны значения /п, приведенные в табл. 9.

9. Время переключения передач /п в с

Коробка передач

Двигатель

 

карбюраторный

дизель

 

Ступенчатая без синхронизатора . . .

1.3 —1.5

3 - 4

Ступенчатая с синхронизатором . . .

0.2 —0.5

1.0—1.5

Полуавтоматическая.............................

0,05—0.1

0.5—0.8

Величину Ai’n (в м/с) уменьшения скорости автомобиля во время переключения передач можно определить по формуле, по­ лученной путем решения уравнения движения накатом (см. § 5

гл. IX):

Акп = 9,3ф;п.

(149)

При расчете пути s разгона условно считают, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется равномерно со средней скоростью i'cp [см. формулу (142)]. Приращение пути (в м) в каж­ дом из интервалов скоростей

As = vcpAt = ^?— .

(150)

7ср

Складывая полученные значения As, строят суммарную кри­ вую s, начиная ее с той же скорости, что и кривую t. Путь sn (в м), пройденный автомобилем за время переключения передач, опре­ деляют по формуле

sn = кп^п!

 

 

(151)

где 1'п — средняя скорость автомобиля

за

врехгя

переключения

передач в м/с.

 

 

 

При построеппп графика интенсивности разгона в координатах

t —s сначала наносят значения времени t

и пути s,

соответствую­

щие разгону от скорости vx до скорости у2,

а затем значения ^

+ Ц hsj -}- s2 для интервала иг и3 и т. д. После этого соединяют полученные точки плавной кривой.

Пример. Рассчитать и построить графики ускорений, пути и времени разгона легкового автомобиля с полной нагрузкой па горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием (/„ = 0,018). Значения коэффициента / при движении со скоростями, большими 16,7 м/с, определить по формуле (100), а значения D взять из таблиц, приведенных в предыдущих примерах.

Коэффициент учета вращающихся масс при движении на первой пере­

даче

бвр1“ 1 + 6 i +

= 1 -]- 0 ,0 4 - ] - 0 ,0 4 • 3 ,3 13 = 1 ,5 3 .

На второй передаче 6bpjt

гг 1,25; на третьей передаче бвр1ц = 1,12;

на прямой передаче 6вр1у = 1 ,0 8 .

136


У ск о р ен и е

D- f

/бвр 8 -

при скорости 3,12 м/с

h

(0,403-0,018)9,81

2,47 м/с2;

 

1,53

при скорости 5,05 м/с

/2

0,424-0,018

9,81 = 2,54 м/с2.

 

1,53

 

Среднее ускорение в интервале скоростей 3,12 — 5,05 м/с:

/'ср = 0,5 ()\ -(-/о) = 0,5 (2,47 2,54) = 2,5 м/с2.

Приращение скорости

Др1 = 5,05 —3,12 = 1,93 м/с.

Результаты расчетов сведены в таблицу, а график ускорений приня­ того к расчету автомобиля показан на рис. 58, а.

/> Л г

Лк

Х\ к

а

10

20

30 V ,м/с

а)

Рис. 58. Параметры разгона автомобиля, принятого к расчету: а — график ускорений; б — график пути и времени разгона

Отрицательное значение ускорения доказывает, что максимальная скорость больше 38' м/с, но меньше 44,8 м/с. По графику ускорений нахо­ дим нтах = 3 9 ,5 м/с.

13.7

 

Первая

передача

 

 

Вторая передача

 

V

° 1

/

/I

V

В П

/

i 11

 

 

3,12

0.403

0.018

2,47

4.S5

0.200:

0.018

1,90

5,05

0.41(1

0,018

2,54

7.85

0.267

0.0IS

1,96

7,00

0;410

0.01S

2.51

10,80

0.261

0,018

1,91

8,90

0.379

0.018

2.31

13.80

0.240

0.018

1,74

10.85

0.329

0.01S

1.99

16.80

0.206

0,021

1.45

12,80

0,260

0,018

1,55

19,80

0,156

0,0226

1,04

 

Третья передача

 

 

Четвертая передача

 

V

D1IJ

/

й п

V

О IV

1

> IV

7.55

0.164

0.018

1,28

• 11.0

0,112

0.018

0,85

12,20

0.16S

0,01S

1,31

17.7

0,108

0.022

0.78

16.90

0,160

0.021

1.22

124,5

0,099

0.025

0.67.

21,50

0.144

0,023

1.06

31,2

0,076

0.030

0.42

26.20

0,115

0.026

0.78

3S.0

0.048

0,035

0.118

30,90

0.079

0,029

0.44

44.8

0,0112

0,042

-0,28

Бремя разгона в первом интервале скоростей

 

Ai’!

1,93 п

с.

ДП— .,

— л с —0,77

 

/

ер

 

 

Средняя скорость

 

 

 

 

у'еР =

0,5 (3,12 + 5,05) ==4,09

м/с.

Путь разгона в первом

интервале

скоростей

Д^ = у'с,рД<1 = 4,09 • 0,77 =

= 3,15 м.

По графику ускорений определим начальные скорости переключения

передач:

 

 

 

 

 

 

 

 

у'н =

12,4

м/с; у" =

19,2

м/с;

и"'=

30,9 м/с.

 

Принимая время

переключения

передач

/п =

2 с, найдем уменьшение

скорости прп переходе с первой передачи на вторую:

 

Д1-ц =

9,3/+ =

9,3 • 0,018 ■2 = 0,34 м/с.

 

При переходе со второй передачи на третью Ду" = 0,42 м/с,

а прп пере­

ходе на прямую передачу

Ду"’ =

0,54 м/с.

 

 

 

Скорости в конце перехода в м/с:

 

 

 

 

с первой передачи на вторую и'1( = 12,06;

 

 

со второй передачи па третью у" =

18,78;

 

 

с третьей передачи на прямую v” ' =

30,36.

 

 

Средние скорости за время переключения передач:

 

уп = 0,5 (ун + v H) =

0,5 (12,4 + 12,06) =

12,23 м/с;

 

 

у" =

0,5 (1Q,2+18,78) я» 19,0 м/с;

 

 

у"' =

0,5 (30,9 -+ 30,36) =

30,63

м/с.

 

Пути автомобиля

за

время

переключения передач:

I

«и= 12,23-2 = 24,46

м;

s" =

38,0

м; «"'=61,26 м.

 

138


Результаты расчетов сведены в таблицу. Графики времени и пути раз­ гона рассчитываемого автомобиля показаны на рис. 58, б.

V

j

icp

Ди

 

At

t

»cp

As

3,12

2,47

2,50

1,93

 

0.77

0,00

4.09

0,00

5.05

2,54

 

0,77

3.15

2.52

1,95

 

O',77

6,03

3,15

7,00

2,51

 

1,54

4.05

2,41

1,90

 

0.79

7.95

7,8 •

8,90

2.31

 

2,33

6.3

2,15

1,95

 

0,91

9,8S

14.1

10,85

1,99

 

3,24

9.0

1,93

1,55

 

0,80

11,60

23.1

12.40

1,88

 

4,04

9.3

-0,34

 

2,00

12,13

32,4

12,06

1,90

 

6,04

24,26

1,82

1,74

.

0,96

12,93

56.7

13,80

1,74

7,00

12,4

1.60

3,0

 

1,88

15,30

69.1

16,8

1,45

 

8.88

26,7

1.28

2.4

 

1,88

18,00

95.8

19.2

1,12

 

10,76

33,8

_

-0,42

 

2,00

19,00

126.9

1S.7S

1,16

 

12,76

3S,0

1,11

2.72

 

2,45

20.15

164.9

21.5

1,06

 

15,21

49.3

0,92

4,7

 

5,11

23,85

214.2

26,2

0,78

 

20,32

122,0

0,61

4.7

 

7,70

28,55

336.2

30,9

0.44

 

28.02

220,0

_

—0,54

 

2,00

30.63

556.2

30,36

0,46

 

30,02

61,26

0,44

0,84

 

1.91

30,78

617.5

31,2

0,42

 

31,93

53J

0,27

6.8

 

25.2-"

34.6

676.2

39,0

0,118

 

57,13

871,0

 

 

 

 

 

1547,?

§ 4. ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДЪЕМОВ

Изложенный выше способ определения максимального подъема по динамической характеристике пригоден для наиболее тяжелого случая движения, когда длина подъема весьма велика, и автомо­ биль, двигаясь равномерно, преодолевает его только за счет тяго­ вой силы 1\. Короткие подъемы можно преодолевать, используя кинетическую энергию, накопленную автомобилем при разгоне. Поэтому подъем, который автомобиль преодолевает с разгона, больше подъема, преодолеваемого им при равномерном движе­ нии.

Рассмотрим схему, показанную на рис. 59, а. Автомобиль движется со скоростью v0 по участку АВ, который характери­ зуется коэффициентом В точке В начинается разгон, и к на­ чалу подъема .автомобиль движется со скоростью vx. На участке СЕ, коэффициент сопротивления которого ф2 > Фы скорость уменьшается.

Для определения максимальной длины подъема считают, что автомобиль приближается к началу подъема со скоростью, макси­ мально возможной на участке АС. Кривую динамического фак­

139