Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
существовать, не опираясь на многовековой труд прекрасной науки — астрономии.
Как же практически решают уравнения движения? Естест венное и сокровенное желание баллистиков — из дифферен циальных уравнений движения получить компактные формулы, дающие явную зависимость координат космического аппарата от времени полета или, как говорят, представить результат ре шения в аналитической форме. По специальной терминологии фраза «решать дифференциальные уравнения» означает найти их интегралы или проинтегрировать их. Но, к величайшему со жалению баллистиков (да не только баллистиков, но и всех специалистов, занимающихся теорией дифференциальных уравнений), к настоящему времени удалось найти решение только отдельных, и то в идеализированной постановке, задач небесной механики.
К до конца решенной и обстоятельно исследованной следу ет прежде всего отнести задачу движения космического аппа рата в центральном гравитационном поле сил. Существо допу щений при решении этой задачи состоит в том, что Земля (или какая-либо иная планета) представляется совершенно изоли рованной от других тел Вселенной, а поле ее принимается цент ральным. Вы сразу же замечаете недостатки этой задачи, по скольку она не учитывает нецентральность поля Земли, сопро тивление атмосферы, притяжение других планет и т. д. Тем ие менее, несмотря на идеализированные предпосылки, задача имеет громадное практическое приложение, особенно в вопро сах качественного анализа движения, и к ней мы будем обра щаться неоднократно. Движение тела в центральном поле по имени его первооткрывателя часто называют кеплеровым дви жением, а математическую и геометрическую интерпретацию его — эллиптической теорией. На последующих страницах мы более подробно остановимся на этой замечательной задаче. Существенно лишь подчеркнуть, что эллиптическая теория да ет возможность с помощью простых формул рассчитать прог ноз движения космического аппарата на любой момент време ни (разумеется, в рамках точности этой теории).
В течение веков это была единственная до конца и строго решенная задача небесной механики. Совсем недавно появи лось на свет решение еще одной задачи, а именно задачи дви жения космического аппарата в гравитационном поле Земли с учетом ее сжатия. Честь решения этой задачи принадлежит прежде всего советскому ученому М. Д. Кислику. Несколько иными путями к решению ее подошла группа математиков (Е. П. Аксенов, Е. А. Гребенников, В. Г. Демин). Определение
движения космического аппарата в поле сжатой Земли ещеболее расширило наши понятия об особенностях динамики по лета и дало в руки баллистиков замечательный математиче ский аппарат к расчету отдельных классов орбит. Но, как вы догадываетесь, это также не полное решение проблемы анали тического расчета траектории, а только приближение к ней. Вначале определили полет космического аппарата в централь ном поле Земли, затем Землю сжали... Что дальше? Можно предполагать, что в качестве следующего этапа будет «освое ние» атмосферы Земли или аномалий поля сил тяжести. Или притяжения Луны, Солнца? В этом направлении проводились,, а в настоящее время в связи с выходом человека в космос про водятся особенно многочисленные исследования. Существует целый ряд оригинальных приближенных решений названных, задач, но все это, к сожалению, только приближения, а не стро гие решения. Они в какой-то мере даже годны для практиче ских расчетов и, безусловно, способствуют расширению и уг лублению наших познаний в области космической баллистики. Особенно много копий было сломано о так называемую огра ниченную задачу трех тел. Эта задача формулируется следую щим образом. Предположим, что Земля и Луна движутся по^ круговым орбитам вокруг общего центра масс. Требуется оп ределить траекторию полета космического аппарата под дей ствием притяжения Земли и Луны. Решению этой задачи по священы труды и известных механиков-классиков, и безвест ных любителей небесной механики, о ней написаны солидные книги и легкие брошюрки, ей посвящены сотни статей, но нико му до сих пор не удалось решить ее. Задача трех тел перерос ла в своеобразный фетиш и стала носить скорее академиче ский, чем прикладной характер.
Здесь мы не в состоянии дать даже краткий обзор сущест вующих работ, направленных на решение отдельных задач космической баллистики. Можно лишь указать, что все они преследуют единственную цель—тщательно разобраться в осо бенностях динамики движения космических аппаратов и разра ботать удобные математические приемы для расчета прогноза их движения. Несмотря на это, космическая баллистика пре доставляет обширное поле деятельности для пытливого ума„ Однако энтузиастов необходимо предостеречь, что дело это да леко не простое и требует обширных знаний астрономии, тео ретической механики, математики и физики. У истоков косми ческой баллистики стоят такие известные ученые, как Эйлер,. Гаусс, Браун, Лаплас, Лежандр, Якоби, Хилл, Ньюком и мно гие, многие другие. Их труд создал фундаментальную базу».
76
опираясь на которую уже в наше время стало возможным осу ществление космического полета. Но работы эти не завершены. Если ранее они часто являлись достоянием энтузиастов, тосейчас они ставятся на повестку дня самой жизнью. И бук вально в последние годы выросли новые молодые кадры спе- циалистов-баллистиков, которые сумели не только усвоить все, сделанное до них, но успешно развить эту область науки еще дальше и довести ее до непосредственного практического ис пользования.
Но человеческая мечта и разум не ограничены в своих стремлениях. С каждым днем космические полеты все более и более усложняются, космические аппараты непосредственно пе реходят на службу человеку и, видимо, недалеко то время, когда они будут восприниматься так же привычно, как спокой но наблюдаем мы полет самолета. Все это выдвигает еще бо лее жесткие требования к развитию теории космической бал листики, ее совершенствованию и доведению до такого уровня, когда она станет достоянием не только ограниченного круга специалистов.
Но как все-таки баллистики рассчитывают прогноз движе ния космического аппарата, не зная аналитического решения уравнений движения? На помощь им выступают так называе мые численные (не аналитические) методы расчета. Существо этих методов заключается в дроблении всей траектории полета на последовательно малые участки. На каждом таком малом участке вычисляются действующие на космический аппарат силы, которые в пределах каждого участка считаются постоян ными. В общем случае в число сил включают тягу двигателя, сопротивление атмосферы, притяжение планет Солнечной си стемы и световое давление. В частных задачах или на отдель ных участках траектории действие некоторых сил может не учитываться либо вообще отсутствовать. Например, двигатель не работает — отсутствует сила тяги его, при полете в окрест ности Луны не учитывается сопротивление атмосферы Земли. Величины и направления действия этих сил непрерывно изме няются в процессе полета. В соответствии с общим уравнением движения космического аппарата ускорение в каждый данный момент времени пропорционально равнодействующей всех сил. Тогда, определив действующие на него силы на момент зада ния начальных условий, вычисляют величину ускорения. Затем по величине ускорения можно определить увеличение скорости за некоторый малый промежуток времени и после этого новые координаты. Такие промежутки надо брать очень небольшими, так как изменение действующих сил влечет за собой быстрое
77
изменение ускорения. Рассчитав величину и направление ско рости, а также координаты космического аппарата в конце пер вого промежутка времени, например, в конце третьей секунды полета, аналогичным образом, повторив подобные расчеты, на ходят приращение координат и скорости за второй промежуток времени, потом за третий и так до заданного момента времени. Описанная процедура расчета траектории носит специальное название — численное интегрирование уравнений движения. В действительности механизм численного интегрирования вы глядит значительно сложнее и продиктован, с одной стороны, возможностью уменьшить или исключить методические ошибки расчета (ввиду его приближенности) и, с другой, стремлением сократить объем вычислений. Существует целый ряд методов численного интегрирования уравнений движения, к которым можно отнести метод Рунге-Кутта, Адамса, Энке, Ганзена и др. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но су щество их остается неизменным—последовательное дробление траектории на отдельные отрезки. В настоящее время эти ме тоды все более и более совершенствуются, но, конечно, они не всегда еще удовлетворяют всем требованиям практики. Опре деление траектории движения космического аппарата, т. е. его прогноза, как видно из изложенного, связано с трудоемкими и громоздкими расчетами. Ввиду необходимости дробления тра ектории движения на отдельные малые отрезки даже малей шая ошибка, допущенная в начале расчетов (на первых отрез ках), в дальнейшем может привести к недопустимым искаже ниям прогноза движения. По этой причине все расчеты произ водятся с исключительно высокой точностью. Например, при расчете орбит ИСЗ скорость его учитывается до одной тысяч ной доли миллиметра в секунду, а координаты — до сантимет ров. (Напомним, что сама по себе скорость движения ИСЗ имеет порядок 8 кмісек, а расстояние от центра Земли — 7000 км.) Естественно, что чем на большее время рассчитыва ется прогноз движения, тем выше должна быть точность рас четов. В силу указанных причин баллистики требуют, чтобы численное интегрирование выполнялось с числами, имеющими, например, девять разрядов, т. е. эти числа записывались в виде:
0,536421879,
796541234,
348,962537.
Теперь вы легко можете ощутить трудоемкость и объем вычис лений. Возьмите, например, два девятиразрядных числа и ум ножьте их друг на друга, пользуясь только карандашом и бу
78
магой. Это у вас займет по меньшей мере несколько минут. А теперь обратите внимание на следующие числа: чтобы чис ленными методами рассчитать траекторию полета космическо го аппарата к Луне с возвращением на Землю (по типу меж планетной станции «Зонд-7»), необходимо выполнить пример но один миллион элементарных математических операций (ти па сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень и извлечения корня) с девятиразрядными числами! Давайте предположим, что вы в одну минуту выполняете одну операцию (конечно, эта цифра значительно занижена). Тогда прогноз движения вы выдадите через 1 млн. минут, т. е. при мерно через 2 года непрерывной работы (без сна, выходных и отпусков). Если к этому добавить, что в процессе подготовки
иосуществлении пуска расчет траектории приходится произ водить многие сотни раз, то при таком темпе расчетов запуск космических объектов стал бы совершенно немыслим. А вот еще один пример. Американские астрономы Брауэр, Клеменс
иЭккерт вычислили положения пяти планет (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) в промежутке времени от 1653 до 2060 года. Электронно-вычислительные машины выполнили 5 млн. умножений и делений, 7 млн. сложений и вычитаний чисел, имеющих четырнадцать (!) разрядов. До появления вычисли тельных машин выполнение такого количества операций было практически невозможно. Для сравнения можно указать, что одному идеальному, неошибающемуся вычислителю, непре рывно совершающему математические операции, потребова лось бы для выполнения такого объема работ ПО лет. На
помощь баллистикам пришли электронные вычислительные ма шины, которые с поразительной быстротой выполняют расчеты траекторий космических аппаратов. Например, хорошо извест ные отечественные электронные вычислительные машины типа М-20 и М-220, выполняющие до 20 тыс. математических и ло гических операций в одну секунду с девятиразрядными числа ми, а БЭСМ-6 — до одного миллиона операций в секунду с де вятиразрядными числами. Конечно, такие быстродействую щие устройства в состоянии удовлетворить требования балли стиков, но их «аппетит» от этого не уменьшился. В космической баллистике существует целый ряд задач, о которых мы будем говорить в свое время, по своему объему вычислений и необ ходимой точности значительно превышающих задачи расчета прогноза движения.
Но вернемся к уравнениям движения. Мы уже видели, что объем вычислений при расчете прогноза движения будет су щественным образом зависеть от структуры уравнений. Чем
79