Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
|
|
|
|
превышая 0,5% всего |
количества |
|||||
|
|
|
|
перевозимого |
груза. |
Наиболее |
||||
|
|
|
|
интенсивное испарение груза про |
||||||
|
|
|
|
исходит при нагреве палубы солн |
||||||
|
|
|
|
цем |
(в тропиках |
превышает |
||||
|
|
|
|
60° С). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для охлаждения грузовой па |
||||||
|
|
|
|
лубы служит специальная систе |
||||||
|
|
|
|
ма орошения. Магистраль ороше |
||||||
|
|
|
|
ния |
проходит |
под |
переходным |
|||
|
|
|
|
мостиком вдоль судна и имеет от |
||||||
|
|
|
|
ростки на оба борта. На отрост |
||||||
|
|
|
|
ках |
установлены |
водораспылите |
||||
|
|
|
|
ли, действие которых охватывает |
||||||
|
|
|
|
всю площадь палубы. Забортная |
||||||
|
|
|
|
вода подается от пожарной ма |
||||||
|
Предохранительный |
|
гистрали или от отдельного |
на |
||||||
1 — огпепредохраннтельпые сетки; 2 — pe |
Система |
орошения |
особенно |
|||||||
Рис. |
193. ливной клапан: |
|
пере |
соса. |
|
|
|
|
|
|
шетка; |
3 — крышка;пан |
|
|
эффективна тогда, когда охлажде |
||||||
|
4 — корпус; |
5 — кла |
нием |
палубы |
удается понизить |
|||||
|
температуру |
груза ниже |
зоны |
|||||||
|
|
|
|
|||||||
Нагревание палубы |
|
|
взрываемости |
его |
паров. |
|
||||
уменьшается |
также, |
если |
опа окрашена |
|||||||
например, светло-серой краской |
(нагревается на |
10—15o C меньше, |
||||||||
чем |
окрашенная железным суриком — темно-красный |
цвет). |
|
Уменьшение испаряемости грузов достигается и определенной загрузкой танков: в полных танках, имеющих малые свободные
объемы над уровнем груза, потери от испарения значительно
меньшие, чем в заполненных частично.
Система инертных газов. Некоторые танкеры, перевозящие гру зы 1-го разряда, для устранения опасности пожара и взрыва обо
рудованы особой системой, с помощью которой свободные объемы в танках заполняются инертными (негорючими) газами. Газы от
сасываются паровым эжектором из дымохода силовой установки,
охлаждаются и очищаются от сажи в специальном устройстве —
скруббере, пропускаются через влагоотделитель и подаются вен тилятором в магистральный трубопровод, откуда по отросткам
поступают в каждый танк. Отростки снабжаются невозвратными
клапанами.
Применение инертных газов — не только мощное противопо
жарное мероприятие, но играет и другую важную роль: газы под держивают в танках некоторое избыточное давление, которое препятствует испарению груза, а также проникновению в них влажного наружного воздуха, вызывающего коррозию кор
пуса.
Система инертных газов используется, кроме того, при произ
водстве на танкере огнеопасных работ, когда отсеки недостаточно
очищены от остатков нефтепродуктов.
220
§ 72. СИСТЕМЫ МОЙКИ, ПРОПАРИВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТАНКОВ
Система мойки танков. Грузовые танки необходимо периодиче ски промывать и дегазировать, т. е. полностью очищать от остат ков нефтепродуктов и их паров. Эти работы производят при сме
не сорта груза; перед ремонтом или осмотром танков; перед при
емом чистого балласта; периодически — во избежание скопления
твердых осадков.
Танки моют с помощью моечных машинок, которые подают на
очищаемые поверхности струи горячей воды. Машинки опускают
в танки через небольшие горловины в палубном настиле. Таких
горловин |
бывает по две — четыре на каждый |
танк и располага |
ются они |
так, чтобы разбрызгиваемые струи |
доставали все по |
верхности танка.
Моечная машинка (рис. 194) представляет собой двухили
трехструйный брандспойт, приводимый в действие реактивной силой струи или водяной турбинкой. Детали машинки изготовляют
из бронзы, чтобы при случайном ударе ее о стенки танка не воз никло искры. Машинку крепят к шлангу, вместе с которым опу
скают в танк, и перед началом работы обязательно заземляют.
При подаче воды брандспойты медленно вращаются вокруг вер
тикальной и горизонтальной осей и мощными струями равномер
но промывают поверхности танка.
Те поверхности, на которые не попадает прямая струя воды,
промывают с другого положения машинки или брызгами от дру гих поверхностей. Мойка ведется последовательно сверху вниз с трех — пяти уровней, на каждом из которых машинка должна
проработать не менее 20—30 мин. Время промывки каждого тан
ка в зависимости от степени его загрязненности и назначения мой ки составляет 1—4 ч. Необходимый напор воды перед машинками
10—15 атм.
Одновременно с подачей воду откачивают из танка.
Мойка машинками бывает двух видов: механизированная и хи
мико-механизированная. В первом случае к машинкам подается чистая забортная вода, подогретая до 50—90° С; во втором к ней добавляют моющие вещества; обычная температура такого рас
твора 70—80° С.
Для приготовления раствора до |
|
|
|
||
бавляют различные моющие препа |
|
|
|
||
раты, например МЛ-6 и ОП-7, обыч |
|
|
|
||
ная |
концентрация их |
в растворе |
|
|
|
0,1-0,3%. |
|
|
|
|
|
Химико-механизированная мойка |
|
|
|
||
наиболее совершенна. Она произво |
|
|
|
||
дится по замкнутому циклу, в кото |
Рис. 194. |
Двухструйная |
моечная |
||
ром |
моющий раствор |
используется |
машинка |
||
многократно. В результате на мойку |
|
|
|
затрачивается меньше тепла и воды
221
Рис. 195. Система мойки таиков по замкнутому циклу
(экономия воды важна в том смысле, что для сбора грязных остат
ков требуются меньшие емкости).
Схема моечной системы, работающей по замкнутому циклу,
показана на рис. 195. В состав системы входят: моечный насос 1
(обычно им служит один из зачистных насосов); водоподогрева
тель 3, обеспечивающий нагрев воды для одновременной работы
трех-четырех машинок; моечная магистраль 4, проложенная по
палубе и имеющая рожки для крепления шлангов; шланги 5 с машинками 6; зачистная магистраль S; зачистной насос 2 и танкотстойник 9 (обычно один из грузовых танков).
Перед началом мойки танк-отстойник заполняют на 2/з горячей
забортной водой с моющим препаратом. Затем эта вода забира
ется моечным насосом 1 и через подогреватель и палубную маги
страль подается к шлангам моечных машинок. Одновременно из очередного отмываемого танка 7 загрязненная вода забирается
через зачистную магистраль насосом 2 и подается вновь в танк-
отстойник. Для лучшего отстоя вода в танке подогревается паро
выми змеевиками до температуры 50° С. Отстоявшаяся вода-рас
твор содержит так мало нефтепродуктов,, что ее можно снова использовать в системе для мойки следующих танков. Отстояв шиеся нефтепродукты периодически спускаются в сливную цис
терну 10. По мере расхода раствора в него добавляются моющие вещества, а также свежая забортная вода через кингстон 11.
После основной промывки и вентиляции танков из них выбира
ют вручную твердые битумные остатки нефтепродуктов и ржавчи ну. Остатки воды из труднодоступных мест танка откачивают с
помощью шлангов, которые присоединяют к специальным штуце
рам на зачистных патрубках или к переносным водоструйным
эжекторам.
В необходимых случаях, например при подготовке танков к приему пищевых грузов, после выборки ржавчины производят
222
домывку днища и отдельных мест набора с помощью шлангов, а
затем ополаскивают танки чистой забортной водой при темпера
туре 50—60o C через моечные машинки. После удаления остатков
воды танки просушивают (пропускают пар через змеевики подо
грева в течение 15—20 мин) и оставшиеся сырые места протирают
ветошью.
Во всех случаях одновременно с мойкой танков промывают и трубопроводы путем прокачки через них подогретого моющего раствора или забортной воды в течение 2—3 ч. После промывки труб очищают все фильтры грузовой и зачистной систем.
Грязную промывочную воду после мойки собирают в отстойных
танках для сдачи в береговые или плавучие емкости.
Система пропаривания танков. При описанной выше технологии мойки заполнения танков паром не требовалось. Однако в неко торых случаях, например при использовании других моющих пре
паратов или при ручной мойке танков из шлангов, в качестве до
полнительного средства предусматривается и пропаривание тан
ков. Его делают для облегчения последующей мойки, а также для
лучшего удаления из танков нефтяных паров и газов, впитавшихся
в ржавчину. Продолжительность пропаривания зависит от степени
загрязненности поверхностей и составляет несколько часов для
каждого танка.
Система пропаривания обычно совмещается с системой паро-
тушения. Она состоит из палубной магистрали, в которую пода ется пар через редукционный клапан под давлением 5—7 атм, и
отростков с клапанами к каждому танку. Для лучшего заполнения
танков паром отростки доводят почти до нижней части отсека, а для выхода пара при загруженном танке в них делают также от
верстия и в верхней части сразу под настилом палубы. Отдельные патрубки от магистрали отводят в насосное отделение для пропа
ривания грузовых и зачистных трубопроводов. На некоторых тан
керах система пропаривания имеет общую палубную магистраль с системой подогрева груза.
Система вентиляции танков. Вентиляция производится до и во
время мойки танков для уменьшения содержания в них газов ни же взрывной концентрации, а также (и главным образом) после мойки танков — для полной их дегазации. Танки вентилируют
естественным и искусственным путем.
Естественная вентиляция осуществляется через открытые гор
ловины и моечные отверстия. Для улучшения такой вентиляции
при наличии ветра используют парусиновые дефлекторы — винд зейли, которые подвешивают над отверстиями в танк. Раструб
виндзейля устанавливают против ветра, а нижний конец трубы
опускают в танк возможно ниже, почти до самого днища. Естест
венная вентиляция недостаточно эффективна и применяется обыч
но как дополнительная к искусственной.
Искусственную вентиляцию чаще производят через грузовые
трубопроводы, которые для этого подключают к вытяжным вен
тиляторам насосного отделения или к специальным вентиляторам.
223
Каждый из вентиляторов обслу
живает определенную группу тан ков. Палубные отверстия танков при такой вентиляции держат от
|
|
крытыми |
для |
притока |
свежего |
|||
|
|
воздуха. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если на судне имеется систе |
||||||
|
|
ма осушки воздуха, то ее также |
||||||
|
|
используют |
для |
проветривания |
||||
|
|
танков. В этом случае система |
||||||
|
|
осушки |
работает |
по принципу |
||||
Рис. 196. Схема |
вентиляции танка |
вдувной |
вентиляции при |
откры |
||||
переносным |
вентилятором |
тых горловинах |
танков. |
Исполь |
||||
|
|
зование системы осушки позволя |
||||||
|
|
ет значительно |
сократить время |
|||||
|
|
дегазации танков. |
|
|
|
|||
На многих танкерах для искусственной вентиляции танков при |
||||||||
меняют переносные вентиляторы, |
которые |
устанавливают |
в моеч |
|||||
ные отверстия |
танков (рис. 196). Переносный |
вентилятор |
2 |
при |
||||
|
водится в движение водяной турбинкой, подключаемой к пожарной
магистрали |
3 |
через |
гибкий шланг |
4. |
Наружный воздух нагнета |
||||
ется вентилятором с большой скоростью |
в танк, достигает днища |
||||||||
и, поднимаясь |
вверх |
вдоль |
бортов |
и |
переборок, увлекает за |
||||
собой находящиеся |
в |
танке |
газы наружу через открытую горло |
||||||
вину |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иногда вентиляцию танков осуществляют с помощью паро
струйных эжекторов. Переносный эжектор вставляется в моечное отверстие танка и производит вентиляцию подобно рассмотрен ному выше вентилятору. Пар к эжектору подводится при помощи
гибкого шланга, присоединяемого к палубному паропроводу.
В других случаях эжектор работает как вытяжной, тогда он присоединяется к газоотводному стояку у мачты и отсасывает га зы из танков через газоотводную систему при полностью открытых
дыхательных клапанах и палубных отверстиях танков.
Искусственная вентиляция каждого танка после мойки произ
водится в течение 0,5—1,5 ч, после чего вентилятор переключают на очередной танк, а естественную вентиляцию продолжают до полной дегазации танка.
Во время вентиляции на палубе должны быть усилены меры
предосторожности, так как газы, выходящие из танков, огнеопас
ны и ядовиты.
Содержание вредных паров нефтепродуктов в воздухе танков определяют с помощью переносных газоанализаторов. Если содер жание паров углеводородов в воздухе превышает 0,3 мг/л (0,01%
объемных), люди должны спускаться в танк только в шланговых противогазах, воздух к которым подается с палубы от специаль ной воздуходувки. При этом категорически запрещается произ
водить в танке какие-либо работы, связанные с ценообразовани
ем или с применением открытого огня.
224