Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
А. А. АНТОНОВ, Р. Ф. НЕДРА
УСТРОЙСТВО МОРСКОГО СУДНА
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Утверждено Управлением учебных заведений
Министерства морского флота в ’качестве учебного пособия для подготовки специалистов в мореходных школах
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 629.123.011(075.3)
Устройство |
морского судна. |
А и т о н о в А. А., |
Нед |
ра Р. Ф. Изд. |
2-е, перераб. и |
доп. Μ., «Транспорт», |
1974, |
232с.
Вкниге приведены сведения по классификации морских
судов, их эксплуатационным и мореходным качествам, энерге тическому оборудованию, дано описание конструкций корпуса, судовых устройств и систем. Большое внимание уделено кон струкции и оборудованию танкеров.
Предназначена в качестве учебника для мореходных школ. Рис. 202, табл. 5, список лит. 14 назв.
Главы 1, II, IV, V и VIII написаны Р. Ф. Недра, гла вы III, VI, VII и IX—XVII-А. А. Антоновым.
,<3≈- т—:----- -i∙-.-'∙'------- -^v' ...an⅛⅜∙4
.і. |
■ Гос. П'бг'ичн Я |
rj |
±■научно-те χ⅛nn Lкая і
;биолй0.ена ■
-■ЭКЗЕМПЛЯР >1
M λ,m-ta⅜h0γ° 3aλa
31806—280 А 049(01)—74 280—74
© Издательство «Транспорт», 1974 г.
ВВЕДЕНИЕ
Морской транспорт играет в экономике нашей страны очень важ
ную роль. Несмотря на развитие других видов транспорта, мор
ские суда являются практически единственным средством перевоз
ки крупных партий груза между континентами, между многими
разделенными морями районами. Морским путем перевозится ос новная часть внешнеторговых грузов, первое место среди которых занимает нефть, затем лесные, сыпучие и генеральные (штучные)
грузы. Велика роль морского флота и в каботажных перевозках —
между советскими портами, особенно в районах Дальнего Восто
ка и Крайнего Севера.
Морской флот СССР развивается быстрыми темпами и стал
в настоящее время одним из крупнейших в мире. Его основу состав ляют современные быстроходные суда, оборудованные дизельными и паротурбинными установками. Суда строятся крупными сериями,
что значительно улучшает условия их эксплуатации и ремонта.
Широко внедряется на судах автоматизация и механизация судо
вых работ, облегчающая труд моряков и повышающая эффектив
ность работы флота. Получают развитие новые типы морских су
дов, позволяющие резко повысить интенсивность грузовых работ
и провозную способность флота.
Все виды транспорта в СССР развиваются планово и ком
плексно с учетом потребности в них и экономической эффектив ности. При этом доля морского транспорта в грузообороте страны
увеличивается. Морской флот стал рентабельной отраслью народ ного хозяйства. Он сейчас удовлетворяет потребности в каботаж ных перевозках, полностью обеспечивает доставку внешнеторго вых грузов и используется на перевозках грузов иностранных фрахтователей.
Все это стало возможным благодаря росту и техническому со
вершенствованию флота, портов, судостроительной и судоремонт
ной базы, мастерству моряков и других работников, связанных с эксплуатацией флота.
з
Бурное развитие экономики СССР, дальнейшее расширение
внешнеэкономических связей требуют постоянного увеличения морских перевозок. Директивами XXIV съезда КПСС намечено увеличить грузооборот морского транспорта в девятой пятилетке
(1971 —1975 гг.) в 1,4 раза. Удельный вес грузооборота загран плавания достигнет к 1975 г. 92,1%. По решению партии и Совет
ского правительства предусмотрено пополнить флот высокоэконо мичными универсальными, специализированными и автоматизиро ванными судами. Будет продолжаться рост скоростей и размеров судов.
Флот пополнится судами наиболее прогрессивных типов, кото рые строятся как на отечественных, так и на зарубежных верфях.
В соответствии с планами кооперации и специализации значитель
ная часть судов, пополняющих морской флот СССР, строится в ряде социалистических стран.
Среди судов ближайшего будущего: первые отечественные
крупнотоннажные танкеры; высокоавтоматизированные сухогруз
ные суда, включая суда нового типа — с горизонтальной погруз
кой-выгрузкой; мощные дизель-электрические ледоколы; атомный ледокол «Арктика», крупнотоннажные суда для перевозки нава
лочных грузов И многие другие.
Раздел первый
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ СУДАХ
Глава I. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ СУДОВ
§ 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Судно — плавучее инженерное сооружение, предназначенное для
транспортных перевозок или выполнения других задач, связанных
с мореплаванием и судоходством. Существует большое количество типов морских судов, что требует их специальной классификации.
Суда классифицируют по назначению, району плавания, типу дви гателя и т. п.
Основными характеристиками любого судна являются его глав
ные размерения (линейные размеры), водоизмещение (вес судна)
и эксплуатационные качества — грузоподъемность, вместимость,
скорость и пр.
Каждое судно должно обладать также особыми мореходными
качествами, обеспечивающими безопасность его плавания. К ним
относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость,
управляемость, плавность качки. Знание этих качеств помогает экипажу правильно и грамотно решать различные вопросы экс
плуатации судна, не допуская аварийных положений.
Регистр СССР. Большую роль в обеспечении безаварийной ра
боты судов играет Регистр СССР. Это — государственная органи
зация, осуществляющая технический надзор за строящимися,
эксплуатируемыми и ремонтируемыми судами 1. Под контроль Ре гистра СССР подпадают все самоходные морские суда мощ
ностью не менее 75 л. с. и несамоходные вместимостью не менее
80 per. т.
Регистр разрабатывает и издает специальные правила класси
фикации и постройки морских судов, в которых изложены техни
ческие требования к корпусу судна, энергетической установке, су
довым устройствам и системам, навигационным приборам и друго му судовому оборудованию.
Для осуществления надзора Регистр СССР имеет во всех бас сейнах свои инспекции. Проверка технического состояния каждого
судна проводится путем очередных и |
внеочередных освидетель |
||
1 Аналогичные классификационные |
общества |
имеются |
и в других странах |
с развитым судостроением, например: |
Регистр судоходства |
Ллойда — в Англии, |
французское бюро Веритас —• во Франции, Американское бюро судоходства — в США, Японское классификационное общество — в Японии и др.
5
ствований, после которых судну выдается Удостоверение на год ность к плаванию и другие документы.
Судам, полностью удовлетворяющим правилам, присваивается соответствующий класс Регистра СССР и выдается классифика ционное свидетельство, что является подтверждением особой на
дежности судна. Класс Регистра возобновляется, как правило,
одни раз в четыре года.
§ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ
По назначению все морские суда делятся на два основных
класса: гражданские суда и военные корабли.
Гражданские суда делятся, в свою очередь, иа транспортные
(торговые), промысловые, служебно-вспомогательные, суда тех нического флота, специальные и спортивные. Самая крупная из
этих групп — транспортные суда, включающие пассажирские, су
хогрузные и наливные. |
П а с с ажир ск и е |
суда |
(рис. |
1). Пасса |
Транспортные суда. |
|
|
жирским считается судно, имеющее более 12 оборудованных пас сажирских мест и предназначенное для перевозки пассажиров и
багажа.
Такие суда имеют несколько палуб и сильно развитые над
стройки с большим количеством помещений. Суда отличаются ком фортабельностью, повышенной скоростью и удовлетворяют наибо лее высоким требованиям по обеспечению безопасности плавания.
К пассажирским приравниваются и грузо-пассажирские суда,
на которых, кроме кают для пассажиров, имеются помещения для
перевозки грузов.
Сухогрузные суда составляют основную часть транспорт
ных судов. Они бывают универсальные и специализированные.
Рис. I. Пассажирское судно «Шота Руставели» (типа «Иван Франко»)
6
Рис. 2. Универсальное сухогрузное судно типа «Новгород»
Универсальные сухогрузные суда (рис. 2) пред
назначены в основном для перевозки генеральных грузов (т. е.
штучных, в ящиках, мешках, бочках и т. п.) и приспособлены для перевозки других видов грузов, например насыпных (зерно) и
контейнеров. Суда имеют несколько грузовых трюмов, две-три па лубы, оборудованы грузовым устройством, позволяющим само стоятельно производить погрузку-выгрузку. Грузоподъемность —
до 20 тыс. т.
Специализированные сухогрузные суда предназ
начены для перевозки отдельных видов груза. Они делятся на не сколько типов.
Лесовозы — однопалубные суда, рассчитанные на перевозку
лесного груза в трюмах и частично на палубе, которая делается повышенной прочности.
Балкеры — рудовозы, углевозы и др.— крупные однопалубные суда, предназначенные для перевозки массовых (навалочных, на
сыпных) грузов: руды, угля, апатитов, зерна и т. д. Грузоподъем
ность-— до 150 тыс. т.
Рефрижераторные суда (рис. 3) служат для перевозки скоро
портящихся грузов: мяса, рыбы, фруктов и т. п. Они имеют тепло
изоляцию трюмов, мощную холодильную установку и отличаются
повышенной скоростью.
Морские паромы предназначены для перевозки через проливы и моря железнодорожных составов и автомашин вместе с пассажи
рами и грузом.
Контейнеровозы (рис. 4)—новый тип судов, предназначенный
для перевозки грузов, заранее упакованных в стандартные ящи
ки — контейнеры. Погрузка-выгрузка |
контейнеров занимает в |
|
4—7 раз |
меньше времени, чем обычного генерального груза. |
|
Суда |
с горизонтальным способом |
погрузки-выгрузки — |
|
|
также |
новый тип судов, предназначенный для перевозки грузов в трейле рах (автоприцепах), контейнерах, пакетах и другой упаковке. По-
7
Рис. 3. Рефрижераторное судно «Александра Коллонтай».
грузка-разгрузка таких судов осуществляется через кормовые или бортовые лацпорты с помощью автопогрузчиков, что резко повы
шает интенсивность грузовых работ.
Лихтеры — несамоходные суда-баржи, доставляемые к месту назначения буксирами. В настоящее время появились особые су
да — лихтеровозы, которые перевозят лихтеры на борту. В этом
случае лихтеры выгружают прямо па воду и отбуксировывают к
месту разгрузки. Такой способ значительно ускоряет доставку
грузов.
Наливные суда, или танкеры (рис. 5), служат для пе
ревозки наливом жидких грузов: нефти, нефтепродуктов, а также
растительных масел, патоки, пресной воды и т. п. Грузовая часть
танкера разделена поперечными и продольными переборками на
8
большое, число отсеков — танков. Это позволяет перевозить одно временно несколько сортов груза и, кроме того, улучшает море ходные качества судна.
Увеличение перевозок нефти привело к строительству очень крупных танкеров, грузоподъемность которых приближается к 500 тыс. т. На долю танкеров падает более */з мирового тоннажа всего транспортного флота.
В последнее десятилетие получили развитие специализирован ные наливные суда, например газовозы (перевозят сжиженные га
зы; аммиак, пропан и т. д.), виновозы и др. Появились также ком
бинированные суда — нефтерудовозы. Они перевозят в одном на
правлении нефть, а в другом — руду, что исключает переходы суд на в балласте.
Промысловые суда служат для морского промысла (лов рыбы,
добыча китов, крабов, тюленей и пр.). Они делятся на большое число типов: рыболовные, траулеры, сейнеры, рыболовные боты,
тунцеловы, краболовы, китобойные и зверобойные суда. К ним относятся также плавучие базы и заводы, перерабатывающие до
бычу непосредственно в море.
Служебно-вспомогательные суда обеспечивают нормальную работу транспортного и промыслового флота. К ним относятся сле
дующие суда.
Ледоколы (рис. 6)—суда, имеющие особо прочный корпус
и мощные главные двигатели. По назначению делятся на линей ные—-для проводки судов в тяжелых льдах, вспомогательные — для околки от льда проводимых судов и портовые, предназна ченные для продления навигации в замерзающих портах.
Буксиры (рис. 7)—небольшие маневренные суда со сравни
тельно мощной энергетической установкой. Они делятся на мор
ские, служащие для буксировки морем различных плавучих соо
ружений, и портовые — для проводки других судов в портах.
Раздаточные суда — малые танкеры, снабжающие топ ливом, маслом, пресной водой другие суда, стоящие у причалов
или на рейде.
Лоцманские суда — небольшие мореходные катера, слу жащие для доставки лоцмана на судно.
9