Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 73. БОРЬБА C КОРРОЗИЕЙ ТАНКЕРОВ

Внутренние поверхности грузовых отсеков па танкерах в про­ цессе эксплуатации подвергаются значительному разрушению от действия разных видов коррозии. Особенно интенсивная коррозия

происходит при перевозке светлых сортов нефтепродуктов (бензи­ нов) и сырой нефти с большим содержанием серы. Значительная

коррозия происходит от воздействия морской воды, используемой для мойки танков и балласта, а также от действия влажного воз­ духа, заполняющего свободный объем танков.

Наиболее распространенный способ защиты от коррозии — это покрытие внутренних поверхностей танков различными химически устойчивыми лакокрасочными материалами. Широкое применение

получили материалы, изготовленные па основе синтетических, на­

пример, эпоксидных смол. Такие покрытия образуют на поверх­

ности эластичную сплошную пленку, устойчивую к действию неф­

тепродуктов, морской воды и влажного воздуха, хорошо выдер­

живающую тепловое воздействие до 70o C и выше. Кроме того,

применение этих покрытий улучшает условия промывки поверхно­ стей танков.

Другим способом защиты танков от химической коррозии, при­

меняемым чаще всего при перевозке сырой нефти, является ис­ пользование особых веществ — ингибиторов (замедлителей) кор­

розии. Сущность такой защиты состоит в том, что ингибиторы,

введенные в нефтепродукты, образуют на поверхности танка за­ щитную пленку. Эта пленка представляет собой соединение, воз­

никающее в результате химического взаимодействия ингибитора,

металла корпуса и среды. Защита ингибиторами может произво­ диться также путем их разбрызгивания по внутренним поверхно­

стям пустых танков или растворения в принятой балластной воде.

Морская соленая вода, принимаемая в танки в качестве бал­

ласта, является электролитом. В присутствии электролита между

разнородными металлами танка, например между стальным кор­

пусом и бронзовыми деталями арматуры, появляются гальва­

нические токи, которые разрушают один из металлов, в данном

 

Рис. 197. Система осушки воздуха в

танках:

I — грузовые

и балластные танки; 2 —• воздухоосушптельная

установка; 3, 5 — невозврат­

 

но-запорные клапаны; 4 — магистраль сухого воздуха

15 Устройство

морского судна

225


случае сталь. Появляется так называемая электрохимическая кор­ розия. Для борьбы с ней применяются протекторы.

Протектор представляет собой пластину из магниевого сплава,

обладающего более низким электродным потенциалом, чем сталь. Если такой протектор укреплен на корпусе, то в присутствии мор­ ской воды он будет разрушаться от действия токов, одновременно

защищая стальные конструкции. Разрушенные протекторы перио­ дически (раз в несколько лет) заменяют.

Серьезным недостатком такой защиты является то, что при ослаблении крепления протектор может упасть на днище танка и

при ударе вызвать искру. Поэтому на отечественных танкерах протекторы применяют только в чисто балластных танках. Состоя­

ние и крепление протекторов надо проверять при каждом осмот­ ре танков.

Борьба с коррозией ведется также путем снижения влажно­

сти воздуха в танках. Для этого некоторые суда оборудованы си­

стемой осушки воздуха в

танках (рис.

197). В состав системы вхо­

дят воздухоосушительиая

установка с

вентилятором, магистраль

и отростки в каждый танк, снабженные невозвратно-запорными

клапанами. C помощью этой системы танки сразу после мойки или откачки балласта продувают до полного осушения поверхностей

сухим воздухом. При грузовых операциях и на переходах с гру­ зом или балластом свободные объемы танков также заполняют

сухим воздухом.

Большие перспективы имеет внедряемая в настоящее время на

танкерах система осушенных инертных газов. В этом случае вме­

сто сухого воздуха в танки подается негорючий дымовой газ от

силовой установки, тщательно осушенный и очищенный от серни­ стых примесей. Заполнение танков таким газом не только снижа­ ет коррозию, по и исключает опасность воспламенения и взрыва нефтяных паров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А к її м о в П. П. Силовые установки морских судов. Μ., «Транспорт», 1971» Александров А. В. Судовые системы. Л., «Судостроение», 1966. Александров Μ. Н. Судовые устройства. Л., «Судостроение», 1968, Алексеев А. А. и др. Охрана труда на морском транспорте. Μ., «Транс­

порт», 1971.

Аносов А. В., Д и д ы к А. Д. Управление судном и его техническая экс­ плуатация. Μ., «Транспорт», 1969.

А с с о р о в Ф. Г., Шпиков Б. И. Пожарная безопасность на морском транспорте. Μ., «Транспорт», 1968.

Афонин 3. 74. и др. Теория и устройство судов. Μ., «Транспорт», 1965. Ваганов А. Μ., Карпов А. В. Общее устройство судов. Л., «Судострое­

ние», 1965.

Воронков А. В., Клементьев Ю. В. Советский морской флот, Μ., «Транспорт», 1972.

Горячев А. Μ., П о д р у г и н Е. Μ. Устройство и основы теории морских судов. Л., «Судостроение», 1971.

Г у р о в и ч А. Н. и др. Судовые устройства. Л.., «Судостроение», 1967, Леонтьев В. H., Фролов Н. Ф. Судостроительные материалы. Л., «Су­

достроение», 1965.

Нунупаров С. Μ., Бегагоен Т. Н. Грузовые и специальные системы танкеров. Μ., «Транспорт», 1969.

Фрид Е. Г. Устройство судна. Л., «Судостроение», 1970,


ОГЛАВЛЕНИЕ

Сведение

......................................................................................................................

 

 

 

 

3

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ СУДАХ

 

Глава

I.

Классификация морских судов ....................................................

 

5

 

 

§

1.

Общие понятия.......................................

 

5

 

 

§

2.

Классификация судов .........

 

6

Глава

II.

§

3.

Архитектурные типы судов...................................................

 

13

Эксплуатационные и мореходные

качества судов

. . .-15

 

 

§

4.

Главные размерения и водоизмещение судна

... 15

 

 

§

5.

Эксплуатационные качества

судна ......

17

 

 

§

6.

Мореходные качества судна............................................

19

§7. Марки углублений. Грузовая и тоннажная марки . . 26

Глава

III.

Энергетическое

оборудование судов .......

 

 

29

 

 

§

8.

Главные

двигатели..........................................................

 

 

29

 

 

§

9.

Движители

 

 

энергетическое.......................................оборудование . ..

34

 

 

§

10.

Вспомогательное

36

 

 

§

11.

Автоматизация

судов .........

 

 

39

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОРПУС СУДНА

 

 

 

Глава

Iλr.

Судостроительные

материалы и соединение деталей .

 

41

 

 

§

12.

Судостроительные

материалы .......

 

 

41

 

 

§ 13. Способы соединения судовых деталей .....

 

 

45

Глава

V. Конструкция корпуса

..........

 

 

 

 

47

 

 

§

14.

Краткие сведения

о

прочности корпуса

.... 47

 

 

§ 15. Элементы корпуса судна..................................................

 

 

48

 

 

§ 16. Системы набора корпуса ..................................................

 

 

50

 

 

§

17.

Наружная обшивка,

настил палуб и фальшборт , .

56

 

 

§ 18.

Второе дно, переборки, туннель гребного вала, водо­

60

 

 

 

 

непроницаемые

двери .........

 

 

 

 

§

19. Надстройки,

рубки,

штевни и машинно-котельные

 

 

 

 

 

фундаменты

 

.

........................................................... 64

Глава

VI. Судовые помещения .

.............................................. ......

,

68

 

 

§

20.

Назначение и расположение судовых помещений ,

,

68

 

 

§

21.

Грузовые трюмы,

отсеки судовых запасов

и балласта

72

228


Глава

Глава

Глава

Глава

Глава

Глава

Глава

Глава

 

§

22.

Служебные и жилые помещения . . . . .

.

76

 

§

23.

Внутрисудовая

связь . . . . . . . .

.

80

 

 

 

РАЗДЕЛ

ТРЕТИН

 

 

 

 

 

 

 

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА

 

 

 

 

 

VII. Рулевое устройство.................................................................

 

 

 

 

81

 

§ 24. Назначение и общие сведения.......................................

 

 

.

81

 

§ 25. Конструкции рулей.Подруливающие устройства .

,

82

 

§ 26. Рулевые приводы и рулевые машины...........................

 

 

86

 

§ 27. Приводы управления рулевыми машинами ....

 

 

91

VIII. Якорное, швартовное

и буксирное устройства

.... 93

 

§

28.

Назначение

и составные части

якорного

устройства

.

93

 

§ 29. Якоря и якорные цепи.........................................................

 

 

 

 

94

 

§

30.

Назначение и составные части

швартовного устройства

99

 

§ 31. Якорно-швартовные механизмы..........................................

 

 

 

101

 

§

32.

Буксирное устройство .........

 

 

 

 

ЮЗ

IX. Грузовое устройство

...........

 

 

 

 

 

Ю5

 

§ 33. Назначение и общие сведения

.......

 

 

 

105

 

§

34.

Мачты

..................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

106

 

§

35.

Грузовые стрелы.................................................................

 

 

 

 

 

108

 

§ 36. Механизированные грузовые стрелы.............................

 

 

 

112

 

§ 37. Грузовые лебедки и краны.................................................

 

 

 

 

114

 

§

38.

Люковые

закрытия

..............................................................

 

 

 

 

118

X. Спасательное устройство

... à ..... .

123

 

§

39.

Общие сведения . .....................................................

.

123

 

§

40.

Шлюпки

 

и...........................................................................

шлюпочные лебедки

 

 

 

124

 

§

41.

Шлюпбалки

 

 

 

129

 

§ 42.

Плоты и индивидуальные спасательные средства ,

.

132

 

 

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

СУДОВЫЕ

СИСТЕМЫ

 

 

 

 

 

XI,

Классификация и

составные частисудовых систем ,

.

.

136

 

§

43.

Классификация....................................................................

 

 

 

 

 

136

 

§ 44, Трубы и типовая арматура................................

 

 

 

 

137

 

§

45.

Механизмы........................................

 

 

 

 

 

 

140

 

§

46.

/Маркировка

судовыхтрубопроводов..............................

 

 

 

143

XII. Трюмные системы

 

 

...........................................

 

 

 

 

145

 

§ 47,

Воздушные и измерительные трубы. Дистанционное

 

 

 

 

измерение уровня жидкости и

осадки судна .

,

.145

 

§

48.

Осушительные

системы

.............................

 

 

 

148

 

§

49.

Балластные системы..............................................................

 

 

 

 

152

XIII,

Системы искусственного микроклимата и санитарные .

.

155

 

§

50.

Системы

вентиляции ....................................................

 

 

 

 

155

 

§

51.

Системы

отопления

..........

 

 

 

 

161

 

§

52.

Рефрижераторные системы.................................................

 

 

 

 

163

 

§ 53. Системы бытового водоснабжения................................

 

 

 

166

 

§

54. Сточно-фановые системы.......................................

 

 

 

.

168

XIV. Противопожарное

оборудование.................................................

 

 

 

 

170

 

§ 55. Противопожарные мероприятия на судах .... 170

 

§

56.

Системы пожарной

сигнализации ......

 

 

 

171

15*

229