Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
лет или устойчивость орбиты спутника на протяжении весьма длительного промежутка времени. Однако непосредственное применение качественного метода для исследования орбит опять-таки наталкивается на серьезные математические и тех нические трудности. Для пытливого ума и здесь открывается обширное поле деятельности.
К сожалению, ограничиваясь рамками настоящей книги, мы не в состоянии пояснить сколько-нибудь детально всех ос ложнений в применении качественных методов. Для этого пришлось бы совершить экскурс в дебри математики и меха ники, что, разумеется, значительно усложнило бы чтение кни ги. Поэтому мы ограничиваемся только названием метода и его некоторым приближенным пояснением.
Вот теперь и уместно сказать, что прежде чем отправиться в путь на штурм несдавшихся крепостей небесной механики, необходимо познакомиться с опытом борьбы с ними ваших предшественников, чтобы случайно не угадать уже на изучен ную ими дорогу.
V
ПЕШЕХОД В КОСМОСЕ
Когда космонавт покидает свой корабль, он превращается
всвоеобразного пешехода. Однако поведение космического пешехода не имеет ничего общего с земным пешеходом. Его так же нельзя сравнить и с парашютистом, свободно падающим после отделения от самолета. Космонавт, образно говоря, не может выпасть из корабля; для этого он должен обязательно оттолкнуться. Но и последующий свободный полет, и движе ния относительно корабля уже не имеют также ничего общего с падающим парашютистом. Здесь движение подчиняется но вым закономерностям, приводящим к парадоксальным и не ожиданным результатам. И для того чтобы не «заблудиться», космический пешеход перед выходом в космос должен внача ле «научиться ходить», т. е. предугадывать и направлять свое движение, которое, как это ни странно, выглядит сложно.
167
Трудности и опасности космических «прогулок»
Слово «прогулок» мы поставили в кавычки, поскольку дель выхода в космос на самом деле не прогулка, а подготовка к последующей работе. В будущем, например, предполагается, что человек будет участвовать в монтаже орбитальных стан ций из частей, доставляемых с Земли. Человек выходит в кос мос также для пересадки с одного корабля на другой, как это было выполнено при полете кораблей-спутников «Союз-4» и
«Союз-5».
Однако выходу из корабля в открытый космос, этой про стой, на первый взгляд, операции, предшествует решение це лого комплекса сложных научных и технических проблем, свя занных прежде всего с обеспечением жизнедеятельности чело века. Человек, «венец природы», оказывается незащищенным перед условиями космоса. Вакуум грозит удушьем. Из-за нич тожно малого давления атмосферы (оно составляет миллион ные доли от давления у Земли) кровь закипает в жилах. Пря мые солнечные лучи острыми слепящими стрелами обжига ют обращенную к ним часть тела, в то время как часть тела, находящаяся в тени, недопустимо охлаждается. Слепящее солнце не позволяет открыть глаза, яркость его сильнее дуги электросварки. Все пространство и человек пронизываются мощными потоками космических излучений.
Для защиты человек надевает скафандр, снабженный спе циальными системами, которые поглощают выдыхаемый угле кислый газ и пополняют запас кислорода внутри скафандра, а также поддерживают привычную для человека температуру. Светофильтр гермошлема ослабляет слепящие лучи Солнца, защищая глаза. Оболочка скафандра задерживает опасные для человека космические излучения, но в то же время делает ся достаточно гибкой, чтобы можно было легко двигаться. Вы ход в космос советских космонавтов —• А. Леонова, А. Елисее ва, Е. Хрунова, а также пребывание американских космонав тов на Луне подтвердили возможность защиты человека от ус ловий космоса и выполнения ими определенной работы.
Существует, однако, группа проблем совершенно иного ро да, связанная также с выходом космонавта в открытый кос мос. На космонавта, который отделился от корабля, будут дей ствовать те же силы, что и на корабль, но уже отдельно от корабля. К этим силам, кроме того, добавятся еще силы вза имного притяжения космонавта и корабля. Как будет двигать ся космонавт относительно корабля? Каковы особенности их взаимного движения? Возможно ли удаление космонавта от
168
корабля и при каких условиях обеспечивается возвращение его на корабль? Это далеко не полный перечень всех вопросов, возникающих перед специалистами, которые готовят космиче скую «прогулку».
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо понять ос новные закономерности движения космических кораблей, осо бенности отделения космонавта от корабля и его последующе го полета. Первую часть поставленного вопроса, а именно: за кономерности движения космических кораблей, мы уже рас смотрели выше. Теперь задача состоит в детальном изучении нового качества движения — так называемого относительного движения космонавта и корабля.
Принципиальной особенностью относительного движения в космосе является то, что его нельзя проиллюстрировать при вычной и понятной земной аналогией. Ближе всего к космосу находятся самолеты и летчики. Однако нельзя, например, отождествить полет самолета и спутника, сближение космиче ских кораблей со сближением самолетов, полет строем само летов и космических кораблей, прыжок парашютиста и отде ление космонавта от корабля. Для того чтобы показать, во что выливается это различие, какие трудности возникают при этом, ниже рассматриваются задачи, связанные с динамикой движения космонавта и корабля.
Можно ли пренебречь притяжением космонавта и корабля
Основное отличие свободного полета космонавта от полета произвольного космического аппарата с точки зрения небесной механики — это наличие взаимных сил притяжения между ко раблем, от которого отделился космонавт, и космонавтом. Космический корабль-спутник — материальное тело с опреде ленной массой — можно также рассматривать как миниа тюрную планету, и поэтому для него может быть определена сфера действия, внутри которой проявляется в основном толь ко сила тяготения самого корабля. О сфере действия мы уже упоминали неоднократно: если какое-либо тело (в данном слу чае космонавт) находится вне сферы действия, то влиянием притяжения его можно пренебречь. Расчеты показывают, что радиус сферы действия космических аппаратов чрезвычайно мал и не превышает несколько сантиметров. А это значит, что сфера действия корабля расположена внутри его, так как именно от центра масс корабля ведется отсчет радиуса. Есте ственно, что космонавт не может «войти» в сферу действия своего корабля.
169
Расчеты также показывают, что вторая космическая ско рость даже на корабле весом 100 т составляет только доли мм/сек. Значит, космонавт, оттолкнувшись от корабля даже со сравнительно небольшой скоростью, покинет его и при этом не сможет рассчитывать на возвращение к кораблю только за счет взаимного при.тяжения. В то же время космонавт не смо жет существенно изменить орбиту своего первоначального (вместе с кораблем) движения, поскольку скорость отталкива ния едва ли превысит нескольких метров за секунду, т. е. она во много раз меньше скорости полета корабля. В итоге космо навт станет самостоятельным искусственным спутником Земли, движение которого будет определяться главным образом пер воначальной (вместе с кораблем) орбитой, но также, в не большой степени, направлением и силой отталкивания.
Таким образом, ввиду небольшого отличия орбит корабля и космонавта для описания траектории движения космонавта при отделении с корабля, совершающего полет по круговой или близкой к круговой орбите, применима описанная ранее теория почти кругового движения. Когда речь шла о почти круговом движении, то оно было представлено суммой двух слагаемых, одно из которых отражает полет по основной ор бите, а второе — добавку к нему. Нас, очевидно, как раз будут интересовать эти самые малые добавки, поскольку они определят положение космонавта относительно корабля, остав шегося на первоначальной орбите. Вот на этом основании и
гвведем специальную систему отсчета, ука зывающую местоположение космонавта относительно корабля.
Человек, идущий по Земле, обычно оценивает свое движение относительно видимых у дороги предметов, которые представляются по существу своеобраз
Рис . 41. Транспор тируемая система ко ординат:
1 — орбита корабля;
2 — Земля.
ной системой координат. Точно так же оговорим систему отсчета (координаты) и для космического пешехода и введем некоторые условные обозначения. На рис. 41 схематично показана круговая ор бита космического корабля относительно Земли. Наша система координат г, п, b движется вместе с кораблем. Ось г явля ется продолжением радиуса орбиты, ось п направлена вдоль вектора скорости ко рабля, а ось b — по нормали (перпенди куляру) к плоскости орбиты. Такую си
170
стему координат баллистики часто называют транспортируе мой, подчеркивая тем самым, что она перемещается вместе с космическим объектом, т. е. он как бы является «транспортом» для «перевозки» системы координат.
Расстояние от корабля до космонавта будем обозначать буквой р, а проекции прямой, соединяющей космонавта и ко рабль, на оси координат — соответственно рг, рп, рь-
Скорость отделения космонавта от корабля будем считать достаточно малой по сравнению со скоростью полета корабля. При движении по орбите спутника Земли с высотой 200 км скорость корабля составит около 8 км/сек, а космонавт может оттолкнуться от корабля со скоростью нескольких метров в се кунду. Начальную скорость отделения космонавта от корабля будем впредь обозначать w0, а ее проекцию на оси координат через wT0, wno, wь0. Если эти проекции совпадают по направле нию с положительными направлениями осей транспортируемой системы координат, то им приписывается знак плюс, для ха рактеристики противоположного направления перед ними ста вится знак минус.
Космонавт может отделиться от корабля либо с помощью специального ракетного двигателя, либо отталкиваясь от него ногами. В последнем случае необходимо отметить, что сила толчка космонавта будет воздействовать как на него самого, так и на корабль. Следовательно, при отделении космонавта с некоторой скоростью корабль также сместится, но в противо положном направлении. При этом скорость смещения корабля будет во столько раз меньше, во сколько раз его масса превы шает массу космонавта. При массе корабля 10 т, космонавта — 100 кг и отделении его со скоростью 1 м/сек корабль приобре тет дополнительную скорость всего 1 см/сек. Это приведет к ничтожному изменению орбиты, которым можно пренебречь.
Для простоты изложения (имея в виду сделанные ранее за мечания) полагается, что отделение космонавта производится с некоего космического корабля, совершающего полет по кру говой орбите искусственного спутника Земли. Одновременно принимается, что Земля является сферой, а сопротивление ат мосферы и притяжение других планет пренебрежимо малы по справнению с силой притяжения Земли. Такие допущения, как известно, не искажают качественной картины относительного движения, но позволяют существенным образом упростить по следующие рассуждения.
На первых порах будем следить за полетом космонавта, ли шенного индивидуального реактивного двигателя, т. е. попы таемся выяснить, как будет двигаться в космосе «безмотор
171
ный» пешеход. А для того чтобы рассмотреть это движение з чистом виде, будем считать, что космонавт не связан со своим кораблем каким.-либо тросом (фалом). Это, разумеется, лишь мысленный эксперимент, и мы будем проводить его, не счита ясь с требованиями безопасности.
Итак, космонавт, выйдя в открытый космос, оттолкнулся от корабля. Куда же он полетит?
Как космонавт в течение одного |
витка может дважды встретиться |
с кораблем, не прилагая |
к этому никаких усилий |
Космонавт может оттолкнуться от корабля в любом направ лении. Здесь мы предположим, что он оттолкнулся в направле нии нормали к плоскости орбиты. Образно говоря, космонавт «стал» ногами на плоскость орбиты и затем «подпрыгнул». Попробуем определить видимую с корабля траекторию после дующего движения космонавта.
В поисках ответа вы, наверное, захотите сделать некий ка чественный прогноз: с течением времени космонавт будет все дальше уходить от корабля. Так подсказывает здравый, зем ной смысл. Но так ли это произойдет в космосе?
На рис. 42 показана орбита корабля и точка а отделения космонавта. После отделения космонавта вектор его скорости поворачивается вокруг оси Оа на угол а. А это означает, что
|
|
|
космонавт начнет двигаться по иной ор |
|||
|
|
|
бите, чем корабль. Но плоскости орбит |
|||
|
|
|
космонавта и корабля всегда проходят |
|||
|
|
|
через центр Земли. Значит, их орбиты, |
|||
|
|
|
оставаясь одинаковыми по форме, будут |
|||
|
|
|
пересекаться под углом а, причем за рав |
|||
|
|
|
ный промежуток времени космонавт и |
|||
|
|
|
корабль будут проходить одинаковые рас |
|||
|
|
|
стояния от точки разделения. Из небес |
|||
|
|
|
ной механики |
также |
известно, что при |
|
|
|
|
движении в центральном поле сил плос |
|||
|
|
|
кость орбиты спутника будет сохранять |
|||
|
|
|
неизменное положение в пространстве и |
|||
|
|
|
проходить через центр планеты. Следова |
|||
Рис . 42. |
Схема |
рас |
тельно, в рассматриваемом случае плос |
|||
положения |
орбит |
ко |
кости орбит корабля |
спутника и космо |
||
рабля (1) и космонав |
навта-спутника будут пересекаться по |
|||||
та (2) при |
отделении |
прямой |
линии, |
проходящей через центр |
||
космонавта |
от кораб |
планеты |
О. Линия пересечения плоско |
|||
ля в направлении нор |
мали к плоскости ор стей будет всегда проходить через точку биты. отделения космонавта от корабля и центр
172