Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
Для грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с гидравлическим тормозным приводом при начальной скорости 13,8 м/с и силе нажатия на педаль тормоза 700 Н
втор = 0,54у + 0,1у2.
Для тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов при началь ной скорости 11,5 м/с
Stop = 0,65l>-j-0,113lA
Эти нормы действительны для случая торможения автомоби лей с полной нагрузкой на горизонтальной дороге с сухим, ровным асфальтобетонным покрытием.
§ 3. ТОРМОЗНАЯ СИЛА НА КОЛЕСАХ АВТОМОБИЛЯ
При торможении элементарные силы трения, распределенные по поверхности фрикционных накладок, создают результирующий момент трения Мтор, направленный в сторону, противоположную вращению колеса, а между колесом и дорогой возникает тормоз ная сила Ртор.
Рпс. 72. Силы, действующие на автомобиль цри торможении на подъеме
Максимальное значение тормозной силы Ртор тах равно силе сцепления шины с дорогой. При установке тормозов на все колеса автомобиля (рис. 72) максимальное значение тормозной силы (в Н)
Р тор max == Р тор 1 ~Ь Р тор2 = |
фдДт ~г фаД-2= |
(Zi -f- Z3). |
Но |
|
|
Z± |
Zn — Ga, |
|
тогда |
|
(178) |
P тор max — фхС"о- |
Так как максимальное значение коэффициента ф^ находится в пределах 0,8—0,9, то при торможении на сухой асфальтирован
164
ной дороге величина тормозной силы может достигнуть 80—90% значения силы тяжести автомобиля.
Обычно тормозную систему проектируют с расчетом полу чения такого тормозного момента М тор, который может довести колеса до юза при торможении автомобиля с полной нагрузкой на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием.
§ 4. УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
Составим в общем виде уравнение движения автомобиля при его торможении на подъеме. Для этого спроектируем все силы, дей ствующие на автомобиль при торможении (рис. 72), на плоскость дороги:
Р тор! "ЬР тора~Г •РЬМ “Ь Р к а 4" Р и 4" Р В 4" Р ТД 4" Р г — Р II — Р'ГОР +
4" Рд4" Рв 4* Ртд~ь Рг Р11 = 0, |
(-179) |
где
Р тор — Р ТОР1 4- Р тора!
Рд = РК1 + Р„з + Р т
Ртд — сила трения в двигателе, приведенная к ведущим колесам,
в II.
Зная величину момента трения Мтд в двигателе, значение силы Ртд (в Н) определяют по формуле
Ртд |
Л/тд1’тр |
Р 'ТДiтр |
(180) |
|
11обрг |
11обр |
|||
|
|
Момент трения (в Н.м) в четырехтактном двигателе можно приближенно определить по формуле
МуД 0,8рмРд2ц,
где рм — среднее давление механических потерь, определяемое по формуле (47), в Н/м2;
Vh — рабочий объем цилиндра в м3; гц — число цилиндров двигателя.
Рассмотрим случай торможения автомобиля только тормозной
системой, когда сила Р тд = 0. |
замедления /3 (в м/с2): |
|
Из формулы (179) |
найдем величину |
|
,• |
Т’тор-Ь ^’д + ^’в + |
^’г |
7з------------- Щ |
- |
где М &— масса автомобиля в кг; би — коэффициент учета вращающихся масс при накате и тор
мошении.
Учитывая, что скорость автомобиля во время торможения уменьшается, можно считать, что сила Рп ~ 0. В связи с тем, что сила Рг мала по сравнению с силой Р тор, то-ею можно пренебречь, особенно при экстренном торможении. Тогда принятые допущения,
165
дающие небольшую погрешность в сторону улучшения тормозных свойств автомобиля, позволят написать уравнение (179) в следу ющем виде:
Ртор"4"73Д — 73л = 0.
Учитывая выражения (103), (114), и (178), получим
фxGa+ tyGa - МТа/з = 0.
Из последнего выражения получим преобразованное уравне ние движения прп торможении на негорнзонтальном участке дороги
Ф*+ ф - - у - / з = 0. |
(182) |
§ 5. ИЗМЕРИТЕЛИ ТОРМОЗНОЙ ДИНАМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
В качестве измерителей тормозной динамичности автомобиля используют замедление при торможении /3 (в м/с2), время тормо жения t (в с) и тормозной путь sT (в м).
Замедление при торможении автомобиля
Решая уравнение (182) относительно замедления (в м/с2),получим
(183)
Коэффициент срх обычно значительно больше коэффициента ф, поэтому величиной ф в выражении (183) можно пренебречь. Тогда
Принимая коэффициент б„ ^ 1 п ускорение g zz 10 м/с2, можно считать, что при экстренном торможении автомобилей всех моделей на сухом асфальтобетонном покрытии максимальное замедление будет находиться в пределах 8—9 м/с2. Экстренное торможение, при котором замедления автомобиля достигают больших значений, вызывает неприятные ощущения у пассажиров и повышенный износ тормозов и шин. Поэтому при служебном торможении замедления обычно не превышают 1,5—2,5 м/с2.
Если во время торможения коэффициент фх не изменяется, то замедление остается примерно постоянной величиной, т. е. не зависящей от скорости автомобиля (рис. 73, а).
Время торможения. Время торможения можно определить путем графо-аналитического интегрирования кривой j3 = f(v), постро енной по уравнению (181). Найдя по графику /3 = / (к) замедления для нескольких значений скорости, определяют среднее замедле ние в каждом интервале скоростей. Затем по формуле (147) находят приращение времени At в каждом интервале и, суммируя полу
166
ченные значения At, определяют время торможения. График зави симости £тор = / (у) показан на рис. 73, а.
Чтобы определить время t0, необходимое для остановки автомо биля с момента возникновения опасности, т. е. так называемое остановочное время, вернемся к рис. 71, а. За время ty замедление изменяется по закону, близкому к линейному. Поэтому можно считать, что в течение времени ty автомобиль движется с замедле-
Рпс. 73. Измерители тормозной динамичности автомобиля:
а — замедление, время движения и тормозной путь при торможенип тормозной систе мой; б — замедление при различных способах торможения; 1, 2 , 3 — кривые замедле ния при различных способах торможения; сплошные лпкпп — торможенпе тормозной системой; штриховые линии — совместное торможенпе
нием, равным приблизительно 0,5/зтах. Тогда приращение ско рости (в м/с)
A v = famf y . |
(185) |
Следовательно, скорость (в м/с) в начале экстренного торможе ния с замедлением 7'зшах
v' = v - A v = v - b ™ ? l . |
(186) |
Если же в дальнейшем автомобиль движется равнозамедленно с замедлением /зтах и останавливается в конце тормошения, то скорость в течение времени £тор уменьшается по линейному закону от значения v' до нуля.
Тогда
У = /з тах^тор- |
(-^ О |
167
Решая полученное уравнение относительно времениfTOp (в с) п подставляя вместо скорости v' его значение из выражения (186), получим
^ = ^ |
= |
,— |
- - 2 - . |
|
(188) |
' з т а х |
/ з т а х |
и |
|
|
|
Тактг образом, остановочное время (в с) |
|
|
|||
to — fp + ^ир “М у + ^тор — |
^пр + |
"о" Н“ Т |
£сум' |
(189) |
|
|
|
“ |
'3 |
|
|
где
^сум — tp “h tn p Н— 2~ •
Если значения тормозных сил на всех колесах автомобиля одно временно достигают максимальных значений сил сцепления, то величину замедления определяют по формуле (184). Тогда, прини мая с достаточной для практических расчетов точностью коэффици ент 6Н» 1, в этом случае получим
tо ^ ?Сум + • (190)
Тормозной путь. Тормозной путь определяют графо-аналити ческим интегрированием кривой /тор = / (v), считая, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется равнозамедленно. Раз бив кривую £тор = / (v) на несколько интервалов, по формуле (150) определяют приращения пути As в каждом интервале ско ростей так же, как это сделано при определении пути разгона. Сложив полученные значения приращения пути As, определяют общий путь торможения sxop. Примерный вид графика зависимости
$тор= |
/ (у) с учетом сил Рк, Рв и Рг показан на рис. 73, а штрихо |
вой, |
а без учета этих сил — сплошной линиями. |
Расстояние, необходимое для остановки автомобиля с момента |
возникновения опасности, т. е. длину так называемого остановоч ного пути, можно определить, если принять характер изменения замедления, который показан на рис. 71.
Как и раньше, примем, что при уменьшении скорости от кдо v‘ автомобиль движется с постоянным замедлением, равным 0,5 /зтах.
Тогда |
согласно формуле (150) путь, пройденный автомобилем |
||||
за этот |
период: |
|
|
|
|
|
£cpAv_ _ |
fo-j-i/) (р — v' ) |
1 |
_ и2 — (у')а |
(191) |
|
^СР |
^ |
®’®/зтах |
max |
|
|
|
Во время экстренного торможения Замедление равно /зтпх и тормозной путь, пройденный автомобилем при уменьшении ско рости от значения v' до нуля (в м):
STop |
(О2 |
(192) |
|
з шах |
|||
|
|
168
Найденная величина s.rop представляет собой путь, пройденный автомобилем за время /тор торможения с максимальной интен сивностью. Остановочный путь s0 (в м), необходимый для остановки автомобиля, больше пути sTop, так как в него входит также путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя, срабатыва ния тормозного привода и увеличения замедления:
5'0 = V (£р -}- £пр) -)- Sy + Stop = v (/р + ^ир) Н- 1— '----- — |
■ (193) |
'з т а х |
' з max |
Подставляя в полученную формулу вместо скорости и' ее выра жение из формулы (186) и пренебрегая весьма малым значением произведения, содержащего ty, получим
s0 = 1^сум ~Ь ------- |
■ |
(194) |
“‘ з max
Если тормозные снлы на всех колесах автомобиля одновременно достигли значений сил сцепления, то с учётом уравнения (181) при Ртд = Рг = О тормозной путь автомобиля
___________________ б ц -M g (v ) 2_______________ |
_ . бц (у ) 3 |
^ |
У* |
/ , | п г \ |
тор — 2 [(ф я+ Л С cos a + G sin а + Р в] |
2<pxg |
~ |
2фxg ‘ |
1 |
. Величина тормозного пути прямо пропорциональна квадрату скорости автомобиля в момент начала торможения. Поэтому п-ри увеличении начальной скорости тормозной путь увеличивается особенно быстро (см. рис. 73, а). Зная величину sTOp, остановочный путь определяют по формуле
S0 = Vtcyu~Ь 2^^ • |
(196) |
Для определения значений t0 и s0 по формулам (189) и (194) должна быть известна величина максимального замедления авто мобиля, которую определяют опытным путем. Если же максималь ное замедление неизвестно, то, зная величину cp.v, значения t0 и s0 определяют по формулам (190) и (196).
§ 6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИЛЫ МЕЖДУ КОЛЕСАМИ АВТОМОБИЛЯ
При торможении автомобиля сила инерции Ра, действуя на плече /гц (см. рис. 72), вызывает перераспределение нормальных нагру зок между передними и задними колесами: нагрузка на передние колеса увеличивается, а на задние, наоборот, уменьшается. Поэтому значения нормальных реакций Zxи Z2, действующих соответственно на передние и задние колеса автомобиля во время торможения, значительно отличаются от значений нагрузок G1nG2, которые они воспринимают в статическом состоянии. Как заказывалось выше, эти изменения оценивают коэффициентами /?г.Р1 и тр., изменения
169