Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Приведенные цифры не дают непосредственного ответа на поставленные вопросы, хотя в них действительно заключена вся информация о дальнейшей «судьбе» космического аппара та. Вот поэтому с чисто математической точки зрения возни кает необходимость решения следующей задачи:
д а н ы н а ч а л ь н ы е у с л о в и я д в и ж е н и я ; о п р е д е л и т ь м е с т о н а х о ж д е н и е и с к о р о с т ь д в и ж е н и я к о с м и ч е с к о г о а п п а р а т а в н а п е р е д з а д а н н о е
вр е м я .
Срешением аналогичной задачи сталкиваются люди самых различных профессий: железнодорожники, моряки, летчики, шоферы. Если обратиться, например, к железнодорожнику с вопросом, где вы будете находиться через столько-то часов пути, то он может ответить следующим образом:
— Я умножу скорость движения электровоза на время пути
иполучу расстояние, которое пройдет мой электровоз с мо мента движения. Затем я отложу это расстояние вдоль линии
железной дороги и получу свое местонахождение.
Конечно, железнодорожник будет вполне прав в своих рас четах, если только во время предстоящей поездки он выдержит надлежащую скорость движения. А это он может сделать, по скольку в его распоряжении есть мощный двигатель. Точно так же могут ответить и летчик, и моряк, и шофер. Они по суще ству сами предопределяют свое местонахождение, исходя из технических возможностей транспортных средств.
Космонавт, летящий на космическом корабле, находится в совершенно иных условиях. Преобладающую часть своего по лета он совершает при выключенном двигателе и ввиду огра ниченности запаса топлива не в силах менять свою траекто рию полета так же легко, как это может сделать, скажем, лет чик. Маневры космических кораблей, по крайней мере в на стоящее время, чрезвычайно ограничены и могут выполняться только в относительно узких рамках. Вот почему предугады вание своего местоположения имеет для космонавта чрезвы чайно важное, можно даже добавить, принципиальное значе ние. Если он определит свое положение неправильно или с большой ошибкой, то может оказаться под угрозой срыва вы полнения всей программы и цели полета. Летчик, допустивший ошибку в определении своих координат, может легко испра вить ее маневром самолета, космонавт же сделать это мо жет далеко не всегда. Вот в этом состоит коренное отличие требования точности предопределения местоположения назем ных средств передвижения откосмических. Наверное, только по этой причине баллистики подобрали специальный термин для
71
предугадывания движения, назвав его прогнозом движения
космического аппарата. Прогноз — это предсказанные матема тическими методами координаты, направление и величина ско рости или какие-либо иные параметры движения космического аппарата в наперед заданные моменты времени.
Мы еще раз подчеркнем ту мысль, что прогноз — это имен но предсказание. Ввиду несовершенства наших математиче ских методов, неточного знания всех действующих внешних сил, возможности ошибок в начальных условиях прогноз дви жения никогда не бывает абсолютно точным и всегда содер жит в себе те или иные погрешности. Когда, например, говорят,, что космический аппарат находится в такой-то точке, это не обходимо понимать так: он находится где-то в окрестности этой точки, но маловероятно, что в ней. Величина, размеры этой окрестности или области каждый раз рассчитываются баллистиками и обязательно учитываются в реальном полете.
Послушаем Юрия Левитана, передающего по радио сооб щение ТАСС: «Сегодня, 17 октября 1969 года, в 12 часов 26 ми нут московского времени после выполнения намеченной программы эксперимента космический корабль «Союз-7»„ пилотируемый экипажем в составе космонавтов товарищей Филипченко Анатолия Васильевича, Волкова Владислава Ни колаевича и Горбатко Виктора Васильевича, приземлился в заданном районе территории Советского Союза в 155 километ рах северо-западнее города Караганда...» Обратите внимание на фразу «...приземлился в заданном районе...». Здесь сказано совершенно правильно — приземлился в заданном районе, а не в заданной точке, поскольку при расчете команд на спуск с орбиты баллистики учитывали и точность знания орбиты, и возможные ошибки системы управления спуском, и флуктуа цию атмосферы, и многое, многое другое, что в конечном счете дало не точку, а район посадки.
Соображения, на основании которых рассчитываются тако го рода районы и области, т. е. ошибки прогноза — это пред мет особого разговора. Он связан с так называемыми вопроса ми определения орбит, о которых следует говорить отдельно. Сейчас же попытаемся разобраться с вопросом о том, каким образом баллистики рассчитывают прогноз движения.
Как рассчитывается прогноз движения
Чтобы дать прогноз движения не только космического ап парата, но и всякого другого движущегося объекта, например,, поезда, самолета, брошенного камня и т. д., необходимо преж-
72
де всего составить уравнения его движения. В самом общем виде уравнения движения дают математическую зависимость координат и скорости движения объекта от времени. Зная на чальные условия движения и задаваясь временем, с помощью уравнений движения непосредственно вычисляются местополо жение и скорость объекта на этот заданный момент времени. Когда железнодорожник рассчитывал прогноз движения свое го электровоза, то он тоже решал элементарное уравнение, ум ножая скорость электровоза на время пути.
Составление уравнений движения космического аппарата и решение их — неотъемлемая часть работы баллистиков. Для этого требуется прекрасное знание высшей математики, теории притяжения планет, аэродинамики и многих других разделов
•физики и механики.
Фундаментальной основой для составления уравнений дви жения является хорошо известный второй закон Ньютона, ко торый можно сформулировать следующим образом: ускорение тела пропорционально действующей на тело силе и по направ лению совпадает с направлением действия этой силы. Симво лически это может быть записано в виде следующей формулы:
м а с с а тела X у с к о р е н и е = с у м м а д е й с т в у ю щ и х с и л
Однако, прежде чем рассматривать это уравнение, необходимо сделать одно замечание. Как известно, любой технически мыс лимый движущийся объект (самолет, автомобиль, космический аппарат и др.) по своему конструктивному выполнению обра зует достаточно сложную пространственную форму, далекую, например, от сферы, цилиндра или какого-либо иного образа со строго математически определенной поверхностью. В то же время приведенное уравнение применимо только для описания поступательного движения материальной точки, но не тела ко нечных размеров, каким представляется движущийся объект. Значит, чтобы описать движение тела, необходимо, казалось бы, применить такого рода уравнения для каждой точки взя того тела, учитывая при этом жесткую связь между его отдель ными точками. Это довольно трудная задача, подчас практи чески неразрешимая. Чтобы избежать этого, потребовался ■большой труд специалистов'Математиков, в результате кото рого было установлено следующее: уравнения движения тела произвольной формы под действием заданной системы сил можно условно разделить на две части. Одна часть уравнений описывает поступательное движение центра масс тела (т. е. описывает движение точки, в которой сосредоточена вся масса тела), а другая — вращение тела относительно собственного
73
центра масс. Это наиболее полный и общий вид уравнений дви жения, которые широко используются в космической баллисти ке во всех случаях расчета движения ракеты в атмосфере или при работающем двигателе. В дальнейшем мы будем говорить, о свободном движении космических аппаратов, не интересуясь их пространственной ориентацией. Учитывая также то обстоя тельство, что размеры космического аппарата ничтожно малы по сравнению с Землей или другими планетами, будем рас сматривать его как материальную точку, для которой с пол ным основанием применим второй закон Ньютона.
Таким образом, приведенная символическая формула опи сывает только поступательное движение космического аппара та, ничего не говоря о его собственном вращении. Ну, а какова структура этих уравнений? Правая часть этих уравнений пред ставляет собой сумму всех действующих на летящий аппарат сил. Значит, сюда входят и силы притяжения всех планет Сол нечной системы, и сопротивление атмосферы, и силы светового давления, и тяга двигателя. Но все эти силы, за исключением тяги двигателя, зависят от положения космического аппарата относительно небесных тел. Значит, в правые части уравнений войдут координаты планет Солнечной системы, а для учета со противления атмосферы — скорость движения. При этом все координаты и скорость будут являться сложными функциями времени, поскольку все небесные тела находятся во взаимосвя занном непрестанном движении. Уравнение принимает оченьсложный и громоздкий вид. Но это еще половина дела. Глав ная трудность заключается в том, как его использовать: оно ведь не дает непосредственной зависимости координат и ско рости движения космического аппарата от времени полета. Оно лишь связывает ускорение его с действующими силами. Вот только поэтому такого рода уравнения называют дифферен циальными уравнениями движения. Решить их — это означает,
что по заданному закону изменения ускорения и данным на чальным условиям нужно определить траекторию полета кос мического аппарата. Но раз мы говорим, что закон изменения ускорения задан, то тем самым подразумеваем заданным за кон изменения действующих сил, т. е. считаем как бы извест ными положение всех планет, «дыхание» атмосферы и т. д. Таким образом, прежде чем дать прогноз движения космиче ского аппарата, мы должны научиться предвычислять положе ние интересующих нас планет. Можете представить, что зада ча эта далеко не из легких! И тем не менее баллистики всегда решают ее. Конечно, не одни, а с помощью астрономов и гео физиков. Сама по себе космическая баллистика не могла бы.
74