Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
§ 73. БОРЬБА C КОРРОЗИЕЙ ТАНКЕРОВ
Внутренние поверхности грузовых отсеков па танкерах в про цессе эксплуатации подвергаются значительному разрушению от действия разных видов коррозии. Особенно интенсивная коррозия
происходит при перевозке светлых сортов нефтепродуктов (бензи нов) и сырой нефти с большим содержанием серы. Значительная
коррозия происходит от воздействия морской воды, используемой для мойки танков и балласта, а также от действия влажного воз духа, заполняющего свободный объем танков.
Наиболее распространенный способ защиты от коррозии — это покрытие внутренних поверхностей танков различными химически устойчивыми лакокрасочными материалами. Широкое применение
получили материалы, изготовленные па основе синтетических, на
пример, эпоксидных смол. Такие покрытия образуют на поверх
ности эластичную сплошную пленку, устойчивую к действию неф
тепродуктов, морской воды и влажного воздуха, хорошо выдер
живающую тепловое воздействие до 70o C и выше. Кроме того,
применение этих покрытий улучшает условия промывки поверхно стей танков.
Другим способом защиты танков от химической коррозии, при
меняемым чаще всего при перевозке сырой нефти, является ис пользование особых веществ — ингибиторов (замедлителей) кор
розии. Сущность такой защиты состоит в том, что ингибиторы,
введенные в нефтепродукты, образуют на поверхности танка за щитную пленку. Эта пленка представляет собой соединение, воз
никающее в результате химического взаимодействия ингибитора,
металла корпуса и среды. Защита ингибиторами может произво диться также путем их разбрызгивания по внутренним поверхно
стям пустых танков или растворения в принятой балластной воде.
Морская соленая вода, принимаемая в танки в качестве бал
ласта, является электролитом. В присутствии электролита между
разнородными металлами танка, например между стальным кор
пусом и бронзовыми деталями арматуры, появляются гальва
нические токи, которые разрушают один из металлов, в данном
|
Рис. 197. Система осушки воздуха в |
танках: |
I — грузовые |
и балластные танки; 2 —• воздухоосушптельная |
установка; 3, 5 — невозврат |
|
но-запорные клапаны; 4 — магистраль сухого воздуха |
|
15 Устройство |
морского судна |
225 |
случае сталь. Появляется так называемая электрохимическая кор розия. Для борьбы с ней применяются протекторы.
Протектор представляет собой пластину из магниевого сплава,
обладающего более низким электродным потенциалом, чем сталь. Если такой протектор укреплен на корпусе, то в присутствии мор ской воды он будет разрушаться от действия токов, одновременно
защищая стальные конструкции. Разрушенные протекторы перио дически (раз в несколько лет) заменяют.
Серьезным недостатком такой защиты является то, что при ослаблении крепления протектор может упасть на днище танка и
при ударе вызвать искру. Поэтому на отечественных танкерах протекторы применяют только в чисто балластных танках. Состоя
ние и крепление протекторов надо проверять при каждом осмот ре танков.
Борьба с коррозией ведется также путем снижения влажно
сти воздуха в танках. Для этого некоторые суда оборудованы си
стемой осушки воздуха в |
танках (рис. |
197). В состав системы вхо |
дят воздухоосушительиая |
установка с |
вентилятором, магистраль |
и отростки в каждый танк, снабженные невозвратно-запорными
клапанами. C помощью этой системы танки сразу после мойки или откачки балласта продувают до полного осушения поверхностей
сухим воздухом. При грузовых операциях и на переходах с гру зом или балластом свободные объемы танков также заполняют
сухим воздухом.
Большие перспективы имеет внедряемая в настоящее время на
танкерах система осушенных инертных газов. В этом случае вме
сто сухого воздуха в танки подается негорючий дымовой газ от
силовой установки, тщательно осушенный и очищенный от серни стых примесей. Заполнение танков таким газом не только снижа ет коррозию, по и исключает опасность воспламенения и взрыва нефтяных паров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А к її м о в П. П. Силовые установки морских судов. Μ., «Транспорт», 1971» Александров А. В. Судовые системы. Л., «Судостроение», 1966. Александров Μ. Н. Судовые устройства. Л., «Судостроение», 1968, Алексеев А. А. и др. Охрана труда на морском транспорте. Μ., «Транс
порт», 1971.
Аносов А. В., Д и д ы к А. Д. Управление судном и его техническая экс плуатация. Μ., «Транспорт», 1969.
А с с о р о в Ф. Г., Шпиков Б. И. Пожарная безопасность на морском транспорте. Μ., «Транспорт», 1968.
Афонин 3. 74. и др. Теория и устройство судов. Μ., «Транспорт», 1965. Ваганов А. Μ., Карпов А. В. Общее устройство судов. Л., «Судострое
ние», 1965.
Воронков А. В., Клементьев Ю. В. Советский морской флот, Μ., «Транспорт», 1972.
Горячев А. Μ., П о д р у г и н Е. Μ. Устройство и основы теории морских судов. Л., «Судостроение», 1971.
Г у р о в и ч А. Н. и др. Судовые устройства. Л.., «Судостроение», 1967, Леонтьев В. H., Фролов Н. Ф. Судостроительные материалы. Л., «Су
достроение», 1965.
Нунупаров С. Μ., Бегагоен Т. Н. Грузовые и специальные системы танкеров. Μ., «Транспорт», 1969.
Фрид Е. Г. Устройство судна. Л., «Судостроение», 1970,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сведение |
...................................................................................................................... |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ |
|
|
|
|
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ СУДАХ |
|
||
Глава |
I. |
Классификация морских судов .................................................... |
|
5 |
||
|
|
§ |
1. |
Общие понятия....................................... |
|
5 |
|
|
§ |
2. |
Классификация судов ......... |
|
6 |
Глава |
II. |
§ |
3. |
Архитектурные типы судов................................................... |
|
13 |
Эксплуатационные и мореходные |
качества судов |
. . .-15 |
||||
|
|
§ |
4. |
Главные размерения и водоизмещение судна |
... 15 |
|
|
|
§ |
5. |
Эксплуатационные качества |
судна ...... |
17 |
|
|
§ |
6. |
Мореходные качества судна............................................ |
19 |
§7. Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки . . 26
Глава |
III. |
Энергетическое |
оборудование судов ....... |
|
|
29 |
||||||
|
|
§ |
8. |
Главные |
двигатели.......................................................... |
|
|
29 |
||||
|
|
§ |
9. |
Движители |
|
|
энергетическое.......................................оборудование . .. |
34 |
||||
|
|
§ |
10. |
Вспомогательное |
36 |
|||||||
|
|
§ |
11. |
Автоматизация |
судов ......... |
|
|
39 |
||||
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
КОРПУС СУДНА |
|
|
|
||||
Глава |
Iλr. |
Судостроительные |
материалы и соединение деталей . |
|
41 |
|||||||
|
|
§ |
12. |
Судостроительные |
материалы ....... |
|
|
41 |
||||
|
|
§ 13. Способы соединения судовых деталей ..... |
|
|
45 |
|||||||
Глава |
V. Конструкция корпуса |
.......... |
|
|
|
|
47 |
|||||
|
|
§ |
14. |
Краткие сведения |
о |
прочности корпуса |
.... 47 |
|||||
|
|
§ 15. Элементы корпуса судна.................................................. |
|
|
48 |
|||||||
|
|
§ 16. Системы набора корпуса .................................................. |
|
|
50 |
|||||||
|
|
§ |
17. |
Наружная обшивка, |
настил палуб и фальшборт , . |
56 |
||||||
|
|
§ 18. |
Второе дно, переборки, туннель гребного вала, водо |
60 |
||||||||
|
|
|
|
непроницаемые |
двери ......... |
|
|
|||||
|
|
§ |
19. Надстройки, |
рубки, |
штевни и машинно-котельные |
|
||||||
|
|
|
|
фундаменты |
|
. |
........................................................... 64 |
|||||
Глава |
VI. Судовые помещения . |
.............................................. ...... |
, |
68 |
||||||||
|
|
§ |
20. |
Назначение и расположение судовых помещений , |
, |
68 |
||||||
|
|
§ |
21. |
Грузовые трюмы, |
отсеки судовых запасов |
и балласта |
72 |
228
Глава
Глава
Глава
Глава
Глава
Глава
Глава
Глава
|
§ |
22. |
Служебные и жилые помещения . . . . . |
. |
76 |
|||||||
|
§ |
23. |
Внутрисудовая |
связь . . . . . . . . |
. |
80 |
||||||
|
|
|
РАЗДЕЛ |
ТРЕТИН |
|
|
|
|
|
|||
|
|
СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА |
|
|
|
|
|
|||||
VII. Рулевое устройство................................................................. |
|
|
|
|
81 |
|||||||
|
§ 24. Назначение и общие сведения....................................... |
|
|
. |
81 |
|||||||
|
§ 25. Конструкции рулей.Подруливающие устройства . |
, |
82 |
|||||||||
|
§ 26. Рулевые приводы и рулевые машины........................... |
|
|
86 |
||||||||
|
§ 27. Приводы управления рулевыми машинами .... |
|
|
91 |
||||||||
VIII. Якорное, швартовное |
и буксирное устройства |
.... 93 |
||||||||||
|
§ |
28. |
Назначение |
и составные части |
якорного |
устройства |
. |
93 |
||||
|
§ 29. Якоря и якорные цепи......................................................... |
|
|
|
|
94 |
||||||
|
§ |
30. |
Назначение и составные части |
швартовного устройства |
99 |
|||||||
|
§ 31. Якорно-швартовные механизмы.......................................... |
|
|
|
101 |
|||||||
|
§ |
32. |
Буксирное устройство ......... |
|
|
|
|
ЮЗ |
||||
IX. Грузовое устройство |
........... |
|
|
|
|
|
Ю5 |
|||||
|
§ 33. Назначение и общие сведения |
....... |
|
|
|
105 |
||||||
|
§ |
34. |
Мачты |
.................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
106 |
|
§ |
35. |
Грузовые стрелы................................................................. |
|
|
|
|
|
108 |
|||
|
§ 36. Механизированные грузовые стрелы............................. |
|
|
|
112 |
|||||||
|
§ 37. Грузовые лебедки и краны................................................. |
|
|
|
|
114 |
||||||
|
§ |
38. |
Люковые |
закрытия |
.............................................................. |
|
|
|
|
118 |
||
X. Спасательное устройство |
... à ..... . |
123 |
||||||||||
|
§ |
39. |
Общие сведения . ..................................................... |
. |
123 |
|||||||
|
§ |
40. |
Шлюпки |
|
и........................................................................... |
шлюпочные лебедки |
|
|
|
124 |
||
|
§ |
41. |
Шлюпбалки |
|
|
|
129 |
|||||
|
§ 42. |
Плоты и индивидуальные спасательные средства , |
. |
132 |
||||||||
|
|
|
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
СУДОВЫЕ |
СИСТЕМЫ |
|
|
|
|
|
|||
XI, |
Классификация и |
составные частисудовых систем , |
. |
. |
136 |
|||||||
|
§ |
43. |
Классификация.................................................................... |
|
|
|
|
|
136 |
|||
|
§ 44, Трубы и типовая арматура................................ |
|
|
|
|
137 |
||||||
|
§ |
45. |
Механизмы........................................ |
|
|
|
|
|
|
140 |
||
|
§ |
46. |
/Маркировка |
судовыхтрубопроводов.............................. |
|
|
|
143 |
||||
XII. Трюмные системы |
|
|
........................................... |
|
|
|
|
145 |
||||
|
§ 47, |
Воздушные и измерительные трубы. Дистанционное |
|
|||||||||
|
|
|
измерение уровня жидкости и |
осадки судна . |
, |
.145 |
||||||
|
§ |
48. |
Осушительные |
системы |
............................. |
|
|
|
148 |
|||
|
§ |
49. |
Балластные системы.............................................................. |
|
|
|
|
152 |
||||
XIII, |
Системы искусственного микроклимата и санитарные . |
. |
155 |
|||||||||
|
§ |
50. |
Системы |
вентиляции .................................................... |
|
|
|
|
155 |
|||
|
§ |
51. |
Системы |
отопления |
.......... |
|
|
|
|
161 |
||
|
§ |
52. |
Рефрижераторные системы................................................. |
|
|
|
|
163 |
||||
|
§ 53. Системы бытового водоснабжения................................ |
|
|
|
166 |
|||||||
|
§ |
54. Сточно-фановые системы....................................... |
|
|
|
. |
168 |
|||||
XIV. Противопожарное |
оборудование................................................. |
|
|
|
|
170 |
||||||
|
§ 55. Противопожарные мероприятия на судах .... 170 |
|||||||||||
|
§ |
56. |
Системы пожарной |
сигнализации ...... |
|
|
|
171 |
15* |
229 |