Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6. Линейный ледокол «Ленинград»

Рис. 7. Портовый буксир типа «Сатурн»

Разъездные суда служат для сообщения судов, стоящих

на рейде, с берегом и с другими судами.

Спасательные суда — мореходные суда, сходные с мор­

скими буксирами и предназначенные для оказания помощи тер­ пящим бедствие судам.

Пожарные суда — быстроходные суда, дежурящие в круп­

ных портах и имеющие специальное оборудование для тушения пожаров на судах или причалах.

Плавучие маяки — особые суда, стоящие на якоре

при входе в порты, каналы и служащие ориентирами для других судов.

Суда технического флота. Земснаряды — суда, выполняю­ щие дноуглубительные работы в портах и на морских каналах.

Они бывают двух типов: землечерпалки и землесосы. Землечер­ палки вынимают грунт при помощи черпаков, а затем этот грунт

отвозят в море грунтоотвозные шаланды. Землесосы отсасывают

грунт вместе с водой и в виде пульпы направляют éro по рефу­

лерному трубопроводу к месту свалки.

Плавучие доки служат для подъема судов с целью осмот­ ра и ремонта их подводной части.

Плавучие краны необходимы для грузоподъемных работ

впортах и на судостроительных и судоремонтных заводах.

Ксудам технического, флота относятся также углеперегру­

жатели и зерноперегружатели, плавучие мастер­

ские и др.

Специальные суда. Наиболее характерные из них — научно-

исследовательские (рис. 8) и учебные суда. Первые предназначе­

ны для исследования морских глубин, слежения за искусственны-

Рис. 8. Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев»

ми спутниками и выполнения других научных работ в море. На вторых проходят плавательскую практику учащиеся морских

учебных заведений.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на:

суда неограниченного района плавания;

суда ограниченного района плавания I — могут плавать в от­

крытых морях с удалением от порта-убежища до 200 миль с допу­

стимым расстоянием между портами-убежищами до 400 миль.

Взакрытых морях (Балтийское, Черное и др.) плавают без огра­ ничения;

суда ограниченного района плавания II — разрешается плава-'

ние в открытых морях с удалением от порта-убежища до 50 миль

сдопустимым расстоянием между портами-убежищами до 100 миль.

Взакрытых морях плавают в границах, установленных Реги­ стром;

суда ограниченного района плавания III — портового, рейдо­

вого и прибрежного плавания с установлением границ для каж­

дого конкретного района.

По материалу корпуса суда бывают: стальные ^(большинство),

деревянные (небольшие суда), железобетонные (плавучие доки,

стояночные суда), из алюминиевых сплавов и пластмассовые (не­

большие суда, шлюпки).

По типу главного двигателя суда делятся на:

пароходы—с паровой поршневой машиной; теплоходы — с двигателем внутреннего сгорания; турбоходы — с паровой турбиной;

газотурбоходы — с газовой турбиной;

дизель-электроходы и турбоэлектроходы — с главными элект­ родвигателями, ток к которым подается от генератора, вращае­

мого дизелем или турбиной;

атомоходы — с атомной энергетической установкой.

По типу движителя суда делятся на винтовые, с крыльчатым

движителем, с воздушным винтом, водометные, колесные, парус­

ные, гребные.

По характеру движенияcyj ,z бывают следующих типов.

Водоизмещающие суда — суда обычного типа. При плавании вытесняют корпусом определенный объем воды, не зависящий от

скорости.

Глиссирующие суда — быстроходные катера, при движении ко­

торых на днище действует гидродинамическая подъемная сила.

Корпус всплывает и скользит по поверхности воды (глисси­ рует). Благодаря уменьшению сопротивления воды повышается

скорость.

Суда на подводных крыльях (рис. 9) имеют под корпусом осо­

бые крылья, на которых при движении судна возникает гидроди­ намическая подъемная сила. Корпус полностью приподнимается над водой, и скорость резко возрастает.

12


Рис. 9. Морское судно на подводных крыльях

Суда на воздушной подушке оборудованы мощными вентиля­

торами, которые нагнетают воздух под днище и создают там по­ вышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для по­

ступательного движения служат воздушные винты, обеспечиваю­

щие высокую скорость.

§ 3. АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ СУДОВ

Надстройка и верхняя палуба. По этому признаку различают

следующие суда (рис. 10).

Трехостровные суда, имеющие три надстройки: в носу

(бак), в средней части (средняя надстройка) и в корме (ют). Этот тип особенно характерен для грузовых судов ранней постройки и

широко распространен до настоящего времени. Надстройки слу­

жат для расположения в них разл-ичных судовых помещений и для

улучшения мореходных качеств судна. Они повышают запас пла­

вучести и непотопляемость судна; бак, кроме того, улучшает всхо­ жесть судна на волну, ют защищает палубу от заливания попут­

ной волной.

Дву X островные суда имеют две надстройки, чаще всего

бак и ют. Суда такого типа — это танкеры, суда для перевозки навалочных грузов и др.

Суда с удлиненным баком. У них надстройка бака

удлинена или слита со средней надстройкой. Удлиненный бак име­

ют морские буксиры, спасательные и другие суда, которые долж­ ны обладать повышенной мореходностью. Удлиненный бак дела­

ется и у многих транспортных судов с целью увеличения объема

носовых помещений.

Суда с удлиненным ютом. У таких судов надстройка

юта удлинена или слита со средней надстройкой, что позволяет

увеличить объем кормовых помещений. Удлиненный ют у многих грузовых и промысловых судов.

13

 

6

τ

 

7

 

 

 

 

7

---- *1---------- 7

 

 

 

8

v~c—h^τ-7

 

 

et

 

 

 

 

^l½⅞'≡

ΓTy7

 

 

 

5

Рис. 10. Архитектурные типы судов:

 

 

/—трехостровнос судно;

2 — двухостровное;

 

3— с

удлиненным баком;

4— с удлиненным

 

ютом;

5— со сплошной надстройкой; 6 — глад­

 

копалубное без

надстроек;

7 — квартердечное;

 

 

8—с

тронковой

палубой

Суда со сплошнойнадстройкой. Сплошная над­

стройка, идущая по всей длине судна, характерна для пассажир­

ских судов, так как позволяет разместить большое количество са­ мых различных помещений.

Г л ад к опа луб и ые суда без надстроек имеют толь­

ко рубки. К этому типу относятся, например, портовые буксиры,

у которых на верхней палубе только одна рубка, не доходящая до

бортов.

К в а р те р де ч и ы е

суда отличаются тем,

что имеют в

кор­

мовой

части квартердек — местный

подъем верхней палубы

на

1 —1,2

м. Квартердек

делают для

увеличения

объема кормовых

отсеков. Это позволяет больше принимать груза в кормовые трю­ мы и избежать при полной загрузке судна дифферента на нос.

Кроме того, при расположении машинного отделения в корме

квартердек позволяет удобнее разместить оборудование энергети­ ческой установки. Квартердечные суда могут иметь любые над­

стройки.

Суда с тронковой палубой. Верхняя палуба этих судов

имеет приподнятую часть - (тронк), проходящую вдоль судна в

районе грузовых отсеков. Такая палуба бывает у некоторых тан­

керов и зерновозов небольшой грузоподъемности. Наличие

тронка предупреждает опасное смещение груза на один борт при

качке.

Число палуб. По числу палуб основного корпуса различают суда одно-, двух- и многопалубные.

Грузовые суда в зависимости от рода перевозимого груза

имеют одну — три палубы. На крупных пассажирских судах число

палуб основного корпуса может достигать четырех (например,

суда типа «Иван Франко») и более.

14


Глава II. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА СУДОВ

§ 4. ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ И ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СУДНА

Сечения корпуса. Корпус судна имеет сложную обтекаемую

форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха при его движении. Для наглядного представления о наружных очертаниях

(обводах) корпуса принято условно

изображать его в трех вза­

имно перпендикулярных плоскостях (рис. 11).

Диаметральная

плоскость

(ДП)—

продольно-вертикальная

плоскость, делящая

судно на две

симметричные части: ле­

вую и правую. Изображение судна в этой плоскости называется

боком.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя)—поперечно-вертикаль­

ная плоскость, проходящая через середину судна. Обозна­ чается значком ⅛' . Изображение судна в этой плоскости назы­ вается корпусом.

Плоскость конструктивной ватерлинии (KBJI)—горизонталь­

ная плоскость, совпадающая с поверхностью спокойной воды при

плавании судна в полном грузу. Она делит судно на надводную и

подводную части.

Главными размерениями судна называются его линейные раз­

меры: длина, ширина, высота борта и осадка. Уточним эти поня­

тия (рис. 12).

Длина наибольшая (L∏s)—расстояние, измеренное в горизон­ тальной плоскости между крайними точками носа и кормы судна

без учета выступающих частей.

Длина

габаритная

(Lre)—

максимальная длина судна

с уче­

том выступающих частей.

(Дквл) — длина, измеренная в

плоско­

Длина

конструктивная

сти конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с ДП.

Ширина наибольшая (ВНб)—расстояние, измеренное перпен­

дикулярно ДП между крайними точками корпуса без учета вы­ ступающих частей.

Рис. 11. Основные

плоскости

корпуса судна:

ДП — диаметральная

плоскость;

КВЛ — конструктивная ватерлиния;

.(⅛ —плоскость мидель-шпангоута

15


Рис. 12. Главные размерения судна:

а — без постоянно выступающих частей; б —с постоянно выступающими частями; в—в поперечных сечениях корпуса

Ширина габаритная (ВГб)—максимальная ширина судна с

учетом выступающих частей, например привальных брусьев.

Ширина на мидель-шпангоуте (В)—ширина, измеренная на

уровне KBJl между внутренними поверхностями бортов, т. е. без учета толщины обшивки корпуса.

Высота борта (H)— вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между внутренними поверхностями верхней

палубы (у борта) и горизонтального киля.

Осадка наибольшая (Лтб) — вертикальное расстояние, изме­

ренное от KBJI до нижней кромки киля в месте наибольшего

углубления судна.

16

Различают также осадку носом Tn и кормой Tk. Разность меж­

ду ними называется дифферентом Δ:

Δ=Γκ-Th (дифферент на корму),

или

S=Tii-Tk (дифферент на нос).

Средняя осадка судна равна полусумме осадок носом и кор­

мой:

7?cμ~

2

 

_

Лі ɪ

Водоизмещение. Различают массовое (весовое) и объемное во­

доизмещение судна.

водоизмещение — это масса

Массовое

(весовое)

судна, находящегося на плаву, измеряемая в тоннах, равная мас­

се вытесненной судном воды. Поскольку в процессе эксплуатации

масса судна может меняться в широких пределах, в практике ис­

пользуют два понятия:

водоизмещение в полном грузу D, равное суммарной массе

корпуса судна, всех механизмов, устройств, груза, пассажиров

экипажа и судовых запасов при наибольшей допустимой осадке;

водоизмещение порожнем D01 равное массе судна с оборудова­

нием, постоянными запасными частями и снабжением, с водой в котлах, механизмах и трубопроводах, но без груза, пассажиров,

экипажа и без топлива и других запасов.

Объемное водоизмещение (V) — это объем подводной

части судна, измеренный в кубических метрах. Его можно выра­ зить через главные размерения:

V=δLBT,

для мор­

где δ — коэффициент полноты водоизмещения, равный

ских транспортных судов 0,6—0,8.

массовым

Объемное водоизмещение судна прямо связано с

(весовым) водоизмещением, так как по закону Архимеда любое плавающее тело вытесняет объем воды, масса которой равна мас­

се этого тела. Применительно к судну

D = yV,

где у — плотность

воды,

равный

для пресной воды 1,0

т/м3,

для морской 1,025

т/м3.

 

 

§ 5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

 

Грузоподъемность — это масса перевозимых судном различных

грузов, выраженная в тоннах. Различают дедвейт и чистую

гру­

зоподъемность.

это разность

между вѳдеиэмбщениямн- в

пол-

Дедвейт (DW)-

 

 

 

ном грузу и порожнем. В него входит мафа B⅛e∙ιftjfe¾^fi¾ftxπrι y-

2 Устройство морского судна

І 0И<5ЛИО. iH'.á ∙ l'^, 1


зов на судне, т. е. масса полезного груза, судовых запасов (топли­

ва, пресной воды и пр.), водяного балласта, экипажа и пассажи­ ров с багажом. Величина дедвейта для каждого конкретного суд­ на является постоянной.

Чистая грузоподъемность (Pr) — это масса только полезного груза, который может принять судно. Точный расчет судовых за­

пасов на рейс и сокращение их излишков позволяет нередко повы­

сить установленную чистую грузоподъемность, а тем самым и

эффективность работы судна.

Грузовместимость — это объем судовых помещений для пере­

возки груза, выраженный в кубических метрах. Принято различать

грузовместимость насыпыо — для зерна и грузовместимость кийо­ вую— для штучных грузов. Вторая примерно на 10% меньше

первой из-за невозможности полностью использовать часть грузовых помещений между выступающими балками судового набора.

Лучшим вариантом загрузки судна является такой, когда пол­

ностью используется и грузоподъемность и грузовместимость. Так

как 1 т

разных грузов занимает разный объем, учитывают

удель­

ную грузовместимость

судна (отношение

грузовместимости

к

чистой

грузоподъемности).

У судов для

генеральных грузов

она равна 1,8—2,1 м3/т, у

танкеров — 1,5

м3/т,

у рудовозов —

1,4 м3/т.

 

 

. В мировой практике размеры судов

Регистроваярегистроваявместимостьтонна,

оценивают по регистровой вместимости. Единицей измерения ее

служит

 

являющаяся условной

мерой объема

и

равная

1 per. τ = 2,83 м3 (или 100 куб. футам).

Регистровая вместимость измеряется по специальным Прави­

лам обмера судов и делится на валовую и чистую.

Валовая регистровая вместимость (брутто-регистровый тон­

наж— BRT) включает объем всех закрытых помещений под па­

лубой и в надстройках, за исключением отсеков двойного дна, ис­

пользуемых только для водяного балласта, а также некоторых

служебных помещений на верхней палубе, и выше (рулевой руб­

ки, камбуза, санузлов и пр.).

Чистая регистровая вместимость (нетто-регистровый тоннаж —

NRT) получается путем вычета из валовой вместимости объема помещений, не предназначенных для перевозки грузов и пассажи­

ров (помещения экипажа, механизмов, навигационные и пр.).

Иными словами, она учитывает только помещения, приносящие

судовладельцу непосредственный доход: грузовые и пассажирские.

Некоторые суда, например буксиры, имеют чистую вместимость,

равную нулю.

Валовая и чистая вместимость указывается в мерительном

свидетельстве судна. Пропорционально регистровой вместимости взимают с судов сборы и пошлины (за проход каналов, услуги

18