Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
Электродинамические замедлители представляют собой индук ционные муфты, принцип действия которых основан иа наведении вихревых токов в пх якоре. Якорн замедлителей могут быть коло колообразными или дисковыми. Ниже в качестве примера рассмот рен замедлитель с дисковым якорем. В неподвижном корпусе такого замедлителя установлены электромагниты. Его якорь состо ит нз двух металлических дисков, жестко связанных с ведомым валом коробки передач и имеющих на наружной поверхности ребра для улучшения охлаждения. Между якорем и полюсами электромагнитов имеется зазор (не менее 1,5—2 мм), от величины которого зависит величина тормозного момента.
Если во время торможения по обмотке электромагнита течет электрический ток, то в якоре, вращающемся в магнитном поле, возникают вихревые токи, создающие собственное магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей возникает прило женный к якорю тормозной момент, величина которого зависит от скорости автомобиля. Замедлители этого типа не нуждаются в регу лировке и обслужпванци и более эффективны, чем гидравлические замедлители. Однако они дорогостоящи, имеют сравнительно большую массу и при торможении потребляют значительную электрическую мощность (0,5—1,2 кВт). По распространению элек тродинамические замедлители занимают второе место за воздуш ными замедлителями.
Регулятор тормозных сил
Тормозная система должна обеспечивать максимально возможную эффективность торможения автомобиля без потери им устойчи вости и управляемости на различных дорожных покрытиях и при разных нагрузках. Это возможно лишь в том случае, если все колеса автомобиля одновременно заторможены до предела, что осуществляется с помощью автоматически действующего
антиблокировочного устройства. Вероятность блокировки зад них колес и заноса автомобиля при торможении можно значи тельно снизить, если с повышением интенсивности торможения или с уменьшением нагрузки автомобиля уменьшать тормозные силы,' действующие на задние колеса. Для этого в двухконтурном гидравлическом тормозном приводе предусматривают устройство, автоматически ограничивающее во время торможбния давление в контуре задних тормозов. В результате повышается эффектив ность торможения автомобиля.
Вероятность блокировки задних колес автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули» при торможении значительно уменьшает регулятор тормозных сил, автоматически снижающий давление в тормозных цилиндрах задних тормозов при уменьшении деформации пружин задней подвески, т. е. в случае повышения интенсивности тор можения или уменьшения нагрузки автомобиля.
176
Регулятор 1 (рис. 75. а), укрепленный на кронштейне кузова болтами 5, шарнирно соединен с задней осью с помощью тяги 6 и шарнирно связанного с ней торсиона 2, который одним концом
Рис. 75. Регулятор тормозных сил:
а — установка регулятора; б — регулятор открыт; е — регулятор закрыт;
1 — от главного тормозного |
цилиндра; |
I I |
— к |
задним тормозам; А — |
|||
полость давления на входе; |
Б — полость |
давления |
на выходе; В — от |
||||
верстие для штуцера 9; Г — отверстие для штуцера |
10\ Е — расстояние |
||||||
для |
установки положения корпуса регулятора; 1 — поршень регулятора; |
||||||
2 — торсион; з — кожух; 4 — палец; о — болты; в —тяга; 7 — кронштейн; |
|||||||
8 — регулятор; 9 — штуцер для подвода |
жидкости |
от главного тормоз |
|||||
ного |
цилиндра к регулятору; ю — штуцер для |
подвода |
жидкости от |
||||
регулятора к тормозным цилиндрам задних тормозов; |
11 — корпус |
||||||
регулятора; 1 2 — распорное |
кольцо; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — |
||||||
прокладка; 1 5 — резьбовая |
пробка; 1 6 — резиновое |
кольцо |
регулятора; |
17 — упорное кольцо; 18 — пружина Р, Р 1 и Р 2 — силы, действующие lia поршень
177
свободно установлен в пластмассовой втулке кронштейна 7-, а другим закреплен болтом в пальце 4 регулятора. При сближении задней оси и кузова, т. е. когда в результате увеличения деформа ции пружин задней подвески уменьшается расстояние Е, палец 4 поворачивается, а торснон, упираясь свободным концом в поршень 1 регулятора, закручивается на больший угол. Поэтому сила Р давления торспона на поршень регулятора при сближении задней оси и кузова увеличивается, а при их удалении — уменьшается.
В |
случае правильной |
установки |
регулятора (расстояние Е = |
= |
220 ± 5 мм) торсион |
2 должен |
слегка касаться поршня 1. |
К штуцерам 9 и 10 регулятора присоединены трубки, соединяющие его соответственно с главным тормозным цилиндром и тормозными цилиндрами задних тормозов. Для защиты регулятора от загряз нения служит резиновый кожух 3.
В корпусе 11 (рис. 75, б) расположен поршень 1 регуля
тора, диаметр головки которого (Б*) больше |
диаметра хвосто |
вика (Б,). Хвостовик в месте выхода его из |
корпуса уплотнен |
резиновым кольцом 13, сжатым пружиной 18. |
Если нет сопро |
тивления, то пружина 18, упираясь через кольцо 17 в выступ
хвостовика, перемещает поршень вверх. |
Перемещение поршня |
|||||
ограничивает резьбовая пробка |
15, |
уплотненная прокладкой 14 |
||||
н |
имеющая |
диаметральный паз |
(на |
рис. 75, б показан разрез |
||
по пазу). Резиновое кольцо 16 при |
этом |
упирается в распорное |
||||
кольцо 12. |
|
|
|
|
|
|
|
Если прп отпущенной педали тормоза задняя ось и кузов |
|||||
сближены настолько, что расстояние Е < |
220 мм, то, как показано |
|||||
на |
рпс. 75, б, поршень регулятора |
под действием пружины 18 |
||||
и |
силы Р |
торсиопа находится |
в |
крайнем верхнем положении |
||
(регулятор |
открыт). |
|
педаль |
тормоза, жидкость из |
||
|
Когда водитель нажимает на |
главного тормозного цилиндра через отверстие Г, кольцевые зазоры вокруг хвостовика и головки поршня, кольцевую полость Б и отверстие Б поступает к тормозным цилиндрам задних тормозов. Так как площадь верхнего торца поршня больше площади нижней кольцевой поверхности его головки, а давления в полостях А п Б одинаковые, то равнодействующая сил давления жидкости Р± и Р2 паправлена вниз и стремится закрыть регулятор. Однако регулятор остается открытым вследствие того, что равнодейству ющая сил сопротивления пружины 18 и торспона 2 (силы Р) больше равнодействующей сил и Р,.
По мере увеличения давления жидкости при том же значении силы Р равнодействующая сил Р1 и Р2 возрастает настолько, что, преодолевая сопротивление пружины 18 и торспона 2, перемещает поршень вниз до упора его головки в кольцо 16 (регулятор закрыт, рис. 75, в). В результате регулятор ограничивает давление в поло сти Б и в тормозных цилиндрах задних тормозов. Чем интенсивнее торможение или меньше пагрузка автомобиля, тем меньше дефор мация пружин задней подвески, больше расстояние Е и меньше сила
178
Р, а следовательно, тем раньше и при меньшем давлении в полости
Бзакроется регулятор. В случае снижения интенсивности тормо жения или увеличения нагрузки автомобиля давление в полости Б увеличивается.
Таким образом при установке регулятора величина тормозных сил, действующих на задние колеса, зависит от значения верти кальной нагрузки на заднюю ось, что снижает вероятность бло кировки задних колес и заноса автомобиля при торможении. Так как после закрытия регулятора давление в тормозных цилин драх передних тормозов продолжает увеличиваться, то эффектив ность их действия и всей тормозной системы, имеющей регулятор тормозных сил, повышается (в большей степени используется сцеп ной вес, воспринимаемый передней осью).
Когда же водитель отпускает педаль тормоза, происходит оттормаживание задних тормозов, так как под действием давления в полости Б регулятора поршень вместе с.кольцом 16 переме щается вниз, вследствие чего регулятор открывается, и давленпе
в этой полости уменьшается.
§ 9. ПОНЯТИЕ ОБ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Автотехнической экспертизой называют научно-техническое иссле дование дорожно-транспортного происшествия специалистами автомобильного транспорта. К дорожно-транспортным происшест; виям относят происшествия, возникшие при движении автомобиля по улицам или дорогам и вызвавшие травмы или смерть людей, повреждения транспортных средств, искусственных сооружений и грузов или нанесшие какой-либо другой материальный ущерб.
Автотехническую экспертизу проводят для того, чтобы дать обоснованную научно-техническукг характеристику всех фаз дорожно-транспортного происшествия, установить объективные причины его возникновения и выяснить поведение отдельных его участников. Автотехнический эксперт устанавливает технические причины происшествий, для чего выясняет наличие неисправнос тей у автомобиля, участвовавшего в происшествии, и время их возникновения, определяет скорости движения, величины тормоз ного и остановочного путей и т. д.
Исходными данными для проведения экспертизы служат результаты осмотра места происшествия и автомобилей, а также результаты опроса участников и очевидцев происшествия.
Одним из наиболее распространенных видов дорожно-транспорт ного происшествия является наезд автомобиля на пешехода. При экспертном исследовании таких происшествий обычно возникает вопрос о величине скорости автомобиля в момент, предшествовав ший торможению, и о том, имел ли водитель возможность, приме нив экстренное торможение, избежать наезда на пешехода.
179