Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. А. АНТОНОВ, Р. Ф. НЕДРА

УСТРОЙСТВО МОРСКОГО СУДНА

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Утверждено Управлением учебных заведений

Министерства морского флота в ’качестве учебного пособия для подготовки специалистов в мореходных школах

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974

УДК 629.123.011(075.3)

Устройство

морского судна.

А и т о н о в А. А.,

Нед­

ра Р. Ф. Изд.

2-е, перераб. и

доп. Μ., «Транспорт»,

1974,

232с.

Вкниге приведены сведения по классификации морских

судов, их эксплуатационным и мореходным качествам, энерге­ тическому оборудованию, дано описание конструкций корпуса, судовых устройств и систем. Большое внимание уделено кон­ струкции и оборудованию танкеров.

Предназначена в качестве учебника для мореходных школ. Рис. 202, табл. 5, список лит. 14 назв.

Главы 1, II, IV, V и VIII написаны Р. Ф. Недра, гла­ вы III, VI, VII и IX—XVII-А. А. Антоновым.

,<3≈- т—:----- -i∙-.-'∙'------- -^v' ...an⅛⅜∙4

.і.

■ Гос. П'бг'ичн Я

rj

±■научно-те χ⅛nn Lкая і

;биолй0.ена ■

-■ЭКЗЕМПЛЯР >1

M λ,m-ta⅜h0γ° 3aλa

31806—280 А 049(01)—74 280—74

© Издательство «Транспорт», 1974 г.

ВВЕДЕНИЕ

Морской транспорт играет в экономике нашей страны очень важ­

ную роль. Несмотря на развитие других видов транспорта, мор­

ские суда являются практически единственным средством перевоз­

ки крупных партий груза между континентами, между многими

разделенными морями районами. Морским путем перевозится ос­ новная часть внешнеторговых грузов, первое место среди которых занимает нефть, затем лесные, сыпучие и генеральные (штучные)

грузы. Велика роль морского флота и в каботажных перевозках —

между советскими портами, особенно в районах Дальнего Восто­

ка и Крайнего Севера.

Морской флот СССР развивается быстрыми темпами и стал

в настоящее время одним из крупнейших в мире. Его основу состав­ ляют современные быстроходные суда, оборудованные дизельными и паротурбинными установками. Суда строятся крупными сериями,

что значительно улучшает условия их эксплуатации и ремонта.

Широко внедряется на судах автоматизация и механизация судо­

вых работ, облегчающая труд моряков и повышающая эффектив­

ность работы флота. Получают развитие новые типы морских су­

дов, позволяющие резко повысить интенсивность грузовых работ

и провозную способность флота.

Все виды транспорта в СССР развиваются планово и ком­

плексно с учетом потребности в них и экономической эффектив­ ности. При этом доля морского транспорта в грузообороте страны

увеличивается. Морской флот стал рентабельной отраслью народ­ ного хозяйства. Он сейчас удовлетворяет потребности в каботаж­ ных перевозках, полностью обеспечивает доставку внешнеторго­ вых грузов и используется на перевозках грузов иностранных фрахтователей.

Все это стало возможным благодаря росту и техническому со­

вершенствованию флота, портов, судостроительной и судоремонт­

ной базы, мастерству моряков и других работников, связанных с эксплуатацией флота.

з


Бурное развитие экономики СССР, дальнейшее расширение

внешнеэкономических связей требуют постоянного увеличения морских перевозок. Директивами XXIV съезда КПСС намечено увеличить грузооборот морского транспорта в девятой пятилетке

(1971 —1975 гг.) в 1,4 раза. Удельный вес грузооборота загран­ плавания достигнет к 1975 г. 92,1%. По решению партии и Совет­

ского правительства предусмотрено пополнить флот высокоэконо­ мичными универсальными, специализированными и автоматизиро­ ванными судами. Будет продолжаться рост скоростей и размеров судов.

Флот пополнится судами наиболее прогрессивных типов, кото­ рые строятся как на отечественных, так и на зарубежных верфях.

В соответствии с планами кооперации и специализации значитель­

ная часть судов, пополняющих морской флот СССР, строится в ряде социалистических стран.

Среди судов ближайшего будущего: первые отечественные

крупнотоннажные танкеры; высокоавтоматизированные сухогруз­

ные суда, включая суда нового типа — с горизонтальной погруз­

кой-выгрузкой; мощные дизель-электрические ледоколы; атомный ледокол «Арктика», крупнотоннажные суда для перевозки нава­

лочных грузов И многие другие.

Раздел первый

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ СУДАХ

Глава I. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ СУДОВ

§ 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Судно — плавучее инженерное сооружение, предназначенное для

транспортных перевозок или выполнения других задач, связанных

с мореплаванием и судоходством. Существует большое количество типов морских судов, что требует их специальной классификации.

Суда классифицируют по назначению, району плавания, типу дви­ гателя и т. п.

Основными характеристиками любого судна являются его глав­

ные размерения (линейные размеры), водоизмещение (вес судна)

и эксплуатационные качества — грузоподъемность, вместимость,

скорость и пр.

Каждое судно должно обладать также особыми мореходными

качествами, обеспечивающими безопасность его плавания. К ним

относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость,

управляемость, плавность качки. Знание этих качеств помогает экипажу правильно и грамотно решать различные вопросы экс­

плуатации судна, не допуская аварийных положений.

Регистр СССР. Большую роль в обеспечении безаварийной ра­

боты судов играет Регистр СССР. Это — государственная органи­

зация, осуществляющая технический надзор за строящимися,

эксплуатируемыми и ремонтируемыми судами 1. Под контроль Ре­ гистра СССР подпадают все самоходные морские суда мощ­

ностью не менее 75 л. с. и несамоходные вместимостью не менее

80 per. т.

Регистр разрабатывает и издает специальные правила класси­

фикации и постройки морских судов, в которых изложены техни­

ческие требования к корпусу судна, энергетической установке, су­

довым устройствам и системам, навигационным приборам и друго­ му судовому оборудованию.

Для осуществления надзора Регистр СССР имеет во всех бас­ сейнах свои инспекции. Проверка технического состояния каждого

судна проводится путем очередных и

внеочередных освидетель­

1 Аналогичные классификационные

общества

имеются

и в других странах

с развитым судостроением, например:

Регистр судоходства

Ллойда — в Англии,

французское бюро Веритас —• во Франции, Американское бюро судоходства — в США, Японское классификационное общество — в Японии и др.

5


ствований, после которых судну выдается Удостоверение на год­ ность к плаванию и другие документы.

Судам, полностью удовлетворяющим правилам, присваивается соответствующий класс Регистра СССР и выдается классифика­ ционное свидетельство, что является подтверждением особой на­

дежности судна. Класс Регистра возобновляется, как правило,

одни раз в четыре года.

§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

По назначению все морские суда делятся на два основных

класса: гражданские суда и военные корабли.

Гражданские суда делятся, в свою очередь, иа транспортные

(торговые), промысловые, служебно-вспомогательные, суда тех­ нического флота, специальные и спортивные. Самая крупная из

этих групп — транспортные суда, включающие пассажирские, су­

хогрузные и наливные.

П а с с ажир ск и е

суда

(рис.

1). Пасса­

Транспортные суда.

 

 

жирским считается судно, имеющее более 12 оборудованных пас­ сажирских мест и предназначенное для перевозки пассажиров и

багажа.

Такие суда имеют несколько палуб и сильно развитые над­

стройки с большим количеством помещений. Суда отличаются ком­ фортабельностью, повышенной скоростью и удовлетворяют наибо­ лее высоким требованиям по обеспечению безопасности плавания.

К пассажирским приравниваются и грузо-пассажирские суда,

на которых, кроме кают для пассажиров, имеются помещения для

перевозки грузов.

Сухогрузные суда составляют основную часть транспорт­

ных судов. Они бывают универсальные и специализированные.

Рис. I. Пассажирское судно «Шота Руставели» (типа «Иван Франко»)

6

Рис. 2. Универсальное сухогрузное судно типа «Новгород»

Универсальные сухогрузные суда (рис. 2) пред­

назначены в основном для перевозки генеральных грузов (т. е.

штучных, в ящиках, мешках, бочках и т. п.) и приспособлены для перевозки других видов грузов, например насыпных (зерно) и

контейнеров. Суда имеют несколько грузовых трюмов, две-три па­ лубы, оборудованы грузовым устройством, позволяющим само­ стоятельно производить погрузку-выгрузку. Грузоподъемность —

до 20 тыс. т.

Специализированные сухогрузные суда предназ­

начены для перевозки отдельных видов груза. Они делятся на не­ сколько типов.

Лесовозы — однопалубные суда, рассчитанные на перевозку

лесного груза в трюмах и частично на палубе, которая делается повышенной прочности.

Балкеры — рудовозы, углевозы и др.— крупные однопалубные суда, предназначенные для перевозки массовых (навалочных, на­

сыпных) грузов: руды, угля, апатитов, зерна и т. д. Грузоподъем­

ность-— до 150 тыс. т.

Рефрижераторные суда (рис. 3) служат для перевозки скоро­

портящихся грузов: мяса, рыбы, фруктов и т. п. Они имеют тепло­

изоляцию трюмов, мощную холодильную установку и отличаются

повышенной скоростью.

Морские паромы предназначены для перевозки через проливы и моря железнодорожных составов и автомашин вместе с пассажи­

рами и грузом.

Контейнеровозы (рис. 4)—новый тип судов, предназначенный

для перевозки грузов, заранее упакованных в стандартные ящи­

ки — контейнеры. Погрузка-выгрузка

контейнеров занимает в

4—7 раз

меньше времени, чем обычного генерального груза.

Суда

с горизонтальным способом

погрузки-выгрузки —

 

 

также

новый тип судов, предназначенный для перевозки грузов в трейле­ рах (автоприцепах), контейнерах, пакетах и другой упаковке. По-

7


Рис. 3. Рефрижераторное судно «Александра Коллонтай».

грузка-разгрузка таких судов осуществляется через кормовые или бортовые лацпорты с помощью автопогрузчиков, что резко повы­

шает интенсивность грузовых работ.

Лихтеры — несамоходные суда-баржи, доставляемые к месту назначения буксирами. В настоящее время появились особые су­

да — лихтеровозы, которые перевозят лихтеры на борту. В этом

случае лихтеры выгружают прямо па воду и отбуксировывают к

месту разгрузки. Такой способ значительно ускоряет доставку

грузов.

Наливные суда, или танкеры (рис. 5), служат для пе­

ревозки наливом жидких грузов: нефти, нефтепродуктов, а также

растительных масел, патоки, пресной воды и т. п. Грузовая часть

танкера разделена поперечными и продольными переборками на

8

большое, число отсеков — танков. Это позволяет перевозить одно­ временно несколько сортов груза и, кроме того, улучшает море­ ходные качества судна.

Увеличение перевозок нефти привело к строительству очень крупных танкеров, грузоподъемность которых приближается к 500 тыс. т. На долю танкеров падает более */з мирового тоннажа всего транспортного флота.

В последнее десятилетие получили развитие специализирован­ ные наливные суда, например газовозы (перевозят сжиженные га­

зы; аммиак, пропан и т. д.), виновозы и др. Появились также ком­

бинированные суда — нефтерудовозы. Они перевозят в одном на­

правлении нефть, а в другом — руду, что исключает переходы суд­ на в балласте.

Промысловые суда служат для морского промысла (лов рыбы,

добыча китов, крабов, тюленей и пр.). Они делятся на большое число типов: рыболовные, траулеры, сейнеры, рыболовные боты,

тунцеловы, краболовы, китобойные и зверобойные суда. К ним относятся также плавучие базы и заводы, перерабатывающие до­

бычу непосредственно в море.

Служебно-вспомогательные суда обеспечивают нормальную работу транспортного и промыслового флота. К ним относятся сле­

дующие суда.

Ледоколы (рис. 6)—суда, имеющие особо прочный корпус

и мощные главные двигатели. По назначению делятся на линей­ ные—-для проводки судов в тяжелых льдах, вспомогательные — для околки от льда проводимых судов и портовые, предназна­ ченные для продления навигации в замерзающих портах.

Буксиры (рис. 7)—небольшие маневренные суда со сравни­

тельно мощной энергетической установкой. Они делятся на мор­

ские, служащие для буксировки морем различных плавучих соо­

ружений, и портовые — для проводки других судов в портах.

Раздаточные суда — малые танкеры, снабжающие топ­ ливом, маслом, пресной водой другие суда, стоящие у причалов

или на рейде.

Лоцманские суда — небольшие мореходные катера, слу­ жащие для доставки лоцмана на судно.

9