Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
АУВУ\ А 2В2 ..., равные расстоянию 2s1. Из кондов отрезков про водят наклонные прямые В^С^, В2С2, ..., изображающие равномер
ное |
движение обгоняемого автомобиля со скоростью их. |
Точки |
Сг; |
С2, ... пересечения кривой 0 0 и наклонных прямых |
дают |
возможность определить путь и время обгона в случае движения обгоняющего автомобиля по правой стороне дороги. Так, для обгона, который начинается со скорости, соответствующей точке А 3, расстояние s0g, необходимое для обгона, соответствует от резку А 3Е.
Если ширина проезжейчасти дороги мала и нужно учиты вать возможность встречи с автомобилем, который движется в про тивоположном направлении, то проводят наклонную линию под
Рпс. 63. Расчет времени и пути обгона, который сочетается с разгоном:
11 — IV — категории дорог
углом, соответствующим скорости встречного автомобиля (напри мер, C3D3), до пересечения с горизонтальной линией, проходящей через точку начала обгона (в данном случае через точку /13). Расстояние s'o5, которое должно быть свободным перед обгоняющим автомобилем, в этом случае соответствует длине отрезка A3DS. Разность ординат точек А и С (например, 4 3 и С3) представляет собой время обгона 10ъ-
Результаты подобных расчетов для автомобиля ГАЗ-24 «Волга» показаны на рис. &3, б. Кривая 1 соответствует обгону в пределах правой стороны дороги, а кривая 2 — обгону с выездом обгоняю щего автомобиля на левую сторону, по которой движется встреч ный автомобиль. Как видно из рисунка, при скорости обгоняе мого автомобиля 12,5 м/с для безопасного обгона на правой сто роне дороги автомобилю ГАЗ-24 «Волга» необходимо не менее 210 м (точка А). Если же автомобиль при обгоне пересекает осе вую линию, то безопасный нуть обгона увеличивается до 350 м (точка В).
На этом же рисунке пунктирными линиями нанесены расстоя ния видимости, которые должны быть обеспечены на дорогах
147
различных категорий. Согласно действующим нормативам на проектирование дорог предусмотрено пять категорий дорог, отличающихся интенсивностью и скоростью движения транс портных средств и значением в дорожной сети страны. К I —II категориям принадлежат дороги союзного и республиканского значений. Дороги III категории имеют обычно областное значе ние, а дороги IV —V категорий — местное хозяйственно-админи стративное значение.
Расстояние видимости встречного автомобиля даже для дорог II категории равно всего 350 м, что обеспечивает безопасность обгона лишь при скорости обгоняемого автомобиля 12 м/с. На дорогах же III категории, на которых выход автомобиля па левую стороиу проезжей части наиболее вероятен, расстояния видимости пастолько малы, что можно безопасно обгонять лишь автомобили, которые движутся со скоростью 8 —10 м/с.
Глава X
ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
§ I. ИЗМЕРИТЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ
Топливо является важнейшим эксплуатационным матерналом, ко торый автомобильный транспорт потребляет в большом количестве. Стоимость топлива составляет 10—15% всех затрат на перевозки. Поэтому топливо необходимо использовать с максимальной эф фективностью, не допуская неоправданных его затрат и потерь.
Расход топлива автомобилем зависит от его конструкции и технического состояния, а также от дорожных и климатических условий, квалификации водителя и организации транспортного процесса.
Совершенство конструкции автомобиля с точки зрения топлив ной экономичности оценивают по величине общего расхода топ лива Q в л, отнесенного к длине пройденного пути s в км или к ве личине транспортной работы в ткм. Расход топлива в л при про беге автомобилем 100 км
дп = 100-2-. (164)
Расход топлива на единицу пробега сравнительно легко опре делить, однако он не учитывает транспортной работы, выполня емой автомобилем, что может привести к неверным выводам при оценке топливной экономичности. Так, у автомобиля, перевозя щего груз, расход топлива на единицу пробега всегда больше, чем у того же автомобиля, работающего в тех же условиях, но без нагрузки. Поэтому более правильно оценивать топливную эко номичность автомобиля по расходу топлива, отнесенному к еди нице транспортной работы.
В качестве измерителей топливной экономичности двигателя используют расход топлива в килограммах за час работы G7 кг/ч,
а также удельный эффективный расход в граммах |
на 1 кВт за |
|
1 ч работы ge г/(кВт-ч). |
|
|
Часовой расход топлива (в кг/ч) |
|
|
r> |
Зе^е |
|
^ ~ |
1000 * |
|
Вместе с тем» |
|
|
Gt = 3600-£j L, |
(166) |
149
где рт — плотность топлива в кг/л;
t — время, соответствующее расходу Q [формула (166)] или
пути s [формула (164)] в м. |
|
|
Из формул (164) и (166) |
получим |
|
<?т |
= 36рт(7п y . |
(167) |
Решив совместно уравнения (165) и (167), определим значение расхода топлива в л на 100 км пробега
8е^Те
7п (168)
36ртУ'
Согласно ГОСТу, дорожные испытания автомобиля на топлив ную экономичность проводят на горизонтальном прямолинейном
В)
Рпс. 64. Определение топливной экономичности автомобпля:
а — схема замера расхода топлива; б — топливно-экономическая ха
рактеристика автомобиля; I, II , I I I |
— положения крана; 1 — топлив |
ный бак; 2 ■*- топливный насос; з |
— карбюратор; 4 — трехходовой |
кран; 5 — мерный бачок |
|
участке дороги с твердым и ровным покрытием длиной 1 км. Авто мобиль с полной нагрузкой разгоняют за пределами мерного участка до определенной постоянной скорости. В момент пересе чения автомобилем первой границы мерного участка включают секундомер и переводят трехходовой кран 4 (рис. 64, а) из поло жения I в положение III, при котором топливо в карбюратор 3 поступает не из топливного бака 1 автомобиля, а из мерного бачка 5, снабженного стеклянной трубкой и шкалой. Бачок включен
150
б топливную магистраль между карбюратором 3 и топливным насо
сом 2. Когда автомобиль пересекает вторую границу участка, секун домер останавливают, а кран 4 возвращают в положение I, чтобы отключить мерный бачок. По разности уровней в бачке до и после замера определяют расход топлива за время движения по мерному участку. Установив край в положение II, восстанавливают исход ный уровень топлива в бачке 5, после чего повторяют заезд с той же скоростью в обратном направлении.
Определив средние значения удельного «путевого» расхода топлива дп и скорости v, получают зависимость qn — / (v) при данном значении коэффициента сопротивления дороги.
Повторив испытания на участ ках дороги с другими значениями коэффициента ф, строят топливно-
экономическую характеристику автомобиля, т. е. график зависи мости удельного путевого расхода топлива qn от скорости автомо биля v и коэффициента сопротив ления дороги ф (рис. 64, б). Этот график характеризует топливную экономичность автомобиля при его равномерном движении и позво ляет определить расход топлива по известным величинам да и v. Каж дая кривая графика имеет две характерные точки. Одна из них определяет минимальный расход топлива при движении по дороге с данным значением коэффициента
сопротивления дороги (например, g(nin при фД. Скорость, соответствующую этому расходу (например, пЭк), называют экономи ческой. Другая же (конечная) точка кривой определяет расход топ лива при полной нагрузке двигателя, что соответствует скорости движения, максимально возможной при данном значении коэффи циента сопротивления дороги (точки а, Ь, с). Огибающая кри вая ААУ, проведенная через эти точки, представляет собой изме нение путевого расхода топлива в зависимости от скорости v при полной нагрузке двигателя. Перегибы в правых частях кривых являются следствием обогащения смеси при включении эконо майзера.
Показателем топливной экономичности автомобиля служит
минимальный путевой расход топлива, соответствующий скорости кэк при испытаниях автомобиля с полной нагрузкой на горизон тальном участке дороги с твердым покрытием. Указываемый в тех нических характеристиках автомобилей контрольный расход топ лива практически мало отличается от минимального расхода.
151
При испытании автомобиля на стенде с беговымп барабанами (см. рпс. 39) получают зависимости силы тяги Рти часового рас хода топлива Gr от скорости v при различных положениях дрос сельной заслонки или рейки насоса. Для удобства использова ния эти зависимости совмещают на одном графике, как показано на рис. 65. Каждая из кривых соответствует определенному углу открытия дроссельной заслонки (с^, а 2, ...). По формулам (103) и (105) определяют значения сил сопротивления дороги п воздуха для различных значений ф и к, что позволяет нанести иа график кривые Рд -г Рв- По точкам пересечения каждой из этих кривых с кривыми Ртопределяют скорости автомобиля при данных поло жениях дроссельной заслонки. Кривые. GT, соответствующие этим положениям заслонки, позволяют определить часовые расходы топлива. Так, например, при коэффициенте фх и угле а 3 (точка /1) скорость автомобиля равпа vlt а расход топлива определяется отрезком fjCXg (точка В). Найдя несколько значений GT и v для одной величины коэффициента ф, по формулам (164) и (168) опре деляют путевые расходы топлива и строят кривую qa — / (и). Повторив построение для других значений коэффициента ф, строят график топливно-экономической характеристики автомо биля.
§ 2. УРАВНЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА
Выясним основные факторы, от которых зависпт путевой расход топлива qu.
Во время движения автомобиля эффективная мощность Ne двигателя затрачивается на преодоление рассмотренных выше со противлений движению. Из уравнения мощностного баланса имеем
= Лгт + N ,p= (Рд + Р в + Рч) loop Пт[’ • |
(1G9) |
|
Сопоставляя выражения (167) и (169), получим |
|
|
Ча = '36 ОЙОртПтр |
+ Р в) ■ |
(170) |
Из последней формулы следует, что расход топлива на единицу пробега уменьшается при улучшении топливной экономичности двигателя, оцениваемой величиной ge. Все конструктивные пара метры двигателя и особенности его рабочего процесса, от кото рых зависит удельный эффективный расход топлива, оказывают влияние па топливную экономичность автомобиля. Так, например, автомобили с дизелями, удельный эффективный расход топлива которых находится в пределах 230—290 г/(кВт-ч), обычно эконо мичнее автомобилей с карбюраторными двигателями, расходую щими 290—380 г/(кВт-ч).
Расход топлива автомобилем возрастает в случае увеличения сил сопротивления трансмиссии, дороги и воздуха. При разгоне
152