Файл: Алферов, С. А. Динамика зерноуборочного комбайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

все эти колеса имеют свои области или точки существования в за-

G),, висимости от отношения ——.

Данную классификацию можно дополнить еще одним типом колеса — буксующим колесом, скользящим назад, в области

< 0 .

 

Тяговые характеристики типа ср = Fl

) будут широко

\

/

использоваться в дальнейшем при рассмотрении машин с фрикци­ онными передачами.

Энергетический баланс ходовой части уборочного шасси и общий к. п. д. ходовых колес. Самоходные уборочные шасси с четырьмя ведущими колесами, колесные тракторы высокой про­ ходимости, а также обычные колесные тракторы с прицепным ведущим мостом представляют собой машины с двумя ведущими осями. Главная особенность этих машин — высокий к. п. д. хо­ довой части, что особенно важно для сельскохозяйственных агре­ гатов. На распределение крутящих моментов между ведущими осями в таких машинах влияют конструкция привода, распределе­ ние сцепного веса, условия работы и др. Вторая ведущая ось имеет обычно блокированный (с муфтой или обгонной муфтой) или диф­ ференциальный (симметричный, несимметричный) привод.

Блокированный привод с ручным включением ведущей оси приводит в некоторых условиях к циркуляции промежуточной мощности вследствие кинематического несоответствия передней и задней оси при работе агрегата. Применение же в блокированном приводе автоматической обгонной муфты для устранения цирку­ ляции промежуточной мощности уменьшает силу тяги второй ве­ дущей оси. Основной недостаток дифференциального привода заключается в том, что крутящий момент на каждой ведущей оси будет определяться минимальной силой сцепления одного из колес с почвой.

Самоходные уборочные шасси с двумя ведущими осями выпол­ няются обычно без межосевого дифференциала, с ручным или авто­ матическим включением задней оси при помощи обгонной муфты. Рассмотрим возможные установившиеся кинематические и сило­ вые режимы работы таких шасси.

Проходимость самоходного шасси и его динамика во многом опеделяются энергетическим балансом ходовой части и к. п. д. движителей. Для перемещения колесной машины, по данным

Б.С. Фалькевича [15], необходимо, чтобы

Р^ < Т 9 < Т %

где Дф — суммарное

сопротивление

пути;

тяги);

Тф — реакция,

развиваемая машиной (сила

Т(ртах — максимально возможная

сила трения

(сцепления)

в контакте ведущих колес с почвой.


Самоходные уборочные шасси (СШ-45, СШ-75) могут иметь колесную формулу 4x 2 или 4X4, в зависимости от условий ра­ боты. Для движения двухосного шасси необходимо, чтобы

Rty ^ RH.пфя Х~ RH.зФз

^"фшах’

где RH'U и RH 3— нормальные реакции

на переднюю и заднюю

ось;

 

Ф„ и ф3 — фактические коэффициенты сцеплений перед­ них и задних колес с почвой.

При работе самоходного шасси (4x4), имеющего блокирован­ ный, т. е. кинематически жесткий привод всех колес, возможны различные соотношения скоростей передних и задних колес вследствие разных радиусов колес или различных угловых ско­ ростей их.

Найдем к. п. д. каждой пары ведущих колес шасси, считая

работу

на

преодоление

буксования

вредной.

 

К.

п.

д.

передних

колес

 

 

 

 

 

 

Чп

Мп®м _

«ы

(1.38)

 

 

 

 

Мпіап

шп ’

 

 

 

 

 

 

к. п. д. задних колес

 

 

 

 

 

 

 

„ _ Мзфи

«ж

 

 

 

 

 

І3~

МзЩ

 

 

где

М п, М 3—-ведущие

моменты

передних и

задних колес;

<йм, о)„,

о)3 — угловые

скорости,

приведенные

к радиусу ко­

 

 

 

леса, соответственно машины, передних и зад­

Очевидно,

них колес.

 

 

 

 

 

 

 

С а м о х о д н о е ш а с с и с б л о к и р о в а н н ы м п р и ­ в о д о м в т о р о й о с и , б е з м е ж о с е в о г о д и ф ф е ­ р е н ц и а л а (рис. 6, а). Рассмотрим энергетические балансы ходовой части самоходного шасси при различных коэффициентах Ф„ и ф3 и найдем общие к. п. д. ходовых колес при этом.

Первый случай. Ведущими являются передний и задний мосты (рис. 7, а; режим /). При этом соблюдаются следующие условия:

° < - й г < 1 ;

и-*э

 

 

Шп

 

откуда ф„ > 0 и ф3 >

0.

 

 

Этому случаю соответствует энергетический баланс III

(рис. 8).

 

 

 

Rобщ~

Rпер. п X“ Rб. пX- R пер. з “Ь Rб. эі

(I ■39)

19



где

Nnep, n и Nnep,з — мощность

на

передвижение

машины,

 

 

 

передаваемая соответственно

передними

 

 

 

и задними

колесами;

 

 

N 6. п и

N 6, g — мощность на буксование, затрачиваемая

 

 

 

соответственно

передними и

задними

 

 

 

колесами.

 

 

 

 

Эти мощности вычисляют по следующим уравнениям:

 

R пер. п

R

ч . цф/и

N e , п ~

R d

®я) А;;_пфпі

 

А пер.з

R Ô^ M R H . зФзі

A g з =

A 3 (<йв <Ом) R H, зфз,

 

 

 

N общ ~

R d V n R u . пфп -Г А з« зА „ . зф3.

 

 

 

 

 

<4*

 

 

 

Рис. 6. Схемы самоходных уборочных шасси:

а — с блокированным приводом задней оси без межосевого дифференциала; б — с меж­ осевой обгонной муфтой: 1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3 — планетарный редук­ тор; 4 — обойма обгонной муфты; 5 — ролик; 6 — звездочка; i$ р , іQ , іпл% р пере­

даточное число соответственно бортового редуктора, дифференциала и планетарного редуктора


Общий к. п. д. ходовых колес

N пер. п N п

R Ö^ MR H . лфя

R Ô^ M R H . зФз

 

 

N.общ

Rd^n^H. пф/1 H“ RÔ^JRH. зфз

 

Вынося

или (Оо

из последнего

выражения,

получаем

 

t R H - ntyn

~f~ R H - зФз

__

 

RH.кФп ~І~ RH-зФ

. (1.40)

 

RH.Mn+RH.BVs^r

Ш3

 

Wn

зФз

 

 

 

/гфл

 

 

 

 

 

\

9п

сом

 

 

Буксобание V

с]к

\

 

 

Буксобание

 

 

 

Ым\ Скольжение

 

Скольжение

 

 

и>„ \[^3

 

 

 

 

 

 

г

 

 

3

 

 

У>п

 

 

 

 

Рис. 7. Режимы ра­

9>з\

им

 

 

 

 

боты ходовых колес

Буксобание \ у

Шг

 

 

 

уборочного

шасси:

\ \Смльжение

 

 

 

а — с блокированным

\ \

 

 

 

приводом задней оси;

\

\

 

 

 

б — с межосевой об­

- 9 1

 

 

 

 

 

 

 

 

гонной муфтой

При определении коэффициента г\х к по формуле (1.40) воз­

можны три случая:

 

 

 

 

 

 

1) -? - <

Ь

тогда

ѣ > і \ Х'К>

т)я;

 

2 ) - ^ Г

>

1 ’

Т0ГДа

Ъ

<

Ч х . к <

IV ,

 

Чѵі

 

 

 

 

 

 

 

цп.

 

3)

=

j,

тогда

Т)3

=

Г)А, К =

 

wn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй случай. Включены передний и задний мосты (см.

рис. 7, а\

режим 2);

энергетический

баланс / (см. рис. 8). При

этом соблюдаются условия

 

 

 

 

 

 

0 < _2L<

1

а

1,

 

 

 

 

 

гл

' У

 

у

откуда ф„ >

0,

а <р3 < 0.

 

 

 

 

В этом случае сумма касательных реакций задних колес RH-3ф3 направлена в сторону, противоположную направлению движения агрегата, и на рис. 6 коэффициент тяги задних колес обозначен ф3-. При этом, очевидно, суммарное сопротивление пути при устано­ вившемся движении будет = ф„#н. „ — | фэ|^„.а-