Файл: Алферов, С. А. Динамика зерноуборочного комбайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

симирующей зависимости (1.15), (1.19), (1.21) не имеет принци­ пиального значения при анализе качения колес, важно что эта зависимость существует и является аналитической функцией.

Режимы качения колес с пневматическими шинами. Для изуче­ ния возможных режимов движения колес рассмотрим качение ко­ леса по прямолинейному пути в плоскости ху параллельно оси %.

а)

б)

6)

Рис. 4. Схема сил, действующих на пневматическое колесо

Движение тела под действием плоской системы сил определяется следующими уравнениями:

п

1

 

S

 

?іх = 0;

 

 

 

г=і

 

 

 

 

Ъ Р іу = 0;

( 1.22)

 

1=

1

 

 

 

 

S

Мг (Fi) = 0,

 

 

i=i

 

 

 

 

где

Ft — силы, приложенные к

колесу (і = 1, 2,

. . ., п)\

 

Мг (F() — моменты, приложенные

к колесу.

 

Рассмотрим общий случай качения колеса, нагруженного си­ лой G, под действием момента Мк и горизонтальной силы X, приложенной к оси (рис. 4, б и в). Уравнения плоского движения колеса будут [22]

G П б(і)я

= Т — Х\

Ï

 

g

 

 

О — Z = 0;

(1.23)

j zJ ^ L ^ M K- T R d- Z a ,


В зависимости от значения реакции Т и момента М к возможны следующие варианты движения колеса.

Г в а р и а н т. А. Качение ведущего колеса под действием

момента М к при Т <

Ттах и 0 <

 

 

1.

Первое

и третье урав­

нения системы (1.23)

при этом будут иметь вид

 

 

 

 

 

 

G

d(ûM

- X =

T\

 

1

 

 

 

 

 

 

T

Rd~df

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1.24)

 

 

MK= J2 d(ùK

TRa-i- Za.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

' ~

 

1

 

j

 

 

 

 

Б. Качение ведомого колеса

под действием силы X

при

Т <

< Тгаах и !< ■

<

 

оо. При этом система

 

(1.23) будет

 

 

 

 

 

G D

dü>M

■T = X;

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

^ d~~dT

 

 

 

 

 

(1.25)

 

TRg = MK-f- J, d(»K

J-Z 'a .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

Il в а р и а н т .

 

Буксование ведущего колеса со скольжением

назад при Т = Тт

 

 

■оо

 

<ÙK ,

где <àM<

0:

 

 

 

 

 

 

G

п

d(ùM

4-Х

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

~

Нд^ Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1.26)

 

MK= J2 dù)K

 

T

R-

 

Za.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

x ГПЯХ'ХГ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ill в а р и а н т .

 

Скольжение ведомого

колеса

без

вращения

под действием силы X при Т — Гшах и

(і)к

 

=

сю:

 

 

 

 

 

 

G n

d(ùM

j

y

71

.

)

 

 

 

(1.27)

 

 

 

g

 

dt

*

^

^ max’

 

!

 

 

 

 

 

 

TmaxR d ^

 

-)- Z'a'. j

 

 

 

 

IV в а р и а н т .

 

Буксование

ведущего

 

колеса

под действием

момента Мк при

неподвижной

машине

Т — Гтах и сок

=

0:

 

 

 

 

 

Х = Т„

 

 

 

 

1

 

 

(1.28)

 

 

 

 

 

da>K

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

+

T1та xRd +

%а -

]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании выражений (1.24) и (1.25) делаем следующий вы­ вод: для обеспечения качения ведущего колеса под действием момента М к, а ведомого или тормозящего колеса под действием силы X необходимо, чтобы максимально возможная сила трения или сила сцепления Гтах в плоскости контакта колесо—почва была больше суммы проекций на ось х всех приложенных к колесу внешних сил.


К ■п. д. ведущего колеса при О <

—^

1. При равномерном

движении ведущего колеса

=

0^ уравнение

моментов

(1.24) запишем

так:

 

 

 

 

 

Мк =

TRa + Za или

^ - = Т -{- Zf.

 

 

 

 

*<д

 

 

Обозначив

=

q>G, получим

ф =

+ f. Для

определе­

ния к. п. д. т} ведущего колеса рассмотрим уравнение его энерге­ тического баланса, условно считая полезной: 1) секундную работу Nп на преодоление силы X; 2) секундную работу ЛГ на преодоле­

ние силы X и нагрузки G.

 

 

 

 

П е р в ы й с л у ч а й .

Умножая

уравнение

моментов (1.24)

на со*,

получаем

 

 

 

 

 

Мксок — TRd(ок \- Za(»K.

 

(1.29)

Так

как T = X, то TRdсок = X R dым + Т (сщ — coj Ra и

 

MKtöK= XRdсоЛ 4- Za(üK-f T (coK— « g Rd,

 

где

М казк — общая

мощность,

потребная

для движения

 

колеса;

 

 

 

X;

X R a(£>M= Nn — мощность на преодоление силы

 

Za(àK— полная

мощность

на вращение

колеса при

 

действии нагрузки

G;

 

 

Т ((ок— coJ Ra— мощность на буксование колеса при его дви­ жении.

В этом случае к. п. д. rjr на преодоление силы тяги будет

_ X R aa>M

G(pRÿiùK

Так как

 

 

X = G (ф -

Л,

то

 

 

, — Ф — / .

(1.30)

ф

 

Обозначив -2— —= т]" и —^— = 1

— е, где е — коэффициент

ф1 W*

скольжения, получим

% = V' (1 — е).

График к. п. д. г\т на рис. 5 согласуется с данными ряда работ [42 и др. ].

В т о р о й с л у ч а й . Уравнение энергетического баланса (1.29) преобразуем для выделения полезной мощности на преодо­ ление силы X и нагрузки G:

Мкак = XRd(dM+ Za(ßM-f Za (сок — сом) + Т (сак — ам) Rd. (1.31)


Из уравнения

(1.31)

Nn = X R a<ùM+

Za(dM

(X + Gf) X

X Rg(ùM или N n =

G(f)Rd®M,

тогда общий к. п. д.

 

 

 

G^Rd^M =

<Дж

 

(1.32)

 

 

G(fRÿ(ùK

(ÙK

 

 

 

 

 

Зависимость т]0 также дана на рис. 5. Как видно из графика,

тіо > V. ПРИ ~77- =

0 т)о =

0 и при

KÙK

=

1 т]0 =

1. Отношение

Ш/с

 

 

 

 

 

1 при внешней силе X = 0, т. е. когда колесо всю энергию

©/Ç

 

 

 

 

 

г

использует на перемещение.

Рис. 5. Диаграмма режи­ мов качения пневматиче­ ского колеса:

/ — зона буксования колеса при смещении его гіазад вме­ сте с машиной; II — зона буксования колеса при дви­ жении машины вперед; II I —зона вращения колеса со скольжением при движе­ нии машины вперед; А —ве­ дущее колесо, <pâ > f; В —

свободное колесо, Ф^=/; С— нейтральное колесо, <ptf -f- + Фг = /: D — ведомое ко­ лесо, фт = f; Е — тормозя­ щее колесо, Фт > f

К. п. д. ведомого колеса при 1 < £0К << оо. Разделив уравнение

моментов для ведомого колеса (1.25) на Ra, получим для равно­ мерного движения

 

T = ^ L + Z ' 4 - и л и Т = ~ ~ { - G f .

 

Яд

Яд

Яд

 

 

Обозначив Т = G(p,

имеем Gcp =

+ Gf

или

 

 

Кд

 

 

 

 

ѵ = - щ г + } -

 

. <U 3 >

 

Рассмотрим уравнение энергетического баланса ведомого ко­

леса, полученное путем умножения уравнения

моментов (1.25)

на

При X = Т запишем

 

 

 

XRdа>м = MK(ÙM-f Z'a'(oM.

(1.34)


Полезной мощностью для ведомого колеса может быть:

1) мощность М ка>к + Z'a'u)K на преодоление сопротивления момента М к и осуществление вращения колеса;

2) мощность Z'a'(ùK на осуществление вращения колеса;

3) мощность M K(ÙK на преодоление сопротивления момента М к. Соответствующие к. п. д. ведомого колеса т ] т } 2 и т]3 будут

__ (Мк

Z'a') (äK _

1

(1.35)

1— (Мк-fZV) ым ~~

ым

 

 

 

 

 

Мк

 

Выражение (1.35) является уравнением гиперболы, которая

при — >оо дает г| х —>0,

а

при

= 1 11! = 1.

 

^ _

 

2'ашк

 

 

112 _

(Мк +

Z'a') сож ■

 

Разделив числитель и знаменатель этой дроби на RdG, получим

/Мк

_ _ L .

1

фМм

Ф

Мм

 

 

мК

При / = ер г)г = Th, а при — — >оо т]2 —>0.

CÙK

(1.36)

Значения т]2

существуют только при ф >> /, так как только в этом случае суще­ ствует вращение колеса, являющееся полезным действием.

_

МкСОк

(Мк + Z'a') (ùM

Разделив числитель и знаменатель этой дроби на RdG, получим

ф — / ,

 

_ ф — / _ _ J _

(1.37)

ф

м ж

Ф

а м

 

 

 

 

Мк

 

При / = ф получаем т)3 =

0,

а при

— — » оо г)3 —>0. При

 

 

 

мК

 

Ф <а / значения ті3 не существуют, так как такое колесо не может

создать момента

для

преодоления момента М к. Между

значе­

ниями ф > f и ф<і фтах величина т]3 имеет максимум. На

рис. 5

даны к. п. д. г|!, г)2 и т]3 ведомого колеса.

 

Построенная

на

основании полученных закономерностей

Ф = F1( - ^ L ) и тъ = /\ ( - ^ - ) диаграмма режимов качения пнев-

матических колес (см. рис. 5) охватывает все возможные случаи их движения и хорошо объясняет физический смысл классификации

колес, предложенной акад. Е. А. Чудаковым [35]. Акад. Е. А. Чу­ даков различает ведущее, свободное, нейтральное, ведомое и тор­

мозящее колеса. Как видно из

•™р™тар»™’т.у> ф —

) ,

2 С."А. Алферов

]

Гос. пу'б^ч/Гая"

f

н а у ч н о -ГйХНИЧ 5ІХг

{ библиотека CGC