Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
планеты. При смещении точки отделения вдоль орбиты вместе с ней повернется и эта линия.
Таким образом, после отделения космонавт вначале будет действительно удаляться от корабля, следуя здравому смыслу. Через четверть периода обращения он достигнет наибольшего удаления (точка С') и после этого, словно под действием не видимой пружины, начнет приближаться к кораблю. Через по ловину периода космонавт сблизится с кораблем и затем нач нет удаляться от него в противоположном направлении. При чем максимум удаления произойдет через три четверти перио да (в точке С ). В момент прилета в точку а корабль и космо навт приходят в исходное состояние. В дальнейшем указан ный процесс повторяется.
Таким образом, оттолкнувшись в направлении нормали к плоскости орбиты, космонавт будет совершать колебания от носительно корабля с частотой, кратной периоду обращения вокруг Земли, и видимое с корабля движение его будет пря молинейным на одной и той же высоте над поверхностью пла неты. На каждом витке космонавт будет дважды встречаться с кораблем и побывает, независимо от своего желания, с «ле вой» и с «правой» стороны его. При отделении от корабля, летящего по орбите спутника Земли на высоте 200 км со ско ростью 1 м/сек, наибольшее удаление, т. е. амплитуда колеба ний, составит около 800 м.
Не зная всех подробностей, можно подумать, что космонавт просто совершает гигантские прыжки, отталкиваясь от кораб ля. Такие высоты «прыжков» недоступны даже самым выдаю щимся рекордсменам Земли.
Необходимо отметить, что описанная картина движения космического пешехода мало в чем изменится при перенесении движения в реальное поле Земли. Действительно, как мы уже знаем, основную долю возмущений в орбитальное движение вносит сжатие Земли, заставляя прецессировать плоскость ор биты. Величина этой прецессии при прочих равных условиях зависит только от угла наклона плоскости орбиты. Но в резуль тате отделения космонавта наклонение орбиты может изме ниться максимум на угол а, который при скорости отделения космонавта 1 м/сек будет составлять всего 2 угл. сек. А это пренебрежимо малая величина, которая практически не по влияет на скорость прецессии орбиты и, следовательно, на от носительное движение.
173
Еще одна интересная возможность встречи космонавта с кораблем
Предположим теперь, что космонавт отталкивается от ко рабля по направлению к центру Земли, и определим видимую с корабля траекторию его движения.
На рис. 43 изображены орбиты корабля и космонавта, точ ками 1—8 отмечены последовательные положения корабля на
орбите через 1/& периода обращения, а точками |
1'—8' |
— по |
||||
ложения космонавта в те же моменты времени. |
|
в указанном |
||||
1 |
Отталкиваясь |
|||||
направлении, |
космонавт |
уже |
||||
|
сходит с первоначальной кру |
|||||
|
говой орбиты, по которой дви |
|||||
|
гался вместе с кораблем, а ор |
|||||
|
бита его становится эллипти |
|||||
|
ческой. При этом периоды об |
|||||
|
ращения вокруг |
Земли |
будут |
|||
|
одинаковыми и для космонав |
|||||
|
та, и для корабля. |
(Строго го |
||||
|
воря, периоды |
обращения |
бу |
|||
|
дут одинаковыми только в том |
|||||
|
случае, если после |
отделения |
||||
Р и с. 43. Схема расположения ор |
космонавта скорость его поле |
|||||
бит корабля и космонавта при от |
та относительно Земли сохра |
|||||
делении космонавта по направле |
нится равной скорости кораб |
|||||
нию к Земле. |
ля. Это произойдет |
лишь |
тог |
да, когда векторы скорости ко рабля и скорость отделения космонавта от корабля образуют равнобедренный треугольник. Значит, космонавт, отталки ваясь, должен на ничтожную величину отклониться от направ ления на центр Земли в сторону полета. Для простоты мы это отклонение не учитываем.) Следовательно, через каждый ви ток корабль и космонавт будут одновременно приходить в точку их разделения. Перигей и апогей орбиты космонавта на рис. 43 обозначены точками П и А соответственно. Как извест но, скорость полета в перигее всегда больше скорости полета в апогее. Поэтому на первом полувитке (точки 2, 3, 4, 5) кос монавт будет обгонять корабль, удаляясь от него, а на втором (точки 6, 7, 8, 1) приближаться к нему. По завершении витка описанный процесс будет повторяться.
Таким образом, при отталкивании в направлении к центру Земли космонавт будет определенным образом колебаться от носительно корабля в плоскости орбиты, все время находясь впереди корабля (если смотреть по направлению полета), уда-
174
ляясь |
и |
приближаясь |
к |
г |
||||
нему с частотой, кратной |
|
|||||||
периоду обращения. Од |
|
|||||||
новременно |
с |
этим |
на |
|
||||
первом |
полувитке |
космо |
|
|||||
навт будет находиться ни |
|
|||||||
же |
корабля |
(т. |
е. |
ближе |
|
|||
к Земле), после заверше |
|
|||||||
ния первой половины вит |
Рис . 44. Траектория движения космо |
|||||||
ка |
будет |
иметь |
равную |
|||||
высоту и на втором полу- |
навта относительно корабля при отделе |
|||||||
нии космонавта в направлении к центру |
||||||||
витке будет двигаться вы |
Земли (правая) и от центра Земли (ле |
|||||||
ше корабля. |
|
|
ана |
вая). Корабль расположен в точке 1. |
||||
|
Математический |
|
лиз показывает, что приближенно (но с высокой степенью точ ности!) траекторию движения космонавта относительно ко рабля можно представить в виде одного из эллипсов, изобра женных на рис. 44. Правая траектория соответствует
случаю |
отделения |
космонавта |
в направлении к центру |
||
Земли, |
а левая |
■— |
от центра |
Земли. Такие |
траектории |
часто |
называют |
критическими. |
Характерной |
особенностью |
критических траекторий является то, что независимо от ра диуса орбиты корабля форма их остается одной и той же, т. е. эксцентриситет имеет всегда постоянное значение, примерно равное 0,873. Любопытно также, что большая полуось крити ческой траектории в два раза больше малой полуоси. При ско рости отделения космонавта 1 м/сек наибольшее удаление его от корабля (через половину периода; точка 5 на рис. 44) соста вит 3,8 км вдоль орбиты и отклонение вверх и вниз — 0,95 км. При полете по орбите спутника Луны с высотой 100 км анало гичные отклонения составят 4,5 км и 1,12 км соответственно.
Таким образом, радиальное отделение космонавта от ко рабля в приближенном представлении приводит к относитель ному движению по замкнутой траектории, имеющей форму эллипса, который может лежать как впереди космического ко рабля (в направлении полета), так и позади. Исходя из этой особенности движения, вы теперь в состоянии ответить на сле дующий вопрос: как полетит относительно корабля камень, брошенный к Земле? На этот вопрос мы ответим следующим примером.
Во время полета космического корабля «Восход-2», пилоти руемого летчиками-космонавтами П. И. Беляевым и А. А. Лео новым, был осуществлен впервые в мире выход человека из корабля в космическое пространство. После осуществления
175
полета космонавт А. А. Леонов рассказал, что при нахож дении в открытом космосе им была отброшена к Земле одна оказавшаяся ненужной деталь. В привычном для нас пред ставлении выражение «деталь была отброшена к Земле» оз начает, что в дальнейшем она будет все более и более уда ляться от корабля и в конце концов упадет на Землю подобно тому, как падает на Землю брошенный с вышки камень. Одна ко проведенный выше анализ показывает, что подобного, при вычного для земных, не космических, жителей движения бро шенной к Земле детали в действительности происходить не будет.
Предположим для простоты, что орбита корабля-спутника «Восход-2» была круговой, а космонавт А. А. Леонов отбросил деталь по радиусу орбиты («к Земле»), В этом случае в на чале своего движения брошенная деталь действительно будет удаляться от корабля по направлению к Земле, но одновре менно с этим начнет обгонять его. Спустя четверть периода об ращения корабля вертикальное (т. е. к Земле) перемещение детали прекратится, причем она будет находиться впереди и ниже корабля. В последующем она начнет перемещаться вверх, уменьшая свою горизонтальную составляющую скоро сти и через половину периода обращения выйдет на орбиту корабля впереди него. Далее деталь начнет подниматься над орбитой, смещаясь одновременно к кораблю, и после заверше ния витка вплотную подойдет к нему. Если только она не столкнется с кораблем, то в дальнейшем описанный характер движения будет повторяться.
Таким образом, привычное для нас представление о паде нии брошенного с вышки камня нельзя распространять на дви жение брошенной с корабля детали, так как в последующем она неограничена в своем движении. Брошенная космонавтом А. А. Леоновым деталь не упала на Землю, а в течение полета двигалась в его окрестности, периодически приближаясь и удаляясь от него.
Необходимо еще раз оговориться, что критические траек тории могут быть образованы, строго говоря, при движении в центральном гравитационном поле сил. Наличие различных возмущений (нецентральность поля, сопротивление атмосфе ры и др.) даже при условии абсолютно точного отделения космонавта не позволит создать строго периодические (кри тические) орбиты, которые бы заканчивались возвращением космонавта точно на корабль. Однако, как указывалось ранее, при небольших скоростях отделения космонавта орбиты кос монавта и корабля по отношению к размерам Земли будут до
176
статочно близкими и на их относительное движение бу дет влиять лишь разность возмущающих сил. Если возмущающие силы по отно шению к силам притяжения планеты по своей величине составляют первый порядок малости, то упомянутая раз ность возмущающих сил бу дет являться величиной вто рого порядка малости. Вви ду этого в первом прибли жении можно считать, что относительное движение оп ределяется лишь действием
сил центрального поля и с этих позиций рассматривать перио дическое движение. Это подтверждается, в частности, резуль татами расчетов, представленными в виде графика на рис. 45. На этом рисунке дана проекция траектории относительного движения космонавта на плоскости орбиты корабля, от кото рого он отделился со скоростью 10 м/сек в направлении радиу са. Сплошная линия изображает траекторию, полученную точ ными расчетами с учетом сжатия Земли и сопротивления ат мосферы, а пунктирная ■— при движении в центральном поле без учета возмущений с использованием приближенных фор мул почти кругового движения. Приведенные результаты на глядно иллюстрируют периодический характер движения кос монавта относительно корабля, несмотря на влияние возму щающих сил, а также подтверждают возможность использо вания для расчетов формул почти кругового движения.
Следует, наконец, отметить, что практическая реализация критических траекторий ввиду высоких требований к точности ориентации направления отделения космонавта связана со значительными техническими трудностями и поэтому едва ли может быть осуществлена на практике. Однако всегда может оказаться возможным отделение космонавта произвести в на правлении, достаточно близком к радиальному и тем самым обеспечить почти периодическое движение космонавта отно сительно корабля. Вот только по этой причине все траектории, образованные в результате отделения космонавта почти в ра диальном направлении, часто относят к периодическим.
Выявленные особенности движения открывают крайне лю бопытные возможности превращения космонавта в своеобраз-
12 Ю. Ф. Авдеев |
177 |
ного спутника собственного корабля. Космонавт — спутник спутника. Для этого он должен вначале удалиться на некото рое расстояние от корабля в направлении его полета. Послеэтого с помощью индивидуального реактивного двигателя кос монавт разгоняется вдоль радиуса орбиты (от Земли). Вели чина добавки скорости определяется в зависимости от разме ров эллипса, который он желает получить. В результате вы полнения этих операций космонавт начнет двигаться по эллип тической траектории, внутри которой будет находиться ко рабль-спутник. Если до включения двигателя космонавт ока зался позади корабля, то дополнительная скорость должна иметь обратное направление.
В итоге получается довольно сложная картина движения:
—орбита корабля — круговая;
—орбита космонавта ■— эллиптическая;
—траектория движения космонавта относительно кораб ля — эллиптическая.
При этом необходимо оговориться, что эллиптическая тра
ектория относительного движения, за исключением формы, ничего не имеет общего с эллиптическим движением космонав та вокруг Земли, т. е. закономерности движения здесь совер шенно иные. Например, эта траектория имеет всегда один и тот же эксцентриситет, скорости относительного движения в перигее и апогее всегда равны между собой, а большая ось эллипса совпадает с направлением полета корабля. Образ но говоря, центр этого эллипса как бы связан с некоторой дви жущейся со скоростью корабля точкой орбиты, ось эллипса всегда касается орбиты, т. е. эллипс совершает «полет» по ор бите корабля.
Корабль и космонавт обгоняют друг друга вопреки, казалось бы, здравому смыслу
Предположим, наконец, что космонавт отталкивается от ко рабля в направлении, совпадающем с вектором скорости по лета. На рис. 46 показаны орбиты корабля и космонавта для этого варианта полета, причем левый рисунок соответствует случаю отделения космонавта в направлении полета корабля, правый — в противоположном направлении.
В первом случае вследствие увеличения скорости космонав та орбита его становится эллиптической, полностью охваты вающей орбиту корабля. Период обращения космонавта ста нет больше периода обращения корабля, и поэтому после за вершения витка космонавт отстанет от корабля. Парадоксаль но, но факт ■— увеличение скорости космонавта приводит к то-
178
Р и с. 46. Схема расположения орбит корабля и космо навта при отделении космонавта в направлении скорости полета (левый рисунок) и навстречу ей (правый рисунок).
му, что он отстает от корабля. Относительное положение кос монавта и корабля в процессе полета на одном витке отмече но точками 2'—2, 3'—3 и т. д.
Во втором случае эллиптическая орбита космонавта будет целиком лежать внутри круговой орбиты корабля, период об ращения его уменьшится. А это значит, что уменьшение скоро сти космонавта в конечном счете приведет к тому, что он об-
Р и с. 47. Траектория движения космонавта относитель но корабля при отделении в направлении скорости поле та (верхний рисунок) и навстречу ей (нижний рисунок).
гонит в своем движении корабль. На рис. 47 показаны траек тории движения космонавта относительно корабля для двух указанных случаев отделения. Такого вида кривые в матема тике носят название удлиненных циклоид (трохоид). Расстоя ние между петлями кривой соответствует величине отставания (или обгона) космонавта от корабля за один виток.
J2* |
179 |
|
При скорости отделения космонавта 1 м/сек эта величина для случая движения спутника по круговой орбите с высотой 200 км составит за один виток примерно 17 км.
Обратим еще раз ваше внимание на другую сторону пара доксальности полученного результата. Предположим, что при тяжение Земли и каких-либо других планет отсутствует, т. е. в этом смысле мы находимся в абсолютно пустом пространст ве. Возьмем какой-либо предмет и отбросим его от себя со ско ростью 1 м/сек, т. е. с той же самой скоростью, с которой кос монавт оттолкнулся от корабля. После отбрасывания назван ный предмет будет совершать равномерное прямолинейное движение и за 1 час 30 минут (время завершения кораблем одного витка) он удалится от нас на расстояние 5,4 км. За это же время космонавт удалится от корабля на 17 км, т. е. в три раза большее расстояние. Как объяснить столь странный ре зультат? В этом нетрудно догадаться: из-за изменения высоты полета происходит «перекачка» кинетической энергии космо навта в потенциальную и обратно и это автоматически приво дит к изменению скорости полета космонавта, и, следователь но, к величине отставания или обгона корабля. Этот пример лишний раз демонстрирует особенности свободного движения космических объектов в гравитационных полях и поэтому за ставляет относиться к ним с надлежащей осторожностью.
Но вернемся к рис. 47. На нем точками 2, 3... отмечены пос ледовательные положения космонавта относительно корабля. Отсюда легко определяется видимое с корабля движение кос монавта. Если, например, космонавт оттолкнулся в направле нии скорости полета, то первоначально он действительно несколько обгоняет корабль, одновременно поднимаясь над го ризонтом. Однако уже через 10 мин полета (спустя 41° угло вой дальности полета корабля) его движение вперед прекра тится и космонавт после этого одновременно с повышением высоты начнет приближаться к кораблю. На 19-й минуте (спу стя 73° угловой дальности полета корабля) космонавт окажет ся над кораблем. В дальнейшем космонавт будет удаляться от корабля, все время находясь выше его орбиты, и только по за вершении витка выйдет на первоначальную высоту (точка 8 на рис. 47).
При отделении космонавта в направлении против вектора скорости корабля он будет двигаться уже ниже корабля, обго няя его. Отрезок между петлями кривой соответствует рас стоянию, на которое удаляется космонавт от корабля за один виток. С каждым последующим витком космонавт все более и более будет удаляться от корабля.
180